Система и полномочия арбитражных судов

В соответствии со ст. 127 Конституции Российской Федерации арбитраж­ные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти. Их система определена Федеральными конституционными законами «О судеб­ной системе Российской Федерации» (1996 г.) и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (1995 г.). В ст. 3 Закона об арбитражных судах ука­зано, что систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

Раздел II Судебная система Российской Федерации

- федеральные арбитражные суды округов;

- арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Эта группа арбитраж­ных судов для краткости именуется арбитражными судами субъектов Фе­дерации.

Все без исключения арбитражные суды являются, как уже отмечалось, судами федеральными и входят в судебную систему Российской Федера­ции. Из этого следует, что судьи арбитражных судов округов и арбитраж­ных судов субъектов Российской Федерации, включая председателей и заместителей председателей этих судов, назначаются на свои должности в порядке, установленном федеральными законами, а не законами субъектов Федерации.

В связи с этим ст. 8 Закона об арбитражных судах и ч. 2 ст. 13 Закона о судебной системе устанавливают, что Председатель Высшего Арбитражно­го Суда Российской Федерации назначается на эту должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представле­нию Президента Российской Федерации.

Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и другие судьи Высшего Арбитражного Суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Высшего Арбит­ражного Суда.

Председатели, заместители председателей, судьи федеральных арбит­ражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Феде­рации назначаются на должность в порядке, установленном федеральным законом (ч. 5 и 7 ст. 13 Закона о судебной системе).

Назначение на должность и прекращение полномочий судьи происхо­дит с согласия соответствующей квалификационной коллегии.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в систему арбитражных судов Российской Федерации в качестве основного и первого звена систе­мы включены: арбитражные суды республик в составе Российской Федера­ции, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ст. 25 Закона о судебной системе). В качестве второго звена системы в нее входят федеральные арбитражные суды округов (ст. 24). Последним (третьим) звеном является Высший Арбитражный Суд Россий­ской Федерации (ст. 23).

В соответствии с действующим законодательством арбитражный суд субъекта Федерации имеет следующие полномочия:

- рассматривает по первой инстанции все дела, подведомственные ар­битражным судам Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда;

— рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, прошедшие в этом суде рассмотрение по первой инстанции;

Глава 7. Федеральные арбитражные суды

- пересматривает при необходимости по вновь открывшимся обстоя­тельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Судебные полномочия арбитражного суда субъекта Федерации реали­зуются непосредственно судебными коллегиями, если они созданы, или судебными составами (ст. 40, 41 Закона об арбитражных судах).

Коллегии могут создаваться в арбитражном суде субъекта Российской Федерации из числа судей этого суда. По представлению председателя этого суда они утверждаются его президиумом. Коллегию возглавляет замес­титель председателя суда (ст. 40 Закона об арбитражных судах). Судебные составы образуются из числа судей, входящих в судебную коллегию, а если таковой нет - из числа судей этого суда. Судебные составы формирует пред­седатель арбитражного суда субъекта Федерации. Возглавляет состав пред­седатель, утвержденный президиумом этого арбитражного суда.

Дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются судьей единолично, если рассмотрение дела в коллегиальном составе не преду­смотрено АПК. Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде пер­вой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух ар­битражных заседателей.

В первой инстанции арбитражного суда коллегиальным составом судей рассматриваются:

1) дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда Рос­сийской Федерации;

2) дела об оспаривании нормативных правовых актов;

3) дела о несостоятельности (банкротстве), если иное не установлено федеральным законом;

4) дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием о коллегиальном рассмотрении (ст. 17 АПК 2002 г.).

В апелляционном порядке в кассации и надзоре все арбитражные дела рассматриваются коллегиально при нечетном числе судей, если иное не установлено АПК.

Суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из граж­данских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит хода­тайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, предусмотренные ч. 2 ст. 17 АПК 2002 г., а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства.

Раньше арбитражные заседатели участвовали в процессе всего в 14 ар­битражных судах. Сейчас статус арбитражного заседателя закреплен в Законе РФ «О судебной системе в РФ» и в ст. 19 нового АПК.

Суд обязан при подготовке дела к судебному разбирательству разъяс­нить сторонам их право заявлять ходатайство о рассмотрении дела с уча­стием заседателей.

Раздел II. Судебная система Российской Федерации

Глава 7. Федеральные арбитражные суды

Каждая сторона вправе выбрать кандидатуру арбитражных заседателей для рассмотрения дела из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном федеральным законом порядке для данного арбитражного суда, и предложить ее суду.

При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи.

Судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении и принятии судебных ак­тов, пользуются равными процессуальными правами.

Арбитражный заседатель не может быть председательствующим в судебном заседании.

