Глава 29. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства

Статья 275. Государственная измена

1. Конституция закрепляет суверенную государственность России, целостность и неприкосновенность ее территории в качестве одной из основ конституционного строя (преамбула, ч. 1 и 3 ст. 4). Органы государственной власти в пределах своих полномочий осуществляют предусмотренные Конституцией и федеральными законами меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечению обороны страны и безопасности государства (ст. 71, 80, 82, 83, 87, 114 и др. Конституции).

Гарантированные в ст. 29 Конституции свобода мысли и слова, право каждого свободно искать, получать, передавать производить и распространять информацию могут осуществляться любым законным способом. Эти права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо, в частности, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанные положения определяют конституционно-правовые основания гл. 29 УК.

2. Государственная измена представляет собой враждебную деятельность гражданина России, осуществляемую совместно с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, направленную против внешней безопасности РФ.

Общественная опасность при совершении этого преступления исходит извне, так как действия гражданина России (специального субъекта) направляются и поддерживаются силами и средствами иностранного государства или иностранных организаций, которые имеют в своем распоряжении финансовые, технические и иные ресурсы. Это своеобразная форма соучастия гражданина Российской Федерации и представителей иностранных государств или организаций в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации.

В силу ч. 5 ст. 15 УК преступление относится к особо тяжкому, поскольку за его совершение предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет.

3. Объектом государственной измены является внешняя безопасность РФ, которая характеризуется состоянием защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних угроз. В свою очередь, жизненно важные интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам внешней безопасности страны относятся его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность.

Суверенитет - это независимость, верховенство и полная самостоятельность государства в решении своих внешних и внутренних вопросов.

Территориальная неприкосновенность означает неотторжимость территории государства без разрешения его высших органов власти.

Обороноспособность предполагает наличие политического, экономического, военного и морального потенциала страны, который последняя может использовать для защиты от внешнего нападения.

4. Субъектом государственной измены является гражданин Российской Федерации, достигший 16 лет. При этом субъектом выдачи государственной тайны выступает только носитель этой тайны: лицо, которому сведения доверены по службе (работе) и на котором лежит обязанность по их неразглашению. За шпионаж, совершенный иностранным гражданином или лицом без гражданства, ответственность наступает по ст. 276 УК.

5. С объективной стороны государственная измена не принадлежит к числу материальных составов преступлении и может совершаться одним из способов, исчерпывающе определенных в законе: в форме шпионажа, выдачи государственной тайны или ином оказании помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

Так, старший научный сотрудник одного из учреждений Ф. имел доступ к секретным и совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну. Будучи осведомленным о проявляемом иностранными спецслужбами интересе к тематике решаемых его учреждением вопросов, в поисках источников получения иностранной валюты для последующего выезда на постоянное жительство за границу, Ф. вошел в контакт с сотрудником посольской резидентуры ЦРУ, работавшим под прикрытием дипломатической должности. Проинформировав его о своих возможностях, Ф. получил от него официальное предложение о сотрудничестве. Выразив согласие, Ф. на одной из конспиративных встреч передал представителю иностранной разведки собранные им секретные и особо секретные сведения об интересовавшем иностранную разведку изделии и направлениях его дальнейшей разработки. Тогда же Ф. получил присвоенный ему оперативный псевдоним, инструкции об условиях и порядке связи, а также денежное вознаграждение.

Действия Ф. квалифицированы по комментируемой статье как государственная измена в формах шпионажа и выдачи иностранному государству сведений, составляющих государственную тайну в ущерб внешней безопасности РФ*(670).

В УК РСФСР ранее были предусмотрены не три, а семь форм измены, в том числе переход на сторону врага, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы, заговор с целью захвата власти. В УК эти формы государственной измены отсутствуют ввиду неконституционности*(671).

6. В целях защиты безопасности государство относит те или иные сведения в области военной, экономической и других видов деятельности к государственной тайне. В связи с этим ч. 4 ст. 29 Конституции предусмотрено, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Государство вправе также определять средства и способы охраны государственной тайны, в том числе устанавливать уголовную ответственность за ее разглашение и выдачу иностранному государству. В силу указанной конституционной нормы уголовная ответственность за выдачу государственной тайны иностранному государству правомерна лишь при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе. Правоприменительное решение, включая приговор суда, не может основываться на неопубликованном нормативном правовом акте, что вытекает из ч. 3 ст. 15 Конституции*(672).

