Виды правоприменительных актов

Акты применения норм права отличаются большим разнообразием, поэтому они классифицируются по различным основаниям.

По отраслевому признаку они подразделяются на:

- уголовно-правовые;

- гражданско-правовые;

- административно-правовые;

- финансовые и др.

По субъектам их издания на акты:

- судебных органов, прокурорских, следственных, контрольных;

- органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления;

- президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.

По юридической природе – на:

- правоохранительные;

- правоисполнительные;

- правовосстановительные;

- правообеспечительные.

По последствиям – на:

- правообразующие;

- правопрекращающие;

- правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).

По форме выражения – на:

- письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте);

- акты-документы;

- акты-действия. Акты-действия, в свою очередь, могут быть подразделены на словесные (распоряжение или резолюция руководителя подчиненному совершить определенное действие) и конклюдентные, или молчаливые: разного рода указатели, сигналы, жесты, команды, символы, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомашину, затормозить, свернуть в сторону), если требования будут нарушены.

Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность.

По названию акты применения права могут иметь форму:

- указа;

- постановления;

- приказа;

- распоряжения;

- протокола;

- резолюции;

- разрешения;

- приговора;

- акта о наложении штрафа;

- указания и т.д.

Нередко они совпадают с названиями нормативных актов. Важно, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила поведения.

Следует отметить, что среди правовых актов есть такие, которые содержат в себе как признаки индивидуальной определенности, так и черты нормативности, в силу чего их трудно отнести только к тем или другим. Например, приказ министра обороны о призыве на воинскую службу очередных новобранцев, равно как и приказ о демобилизации отслуживших свой срок военнослужащих, является, с одной стороны, правоприменительным актом, поскольку он применяет в данных случаях соответствующие нормы Конституции РФ и Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. <*>, а с другой стороны, такой приказ относится к сотням и тысячам субъектов индивидуальных и коллективных (военкоматов всех уровней) и тем самым регулирует довольно обширный пласт общественных отношений. А это уже – свойства нормативного акта.

Дополнительно

Акт применения права – правовой акт, содержащий индивидуальное государственно-властное веление, вынесенный компетентным органом по конкретному юридическому делу, и обеспечиваемый мерами государственных гарантий и санкций.

Виды

1. По форме:

- указы;

- приговоры;

- приказы;

- решения и пр.

2. По субъектам, их издающим:

- акты государственных органов;

- негосударственных органов.

3. По функциям права:

- регулятивные (приказ о повышении по службе);

- охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела);

4. По юридической природе:

- основные (выражают конечное решение по юридическому делу - приговор, решение суда);

- вспомогательные (подготавливают издание основных – постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого).

5. По предмету правового регулирования:

- акты гражданско-правовые;

- уголовно-правовые и пр.

6. По характеру:

- материальные;

- процессуальные

Признаки:

1. Издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права. Однако государственно-властные полномочия нередко осуществляют негосударственные организации, например органы и должностные лица местного самоуправления.

2. Строго индивидуальны, то есть адресованы поименно определенным лицам. Этим они отличаются от нормативных актов, обладающих общим характером.

3. Направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, то есть выполняют функцию индивидуального регулирования.

4. Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением. При этом акт применения права – документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер.

Общие черты с НПА:

- представляют собой письменные акты-документы;

- исходят от государства;

- обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством).

Отличительные черты с НПА

- акты применения права принимаются на основе нормативных и должны им соответствовать;

- акты применения права не являются источниками права;

- не содержат в себе каких-либо общих правил поведения, а конкретизируют нормы права, содержащиеся в НПА;

- акты применения права применяются к конкретному случаю, событию, индивидуальной ситуации;

- акты применения права обращены к строго установленному кругу лиц;

- акты применения права рассчитан на однократное применение;

- они выступают в качестве юридических фактов (служат основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений).

Акты применения норм права должны отвечать требованиям законности, обоснованности и целесообразности.

Наши рекомендации