Лекция 14. ОБЩЕЕ (ОБЩЕСОЦИАЛЬНОЕ) ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ

Общее (общесоциальное) предупреждение преступности реали­зует антикриминогенный потенциал общества в целом, всех его ин­ститутов.

Специфика переходного периода такова, что в различных сфе­рах социальной жизни более заметны кризисы, диспропорции, дру­гие негативные явления, детерминирующие преступность, нежели позитивные факторы, изначально противостоящие ей. Тем более невозможна в нынешних условиях трактовка общесоциального предупреждения преступности в прежних понятиях и измерениях.

Из этого, конечно, не следует, что общесоциальное преду­преждение преступности стало невозможным, бессмысленным или бесполезным. Скорее наоборот: признание того, что преступность является уже прямой и очень серьезной угрозой национальной безо­пасности, актуализирует значение и роль данного вида предупреди­тельной деятельности. В этом одно из существенных проявлений саморегулирующего начала в жизни общества. В нынешней россий­ской действительности, несмотря на сложности и трудности пере­ходного периода, появляются дополнительные (в принципе не но­вые, но основательно забытые) возможности противостояния пре­ступности на общесоциальном уровне, например связанные с пози­тивными сторонами рыночных преобразований или нравственными ценностями религиозных конфессий.

Остается незыблемым тезис об определяющем, базисном харак­тере подсистемы общесоциального предупреждения в ряду всех мер упреждающего противодействия преступности.

Сохраняются, во многом проявляясь по-новому, следующие признаки мер общего предупреждения: масштабность, всеохваты­вающий и разносторонний характер, комплексность и взаимозави­симость, непрерывность, радикальность. Благодаря этим характе­ристикам общее предупреждение представляет собой основу, фун­дамент специального предупреждения - упреждающего противо­стояния преступности.

Так, целенаправленные усилия сотрудников правоохрани­тельных органов и специализированных общественных формироваий по организации в каникулярное время досуга трудных подрост­ков, состоящих на учете в милиции, могут рассчитывать на успех лишь в условиях, когда общество, государство, его образовательно-воспитательные структуры уделяют необходимое внимание вопро­сам жизнеобеспечения, развития и социализации подрастающего поколения (на это выделяются необходимые средства, проводится продуманная социальная политика по охране интересов и улучше­нию положения детей и т.д.). Точно так же специальные меры пре­дупреждения экономических преступлений могут быть результа­тивными в том случае, если они осуществляются в условиях нор­мальной работы экономических, финансовых, контрольных меха­низмов.

Общее (общесоциальное) предупреждение охватывает крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики в самом широком смысле этого слова. Например, в сфере экономики -это развитие производства на основе современных технологий, про­думанная структурная и инвестиционная стратегия, справедливое перераспределение собственности, укрепление национальной валю­ты и всей финансовой системы, снижение инфляции и многие дру­гие аспекты совершенствования экономических, а также тесно свя­занных с ними распределительных отношений.

В сфере политической — это становление и развитие новой рос­сийской государственности, упрочение демократии и начал федера­лизма; укрепление всех ветвей власти, реализация политической воли противостояния социально негативным явлениям и процессам в условиях многопартийности.

В сфере социальной (в узком смысле этого слова) большое антикриминогенное значение имеют меры, направленные на усиление социальной ориентации преобразований; устранение резкого соци­ального расслоения общества; поддержки малоимущих граждан; укрепление семейных устоев; обеспечение надлежащих условий для социализации личности, преодоление ее социального отчуждения; ограничение негативных последствий безработицы, вынужденной миграции людей и т.п.

Что касается духовной сферы жизни, то нравственность всегда противостоит преступности, а безнравственность интенсивно продуцирует ее. Если общество в целом, государство, его структуры, а

также отдельные люди руководствуются идеями добра и справедли­вости, живут по законам нравственности, то они могут успешно противостоять криминогенному прессу экономической разрухи, со­циальных бедствий и неурядиц, других криминогенных факторов базисного, глубинного характера.

Общесоциальное предупреждение действует и в правовой сфе­ре. Это, например, совершенствование законодательства, прямо не нацеленного на предупреждение преступности, а имеющего пред­метом правового регулирования разнообразные общественные от­ношения (трудовые, семейные и т.д.), которые, будучи нормативно неупорядоченными, могут играть криминогенную роль.

