Порядок прохождения учебной практики. Отчетность по практике.

Прохождение студентами учебной практики осуществляется в соответствии с Положением о порядке проведения практики студентов, обучающихся в ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)», утвержденным приказом ректора от 15.04.2014 № 231/1.

Программа первой части учебной практики предусматривает последовательное изучение содержания и особенностей профессиональной этики судьи, прокурора и адвоката на практических занятиях, последующего посещения судов и судебных заседаний, а также обсуждения результатов посещений в рамках семинаров и круглых столов. В связи с этим основными формами (этапами) работы по данной программе являются:

- участие в практических занятиях (тренингах), посвященных этическим аспектам работы судьи, прокурора, адвоката;

- посещение судов и изучение организации деятельности судов различного уровня и вида судебной системы Российской Федерации;

- посещение судебных заседаний и наблюдение за этическими аспектами судебных процедур, соблюдением профессиональной этики участниками процесса;

- сбор и обобщение собранных материалов об организации деятельности судов;

- проведение семинаров и круглых столов (конференций) по организационным и этическим проблемам, обсуждение их с преподавателем, другими студентами, судьями и иными участниками судебного процесса.

Подготовка студента к практическим занятиям и к посещению судебных заседаний начинается с изучения нормативных правовых актов, которые определяют организацию деятельности судов в РФ, регулируют вопросы профессиональной этики юристов: «О статусе судей в Российской Федерации», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации», а также Кодекса судейской этики, Кодекса профессиональной этики адвоката, Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации.

Посещение судов осуществляется в соответствии с направлением в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Во время посещения судебных заседаний студенты не дают юридические консультации и не оценивают юридические аспекты судебного процесса.

Студенты обязаны:

1) соблюдать правила работы по программе, график посещений судебных заседаний, правила поведения в суде, регламент проведения судебных заседаний, а также этические правила поведения;

2) выполнять задания и указания руководителя практики и лица, ответственного за практику в суде.

Необходимо посещать судебные заседания по разным категориям дел (гражданские, уголовные, административные и др.), что обеспечит студенту комплексный и системный подход в освоении соответствующих знаний и формировании профессиональных навыков. Студентам рекомендуется наблюдать не за всем процессом, а принимать участие в наблюдении только за его частью. Не следует посещать подряд судебные заседания одного судьи.

Во второй части учебной практики обучающиеся посещают те учреждения или организации, которые они выбрали для прохождения практики и выполняют индивидуальные задания, выданные им преподавателем исходя из места прохождения практики.

В процессе прохождения практики непосредственно в судах студенты заполняют анкету, отвечая на поставленные в ней вопросы. Анкета входит в состав отчетных материалов по практике и является приложением к данной программе. Разделы I- V анкеты заполняются применительно к каждому суду, где студент проходит практику (суд общей юрисдикции или арбитражный суд). Раздел VI анкеты заполняется в ходе каждого судебного заседания, в котором присутствует студент.

Раздел VI анкеты студенты обязаны заполнять своевременно (т.е. непосредственно в судебном заседании, а если требуется комплексная оценка, то сразу после судебного заседания). Студенты, одновременно наблюдающие за одним процессом, заполняют анкеты самостоятельно, без обсуждения друг с другом.

По итогам прохождения каждой из частей учебной практики обучающиеся представляют отчетные материалы, которые включают дневник прохождения практики, характеристику с места прохождения практики, письменный отчет, включающий заполненную анкету и обобщение материалов собранных на практике или подготовленные индивидуальные задания. В дневнике отражается работа, выполняемая студентом на занятиях, при подготовке к ним, а также в ходе посещения судов и иных организаций. Анкета заполняется студентом в процессе прохождения практики в суде. Часть II отчета «Обобщение результатов учебной практики», представляющая собой эссе, выполняется по итогам прохождения учебной практики.

Отчет должен быть оформлен на компьютере, с использованием текстового редактора Word, шрифт Times New Roman, высота шрифта 14, межстрочный интервал полуторный. Абзацный отступ 1,25 см. Поля: верхнее 2 см, нижнее 2 см, левое 3 см, правое 1 см. При необходимости сноски размещаются постранично; нумерация сносок сплошная. Сноски набираются шрифтом Times New Roman, высота шрифта 10, межстрочный интервал одинарный. Соблюдение указанных требований к оформлению отчетных материалов является одним из критериев оценивания при аттестации.

Отчетные материалы представляются на регистрацию инспектору Института в срок, установленный приказом о направлении на практику.

Руководитель практики в течение двух недель проверяет переданные отчетные материалы и готовит отзыв руководителя практики, в котором содержатся сведения о месте и сроках прохождения практики, оценивается работа студента на занятиях (тренингах), собранная информация, выводы по практике, оформление отчетных материалов, а также овладение навыками поиска и обобщения информации, ведения наблюдений, оценки поведения профессиональных участников судопроизводства, умения аргументировать свои выводы. В отзыве руководителя практики должен быть сделан вывод, допускается ли студент к защите материалов практики.

