К решению тестовых и контрольных заданий

ТРУДОВОЕ ПРАВО

Методические рекомендации для семинарских занятий

для студентов 2 курса дневной формы получения высшего образования

Могилев 2016

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дисциплины «Трудовое право» для студентов 2 курса дневной формы получения высшего образования специальности «Правоведение» на 2015-2016 уч. год

№ п.п. Разделы, темы, вопросы Всего аудитор-ных часов Количество часов по учебному плану
Лекции (час) Практ. занятия (час) УСР (час)
Рабочее время -
Время отдыха и нерабочее время в трудовом праве. Трудовые и социальные отпуска.
Заработная плата и нормирование труда. Гарантийные и компенсационные выплаты -
Трудовая дисциплина. Дисциплинарная ответственность работников
Материальная ответственность сторон трудового договора -
Трудовые споры и порядок их разрешения
Охрана труда
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде -
Всего

ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К РЕШЕНИЮ ТЕСТОВЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ,

К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ

Решение тестовых и контрольных заданий, а также написание рефератов по курсу трудового права направлены на проверку усвоения студентами учебного материала и сориентированы на приобретение навыков работы с нормативными правовыми актами, развитию способностей к правовому мышлению в процессе анализа законодательства и изучения юридической литературы.

Приступая к выполнению заданий и написанию рефератов, студент должен изучить трудовое законодательство Республики Беларусь, в том числе Трудовой кодекс Республики Беларусь, а также ознакомиться с основной и дополнительной литературой, предлагаемой автором в данных методических рекомендациях.

Реферат является кратким изложением научной проблемы, результатом научного исследования, поэтому он должен быть выполнен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к его оформлению. Реферат печатается с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм).

Набор текста осуществляется с использованием текстового редактора Word. При этом рекомендуется использовать шрифты типа Tіmes New Roman размером 14 пунктов, межстрочный интервал – одинарный. Устанавливаются следующие размеры полей: верхнего и нижнего – 20 мм, левого – 30 мм, правого – 10 мм.

Шрифт печати должен быть прямым, четким, черного цвета, одинаковым по всему объему текста работы. Общий объём работы – 15–20 страниц печатного текста (с учётом титульного листа, плана и списка использованных источников) на одной стороне листа.

В тексте должны композиционно выделяться структурные части работы, отражающие суть исследования: титульный лист; план; введение; основная часть, разбитая на главы; заключение; список использованных источников; приложения (при необходимости).

Введение – это вступительная, начальная часть работы. В ней определяется актуальность темы исследования. В основной части формулируется исследуемая проблема, определя­ется ее место в избранной области науки или практики, анализируются точки зрения на проблему и практические рекомендации по ее решению, предлагаемые различными авторами, выдвигается собственная позиция автора. Необходимо отразить результаты самостоятельного анализа автором нормативных правовых актов, научной литературы, дать творческую оценку изучаемого явления. В заключении автор подводит итог работы, делает краткий анализ и формулирует выводы. Каждую структурную часть реферата следует начинать с нового листа.

Нумерация страниц дается арабскими цифрами. Первой страницей реферата является титульный лист, который включается в общую нумерацию страниц. На титульном листе номер страницы не ставят, на последующих листах номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

Список использованных источников (нормативные правовые акты, юридическая литература, материалы правоприменительной практики)должен содержать перечень источников, использованных при выполнении реферата. Указанный список располагается в конце работы после заключения, должен содержать не менее 10 наименований и оформляется согласно ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание».

Решения контрольных заданийдолжны быть подкреплены ссылками на соответствующие правовые нормы и теоретические положения. Ответы на задания должны быть последовательными и аргументированными. Для фиксации решения заданий студенту желательно иметь отдельную тетрадь.

При оформлении приказов, актов, расписок следует руководствоваться:

– государственным стандартом Республики Беларусь (СТБ) 6.38–2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденной постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь;

– методическими указаниями по практическому применению СТБ 6.38–2004, утвержденными приказом председателя Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусьот 16.09.2005г. №14;

– примерной инструкцией по делопроизводству в министерствах, госкомитетах и других центральных органах управления, учреждениях. организациях и на предприятиях республики Беларусь, утвержденной приказом Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров республики Беларусь от 23.05.1995г. №13.