Таким образом, меры общесоциального предупреждения имеют исключительно широкий диапазон, они воздействуют практически на все виды, группы, разновидности причин, условий и других де­терминант преступности. Многоаспектный, комплексный характер предупреждения преступности наиболее ярко проявляется именно на общесоциальном уровне. При этом сильной стороной общесоци­ального предупреждения является взаимосвязь различных по со­держанию мер (экономических, социальных, культурно-воспита­тельных, правовых и др.), а также способность на основе взаимного дополнения (поддержки, обогащения) не просто суммировать эф­фект антикриминогенного воздействия, а придавать ему новое, не­сравненно более высокое в смысле результативности качество.

Основная ударная сила общесоциального предупреждения на­правлена на причины, условия, иные детерминанты преступности, во всем их многообразии, включая «причины причин». Криминоген­но значимые издержки, теневые стороны крупномасштабных соци­альных процессов и явлений проявляются в одних случаях как воз­можность (абстрактная или реальная), в других - как состоявшаяся наличность, факт социального бытия или общественного сознания. Здесь очень важно не упустить время: чем раньше начнется преду­предительное воздействие на криминогенные факторы, тем больше у него шансов на успех.

Нельзя не отметить того, что до последнего времени ситуация в стране была такой, при которой сама по себе постановка вопроса об антикриминальной роли прогрессивного развития общества и соот­ветственно о предупреждении преступности на общесоциальном уровне вызывала сомнения и даже возражения, в которых был оп­ределенный резон. В первое десятилетие реформ (90-е годы XX ве­ка) в различных сферах социальной жизни были более заметны глу­бокие противоречия, масштабные диспропорции, разнообразные кризисные явления, интенсивно воспроизводящие преступность, нежели факторы позитивного характера, изначально, по своей анти­криминальной сути противостоящие ей. Но, начиная с 2000 г., по­ложение стало постепенно выправляться. Позитивные изменения, которые начали происходить в экономике, социальной сфере, орга­низации власти, культурной среде общества, правовой системе, во всей внутренней и внешней политике государства, избавляющегося от серьезных деформаций, получивших распространение на старте реформ, создают более благоприятные условия для осуществления мер предупреждения преступности на общесоциальном уровне[33].

Следует подчеркнуть особую роль и значимость кримино­логического сопровождения крупномасштабных социальных явле­ний и процессов. Этим целям служит, прежде всего, кри­минологическая экспертиза, которая представляет собой изучение, анализ, оценку ее предмета: экономических, социальных, культур­но-воспитательных и иных мероприятий с целью определения их возможного или существующего влияния на преступность, ее при­чинный комплекс, тенденции, качественно-количественные харак­теристики, последствия, другие криминологически значимые пока­затели. Чаще всего понятие «криминологическая экспертиза» упот­ребляется применительно к законотворческой работе. В действи­тельности же наряду с законопроектами криминологической экс­пертизе могут подвергаться проекты концепций, федеральных и ре­гиональных целевых программ, различного рода основных положе­ний, основных направлений и других документов. Предпочтитель­нее проводить экспертизу на стадии разработки и обсуждения про­ектов, когда в них легче внести необходимые с криминологических позиций коррективы, изменения и дополнения. Однако возможна экспертиза уже состоявшихся (принятых, утвержденных) решений. Нельзя отрицать возможности и целесообразности экспертизы кри­минальной ситуации в целом, а также отдельных ее параметров.

Если в процессе проведения криминологической экспертизы появится необходимость участия в ней не только криминологов, но и экономистов, политологов, демографов, психологов, педагогов, других специалистов, может быть принято решение о междисцип­линарной или комплексной экспертизе.

По результатам экспертного исследования составляется за­ключение, представляющее собой научно обоснованные криминоло­гические рекомендации и предложения, реализация которых при­звана способствовать предупреждению преступности. В частности, эксперты могут рекомендовать развить, дополнить, конкретизиро­вать позитивные стороны планируемых или уже проводимых меро­приятий с целью усиления их антикриминогенного потенциала или, наоборот, снять, устранить какие-то положения, которые открывают простор для действия криминогенных факторов, и тем самым спо­собствуют совершению преступлений.

Назначение и проведение криминологических экспертиз долж­ны иметь правовую основу, законодательное закрепление.

Наряду с криминологическими экспертизами криминологи включаются в общесоциальное предупреждение преступности в иных формах. В частности, они принимают участие в качестве кон­сультантов в планировании социального развития регионов, отрас­лей, отдельных объектов, в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ, участвуют в разработке проектов законов, направленных на борьбу не только с преступностью, но и такими фоновыми явлениями, как пьянство, алкоголизм, проститу­ция, наркотизм и др.