Подготовка к аттестации по практике осуществляется студентами в соответствии с заданием и рекомендациями преподавателя-руководителя практики, в том числе студенты готовят презентации по итогам обобщения материалов, собранных на практике, разрабатывают программу круглого стола, выступления и т.п.

Аттестация обучающихся (защита материалов практики), прошедших учебную практику, проводится в соответствии с расписанием занятий закрепленным за группой преподавателем – руководителем практики. Как правило, аттестация проводится в виде коллективного обсуждения результатов, полученных на практике, демонстрации презентаций, подготовленных студентами индивидуально или в малых группах. Конкретные формы проведения аттестации определяются руководителем практики и заблаговременно доводятся до сведения студентов группы.

По результатам аттестации каждому обучающемуся выставляется «зачтено» или «не зачтено».

Студенты, не своевременно сдавшие отчетные материалы по практике, не допускаются к аттестации.

Студенты, пропустившие не более двух занятий по практике, в том числе посещений судов, могут самостоятельно посетить суды, представив соответствующее подтверждение, а также выполнить в письменной форме задания по пропущенному занятию.

Студенты, пропустившие более двух занятий, в том числе посещений судов, независимо от причин, признаются не прошедшими учебную практику, у них образуется академическая задолженность.

7. Структура и содержание учебной практики

Структура практики

Часть 1.

№ п/п Этап практики Содержание этапа практики Вид учебной деятельности и трудоемкость Формы текущего контроля  
ПЗ СРС
1. Подготовительный этап Подготовка и выполнение практических заданий на подготовительных занятиях; подготовка к выполнению заданий на практике; выбор места прохождения практики; получение материалов для прохождения практики (дневник, анкета и др.). Контроль руководителя практики подготовки студентов к практическим занятиям (тренингам)
2. Основной этап Выполнение практических заданий по учебной практике непосредственно в судах (ознакомление со структурой и работой суда, сбор информации в соответствии с индивидуальным заданием на практику, заполнение анкеты; ведение дневника прохождения практики). Контроль со стороны руководителя практики по месту ее прохождения;
3. Завершающий этап Подготовка к промежуточной аттестации. Промежуточная аттестация по практике: собеседование, защита отчета по практике Дискуссия, обсуждение презентаций, индивидуальные собеседования, защита отчета по практике
  Итого    
  Всего    

Часть 2.

№ п/п Этап практики Содержание этапа практики Вид учебной деятельности и трудоемкость Формы текущего контроля  
ПЗ СРС
           
1. Подготовительный этап Выбор места прохождения практики; получение направления и задания для прохождения практики (дневник, анкета и др.). Контроль руководителя практики подготовки студентов к практическим занятиям (тренингам)
2. Основной этап Выполнение практических заданий по учебной практике непосредственно в месте прохождения практики (ознакомление со структурой и работой организации, сбор информации в соответствии с индивидуальным заданием на практику, ведение дневника прохождения практики). Контроль со стороны руководителя практики по месту ее прохождения;
3. Завершающий этап Подготовка к итоговой аттестации. Итоговая аттестация по практике: собеседование, защита отчета по практике Дискуссия, обсуждение презентаций, индивидуальные собеседования, защита отчета по практике
  Итого    
  Всего    

Содержание программы практики

Основной задачей первого этапа учебной практики посещения судов является ознакомление со структурой суда, деятельностью структурных подразделений, актами, регламентирующими их деятельность, организацией делопроизводства, порядком приема граждан, изучение соблюдения требований законодательства к обеспечению доступа граждан к информации о деятельности судов.

Основной задачей посещения судебных заседаний является наблюдение за профессиональными участниками процесса – судьями, адвокатами и прокурорами, оценка их поведения с точки зрения соблюдения ими этических правил и норм, принятых в их профессиональном сообществе.

Сбор и обобщение материалов в соответствии с анкетой и заданием руководителя практики.

Основной задачей второго этапа учебной практики является ознакомление со структурой той организации, в которой студент проходит практику (например, государственного органа или организации), деятельностью структурных подразделений, актами, регламентирующими их деятельность, организацией делопроизводства, порядком приема граждан (если ведется) и другими положениями, касающимися деятельности организации, согласно полученному индивидуальному заданию преподавателя.

7.3. Планы подготовительных практических занятий (тренингов)

(для первой части учебной практки)

Занятие (тренинг) 1. «Выработка навыков наблюдения профессионального поведения и применения правил профессиональной этики судей и судейских работников» - 4 часа

1. Введение в программу практики: цели, задачи, порядок прохождения практики, оформление отчетных материалов, проведение аттестации по практике.

2. Цели и задачи наблюдения профессионального поведения.

3. Наблюдение профессионального поведения судьи и судейских работников при осуществлении профессиональной деятельности.

4. Наблюдение взаимодействия судьи и участников судебного процесса.

Задание для подготовки к занятию (тренингу): изучение рекомендованных источников, выполнение практических заданий по заданию руководителя практики.

