Экономическая сущность налогов и их основополагающие признаки.
Экономическая сущность налогов и их основополагающие признаки.
Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную), требующую средств.
Для государства налоги - основная статья доходов бюджета.
Налоговые отношения предполагают наличие двух субъектов: налогоплательщика и государства, между которыми возникает движение стоимости.
Прямое безвозмездное движение стоимости в денежной форме является объектом налоговых отношений. Налоговые отношения носят односторонний характер: от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, т. е. плательщик конкретно за свой платеж ничего не получает.
Налоги — обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.
Финансовые отношения между государством и хозяйствующими субъектами и населением по формированию централизованного денежного фонда называются налоговыми отношениями.
Исторические аспекты развития науки о налогах.
Первый период развития налогообложения охватывает государственное хозяйство древнего мира и Средних веков до XVI в. (периода разложения феодализма). Тогда не существовало понятия «налог» как такового. Исторически первыми формами налогообложения были жертвоприношения, контрибуции, дань.
Второй период развития налогообложения охватывает этап возникновения и становления капиталистического строя (XVI – XVIII вв.). В этот период налоги еще не носят постоянного и всеобщего характера. Для него характерно поземельное, поимущественное и подушное налогообложение. Прямые налоги отличаются многочисленностью, случайностью, а подчас и странностями (например, налог на покойников, налог на соловьев и др.).
Третий период развития налогообложения (XIX в.) отличается сокращением количества налогов, формированием налоговых систем. К этому периоду относится становление научно-теоретических взглядов на налог и налогообложение. Возрастает значение права при установлении и взимании налогов.
Четвертый период развития налогообложения приходится на конец XIX – XX в., к началу которого была сформулирована идея о своеобразном разделении труда между государством и частным хозяйством в сфере экономики. В это время сокращается доля косвенного налогообложения в мировом масштабе. В 20-е гг. XX столетия водится налог с оборота, реальный промысловый налог трансформируется в налог на прибыль. В эти годы получает большое распространение взимание подоходного налога, основанного на декларациях плательщиков.
Сущность и основные принципы налогообложения.
Статья 2 НК.
1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.
2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), иные взносы и платежи, признаками налогов, сборов (пошлин) не предусмотренные актами законодательства.
3. Налогообложение в РБ основывается на признании всеобщности и равенства.
4. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности РБ, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах РБ либо создающих препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.
5. Допускается установление особых видов пошлин согласно актам, составляющим право Евразийского экономического союза, либо дифференцированных ставок таможенных пошлин
Классификация налогов.
Статья 7 НК. Виды налогов, сборов (пошлин)
1. республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.
2. Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные НК либо Президентом.
3. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые местными Советам депутатов в соответствии с НК.
Статья 6 НК
Элементы налога устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине): объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка (ставки); порядок исчисления; порядок и сроки уплаты.
объект налогообложения - обстоятельства, с наличием которых у плательщика связывают возникновение налогового обязательства;
налоговая база - представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения;
налоговый период - календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, сбора (пошлины);
налоговая ставка (ставки) - представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
порядок исчисления – кто исчисляет сумму налога, сбора (пошлины), подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, - плательщиком, налоговым органом, налоговым агентом, иным лицом;
Сроки уплаты налога, сбора (пошлины) могут быть определены календарной датой, истечением периода времени, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, или на действие, которое должно быть совершено
Порядок уплаты: Уплата налогов, сборов (пошлин), пеней производится разовой уплатой всей причитающейся суммы налога, сбора (пошлины), пени либо в ином порядке в наличном или безналичном порядке.
Допускается взаимозачет налогов, сборов (пошлин), пеней и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим плательщиком.
Налоговая нагрузка
Величина налоговой нагрузки на экономику РБ согласно междуна-родной практике рассчитывается как отношение налоговых доходов консолидированного бюджета к валовому внутреннему продукту (далее — ВВП).
Под налоговыми доходами понимаются республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги, сборы и другие налоговые доходы, пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин), а также проценты за пользование налоговым кредитом, отсрочкой (рассрочкой) уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пеней.
За 2015 г. налоговые доходы составили 222,8 трлн. руб., или 83,6 % доходов консолидированного бюджета республики. По сравнению с 2014 г. их доля сократилась на 2,6 процентного пункта в связи с более высоким темпом роста доходов консолидированного бюджета (темп роста в сопоставимых ценах — 104,3 %) по отношению к динамике налоговых доходов (темп роста— 101,3 %).