Тестовые задания составлены таким образом, что в каждом вопросе имеется несколько верных ответов. При работе над тестовыми заданиями рекомендуется использовать Трудовой кодекс Республики Беларусь, комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь, постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и другие нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения. При решении тестовых заданий необходимо указывать ссылки на нормы права, которыми обоснован выбор правильного варианта ответа. Тестовые задания могут быть использованы преподавателями для проверки знаний студентов при проведении семинарских занятий в устной или письменной форме.

ТЕМА 1. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ

1. Понятие и нормирование рабочего времени.

2. Виды рабочего времени. Сверхурочные работы: понятие и порядок привлечения. Правовое регулирование ненормированного рабочего дня.

3. Понятие и виды режима рабочего времени.

4. Использование и учет рабочего времени.

Контрольные задания:

Составление приказов по личному составу:

Оформить приказ об установлении работнику неполного рабочего времени

Оформить приказ о привлечении работника к работе в выходной день

Оформить приказ о привлечении работника к сверхурочной работе

Задачи:

1. Пошивочный цех ОАО “Купалинка” простоял два часа в течение рабочей смены, так как отсутствовала электроэнергия. По окончании смены начальник цеха попросил работников остаться поработать еще два часа без дополнительной оплаты, т. к как каждый из работников фактически отработал только шесть часов вместо положенных восьми. Работники считают, что работа последних два часа должна дополнительно оплачиваться.

Кто прав – начальник цеха или работники?

2. Рабочие инструментального завода Самусенко и Жилко опоздали на работу на 2 часа. Самусенко предъявил документ, выданный больницей, куда он в этот день отвез внезапно заболевшую мать, а Жилко объяснил свое опоздание тем, что ему мастер обещал компенсировать отгулом 2 часа сверхурочных работ, имевших место накануне. После окончания смены начальник цеха предложил обоим поработать еще 2 часа, так как рабочий день на заводе 8 часов, а они отработали всего по 6.

В связи с тем, что они отказались выполнить распоряжение начальника цеха, тот подал докладную записку директору завода с просьбой привлечь Самусенко и Жилко к дисциплинарной ответственности и лишить их премии за текущий месяц.

Директор поручил юрисконсульту завода дать заключение по докладной записке начальника цеха.

Какое заключение даст юрисконсульт?

3. Иванова и Ильченко, обратились к нанимателю с просьбой установить им неполную рабочую неделю. Иванова свое требование обосновала тем, что она имеет ребенка двух лет, а Ильченко – необходимостью подготовки к вступительным экзаменам в БГУ. Их просьба была удовлетворена, пятница стала для них дополнительным нерабочим днем. В мае, в связи с начавшейся отпускной кампанией и болезнью некоторых работников, по предложению директора обе работали весь месяц полную рабочую неделю. Иванова потребовала оплатить переработку как сверхурочное время, а Ильченко – присоединить эти дни к очередному отпуску.

Обязан ли директор устанавливать неполное рабочее время по просьбе Ивановой и Ильченко? Подлежат ли удовлетворению их требования о компенсации за переработку в мае?

4. 20 апреля в отдел кадров обратились с просьбой установить неполное рабочее время следующие работники: слесарь Бычков, предоставивший медицинское заключение о необходимости ухода за больным членом семьи; уборщица Семухова, пенсионного возраста; контролер Белоусова, находящаяся на втором месяце беременности; токари Швакин и Балендо, которые являются студентами колледжа; Смирнов, работающий по совместительству. Их просьба удовлетворена не была. 21 мая Бычков, Балендо и Белоусова доработали до обеденного перерыва и ушли домой. Руководителем организации их действия были расценены как нарушение трудовой дисциплины, за что Бычков, Белендо и Белоусова были привлечены к дисциплинарной ответственности.

Каким образом устанавливается неполное рабочее время? Правомерны ли действия работников и руководителя организации? Обязан ли наниматель установить вышеназванным работникам неполное рабочее время?