В заключение отметим: недавно в криминологической литера­туре высказана точка зрения, согласно которой «то, что обычно трактуется как общесоциальное предупреждение преступности, не­сомненно, воздействует на нее, ее причинный комплекс, но не в ка­честве одного из уровней предупредительной деятельности, а в роли предпосылок (необходимых условий, базиса, фундамента) этой дея­тельности»[34].

Постановка вопроса очень интересная и во многом привлека­тельная, ибо она исходит из общенаучного, философского понима­ния сути человеческой деятельности как целенаправленного овла­дения объекта субъектом, а главное - ориентирует на необходи­мость активных усилий по задействованию в антикриминальной стратегии того, что в условиях жизни общества, его экономической, политической, культурной и иных сферах дано лишь как возмож­ность (абстрактная или реальная) превентивного противостояния преступности, для превращения которой в действительность требу­ется эффективное социальное управление.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику общесоциального предупреждения
преступности.

2.Что такое криминологическая экспертиза, как она про­
водится?

Лекция 15. СПЕЦИАЛЬНОЕ (СПЕЦИАЛЬНО-КРИМИ­НОЛОГИЧЕСКОЕ) ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ

Специальное предупреждение преступности, в отличие от об­щего, имеет целенаправленный на недопущение преступлений ха­рактер. Специальная предназначенность для выявления и устране­ния (блокирования, нейтрализации) причин, условий, иных детер­минант преступности - его профилирующий, конституирующий признак, главная особенность. Наряду с этим специально-кримино­логическое предупреждение включает: предотвращение замышляемых и подготавливаемых, пресечение начатых преступлений[35].

Специально-криминологические мероприятия должны разрабатываться и осуществляться применительно к разным видам преступлений и типам преступного поведения, к различным сферам общественной жизни, социальным группам, отраслям хозяйства,' ибо они характеризуются особенностями процессов детерминации2.

Специальное предупреждение органично дополняет и конкретизирует общее, но меры специального предупреждения строго целенаправленны, специализированы и так или иначе локализованы во времени и пространстве применительно к определенным срокам проведения, к различным отраслям хозяйства, объектам, контингентам лиц и т.д.

В сущности, лишь один этот признак (целенаправленность) имеет в известном смысле абсолютное значение, играет роль каче­ственного критерия для разграничения рассматриваемых видов пре­дупреждения преступности. Остальные различия между ними явля­ются не столько сущностными, качественными, сколько количест­венными. Так, общесоциальные меры, хотя и могут в принципе осуществляться на уровне особенного (применительно к отдельным отраслям хозяйства, социальным группам населения) и даже еди­ничного (индивидуальное предупреждение), в основном своем объ­еме являются всеобщими, т. е. действующими в масштабе всего об­щества, государства. Эффект предупреждения преступности мерами экономического, социального, политического, культурно-воспи­тательного характера достигается главным образом в результате общесоциального предупреждения, но аналогичные по содержанию предупредительные мероприятия могут осуществляться (по крайней мере, активно инициироваться) и в рамках специально-кримино­логической деятельности. Правовые меры могут входить в состав общесоциального предупреждения, но они в несравненно большей степени характерны для специально-криминологического преду­преждения. Примеры подобного взаимопроникновения, своеобраз­ного переплетения общих и специально-предупредительных мер можно было бы продолжить и привести, исходя не только из этих оснований (масштаб, содержание), но и других.

Наряду с прямыми связями между общими мерами преду­преждения и -специальными существует и своеобразная обратная связь: последние не только базируются на первых, не только ис­пользуют предупредительный потенциал общественного развития в целом, но и способствуют ему, устраняя довольно значительные преграды на его пути.

В этом смысле можно говорить о возрастании роли, социальной ценности специального предупреждения в условиях переходного периода, когда рост преступности не просто притормаживает, за­трудняет экономические, социальные и иные преобразования, а уже таит в себе угрозу их срыва, обращения вспять.

Меры специального предупреждения преступности разно­образны и классифицируются по разным основаниям. Используются рассмотренные классификационные критерии, т.е. специально-криминологические меры различаются по содержанию (экономиче­ские, политические, культурно-воспитательные и др.), по масшта­бам действия (общегосударственные, региональные и др.) и т.д. Дифференциация мер специального предупреждения осуществляет­ся и по иным основаниям.

Так, по степени радикальности можно выделить специально-криминологические меры: а) предупреждающие возможность воз­никновения криминогенных явлений и ситуаций; б) нейтрали­зующие (блокирующие, минимизирующие) такие явления и ситуа­ции; в) полностью устраняющие их.

По правовой характеристике различаются специально крими­нологические меры, базирующиеся на нормах права, но ими не рег­ламентированные (например, правовое просвещение и воспитание), и урегулированные юридическими нормами (например, прокурор­ское предостережение о недопустимости нарушения закона).

