Экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний


Экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний - student2.ru Экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний - student2.ru Объекты исследования

Человек (как носитель психиче-ского), имеющий определенный процессуальный статус (подоз-реваемый, обвиняемый, подсу-димый).

Материалы дела (как совокуп-ность материализованных источ-ников информации о фактах и событиях, являющихся отраже-нием психической деятельности в юридически значимой ситуации, а также об обстоятельствах, ха-рактеризующих личность): все показания и свидетельства фигу-рантов дела, заключения всех проведенных по делу экспертиз (всех видов), сведения об исполь-зованном орудии, протокол ос-мотра места происшествия, про-токол освидетельствования на предмет алкогольного опьянения, биографические и иные сведения о подэкспертном, справки, харак-теристики, меддокументация о перенесенных заболеваниях.

Типовые задачи (вопросы)

Находился ли обвиняемый (под-судимый) в момент совершения инкриминируемого деяния в состоянии аффекта?

Находился ли обвиняемый (под-судимый) в момент совершения инкриминируемого деяния в каком-либо эмоциональном со-стоянии, которое могло сущест-венно повлиять на его сознание и психическую деятельность?

Являлась ли исследуемая ситуа-ция или действия такого-то (уточ-нить) психотравмирующей (аф-фектогенной, стрессогенной и пр.) для обвиняемого (подсудимого)?

Какое влияние оказало состояние простого алкогольного опьянения на психическую деятельность об-виняемого (подсудимого) в интере-сующий следствие (суд) период?

Мог ли обвиняемый, с учетом его эмоционального состояния, в период совершения инкримини-руемого ему деяния адекватно со-относить свои действия с объек-тивными требованиями ситуации?



Экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний - student2.ru _________Судебно-психологическая экспертиза

Таблица 5

Экспертиза индивидуально-психологических особенностей
Объекты исследования I Типовые задачи (вопросы) 1

Человек (как носитель психиче-ского), имеющий определенный процессуальный статус (подоз-реваемый, обвиняемый, подсу-димый, потерпевший).

Материалы дела, содержащие общие психологические сведе-ния о подэкспертном (лице, на-правленном на экспертизу): данные об условиях развития, воспитания; обстоятельства, ха-рактеризующие его личность, ее направленность, жизненные цели, систему отношений; све-дения об эмоциональных со-стояниях и особенностях реаги-рования, проявившихся в опре-деленный период.

Какие индивидуально-психоло-гические особенности обвиняе-мого (подсудимого) могли повли-ять на его поведение в интере-сующий следствие (суд) период?

Свойственна ли обвиняемому повышенная враждебность (аг-рессивность, возбудимость, вну-шаемость, подчиняемость и пр. – указать интересующее свойство)?

Имеются ли у обвиняемого какие-либо индивидуально-психологические особенности, которые бы указывали на зако-номерность или случайность его поведения в юридически значимой ситуации?

Могла ли исследуемая ситуа-ция и сложившиеся жизненные обстоятельства (указать, какие) повлиять на актуализацию оп-ределенных мотивационных ли-ний обвиняемого и проявление его индивидуально-психологи-ческих особенностей?

Какие мотивационные линии преобладали в поведении об-виняемого в исследуемой си-туации (сострадание, вражда, месть и т.д.).



Юридическая психология__________

Таблица

Экспертиза в отношении несовершеннолетних обвиняемых
I Объекты исследования I Типовые задачи (вопросы)

Экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний - student2.ru Экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний - student2.ru Несовершеннолетний обвиняемый (подсудимый), не страдающий психическим расстройством.

Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном: данные об ус-ловиях развития, воспитания; об-стоятельства, характеризующие его личность, ее направленность, жизненные цели, систему отно-шений; сведения об эмоциональ-ных состояниях и особенностях реагирования, проявившихся в определенный период.

Медицинская документация, содержащая сведения о разви-тии несовершеннолетнего, пе-ренесенных заболеваниях.

Заключение или справка психи-атра о том, что несовершенно-летний психическим расстрой-ством не страдает и на учете у психиатра не находится.

Имеются ли у несовершен-нолетнего признаки не связан-ного с психическим расстрой-ством отставания в психиче-ском развитии и в чем они выражаются?

С какими причинами связано отставание несовершеннолетне-го в психическом развитии?

Учитывая уровень психиче-ского развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего обвиняе-мого и конкретные обстоятель-ства дела, мог ли он при совер-шении инкриминируемого ему деяния в полной мере осозна-вать фактический характер и общественную опасность своих действий?

Учитывая уровень психиче-ского развития, индивидуаль-но-психологические особенно-сти несовершеннолетнего и конкретные обстоятельства де-ла, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере руководить своими действиями?



_________Судебно-психологическая экспертиза

Таблица 7

Наши рекомендации