Контрольное тестирование по Разделу 1.

РАЗДЕЛ 2. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Тема 5 Объект преступления

План

Базовый уровень

1. Понятие и содержание объекта преступления.

2. Виды объектов преступления.

Повышенный уровень

3. Предмет преступления. Соотношение объекта и предмета преступления.

4. Потерпевший от преступления. Уголовно-правовое значение личности потерпевшего.

Контрольные вопросы

Базовый уровень

1. Что такое объект преступления?

2. Объект преступления – исторически постоянное или изменчивое явление?

3. Есть ли отличие между объектом преступления и объектом уголовно-правовой охраны?

4. Какие блага (права, интересы, ценности) охраняет уголовное право и закон?

5. Какова их иерархия?

6. Как соотносятся классификация объекта преступления и структура Особенной части УК РФ?

Повышенный уровень

7. В чем отличие видового объекта от родового?

8. В какой последовательности располагаются разделы в Особенной части УК, главы – в разделах и статьи – в главах?

9. Непосредственный объект – это объект конкретного, совершенного в реальной действительности преступления?

10. Какие бывают виды непосредственного объекта?

11. В чем сходство и различие объекта и предмета преступления?

12. Отличается ли предмет преступления от орудия преступления?

13. Почему необходимо из круга предметов преступления выделять потерпевшего?

14. Какие виды вреда могут быть причинены потерпевшему от преступления?

15. Может ли в уголовном праве потерпевшим от преступления являться юридическое лицо?

Темы рефератов

Базовый уровень

1. Теории объекта преступления.

Повышенный уровень

2. Объект преступления в истории уголовного права России.

3. Многообъектные преступления.

Задачи

Базовый уровень

1. Иванов получил в качестве взятки пистолет. Ловчев похитил с завода пистолет. Ознакомьтесь со ст. 290, 226 УК РФ и укажите непосредственные объекты преступлений. В каком из указанных случаев пистолет является предметом преступления, а в каком — признаком объективной стороны преступления и служит орудием воздействия на общественные отношения?

2. Найдите в УК РФ составы преступлений, где предмет преступления выступает в роли признака основного состава преступления либо в роли признака квалифицированного состава.

Повышенный уровень

3. В диспозиции трех статей УК указывается на причинение гражданам смерти, однако каждый из составов, предусмотренных данными статьями, имеет свой основной непосредственный объект, специфику которого можно проследить на следующих примерах:

а) на почве мести за общественную деятельность Алексеев совершил убийство гражданина Петрова;

б) Коновалов совершил убийство государственного деятеля Сидорова;

в) Смирнов убил следователя Алехина в связи с производством предварительного расследования и привлечением брата Смирнова к уголовной ответственности. Определите непосредственный объект каждого из названных преступлений через выявление структурных элементов общественного отношения, охраняемых ст. 105, 277, 295 УК РФ.

4. Определите родовой и видовой объекты преступлений, предусмотренных ст. 105, 106, 107, 129, 130, 131, 132, 158, 159, 160, 162, 213, ч. 4 ст. 111, 4.2 ст. 143, ч. 2 ст. 167, ч. 2 ст. 302 УК РФ.

Тема 6. Объективная сторона преступления

Занятие проходит в интерактивной форме (кейс-метод)

Вопросы семинара

Базовый уровень

1. Понятие и содержание объективной стороны преступления.

2. Общественно опасное деяние: понятие, признаки, формы.

3. Причинная связь как признак состава преступления: понятие, теории, признаки.

Повышенный уровень

4. Общественно опасные последствия.

5. Факультативные признаки объективной стороны преступления

Контрольные вопросы

Базовый уровень

1. В чем сходство и различие объективной стороны и объекта преступления?

2. Сколько обязательных признаков состава выделяют в объективной стороне преступления различные правоведы?

3. Какие можно назвать факультативные признаки объективной стороны?

4. Как относятся между собой понятия «деяние» и «действие»?

5. Какие признаки характеризуют общественно опасное действие?

6. В чем может выражаться общественно опасное действие?

7. Какие психофизиологические действия не считаются преступлением?

8. Что необходимо выяснить для установления наличия общественно опасного бездействия?

9. Из чего может возникать уголовно-правовая обязанность лица?

10. Что такое смешанное бездействие?

Повышенный уровень

11. Каково определение причинной связи в уголовном праве?

12. Какая теория причинной связи доминирует в современной российской уголовно- правовой доктрине?

13. Какими признаками характеризуется необходимая причинная связь?

14. В чем могут выражаться материальные общественно опасные последствия?

15. Какие бывают виды нематериальных последствий преступления?

16. В чем отличие понятий: материальный признак преступления, материальный состав преступления, материальное последствие преступления?

17. Какие определения можно дать времени совершения преступления?

18. В каких значениях понимается в уголовном праве место совершения преступления?