Помимо рассмотрения дела по существу или в апелляционном порядке арбитражные суды субъектов Федерации имеют и другие функции.

Арбитражный суд субъекта Федерации может обращаться в Конститу­ционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституцион­ности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рас­сматриваемом им по любой инстанции; изучает и обобщает судебную практику; подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализирует судебную статистику.

На территории нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. В то же время судеб­ную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов (ч. 2 ст. 34 Закона об арбит­ражных судах).

В ст. 24 Закона об арбитражных судах дан открытый перечень десяти конкретных окружных федеральных арбитражных судов. Каждый из них проверяет законность решений, принятых судами опреде­ленных субъектов Федерации, в кассационном порядке.

Статья 26 того же Закона перечисляет полномочия федерального арбит­ражного суда округа. К ним относятся: проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными суда­ми субъектов Федерации в первой и апелляционной инстанциях; пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых и вступивших в закон­ную силу судебных актов. В полномочия указанных арбитражных судов входят также: возможность обращения в Конституционный Суд; изучение и обобщение арбитражной судебной практики; подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных актов; анализ данных статистики.

Непосредственно судебную деятельность и остальные функции в ок­ружном арбитражном суде осуществляют коллегии, порядок образования которых такой же, как и в арбитражных судах субъектов Федерации. Пред­седатель суда в случае необходимости вправе своим распоряжением при­влекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

В судебных коллегиях арбитражного суда округа могут быть образова­ны судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судеб­ную коллегию. Судебные составы формирует председатель федерального арбитражного суда округа, а возглавляет- председатель, утверждаемый президиумом федерального арбитражного суда округа.

Полномочия председателя и заместителей председателя федерального арбитражного суда округа регламентированы в ст. 32, 33 Закона об арбит­ражных судах.

Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитраж­ный Суд Российской Федерации. К его компетенции как суда первой инстанции отнесены лишь три категории дел: I) дела об оспарива­нии нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 2) дела об оспаривании (полностью или частично) ненорма­тивных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в случаях несоответствия их закону и нарушения прав и законных интересов организаций и граждан; 3) эконо­мические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, а также споры между субъектами Федерации (ст. 10 Закона об арбитражных судах).

Кроме того, Высший Арбитражный Суд России рассматривает дела в порядке надзора по заявлениям участвующих (ст. 41 АПК) и иных заинте­ресованных лиц (ст. 42), а в указанных в законе случаях (ст. 52 АПК РФ) -по представлению прокурора на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов. Кроме того, Высший Арбитражный Суд пере­сматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении ак­тов, принятых им и вступивших в законную силу (гл. 36, 37 АПК РФ).

Как и остальные звенья системы арбитражных судов, Высший Арбитраж­ный Суд вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с просьбами о про­верке конституционности законов и иных нормативных актов, примененных или подлежащих применению в деле, рассматриваемом им по любой инстан­ции. Он изучает и обобщает судебную практику и разрабатывает предложе­ния по совершенствованию законодательства, ведет статистику. Как центр системы, Высший Арбитражный Суд, кроме того: обращается в Конституци­онный Суд России с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции страны законов, иных нормативных актов и договоров; Дает разъяснения по вопросам судебной практики; имеет право законодатель­ной инициативы по вопросам его ведения; организует статистический учет в арбитражных судах; осуществляет меры по созданию условий для судебной Деятельности арбитражных судов; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Законом об арбитражных судах и дру­гими федеральными законами.

Раздел II. Судебная система Российской Федерации

Глава 7 Федеральные арбитражные суды

В состав Высшего Арбитражного Суда РФ входят Председатель, его за­местители и судьи.

При осуществлении своих полномочий Высший Арбитражный Суд дей­ствует в составе своих структурных образований: Пленума, Президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ решает важнейшие вопро­сы, связанные с деятельностью системы арбитражных судов; анализирует материалы изучения арбитражной судебной практики; дает при необходи­мости разъяснения по вопросам судебной практики; решает вопрос о вы­ступлении с законодательной инициативой; по представлению Председате­ля суда утверждает членов судебных коллегий и решает другие вопросы организационного характера. Результаты работы Пленума отражаются в его актах-постановлениях, обязательных для арбитражных судов Россий­ской Федерации (п. 2 ст. 13 Закона об арбитражных судах).

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривает дела в порядке надзора на вступившие в законную силу судебные решения арбит­ражных судов, а также отдельные вопросы судебной практики, о чем ин­формирует арбитражные суды.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации собирает­ся по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Президиум этого суда собирается по мере необходимости. Кворумом для Пленума является нали­чие не менее двух третей его состава; для Президиума - присутствие боль­шинства его членов. Голосование и в Пленуме, и в Президиуме открытое, постановления принимаются простым большинством голосов от числа присутствовавших.