Реализация требований Конституции обеспечивается Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (в ред. от 19.07.2011)*(673), в котором определено понятие государственной тайны и указаны сведения, относимые к государственной тайне (включая ее военные аспекты).

7. Государственная измена в форме выдачи государственной тайны выражается в том, что передаются сведения, составляющие государственную тайну, иностранному государству, иностранной организации или их представителям специальным субъектом - гражданином Российской Федерации, которому эти сведения были доверены по службе или работе (например, секретоноситель).

Государственная тайна - это защищаемые в государстве сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2 указанного Закона). Государственную тайну составляют сведения строго ограниченных областей жизни и деятельности любого государства (военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной); они содержатся в материальных объектах, в том числе в физических полях в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов; эти сведения подлежат засекречиванию и в Российской Федерации имеют три уровня защиты: "особой важности", "совершенно секретно", "секретно"*(674). Допуск к этим сведениям ограничен; за противоправное разглашение государственной тайны наступает уголовная ответственность.

Выдача тайны считается оконченной (независимо от способа выдачи) с момента, когда рассматриваемые сведения (как предмет преступления) становятся достоянием иностранного государства, иностранной организации или их представителей, независимо от их принадлежности к иностранной разведке.

В отличие от шпионажа государственную измену в форме выдачи образуют выдача только той информации, которая входит число сведений о государственной тайне.

Разглашение государственной тайны при отсутствии признаков государственной измены подлежит квалификации по ст. 283 УК.

8. Понятие, признаки шпионажа отличаются от выдачи государственной тайны, они раскрываются ст. 276 УК и тождественны шпионажу, указанному в комментируемой статье, поскольку различаются лишь кругом субъектов указанных в этих статьях преступлений.

Государственная измена в форме шпионажа окончена с момента передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, либо собирания, похищения или хранения этих же сведений для передачи указанным адресатам, а также с момента передачи или собирания иных сведений по заданию иностранной разведки (подробнее см. коммент. к ст. 276).

Собирание иных сведений без задания иностранной разведки не образует государственной измены. Для граждан Российской Федерации собирание таких сведений с целью их дальнейшей передачи указанным адресатам образует приготовление к государственной измене в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

9. Шпионаж и выдача представляют собой конкретизацию способов оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям. Именно последняя форма составляет содержание и направленность государственной измены.

Общим для всех способов государственной измены является адресат, который проводит враждебную деятельность, и наличие гражданина Российской Федерации, который оказывает помощь во враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

Иное оказание помощи названным адресатам может осуществляться по заданию или по собственной инициативе. Оно может выражаться в вербовке гражданина России в качестве агента иностранного государства, иностранной организации или их представителей, в создании различных организаций, направленных в вовлечение России в вооруженные конфликты, в действиях, направленных на вмешательство в дипломатические отношения России с другими странами в целях их ухудшения или разрыва.

Рассматриваемая форма государственной измены окончена с момента фактического оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в указанных в норме целях.

10. Понятие враждебной деятельности включает любую деятельность, направленную в ущерб внешней безопасности РФ. В области внешнеполитической это может быть срыв мирных переговоров, разрыв дипломатических отношений; в области экономической - срыв выгодных деловых контактов, экономическая блокада; в области военной - поддержка незаконных формирований на территории России; в области разведки - расшифровка разведывательных операций, провал агентуры и т.п.

11. Государственная измена совершается только с прямым умыслом, а собирание сведений, составляющих государственную тайну, должно преследовать цель передачи собранных сведений адресатам шпионажа. При этом, исходя из принципа субъективного вменения (см. ст. 5 УК), лицо должно осознавать характер собираемых или выдаваемых сведений, адресата, которому они предназначены, и желать передать именно эти сведения именно этому адресату. При ином оказании помощи необходимо осознание, что помощь оказывается в осуществлении враждебной деятельности, проводимой иностранным государством, иностранной организацией или их представителями в ущерб внешней безопасности РФ. Корыстные либо иные мотивы действий субъекта преступления влияния на квалификацию не оказывают.

12. Возможные материальные последствия государственной измены находятся за пределами состава преступления и могут быть вменены лицу по правилам совокупности преступлений лишь при наличии к тому объективных и субъективных оснований (см. ст. 5, 8 17 УК).