19. Что такое обстановка в объективной стороне преступления?

20. Каково понятие способа совершения преступления?

21. В чем сходство и различие орудий и средств в уголовном праве?

22. Может ли одна и та же вещь последовательно быть предметом, орудием и средством совершения преступления?

23. Несет ли кто-нибудь уголовную ответственность за вред, самостоятельно причиненный опасным предметом (животным)?

24. Какие можно назвать группы из 2-3 конкретных составов преступлений, в которых каждый из факультативных признаков объективной стороны являлся бы обязательным?

Темы рефератов

Базовый уровень

1. Объективная сторона и квалификация преступления.

Повышенный уровень

2. Жестокость как понятие действительности и уголовного права.

3. Проблема компенсации вреда от преступления.

Кейсы

Базовый уровень

1. Военнослужащий срочной службы Сидоров, наказанный командиром роты за нарушение дисциплины, заявил ему, что он придирается к солдатам и за это солдаты устроят ему «темную», т. е. изобьют. Будет ли высказывание Сидорова преступным?

2. Филиппова, возвращаясь из детского сада, несла грудного ребенка и сумку с продуктами. Подойдя к калитке дома, она пыталась открыть ее ногой, так как руки были заняты. При этом она

3. поскользнулась и упала. При падении ребенок ударился о калитку и от полученной травмы умер. Как решить вопрос об ответственности Филипповой?

4. Смирнов систематически ссорился со своей женой. Однажды во время ссоры он топором нанес жене смертельный удар. Ознакомьтесь со ст. 105 УК РФ. Назовите признаки объективной стороны простого убийства. Имеет ли значение способ деяния для квалификации по ч. 1 ст. 105 УК РФ?

5. Спасатель Акимов во время разбора завалов, образовавшихся после взрыва жилого дома, услышал крик о помощи из-под обломков строений. Однако он не стал спасать человека, испугавшись, что может погибнуть сам. Человек, просивший о помощи, погиб. Имеется ли причинная связь между бездействием Акимова и гибелью человека?

6. Петров ехал на мотоцикле по шоссе со скоростью 90 км/ час. Из-под колес идущей впереди машины отскочил камушек и с силой ударил Петрова в лицо. Резкая боль парализовала действия Петрова, вследствие чего мотоцикл опрокинулся. Находившийся на заднем сиденье мотоцикла пассажир погиб, а Петров получил вред здоровью средней тяжести. Решите вопрос о причинной связи.

7. Колесников, управляя автомобилем в городской черте, превысил скорость движения и не смог затормозить на перекрестке, в результате чего совершил наезд на пешехода. Последнему был причинен легкий вред здоровью, вызвавший кратковременное расстройство здоровья. Имеются ли основания для привлечения Колесникова по ст. 264 УК РФ?

Повышенный уровень

8. Дежурного врача районной поликлиники Грушина ночью вызвали по телефону в село, расположенное в 12 км от райцентра, к кровельщику Семенову, который упал с крыши. Доехав до реки, Грушин увидел, что из-за ливня она разлилась, а мост через нее снесен. Дорога в объезд заняла несколько часов. К приезду врача Семенов скончался. По заключению судебно-медицинского эксперта при своевременно оказанной медицинской помощи Семенов мог остаться в живых. Что такое непреодолимая сила? Как решается вопрос об уголовной ответственности при совершении деяния под влиянием непреодолимой силы?

9. Казанцев уговорил своих приятелей Петухова и Сазонова организовать группу для совершения нападений на водителей-дальнобойщиков. Казанцев изготовил обрез из охотничьего ружья, а Петухов достал форму работника ГИБДД. Однако группа была задержана еще до того, как они успели совершить первое нападение. Дайте юридическую оценку действиям Казанцева, Петухова и Сазонова.

10. Щетинкин и Щербаков, находясь оба в нетрезвом состоянии, попросили шофера Васильева отвезти их в г. Сочи, но таксист согласился подвезти их по пути только до ближайшего поселка. В пути следования они выкинули Васильева из машины, чтобы самим доехать до Сочи. В дороге закончился бензин, тогда Щетинкин и Щербаков оставили автомашину и уехали на автобусе. Могут ли Щетинкин и Щербаков нести ответственность за хищение автомобиля?

11. Ложкин, встретив поздним вечером женщину, набросился на нее, повалил на землю и попытался изнасиловать. Однако вдруг заметил, что женщина мертва. Судебно-медицинская экспертиза установила, что смерть потерпевшей, которая страдала пороком сердца, наступила вследствие сильного нервного потрясения, вызванного испугом. Имеется ли причинная связь между действиями Ложкина и смертью потерпевшей?

12. Семенов, разбив окно, проник в квартиру Яковлевых. Завладев имуществом на сумму 3 тыс. руб., он скрылся. Укажите факультативный признак объективной стороны и его значение для квалификации действий Семенова.

Наши рекомендации