Занятие № 5. Основные направления реформирования российского вещного права

(очно-заочная и заочная формы обучения – 2 часа)

1. Проблемы развития вещного права как подотрасли гражданского права. Развитие законодательной основы вещного права. Реформирование общих положений о вещном праве.

Система вещных прав в Концепции развития законодательства о вещном праве. Новые виды вещных прав в проекте № 47538-6 Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Законопроект № 47538-6 ).

Понятие недвижимой вещи в Концепции развития законодательства о вещном праве и Законопроекте № 47538-6: новые подходы, проблемы определения и толкования.

2. Реформирование отдельных институтов вещного права. Гражданско-правовая регламентация владения и владельческой защиты в Законопроекте № 47538-6: новые подходы, противоречия и проблемы.

3. Реформирование положений о праве собственности. Право собственности, его приобретение и прекращение в Концепции развития законодательства о вещном праве и Законопроекте № 47538-6: проблемы и противоречия. Приобретение права собственности на недвижимое имущество в Законопроекте № 47538-6: новые подходы и проблемы.

4. Реформирование традиционных видов ограниченных вещных прав. Новая система ограниченных вещных прав: проблемы и противоречия. Ограниченные вещные права и договоры об их установлении: общая характеристика. Юридическая природа об установлении ограниченного вещного права.

Новые виды ограниченных вещных прав пользования чужой недвижимостью: право постоянного землевладения, право застройки, право личного пользовладения. Новые ограниченные вещные права по приобретению чужой недвижимости и получению ценности из нее: право приобретения чужой недвижимости, право вещной выдачи.

Задания для подготовки к практическому занятию

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме практического занятия.

2. Ознакомиться с Концепцией развития законодательства о вещном праве и Законопроектом № 47538-6 по теме практического занятия.

3. Повторить материалы лекции.

4. Изучить и проанализировать дополнительную литературу по теме занятия.

5. Подготовить творческое задание - доклад (сообщение) студента.

3.5. Самостоятельная работа студента

Самостоятельная работа студентов проводится в форме изучения основной и дополнительной литературы, нормативных актов, законопроектов, судебной практики, деловой практики различных организаций.

Виды самостоятельной работы:

– поиск и изучение нормативных правовых актов, в том числе с использованием электронных правовых баз данных;

– поиск и изучение научной литературы, в том числе с использованием сети Интернет;

– поиск и изучение судебной практики по определенным вопросам;

– поиск и изучение деловой практики различных организаций;

– подготовка сообщений, докладов, презентаций;

– составление деловых документов (договоров, односторонних документов и пр.);

– подготовка к ролевым (деловым) играм;

– выполнение индивидуальных заданий (кейс-заданий);

– выполнение письменных заданий (составление схем, таблиц).

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам и темам курса:

– изучение учебной литературы, другой юридической литературы по соответствующей теме;

– изучение нормативных актов по соответствующей теме;

– анализ судебных актов по соответствующей теме;

– подготовка документов деловой практики (проектов договоров, передаточных актов, дополнительных соглашений, исковых заявлений и др.);

– подготовка для обсуждения дискуссионных вопросов или выделение проблем;

– составление схем, сравнительных таблиц;

– подготовка сообщений, сопровождаемых слайд-презентацией;

– изучение дополнительных тем, определяемых по согласованию с преподавателем (факультативно).

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов заочной формы обучения:

– самостоятельное планирование времени изучения тем в течение семестра;

– изучение учебной и другой юридической литературы на основе списка литературы в программе;

– изучение нормативных актов по соответствующей теме;

– изучение рекомендованной судебной практики;

– подготовка письменных заданий (кейс-задания и др.);

– подготовка к практическим занятиям;

– изучение дополнительных тем, определяемых по согласованию с преподавателем (факультативно).

При изучении дополнительной литературы основные доктринальные положения по спорным вопросам должны быть изложены письменно. Составление схем, таблиц, проектов документов должно выполняться в письменной форме.

Для студентов заочной формы обучения выполнение индивидуальных заданий (кейс-заданий) осуществляется в письменной форме.

ЗАДАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СОБРАНЫ В ОТДЕЛЬНОЙ ПАПКЕ – ПРИЛОЖЕНИЕ К МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЕ.