В 2015 г. величина налоговой нагрузки на экономику Рес-публики Беларусь составила 25,6 %в ВВП и по сравнению с 2014 г. увеличилась на 1,3 процентного пункта, что обусловлено опережающей динамикой темпа роста налоговых доходов по отношению к росту ВВП (темп роста — 96,1 %).
В рейтинге Doing Business - 2016 Беларусь по уровню налоговой нагрузки заняла 63-е место среди 189 экономик мира.
При этом уровень налоговой нагрузки в Беларуси на прибыль модельной компании (Total Tax Rate) составил 51,8%. В среднем в мире уровень налоговой нагрузки составляет 40,8%.
По данным составителей рейтинга, Россия оказалась на 47 месте (TTR - 47%), Узбекистан - 115 место (TTR - 41,1%), Грузия - 40 место (TTR - 16,4%), Молдова - 78 место (TTR - 40,2%), Армения - 41 место (TTR - 19,9%), Болгария - 88 место (TTR - 27%), Украина 107 (TTR - 52,2%).
Методы налогового контроля.
При проведении налоговыми органами проверок используются методы документальной и фактической, сплошной и (или) выборочной проверки.
Методом документальной проверки осуществляются:
- изучение действующей у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;
- исследование документов в целях установления соблюдения требований законодательства по совершенным хозяйственным и финансовым операциям;
- анализ первичных учетных и расчетных документов с целью определения их подлинности, принадлежности и соответствия установленным требованиям;
- сопоставление данных бухгалтерского и (или) налогового учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и др.);
- соотнесение записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям проверяемого плательщика (иного обязанного лица) и (или) с записями, документами и фактическими данными, полученными от других организаций и физических лиц;
- сличение имеющихся у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) выписок банка по текущим (расчетным, валютным и др.) счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также ознакомление с документами, послужившими основанием для производства таких записей;
- оценка заключенных сделок требованиям законодательства Республики Беларусь по форме, содержанию и исполнению.
Методом сплошной проверки осуществляется анализ всех взаимосвязанных финансово–хозяйственных операций и документов, которыми оформлялись эти операции.
Методом выборочной проверки осуществляется анализ части документов. При этом используется экономический анализ показателей, характеризующих различные стороны хозяйственной деятельности плательщика (иного обязанного лица), с целью выявления несоответствий и отклонений взаимосвязанных показателей с последующим выявлением причин их образования. В ходе экономического анализа отдельные записи бухгалтерского (налогового) учета сверяются с взаимосвязанными первичными документами, выявляются неверно отраженные (не отраженные) в учете факты финансово-хозяйственной деятельности, выясняются причины ошибок и искажений, осуществляется проверка соблюдения плательщиком (иным обязанным лицом) правил учета хозяйственных операций.
Способами осуществления налоговыми органами проверок являются:
проведение встречных проверок;
осмотр используемых для осуществления деятельности территорий, помещений и иных объектов плательщика (иного обязанного лица);
проведение личного досмотра;
контрольный обмер выполненных объемов работ и произведенных затрат на объектах строительства (в том числе реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства);
назначение инвентаризации имущества плательщика (иного обязанного лица);
контрольная закупка товарно-материальных ценностей либо контрольное оформление заказов на выполнение работ (оказание услуг);
иные определенные законодательными актами способы.
При проведении фактической проверки осуществляется применение необходимых способов проверки с учетом состояния бухгалтерского и (или) налогового учета и вопросов, возникающих при анализе документов проверяемого плательщика (иного обязанного лица).
Виды налоговых проверок.
Налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные. В основу такой классификации положено место проведения контрольного мероприятия. Выездные проверки по своему назначению делятся на плановые и внеплановые, а по видам делятся на:
-комплексные;
-целевые;
-рейдовые;
-встречные.
Камеральная проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение по месту нахождения налогового органа.
В результате камеральной проверки также контролируются:
– своевременность и полнота представления налоговых деклараций (расчетов) и других документов, обязанность представления которых установлена законодательством;
– соответствие величины показателя, содержащегося в налоговой декларации (расчете), величине соответствующего показателя, содержащегося в другой налоговой декларации (расчете), которые представлены плательщиком (иным обязанным лицом) по различным налогам и другим платежам в отчетном периоде;
– правильность арифметического подсчета итоговых сумм налогов, иных платежей, подлежащих уплате в бюджет согласно представленным налоговым декларациям (расчетам);
– соответствие данных, содержащихся в представленной налоговой декларации (расчете) и прилагаемых к ней документах, иным имеющимся в налоговом органе документам и сведениям о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица);
– обоснованность применения плательщиком (иным обязанным лицом) налоговых ставок и налоговых льгот;
– своевременность и полнота уплаты (удержания и перечисления) в бюджет налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь, возложен на налоговые органы, и пеней.