Пленум Высшего Арбитражного Суда действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда, его заместителей и судей Высшего Арбит­ражного Суда. В его заседаниях могут принимать участие депутаты Совета Федерации и Государственной Думы, председатели Конституционного и Верховного Судов России, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции страны, председатели арбитражных судов. По приглашению председателя в заседаниях Пленума могут принимать участие и другие должностные лица и граждане.

Статьи 18-19 Закона об арбитражных судах регламентируют порядок формирования судебных коллегий и судебных составов Высшего Арбит­ражного Суда, ст. 20 - полномочия Председателя Высшего Арбитражного Суда, предоставляя ему право принимать участие в заседаниях Совета Фе­дерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительст­ва Российской Федерации.

Сказанное позволяет заключить, что в настоящее время система арбит­ражных судов четко организована и ее существование играет серьезную роль в обеспечении перехода к рыночной экономике.

Задачи арбитражных судов

В отличие от судов общей юрисдикции арбитражные суды рассматри­вают, в основном, экономические споры. Статьи 4 и 5 Закона об арбитраж­ных судах относят к ведению арбитражных судов рассмотрение экономи­ческих споров и иных дел в сфере экономической и любой другой пред­принимательской деятельности. Тем самым разграничивается компетенция арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

Следует отметить, что законодательство об организации и деятельности арбитражных судов расширило круг дел, подведомственных арбитражному суду, передав в ведение этой системы ряд новых категорий дел: с участием иностранных организаций и граждан, дел об установлении фактов, имею­щих юридииеское значение, дел о банкротстве предприятий.

Кроме того, расширен состав участников арбитражных процессуальных отношений, возникающих при осуществлении правосудия по экономиче­ским спорам арбитражными судами. В соответствии с ч. 1 ст. 27 АПК 2002 г. арбитражный суд рассматривает споры между юридическими лицами, гра­жданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без обра­зования юридического лица и имеющими статус предпринимателя, приоб­ретенный в установленном законом порядке. В арбитражном процессе, однако, могут участвовать и организации, не являющиеся юридическими лицами (обжалование организациями отказа в государственной регистра­ции), или граждане, не являющиеся предпринимателями (гражданин - кре­дитор юридического лица возбуждает дело о признании юридического лица несостоятельным), а также Федерация и ее субъекты. Несмотря на такое разнообразие дел по спорам, проходящим в арбитражных судах, и их участников, различие в компетенции этих судов и судов общей юрисдик­ции проводится в принципе по субъектному составу спорного правоотно­шения и по его характеру, хотя общим судам оказались подведомственны тем не менее некоторые категории дел, возникающих из предприниматель­ской деятельности, например дела, возбуждаемые в защиту прав потреби­телей на основе Закона о защите прав потребителей, а арбитражным судам дела по спорам между акционером и акционерным обществом, участника­ми таких хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров.

Можно полагать, что в будущем разграничение компетенции системы судов арбитражных и судов общей юрисдикции будет более строгим.

Основными задачами арбитражных судов в соответствии со ст. 2 АПК 2002 г. являются:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую дея­тельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъ­ектов Российской Федерации, муниципальных образований, органов госу-

Раздел II. Судебная система Российской Федерации

Глава 7. Федеральные арбитражные суды

дарственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправле­ния, иных органов и лиц в сфере предпринимательской и иной экономиче­ской деятельности;

2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

5) формирование уважительного отношения к закону и суду;

6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отноше­ний, формированию обычаев и этики делового оборота.

На Высший Арбитражный Суд, как было указано, возложены еще и за­дачи по руководству системой арбитражных судов (изучение результатов обобщения практики, подготовка предложений по ее совершенствованию, разработка предложений по улучшению законодательства, реализация за­конодательной инициативы, официальное разъяснение законодательства и т. д.).

В частности, большую роль в свое время играло совместное постанов­ление Пленумов Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда Россий­ской Федерации № 12/12 от 18 августа 1992 г. «О некоторых вопросах под­ведомственности дел судам и арбитражным судам». Немаловажное значе­ние имеет постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда от 31 ок­тября 1996 г. № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции».

По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в Россий­ской Федерации и взаимоотношений между ними важное значение принад­лежит Регламенту, обязательному для арбитражных судов и принимаемому Высшим Арбитражным Судом (п. 3 ст. 10 Закона об арбитражных судах).

Нельзя не отметить также издаваемый в соответствии со ст. 49 Закона об арбитражных судах «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» как действенное средство реальной гласности в деятельности системы арбитражных судов, как важное связующее звено для арбитраж­ных судов всех регионов страны.

Наши рекомендации