Образовательные технологии

СЦЕНАРИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ СОБРАНЫ В ОТДЕЛЬНОЙ ПАПКЕ – ПРИЛОЖЕНИЕ К МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЕ.

Реализация в соответствии с требованиями ФГОС ВПО компетентностного подхода к подготовке обучающихся в магистратуре Университета имени О. Е. Кутафина по программе «Вещное право: проблемы и тенденции развития», основана на сочетании в учебном процессе комплекса активных и интерактивных форм проведения лекционных занятий, что позволяет достигать наиболее высоких результатов аудиторной и внеаудиторной работы.

Аудиторные лекционные занятия проводятся с применением различных мультимедийных средств иллюстрации, графического и информационного моделирования изучаемого материала.

Сочетание альтернативных форм проведения занятий способствует повышению уровня профессиональной грамотности студентов магистратуры, а также дает возможность максимально развить их квалификацию, поскольку такие формы занятий позволяют углубить теоретические знания обучающихся с целью формирования у обучающихся фундаментальной научной системы взглядов, основанной на знании и понимании не только доктринального, но и практического, правоприменительного материала.
К используемым в процессе подготовки студентов магистратуры активным и интерактивным образовательным формам проведения занятий относятся следующие:

а) подготовка проектов юридических заключений, используемых на практике в целях уточнения, детализации и толкования применительно к конкретным правовым ситуациям положений нормативных правовых актов и иных источников, определяющих специфику различных вещных прав и моделирование различных практических ситуаций, связанных с их возникновением, изменением и прекращением;

б) анализ содержания материалов судебной практики по конкретным гражданско-правовым спорам в российском праве, связанным с проблемами и пробелами в законодательстве о вещных правах;

в) проведение коллективных дискуссий по темам практических занятий;

г) работа в малых группах с целью развития у обучающихся способностей к формированию коллективного мнения и презентации общей позиции посредством выдвижения представителя, как это распространено в правоприменительной и судебной практике;

д) проведение ролевых и деловых игр, в рамках которых участники формулируют четкую профессиональную позицию по различным юридическим аспектам, касающимся структуры, содержания и теоретической значимости отдельных видов вещных прав, и отрабатывают практику публичного выступления, озвучивая соответствующую позицию в группе;

е) выполнение творческих письменных заданий, включая рефераты, доклады (эссе) и тезисы выступлений; индивидуальных заданий (кейс-заданий);

ж) коллективное и индивидуальное обсуждение результатов самостоятельной работы обучающихся.

При изучении отдельных тем курса дисциплины «Вещное право: проблемы и тенденции развития» представляется возможным (с учетом уровня успеваемости обучающихся и степени готовности к участию соответствующих лиц) проведение встреч с российскими и зарубежными специалистами в области вещных прав в целях организации обсуждений и мастер-классов с участием привлеченных экспертов.

С целью формирования профессиональных навыков у студентов магистратуры могут применяться компьютерные образовательные технологии, в том числе:

а) использование компьютерных обучающих систем, включающих в себя электронные дидактические, методические и справочные материалы по осваиваемой учебной дисциплине;

б) проведение интерактивного тестирования и (или) решение отдельных практических правовых задач по темам дисциплины «Вещное право: проблемы и тенденции развития» в компьютерных классах с использованием информационно-справочных правовых систем.

По ряду тем данной дисциплины предусмотрены анализ решений судов, решение задач, разбор конкретных ситуаций.

Аудиторные занятия проводятся с применением мультимедийных средств иллюстрации, графического и информационного моделирования изучаемого материала (ноутбук, проектор, интерактивная доска).

Семестр Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов (очная, очно-заочная и заочная формы обучения)
I Лекции Лекция-дискуссия, проблемная лекция 4/4/4
Практические занятия Дискуссии, дебаты, ролевые игры, творческие задания, контрольно-обучающие игры, модельные судебные процессы, отработка практики публичного выступления 16/12/12
Итого: 20/16/16

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов

Вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины

1. Система вещных прав по ГК РФ: проблемы и противоречия.

2. Российское и зарубежное законодательство: общее и особенное в регулировании отношений, связанных с объектами вещных прав.