В свою очередь, меры второго вида подразделяются на рег­ламентированные нормами административного, уголовного, граж­данского, трудового, процессуального и других отраслей права.

По механизму действия в специальном предупреждении выде­ляются меры-сигналы (внесение следователем представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению пре­ступления) и меры прямого действия (например, совершенствование на предприятии бухгалтерской отчетности в целях недопущения экономических преступлений).

Специальное предупреждение, за вычетом предотвращения за­мышляемых, подготавливаемых и пресечения начатых преступле­ний, представляет собой криминологическую профилактику, объек­том которой являются причины, условия и иные детерминанты пре­ступности. Поскольку в рамках криминологии изучается в основном именно эта сторона предупредительной деятельности, есть необхо­димость остановиться на ней подробнее.

Большое практическое значение имеет деление криминологи­ческой профилактики на общую и индивидуальную. Оно про­водится в некоторых нормативных актах, например МВД РФ, и служит основой для решения таких немаловажных вопросов, как разграничение компетенции структурных подразделений - субъек­тов специально-криминологического предупреждения, специализа­ция сотрудников, анализ результатов и оценка эффективности пре­дупредительных мероприятий и т.д. И что существенно - это деле­ние базируется на некоторых общепризнанных положениях, касаю­щихся природы преступности, особенностей ее детерминации.

Причины и условия, иные детерминанты преступлений могут проявляться в индивидуальной жизни конкретных лиц, допускаю­щих отклонения от норм поведения, антиобщественные действия, правонарушения непреступного характера и способных в силу этого встать на путь совершения преступлений. Индивидуальная профи­лактика направлена на выявление и устранение (блокирование, нейтрализацию) криминогенных факторов, непосредственно свя­занных с поведением, образом жизни, микросредой таких лиц. Ин­дивидуально-профилактические меры осуществляются в отношении освобожденных из исправительных учреждений, осужденных к ме­рам наказания, не связанным с лишением свободы, совершающих административные правонарушения и других категорий лиц, чье поведение, антиобщественные связи, неблагоприятные условия нравственного формирования и развития личности, криминогенные жизненные ситуации и другие обстоятельства индивидуальной жиз­ни свидетельствуют о возможности их становления или возврата на преступный путь. Такие лица ставятся на профилактический учет милиции. С ними проводятся воспитательно-профилактические бе­седы о недопустимости противоправного поведения, в необходимых случаях им оказывается помощь в трудовом и бытовом устройстве, восстановлении и поддержании социально полезных связей, лече­нии от алкоголизма и наркомании, проводятся другие индивидуаль­но-профилактические мероприятия.

Установление специальных правил поведения, ограничение прав лиц, подвергающихся индивидуально-профилактическому воз­действию, возможны строго на основаниях и в порядке, предусмот­ренных законом, например, в случаях условного осуждения, приме­нения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного характера, установления контроля за определенными категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Причины, условия и иные детерминанты преступного по­ведения нередко проявляются безотносительно к антиобществен­ному поведению конкретных лиц, которые могут совершить уго­ловно наказуемые деяния, а именно в различных сферах социальной жизни: семейно-бытовой, досуговой, производственно-трудовой, в сфере частного предпринимательства, приватизации, кредитно-финансовых отношений, внешнеэкономической деятельности и т.д.

В целях выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) криминогенных факторов в названных и других сферах осуществ­ляются меры общей профилактики. Для решения задач общей про­филактики преступлений анализируются качественно-количест­венные показатели преступности и других правонарушений, обоб­щенные сведения об их причинах и условиях, проводятся приклад­ные криминологические исследования на отдельных объектах (в регионах, отраслях хозяйства), целевые профилактические опера­ции; о криминогенных факторах, путях и средствах их устранения (нейтрализации, блокирования) информируются органы власти, ме­стного самоуправления, управления коммерческими и некоммерче­скими организациями и другие субъекты, обладающие возможно­стями и полномочиями по практической реализации соответствую­щих предложений антикриминогенного характера; разрабатываются и осуществляются финансово-экономические, организационные, технические и иные меры предупреждения преступлений; прово­дится работа по повышению юридической культуры граждан, их правовому просвещению и воспитанию, оказывается населению консультационная помощь по вопросам защиты от противоправных посягательств.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику специально-криминологического предупреждения преступности.

2. Как соотносятся общесоциальное и специальнокримино­
логическое предупреждение преступности?

3. Чем различаются индивидуальная и общая профилактика
преступлений?


Наши рекомендации