13. В примеч. к комментируемой статье предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности (поощрительная норма) за некоторые преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.

Лицо, совершившее государственную измену, а также шпионаж, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, освобождается от ответственности, если оно способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам России и в его действиях не содержится иного состава преступления.

Способствовать предотвращению дальнейшего ущерба лицо может добровольным и своевременным сообщением органам власти о совершенной государственной измене либо иным образом. Закон не ограничивает формы предотвращения ущерба, а делает акцент на том, чтобы тот или иной способ был направлен на предотвращение ущерба интересам РФ. Решение указанного оценочного вопроса принадлежит правоприменителю, в том числе суду.

Статья 276. Шпионаж

1. Объектом шпионажа, как и государственной измены, выступает внешняя безопасность страны.

В зависимости от предмета преступления в комментируемой статье различаются два вида шпионажа: шпионаж, предметом которого являются сведения, составляющие государственную тайну, и шпионаж, предметом которого являются иные сведения, но при обязательном условии, что они собирались по заданию иностранной разведки для использования в ущерб внешней безопасности РФ.

2. С объективной стороны собирание предполагает любой способ получения сведений, кроме хищения. Похищение - это противоправное, безвозмездное изъятие сведений, составляющих государственную тайну. Хранение сведений, как и их собирание, хищение, должны преследовать цель передачи этих сведений адресатам шпионажа. Передача означает сообщение, распространение, воспроизведение сведений любым способом.

Шпионаж окончен с момента совершения указанных действий независимо от того, удалось ли передать собранные сведения адресату или нет.

3. Субъектом шпионажа является только иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее 16 лет.

4. С субъективной стороны шпионаж совершается только с прямым умыслом. При совершении второй разновидности шпионажа необходимо, чтобы субъект осознавал, что сбор и передача сведений осуществляются по заданию иностранной разведки.

Согласно ч. 5 ст. 15 УК шпионаж, как и государственная измена, относится к особо тяжким преступлениям.

Статья 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

1. Объект преступного посягательства - закрепленная в Конституции политическая система РФ, обеспечивающая внутреннюю безопасность страны (основной объект), а также жизнь и здоровье потерпевших (дополнительный объект).

Комментируемая статья предусматривает ответственность только за посягательство на жизнь, т.е. за убийство или покушение на убийство государственного или общественного деятеля (как носителей политической системы страны). О понятии убийства см. коммент. к ст. 105, о покушении - см. коммент. к ст. 30.

К государственным деятелям относятся руководители государственных органов федерального уровня и субъектов РФ и другие государственные служащие, которые своей деятельностью проводят в жизнь политику государства. К государственным деятелям также относятся депутаты, официально зарегистрированные кандидаты для избрания в органы власти, их доверенные лица, члены избирательных комиссий и т.п.

Общественные деятели - это лица, активно участвующие в руководстве общественными объединениями, политическими партиями, профессиональными и иными общественными объединениями.

В число потерпевших (т.е. в понятие государственных и общественных деятелей) входят не только субъекты, поддерживающие действующую власть и проводящие в жизнь ее политику, но и деятели общественных организаций любого направления и ориентации, в том числе оппозиционных.

Ответственности за причинение вреда здоровью указанным лицам, а также посягательство на их родственников комментируемая норма не предусматривает, что означает, что такой вред в случае его причинения подлежит квалификации по общим нормам о преступлениях против личности.

Посягательство на жизнь иных категорий государственных служащих или представителей общественных организаций в связи с осуществлением служебной деятельности или выполнением общественного долга охватывается составом убийства при отягчающих обстоятельствах (п. "б" ч. 2 ст. 105 УК).

2. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля считается оконченным с момента причинения смерти или с момента совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни потерпевшего (покушения на убийство), независимо от наступивших последствий.

Приготовительные действия следует оценивать учетом правил, предусмотренных ст. 30 УК.

3. Деяние совершается с прямым умыслом. Об этом свидетельствуют конструктивные признаки субъективной стороны преступления: цель прекращения политической деятельности государственных или общественных деятелей или мотив мести за такую деятельность, независимо от характера и направленности этой деятельности. Важно, чтобы посягательство осуществляется именно за политическую деятельность потерпевшего.

Так, по конкретному делу лицо обоснованно признано виновным в организации приготовления посягательства на жизнь депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ (определение ВС РФ от 04.04.2007 N 5-О07-35С*(675)).