Тематическая оперативная проверка: наиболее распространенный метод – контрольная закупка
Цель проведения тематической оперативной проверки такая же, как и при хронометражном методе: установление фактов сокрытия выручки (дохода), являющейся объектом налогообложения.
Наиболее эффективные способы, применяемые в ходе проведения данной проверки, – это:
– контрольная закупка товарно-материальных ценностей;
– контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг.
Такие способы контроля выражены в искусственном создании должностными лицами налоговых органов ситуации по приобретению товарно-материальных ценностей, оформлению заказов на выполнение работ, оказание услуг без цели их приобретения (потребления) или последующей реализации
Налог на доходы и прибыль.
Налог на прибыль — один из широко распространенных прямых налогов. Его сумма зависит от размера прибыли.
Чтобы получить представление о налоге на прибыль, следует определить само понятие прибыли. Обычно она рассчитывается как разность между доходом от деятельности компании и суммой установленных издержек и вычетов.
Под прибылью принято понимать:
• прибыль от основного вида деятельности. В данном случае, обычно, рассматривается разница между выручкой от реализации, за вычетом налогов и сборов из выручки, и затратами по производству и реализации товаров, работ, услуг или имущественных прав;
• прибыль от реализации основных средств предприятия, нематериальных активов – рассчитывается как разница между выручкой от реализации указанных активов, за минусом налогов и сборов из выручки, и остаточной стоимостью реализованного имущества и затратами на их реализацию;
• внереализационная прибыль, т.е. прибыль не связанная с основной деятельностью организации.
Для расчета налога прибыль, полученная в натуральном выражении, переводится в денежную форму. Сумма прибыли рассчитывается вычитанием из общей суммы дохода от вида деятельности связанных с этой деятельностью издержек.
В категорию таких издержек попадают:
• затраты на производство продукции, работ, услуг или имущественных прав – состоят из стоимостей использованных в процессе производства материальных и человеческих ресурсов, и других расходов на производство, отраженных в бухгалтерском учете.
• затраты на реализацию готовой продукции, работ, услуг и имущественных прав - расходы связанные со сбытом продукции, расходы на гарантийное обслуживание, потери от брака и пр.
Согласно законодательству налогооблагаемой базой при исчислении налога на прибыль являются валовая прибыль, дивиденды и доходы, приравненные к ним согласно п. 1 ст. 35 Налогового кодекса.
Целевые бюджетные фонды.
Целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.
Государственные целевые бюджетные фонды, формируемые в составе республиканского бюджета:
- Республиканский централизованный инновационный фонд;
- Фонд национального развития;
- Республиканский дорожный фонд.
Целевые бюджетные фонды составляют финансовую базу реализации различных социально-экономических программ среднесрочного и долгосрочного характера, связанных, например, с решением вопросов в области дорожного хозяйства, охраной окружающей среды, инновационного развития, социальной защиты населения, и др.
Роль целевых фондов:
– снимают напряжение с государственного бюджета, выступая в качестве стабильного, прогнозируемого источника денежных средств, направляемых органами власти на финансирование конкретных социальных потребностей общества и различных программ экономического характера;
– усиливают целевое использование средств, в соответствии с приоритетами социального и экономического развития;
– расширяют возможности государственного влияния на развитие хозяйственной и социальной жизни общества.
Отчисления в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Страховые взносы в ФСЗН – это регулярно уплачиваемые, обязательные отчисления от заработной платы и иных подобных доходов. Из сумм этих взносов финансируются пенсии, больничные листы и другие социальные выплаты.
Обязанность уплачивать страховые взносы возлагается на:
-Работодателей;
-Наемных работников;
-Физических лиц самостоятельно уплачивающих взносы;
-Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах».
Обязательные страховые взносы по своему назначению делятся на:
• Взносы на пенсионное страхование – 29%;
• Взносы на социальное страхование – 6%.
Размер обязательных пенсионных взносов определяется законодательно и имеет разную величину в зависимости от категории предприятия.
