Правовое положение и защита легатариев
Опираясь на распоряжение наследодателя, легатарии получали право требовать от универсальных наследников исполнения того, что им поручил наследодатель. Таким образом, легатарии предъявляли требования, которыми обременялись наследники. Права легатариев устанавливались в момент открытия наследства, но были суспензивно обусловлены принятием наследства универсальными сукцессорами.
Легатарии обладали статусом сингулярных сукцессоров и как таковые (наследники отдельных вещей) не отвечали за долги по наследству кроме тех, что обременяли предмет легата. Для защиты своих прав легатарии могли применять rei vindicatio или actio ex testamento. Легатарии имели право с помощью cautio legatorum servandorum causa обеспечить исполнение легата, если существовала опасность, что наследник воспротивится этому. При Юстиниане легатарии могли обезопасить себя путем законной ипотеки на все наследство.
Понятие фидеикомисса
Фидеикомисс являлся неформальной просьбой, с которой наследодатель обращался к наследнику и просил его что-либо дать или исполнить третьему лицу за счет получаемого наследства. Неформальная просьба могла быть обращена и к легатарию или другому лицу, которое за вознаграждение что-либо даст или исполнит третьему лицу. (517) Лицо, получающее вознаграждение, именовалось фидеикомиссарием, а лицо, к которому была обращена просьба, называлось фидуциарием.
Во время республики фидеикомисс не имел правовой защиты. Позднее, при Августе, была допущена его защита особым способом с помощью cognatio extraordinaria.
Фидеикомисс мог устанавливаться по завещанию, по подтвержденным завещанием кодициллам, по неподтвержденным кодициллам и устно.
Предметом фидеикомисса были отдельные вещи наследодателя, вещи третьих лиц и, в виде исключения, все наследство.
Целью фидеикомисса являлось предоставление правомочий лицам, которые не могли назначаться наследниками или легатариями, потому что не обладали testamenti factio passiva или потому что наследодатель не хотел обременять их пассивным наследством. (558)
Юстиниан полностью объединил фидеикомисс с легатом.
Универсальный фидеикомисс
Универсальный фидеикомисс возникал, когда предметом фидеикомисса являлось все наследство. Посредством универсального фидеикомисса завещатель просил наследников предоставить совокупный актив наследства фидеикомиссарию, в то время как долги по наследству оставались за наследниками. Поэтому наследники пользовались правом jus abstinendi, не желая принимать наследство. Появился обычай, по которому фидеикомиссарии, путем стипуляции, гарантировали наследникам, что возьмут на себя долги по наследству, если наследники примут наследство. Позднее, по s. с. Trebellianum, универсальные фидеикомиссарии наследовали актив и пассив наследства, объединяясь с универсальными наследниками наследодателя. Между тем и в этом случае существовало условие, что наследство будет принято назначенным наследником. По s. с. Pegasianum было установлено, что любой наследник имеет право удерживать для себя четверть стоимости наследственной доли и только в этом случае принимать наследство и отвечать за долги по наследству. Благодаря этому появились стипуляции по разделу актива и пассива между наследниками и универсальным фидеикомиссарием.
Юстиниан соединил эти предписания, предусмотрев, что наследники имеют право удерживать четверть наследственной доли, а универсальные фидеикомиссарии получали статус heredes loco.
Семейный фидеикомисс
Семейный фидеикомисс, или fideicommissum familiae relictum — специальный вид фидеикомисса, устанавливаемый, если наследодатель просил наследника, чтобы в случае собственной смерти наследник передал все наследство лицу, обладающему в семье наследника тем же положением, которым обладал сам наследник в семье наследодателя. Это являлось фидеикомиссорной субституцией и способом перехода имущества семьи от поколения к поколению, в то время как фидеикомиссарии имел право пользоваться только плодами наследства, или usufructus hereditatis.
Дарение в случае смерти
Дарение в случае смерти, или donatio mortis causa, являлось договором, заключенным между продавцом, находящимся при смерти, и одаряемым, по которому даритель предоставлял одаряемому какую-либо вещь, но сохранял за собой право взять эту вещь обратно, если избегнет смерти или переживет одаряемого. (559)
Для этого договора действовали ограничения, предусмотренные для легатов по lex Furia, lex Voconia и lex Falcidia, как и по предписаниям кадукарных законов Августа.
Право Юстиниана объединило donatio mortis causa с фидеикомиссом и легатом. Формой его заключения сделалось обещание, данное при пяти свидетелях о том, что дар будет предоставлен, если одаряемый переживет дарителя. Обещание предоставления дара могло быть отменено.