4. Субъектом преступления может быть любое вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

В случае совершения посягательства наемным убийцей вопрос о его ответственности решается, исходя из принципов вины и соучастия. Если исполнитель не знал и не мог знать подлинных целей заказчика преступления, то он подлежит ответственности за убийство по общей норме - по ч. 2 ст. 105 УК. Если наемный убийца знал о целях преступления, то он подлежит ответственности за его исполнение, а заказчик - за подстрекательство или организацию посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля.

5. В отличие от государственной измены и шпионажа, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, как особо тяжкое преступление, наряду с лишением свободы на срок от 12 до 20 лет предусматривает наказание в виде пожизненного лишения свободы либо смертную казнь, что обусловлено дополнительным объектом посягательства.

Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

1. В соответствии с Конституцией государственную власть в Российской Федерации (она разделяется на законодательную, исполнительную и судебную) осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ст. 10-11 Конституции). Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону (ч. 3 ст. 3 Конституции).

Объект преступления - государственная безопасность.

2. Закон не определяет характера и содержания действий, предусмотренных комментируемой статьей, а делает акцент на целенаправленность этих действий.

Объективную сторону преступления образуют действия, направленные на а) насильственный захват власти или б) насильственное удержание власти в нарушение Конституции либо в) насильственное изменение конституционного строя РФ.

Насильственный захват власти - это завладение ею насильственным (преимущественно вооруженным) путем лицами, группировками, организацией, которым власть не принадлежала. Действия, направленные на захват власти как в целом в стране, так и субъекте РФ, могут выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих законно властные полномочия, либо в их принудительной изоляции и провозглашении на их месте тех, кто осуществляет противоправные действия.

Насильственное удержание власти - это насильственное ее сохранение в нарушение Конституции лицами, которым она ранее принадлежала по закону. Действия, направленные на насильственное удержание власти, могут выражаться и в том, что после захвата власти виновные препятствуют функционированию конституционной системы власти. Насильственное удержание власти в данном случае может означать, что лица, захватившие власть, контролируют принятие и исполнение своих решений насильственными действиями, а носители законной власти лишены возможности осуществлять свои функции и компетенцию.

Третья группа действий направлена на насильственное изменение конституционного строя РФ. О понятии конституционного строя см. коммент. к ст. 275.

Все три группы действий совершаются насильственным способом, формы и объем насилия не ограничены законом: оно может быть вооруженным, совершаться как одним человеком, так и группой лиц. При определенных обстоятельствах действия виновных могут образовать все три формы преступления, которое относится к числу особо тяжких.

3. Преступление считается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват или удержание власти или на насильственное изменение конституционного строя.

4. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, имеет сходство с государственной изменой (ст. 275 УК).

Так, если виновные лица совершают действия по захвату власти в контакте с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, совместно с ними, то содеянное ими следует квалифицировать как государственная измена в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России, а также как насильственные действия, направленные на захват власти, т.е. по совокупности преступлений.

5. Если в ходе насильственных действий совершаются акты терроризма, убийство, то содеянное также образует совокупность преступлений.

6. Субъектами указанного преступления могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста. Действуют они с прямым умыслом и преследуют цели захвата или удержания власти или же изменения конституционного строя РФ.

Статья 279. Вооруженный мятеж

1. Мятеж - это локальный бунт (восстание) вооруженной толпы, организованный и поднятый в указанных в норме целях.

Организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем могут быть совершены и в законных вооруженных формированиях, отказавшихся подчиняться закону и имеющих целью совершить насильственные действия, направленные на изменение конституционного строя РФ или изменение ее территориальной целостности. В силу ч. 4 ст. 3 Конституции захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону. Запрещается создание вооруженных формирований (ч. 5 ст. 13 Конституции).

Вооруженный мятеж следует отличать от организации НВФ или участия в нем (ст. 208 УК).

Названные составы преступлений различаются как по объекту и объективной стороне, так и по направленности умысла.

Объект рассматриваемого преступления - государственная безопасность и территориальная целостность России.

Статья 208 УК не предусматривает совершения активных действий, связанных с вооруженным выступлением в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя РФ. Действия виновных могут рассматриваться как реальная совокупность преступлений и квалифицироваться по ст. 208 УК и комментируемой статье только в тех случаях, когда организация НВФ перерастает в вооруженный мятеж.