В законодательстве существует понятие обязательных страховых взносов. Это их минимальная величина, рассчитываемая как процент от доходов. Кроме того, существует и «абсолютный минимум» взносов, который вычисляется по общему принципу от величины минимальной зарплаты. Максимальное ограничение также существует: до 01.01.2015 применялась четырехкратная величина средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы в Фонд; с 01.01.2015 установлена пятикратная величина средней зарплаты.
Перечень выплат, на которые не начисляются взносы в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
1. Государственные пособия, денежные выплаты, связанные с награждением государственными наградами, премии, стипендии, гранты, предусмотренные законодательными актами и выплачиваемые за счет средств республиканского бюджета и государственного социального страхования.
2. Выходное пособие при прекращении трудового договора (контракта).
3. Компенсации в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, предусмотренные в главе 9 Трудового кодекса Республики Беларусь, суммы возмещения морального вреда, причиненного работникам.
4. Суммы средств работодателя, направленные на:
обеспечение работников средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, форменной одеждой и обмундированием в соответствии с законодательством;
обучение работников, осваивающих содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых при их переподготовке, профессиональной подготовке, повышении квалификации, стажировке, обучении на обучающих курсах, связанных с осуществляемой работодателем деятельностью, в размере стоимости такого обучения;
приобретение путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Республики Беларусь детям работников;
медицинские осмотры в соответствии с законодательством, а также медицинскую помощь, в том числе на проведение операций, при наличии соответствующего подтверждения, выдаваемого в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
поощрение работников за участие в спортивных мероприятиях;
строительство (реконструкцию), покупку жилых помещений, погашение кредитов (ссуд), полученных на указанные цели, работникам, нуждающимся в соответствии с законодательством в улучшении жилищных условий.
5. Суммы страховых взносов (платежей), уплачиваемых работодателем по обязательному государственному личному страхованию в соответствии с законодательством, а также по договорам добровольного страхования жизни, добровольного страхования дополнительной пенсии, добровольного страхования медицинских расходов (при условии, что договоры заключены на срок не менее одного года).
6. Доплата до среднемесячного заработка при временном (до восстановления трудоспособности или установления ее стойкой утраты) переводе на более легкую нижеоплачиваемую работу в связи с повреждением здоровья в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, пособие по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
7. Материальная помощь, оказываемая работникам в соответствии с законодательными актами, а также в связи со вступлением в брак, рождением ребенка, постигшим их стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечьем, смертью их близких родственников.
8. Ежемесячные выплаты, предусмотренные в подпункте 1.4 пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2012 г. N 9 "О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности".
Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах». Характеристика и методика расчета.
«Белгосстрах» устанавливает страхователям надбавки к страховому тарифу и скидки с него (п.324 Положения о страховой деятельности в РБ, от 25.08.2006 № 530).
Указом № 531 (подп.1.1 п.1) установлен страховой тариф по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для:
страхователей - бюджетных организаций - 0,1 %;
иных страхователей - 0,6 %.
Объектом для начисления страховых взносов в «Белгосстрах» являются выплаты всех видов, начисленные в пользу лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме предусмотренных Перечнем № 115.
Надбавки и скидки страхователям на очередной календарный год устанавливаются не позднее 31 октября текущего года распоряжением страховщика.
Страховщик до 1 декабря текущего года направляет страхователям, которым установлены надбавки или скидки на очередной календарный год, соответствующие уведомления.
Информация об установленных на очередной календарный год страхователям надбавках и скидках размещается на официальном сайте страховщика (http://bgs.by/) в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 1 декабря текущего года.
Надбавки и скидки действуют с 1 января по 31 декабря года, на который они установлены.
Если страхователь не получил уведомление «Белгосстраха» об установлении надбавки и (или) скидки, надбавка (скидка) считается неустановленной. Информацию об установленных надбавках и скидках страхователю следует выяснить в обособленном подразделении «Белгосстраха» по месту своей регистрации.
Экономическая сущность налогов и их основополагающие признаки.
Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную), требующую средств.
Для государства налоги - основная статья доходов бюджета.
Налоговые отношения предполагают наличие двух субъектов: налогоплательщика и государства, между которыми возникает движение стоимости.
Прямое безвозмездное движение стоимости в денежной форме является объектом налоговых отношений. Налоговые отношения носят односторонний характер: от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, т. е. плательщик конкретно за свой платеж ничего не получает.
Налоги — обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.
Финансовые отношения между государством и хозяйствующими субъектами и населением по формированию централизованного денежного фонда называются налоговыми отношениями.