Занятие (тренинг) 2. «Выработка навыков наблюдения профессионального поведения и применения правил профессиональной прокурорского работника» - 2 часа

1. Цели и задачи наблюдения профессионального поведения прокурорского работника.

2. Профессиональные этические стандарты поведения прокуроров как средства обеспечения законности и эффективности прокурорской деятельности в служебной и внеслужебной деятельности.

3. Наблюдение поведения прокурора в ходе рассмотрения дел в судебном заседании.

Задание для подготовки к занятию (тренингу): изучение рекомендованных источников, выполнение практических заданий по заданию руководителя практики.

Занятие (тренинг) 3. «Выработка навыков наблюдения профессионального поведения и применения правил профессиональной этики адвоката» - 2 часа

1. Кодекс профессиональной этики адвоката как основа корпоративной дисциплины и традиций российской адвокатуры. Иные источники правил адвокатской этики. Значение этических правил в деятельности адвоката.

2. Правила поведения адвоката в отношениях с доверителями. Адвокатская тайна. Правила поведения адвоката во взаимоотношениях с судом и иными государственными органами.

3. Последствия несоблюдения адвокатом норм профессиональной этики.

4. Наблюдение профессионального поведения адвоката в ходе рассмотрения дела в суде.

Задание для подготовки к занятию (тренингу): изучение рекомендованных источников, выполнение практических заданий по заданию руководителя практики.

8. Рекомендации преподавателям по проведению занятий (тренингов)

Проведение практических занятий предполагает широкое использование активных и интерактивных форм проведения практических занятий. Все студенты должны вовлекаться в решение этических проблем, возникающих в практической деятельности профессиональных участников судебного разбирательства, а также в непосредственное и активное обсуждение иных рассматриваемых вопросов.

Следует давать студентам задания для подготовки к практическим занятиям. Задания к практическим занятиям должны быть предметно-точными, конкретными (не носить общего характера), четко сформулированными, побуждающими студента к совершению определенного действия и направленными на формирование (усовершенствование) соответствующего умения и навыка. Рекомендуется основывать данные задания на примерах из реальной практической деятельности судьи, прокурора, адвоката. Для проведения занятий можно использовать учебно-практические материалы, содержащиеся в данной программе. При разработке практических заданий преподавателю следует обратить особое внимание на круг основных вопросов этики судьи, адвоката и прокурора (принципы и правила их профессионального поведения в судебном заседании).

На занятии преподавателю следует стремиться к тому, чтобы студенты не только самостоятельно выполняли полученное задание, но и самостоятельно оценивали результаты работы друг друга, самостоятельно исправляли допущенные ошибки (задача преподавателя в данной ситуации – направляюще-контрольная).

9. Рекомендации студентам по подготовке к занятиям (тренингам)

Практические занятия (тренинги) направлены на формирование у студентов профессиональных навыков, необходимых им для прохождения учебной практики по данной программе. Данные занятия проводятся с использованием интерактивных методов, поэтому студенты должны быть готовы к активной работе на практических занятиях, которая может проводиться студентами как самостоятельно, так и в группах (малых или общей).

При подготовке к практическому занятию студенту необходимо внимательно ознакомиться с планом занятия и актуализировать знания по вопросам, которые выносятся (согласно плану) на обсуждение. Для этого студенту следует использовать (помимо нормативно-правовых источников и этических кодексов) учебную литературу, комментарии к законам, практику Верховного Суда РФ и иные источники, специально рекомендованные преподавателем для подготовки к занятию. Все нормативные правовые акты и этические кодексы должны быть в редакции, действующей на момент подготовки к практическому занятию. Для изучения действующих редакций нормативно-правовых актов и кодексов этики рекомендуется использовать правовые системы (например, «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» и т.д.).

Кодекс судейской этики (утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012 г.), Кодекс профессиональной этики адвоката (принятый Первым Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003 г.), а также Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации (утвержденный Приказом Генпрокуратуры РФ от 17.03.2010 г. № 114) являются для студентов основными (но не единственными) актами при подготовке к практическим занятиям.

При изучении кодексов этики необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

- требования к профессиональному поведению юриста в судебном заседании;

- обращение юриста к лицам, участвующим в судебном процессе;

- установленные законом запреты для юриста;

- отношения между юристами и СМИ.

Помимо актуализации знаний по вопросам занятия студенту необходимо выполнить те задания, которые были им получены от преподавателя. Важно выполнить эти задания заранее (до практического занятия), поскольку на самом занятии будет проходить работа с результатами выполненного студентом задания. При выполнении задания рекомендуется делать необходимые заметки, чтобы на занятии не тратить время на «вспоминание» тех результатов, которые были получены студентом в ходе подготовки. Для работы на самом занятии следует подготовить (и принести на практическое занятие) необходимые источники (законы, решения судов, комментарии и т.д.), а также письменные принадлежности. Допускается использование электронных средств.

Знания и навыки, приобретаемые студентами на практических занятиях, должны проецироваться ими на решение конкретных задач при присутствии на судебных заседаниях в качестве наблюдателей.

Наши рекомендации