2. Объективная сторона вооруженного мятежа заключается в его организации либо в активном участии в нем.

Действия организатора могут выражаться в создании преступного сообщества, вербовке и подготовке участников мятежа, планировании мятежа, распределении ролей соучастников и т.п. Как организацию мятежа следует рассматривать и подстрекательство к нему, которое привело к совершению этого преступления.

Активное участие предполагает не просто нахождение в составе мятежных вооруженных формирований, а непосредственное совершение действий, направленных на достижение целей мятежа (захват правительственных зданий, складов оружия, захват заложников и т.п.) (определение N 20-О99-66*(676)).

Совершение мятежниками актов терроризма, убийств, наступление иных физических и материальных последствий вооруженного мятежа следует квалифицировать по совокупности преступлений.

Для мятежа обязательным является признак вооруженности, но это не означает, что должен быть постоянно вооружен каждый мятежник (определение N 20-О01-99*(677)).

Понятие оружия определено в Законе об оружии. О понятии оружия см. также коммент. к ст. 222.

3. Вооруженный мятеж считается оконченным с момента вооруженного выступления с требованиями свержения или изменения конституционного строя или нарушения целостности государства и угрозой осуществить свои требования вооруженной силой.

4. Преступление совершается только с прямым умыслом и специальными целями: свержения или насильственного изменения конституционного строя либо нарушения территориальной целостности государства.

5. Ответственность за вооруженный мятеж несут только его организаторы и активные участники, достигшие 16-летнего возраста. Остальные мятежники, как правило, могут отвечать за конкретные преступления, совершенные ими в ходе вооруженного мятежа.

Преступление относится к числу особо тяжких.

Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности

1. Конституционно-правовым основанием установления уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности являются положения ч. 5 ст. 13, ст. 14, ст. 29 Конституции, в том числе о запрете пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Конституция, гарантируя каждому свободу мысли и слова, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду (ч. 1 и 2 ст. 29). В развитие данного конституционного положения, а также иных положений Конституции и международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией, УК устанавливает запрет публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности, предусматривая уголовную ответственность не за любые действия, а только за те, которые совершаются публично, с обращением к неопределенному кругу лиц. Поэтому положения комментируемой статьи не могут рассматриваться как несовместимые с конституционным правом на свободу выражения мнения*(678).

2. Объектом преступления, предусмотренного комментируемой статьей, являются конституционный строй и политическая система РФ, целостность и безопасность страны, а также права и свободы человека и гражданина.

Общее понятие преступлений экстремистской направленности см. примеч. к ст. 282.1 УК.

Экстремистская деятельность (экстремизм) - это деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению деяний, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; на подрыв безопасности РФ; на захват или присвоение властных полномочий; на создание НВФ, на осуществление террористической деятельности, на возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; на унижение национального достоинства*(679).

К экстремизму относится осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы, а также пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, финансирование экстремистской деятельности либо и иное содействование ее осуществлению.

Экстремизм представляет собой склонность к политическому насилию, а также осуществление политики, направленной на насильственное изменение существующего государственного строя или на захват власти, установление фашизма или иной диктаторской формы правления. К проявлениям экстремизма могут быть отнесены призывы к систематическим нарушениям прав человека, дискриминации людей по шовинистическому, национальному, расовому или религиозному признаку.

3. Под призывом следует понимать активное воздействие на сознание и волю людей с целью склонить их к насильственным действиям по захвату власти, удержанию власти или изменению конституционного строя и т.д.

Формы, в которых осуществляются призывы, могут быть самыми разнообразными (устные, письменные, с помощью технических средств и т.п.), кроме призывов с использованием средств массовой информации. Призывы с использованием средств массовой информации образуют квалифицированный состав этого преступления.

Обязательным требованием к призывам является их публичность, под которой следует понимать выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть "Интернет") обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности. При установлении направленности призывов необходимо учитывать положения Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". Комментируемая статья предусматривает ответственность лишь за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (п. 4, 5 постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2011 N 11). Наиболее характерными примерами публичности являются выступления на собраниях, митингах и других массовых мероприятиях, использование экстремистских лозунгов во время демонстраций, шествий, пикетирования и т.д. В каждом конкретном деле вопрос о публичности призывов решается с учетом всех обстоятельств дела. В том числе должно быть установлено, что публика воспринимала призывы.