3. Принципы и система вещного права.

4. Признаки субъективного вещного права: проблемы определения, квалификации и зарубежный опыт.

5. Система вещных прав в Концепции развития законодательства о вещном праве и Законопроекте № 47538-6 : новые виды вещных прав.

6. Конструкция «право на право»: анализ зарубежного опыта.

7. Правовые формы экономических отношений собственности.

8. Собственность и право собственности: проблемы определения, квалификации и зарубежный опыт.

9. Понятие и содержание права собственности: российский и зарубежный опыт.

10. Теории о праве собственности: анализ правовых конструкций

11. Право собственности в Концепции развития законодательства о вещном праве: проблемы и противоречия.

12. Проблема «доверительной» и «расщепленной» собственности.

13. Спорные вопросы в науке гражданского права об основаниях возникновения и прекращения права собственности.

14. Проблемные вопросы приобретения и прекращения права собственности: анализ судебной практики.

15. Приобретение и прекращение права собственности в Концепции развития законодательства о вещном праве: проблемы и противоречия.

16. Концепция единого объекта недвижимости. Принцип superficies solo cedit, его гражданско-правовое значение и реализация в современном российском и зарубежном законодательстве.

17. Особые гражданско-правовые режимы общей долевой собственности: проблемы и противоречия.

18. Сервитуты в римском, дореволюционном и современном российском гражданском

19. Эмфитевзис в римском частном праве, чиншевое право в дореволюционной России и пожизненное наследуемое владение в современном российском гражданском праве.

20. Суперфиций в римском частном праве, право застройки в дореволюционном российском праве. Перспективы развития права застройки в современном российском законодательстве.

21. Особенности ограниченных вещных прав юридических лиц на хозяйствование с имуществом собственника по российскому праву.

22. Проблемные вопросы установления ограниченных вещных прав: анализ судебной практики.

23. Признаки ограниченных вещных прав: проблемы определения и квалификации.

24. Ограниченные вещные права по использованию чужих жилых помещений: проблемы правоприменения.

25. Проблемные вопросы установления ограниченных вещных прав: анализ судебной практики.

26. Система ограниченных вещных прав по ГК РФ: проблемы и противоречия.

27. Понятие недвижимости в российском и современном зарубежном праве. Судебно-арбитражная практика по вопросу квалификации объектов как недвижимых вещей.

28. Понятие и признаки недвижимости. Цивилистические конструкции юридической связи объектов недвижимости с земельными участками.

29. Приобретение прав на незавершенные строительством объекты.

30. Легализация самовольно возведенных построек.

31. Права на земельный участок при отчуждении находящихся на нем здания, строения и сооружения. Права на здания, строения, сооружения при продаже земельного участка.

32. Право государственной собственности на недра.

33. Право собственности и другие вещные права на водные объекты.

34. Юридическая природа доли в праве: проблемы определения и квалификации.

35. Приобретение прав на введенные в эксплуатацию объекты недвижимости. Определение собственника созданного объекта.

36. Цивилистические конструкции юридической связи объектов недвижимости с земельными участками.

37. Приобретение прав на незавершенные строительством объекты.

38. Легализация самовольно возведенных построек.

39. Права на земельный участок при отчуждении находящихся на нем здания, строения и сооружения. Права на здания, строения, сооружения при продаже земельного участка.

40. Гражданско-правовые способы охраны и защиты вещных прав: их виды и классификация.

41. Проблема соотношения вещно-правовых и обязательственно-правовых исков в защиту права собственности: проблемы и противоречия.

42. Кондикционный иск как гражданско-правовой способ защиты права собственности.

43. Особенности вещно-правовой защиты права собственности на недвижимое имущество.

44. Вещно-правовые способы защиты вещных прав.

45. Виндикация вещи у добросовестного приобретателя: проблемы теории и правоприменения.

46. Соотношение виндикации, реституции и кондикции.

47. Вещно-правовая защита титульного владельца.

48. Посессорная и петиторная защита: общее и особенное.

49. Владельческий иск: правовая природа, сущность, содержание, последствия удовлетворения иска или отказа в иске.

50. Иск о признании права: проблемы квалификации.

Наши рекомендации