Основные принципы муниципальной службы

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

4) стабильность муниципальной службы;

5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;

8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

10) внепартийность муниципальной службы.

Правовые основы муниципальной службы – совокупность правовых норм и механизмов, регулирующих и обеспечивающих осуществление гражданами на постоянной основе профессиональной деятельности по решению задач местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании.

Правовое регулирование муниципальной службы осуществляется на трех уровнях:

1. федеральном;

2. субъектов Российской Федерации;

Муниципальном.

Правовое регулирование муниципальной службы на федеральной уровне составляют:

Конституция РФ;

Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ

Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ от 02.03.2007;

иные нормативные правовые акты РФ.

Федеральным законом № 25-ФЗ устанавливаются основы правового регулирования отношений, связанных с поступлением граждан РФ на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения муниципальных служащих.

Структурно Федеральный закон № 25-ФЗ подразделяется на 10 глав и 38 статей:

1. Общие положения (ст. 1–5).

2. Должности муниципальной службы (ст. 6–9).

3. Правовое положение (статус) муниципального служащего (ст. 10–15).

4. Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождение и прекращение (ст. 16–19).

5. Рабочее (служебное) время и время отдыха (ст. 20–21).

6. Общие принципы оплаты труда муниципального служащего. Гарантии, предоставляемые муниципальному служащему. Стаж муниципальной службы (ст. 22–25).

7. Поощрение муниципального служащего. Дисциплинарная ответственность муниципального служащего (ст. 26–27).

8. Кадровая работа в муниципальном образовании (ст. 28–33).

9. Финансирование и программы развития муниципальной службы (ст. 34–35).

10. Заключительные положения (ст. 36–38).

Федеральным законом № 25-ФЗ устанавливается особый характер правового положения муниципальных служащих.

Принципиальное отличие статуса муниципальных служащих от статуса государственных гражданских служащих РФ, заключается в том, что замещение должностей муниципальной службы осуществляется на основе трудового договора (контракта), а не служебного контракта, как это предусмотрено для государственных гражданских служащих РФ.

Данное положение, установленное Федеральным законом № 25-ФЗ, является одной из его концептуальных основ, поскольку позволяет не дублировать в законодательстве о муниципальной службе многочисленные нормы трудового законодательства, обеспечивая тем самым их прямое действие и облегчая порядок их применения. Учитывая положение ст. 11 ТК РФ, согласно которому нормы трудового права распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными законодательством о муниципальной службе.

Правовое регулирование муниципальной службы на региональном уровнеосуществляется конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Уставом Псковской области (Закон №1-У от 12.04.2001 г) главой 9 ст. 77 установлено, что местное самоуправление в Псковской области - самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций, на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, настоящего Устава и законов области.

Закон ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «Об организации муниципальной службы в Псковской области» №700-ОЗ от 30.07.2007г. устанавливает понятие, правовые основы, порядок поступления на муниципальную службу, порядок прохождения муниципальной службы.

Законом субъекта РФ устанавливаются:

n Реестр муниципальных должностей муниципальной службы,

n Соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы Российской Федерации с учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим должностям муниципальной и государственной службы.

n Дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации по контракту.

n Виды ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим.

n Виды поощрений.

n Программы развития муниципальной службы.

Наши рекомендации