4. Преступление с формальным составом считается оконченным с момента публичного распространения призывов указанного содержания независимо от того, достигли они своей цели воздействия на граждан или нет.

Изготовление, размножение или хранение материалов с целью последующего их использования для пропаганды экстремизма не влечет уголовной ответственности, так как стадия приготовления к данному преступлению в силу ч. 2 ст. 30 УК ненаказуема (ввиду того, что оно принадлежит к преступлениям средней тяжести).

По тому же основанию ненаказуема в уголовном порядке и подготовка совершения указанного преступления при отягчающих обстоятельствах (с использованием средств массовой информации).

Если публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности привели к вооруженному мятежу или массовым беспорядкам, то действия виновных следует квалифицировать по совокупности преступлений (со ст. 212, 279 УК).

5. С субъективной стороны преступление совершается только с прямым умыслом. Лицо осознает характер и публичную направленность призывов и желает действовать таким образом. Мотивы действий виновного закон не указывает, и они могут быть самыми разнообразными (идейное невосприятие конституционного строя, месть и т.д.). Они учитываются при индивидуализации наказания. Цель преступления - склонить граждан к осуществлению экстремистской деятельности.

6. Ответственность за данное преступление несут граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста.

7. Совершение преступления по заданию иностранных государств, иностранных организаций или их представителей следует квалифицировать по совокупности с государственной изменой в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации в проведении враждебной деятельности, если эти действия совершает гражданин Российской Федерации.

8. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за публичные призывы к экстремизму, совершенные с использованием средств массовой информации. Прежде всего, имеются в виду радио, телевидение, печать. В Российской Федерации запрещается распространение через средства массовой информации экстремистских материалов и осуществление ими экстремистской деятельности. Законодательством РФ запрещается использование сетей связи общего пользования (в том числе сети Интернет) для публичных призывов к экстремистской деятельности. К материалам экстремистской направленности следует отнести материалы, содержащие призывы к осуществлению экстремистской деятельности.

Вместе с тем, исходя из положений норм закона, экстремистская деятельность предполагает совершение активных действий, целью которых является возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, подрыв безопасности РФ и других целей, указанных в ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". Поэтому сам по себе факт моделирования форума на сайте таким образом, что поступающие на него комментарии читателей помещаются без предварительной проверки содержащейся в нем информации, закону не противоречит и не может быть расценен как экстремистская деятельность*(680).

Статья 281. Диверсия

1. Состав диверсии существовал в УК РСФСР до 1994 г. Как показало время, его исключение из УК не было обосновано ни теоретически, ни практически, поэтому в УК ответственность за диверсию восстановлена, но в иной редакции.

Во-первых, из числа признаков диверсии исключены такие действия, как массовое уничтожение людей, распространение эпидемий и эпизоотий, совершение массовых отравлений. Подчеркнута направленность диверсии на разрушение или повреждение важных народнохозяйственных и оборонных объектов, а также объектов жизнеобеспечения населения. Круг предметов диверсии сужен.

Изменена и конкретизирована формулировка цели преступления. Если раньше деяние было направлено на ослабление государства, то теперь речь идет о цели подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ.

С учетом изложенного объектом преступления является экономическая безопасность России как суверенного государства.

2. С объективной стороны диверсия выражается в совершении взрывов, поджогов и иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения.

Под разрушением следует понимать приведение сооружения в полную негодность.

Под повреждением понимается приведение сооружения в частичную негодность и возможность восстановления и ремонта.

Перечень действий диверсантов, данный в законе, примерный, но это всегда действия активные, общеопасные и ведущие к быстрым последствиям разрушительного характера (затопление, обвал, крушение и т.п.).

3. Диверсия окончена с момента совершения взрывов, поджогов и иных действий, направленных на разрушение или повреждение объектов диверсии. Фактическое разрушение или повреждение объекта влияния на квалификацию не оказывает.

4. При диверсии могут погибнуть люди. Если их гибель явилась результатом неосторожности субъекта преступления, то квалификации по совокупности преступлений не требуется. Если же это были умышленные действия, специально направленные на причинение смерти людям, то оценка содеянного должна осуществляться по совокупности преступлений (ст. 105 УК и комментируемой статье).

5. Диверсия совершается только с прямым умыслом и с целью подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ. При оценке целей винов

Наши рекомендации