5.Павлович и Майсинович, рабочие Минского завода медицинских препаратов, в марте были заняты на работах с вредными условиями труда по три часа ежедневно. Остальное время они работали в нормальных условиях.

Имеют ли Павлович и Майсинович право на сокращенную продолжительность рабочего времени?

6. Рабочие цеха №2 Новиков и Вертук в связи с производственной необходимостью были направлены в сварочный цех. Они потребовали установить им сокращенное рабочее время, так как оно предусмотрено для работников этого цеха. Новикову и Вертуку в этом было отказано.

Имеют ли данные работники право на сокращенное рабочее время?

7. Директор завода по согласованию с профсоюзным комитетом, c учетом особенностей производства, издал приказ о переходе работников с пятидневной на шестидневную рабочую неделю. Работники завода возражали против таких изменений и обратились за разъяснением в профком.

Каков порядок установления, изменения режимов рабочего времени?

8. Приказом директора организации утвержден график сменности пятидневной рабочей недели. Этим графиком работникам в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет установлена восьмичасовая смена при трехдневной рабочей неделе, а работникам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет – восьмичасовая смена при четырехдневной рабочей неделе.

Существуют ли нормативы, которые должны учитываться при разработке графиков сменности?

9. Работники сборочного цеха Иванкин, Петревич и Качановский, по распоряжению начальника цеха несколько раз в сентябре привлекались к работе после окончания рабочего дня. Время переработки им оплачено не было. Директор завода отказался удовлетворить требования об оплате работы в сверхурочное время, так как разрешения на сверхурочные работы он не давал, рабочие работали сверхурочно по своей инициативе.

Соответствует ли отказ директора требованиям трудового законодательства? Каков порядок привлечения к сверхурочным работам? Каким образом оформляется привлечение работников к сверхурочным работам?

10. Сотрудница библиотеки Мисюкевич по просьбе заведующей проработала сверх установленной для нее продолжительности рабочего времени три часа суммарно 6 и 14 февраля. Заведующая предложила ей в качестве компенсации за сверхурочную работу отгул. С согласия Мисюкевич он был предоставлен 23 февраля.

Правомерно ли такое соглашение?

11. В связи с приближающимся отопительным сезоном начальник ЖЭУ привлек к сверхурочным работам 10 человек, в том числе: Шнурову – одинокую мать, имеющую ребенка в возрасте 5 лет; пятнадцатилетнего Мельника; Каляду и Вашкевича, работающих на условиях неполного рабочего дня; пенсионера Хаткевича.

Могут ли перечисленные работники ЖЭУ быть привлечены к сверхурочным работам?

12. Группа административно-хозяйственных работников вуза (работники бухгалтерии, отдела кадров и др.) потребовала установить для них пятидневную рабочую неделю. Профсоюзный комитет вуза, считая, что их работа не связана непосредственно с обслуживанием учебного процесса, поддержал это требование. Ректор возражал против установления указанным работникам пятидневной рабочей недели, мотивируя это тем, что он и проректоры работают в субботние дни и во время работы им могут понадобиться различные документы и справки от указанных служб.

Как должен быть разрешен спор? Кем решается вопрос о виде рабочей недели?

13. Игнатовой, при приеме на работу был установлен 8-часовой рабочий день. Через 3 месяца она обратилась к нанимателю с просьбой установить ей 4-часовой рабочий день, поскольку она вынуждена осуществлять уход за больной матерью. Наниматель отказал в просьбе и предложил уволиться по ст.40 ТК.

Законны ли действия нанимателя?

14. Между бригадиром и членами строительной бригады сложилась спорная ситуация. Рабочая смена начинается в 7-30, а бригадир требует явку на работу в 7-15, для того, чтобы рабочие успели переодеться до начала рабочего дня.

Разрешите спор.

15. Василькова обратилась в КТС пересмотреть оплату ее труда. В заявлении она указала, что имеет ребенка в возрасте 4-х лет. Директор разрешил ей уходить с работы на 1 час раньше, чтобы забирать ребенка из детского сада. Однако этот час ей перестали оплачивать. Вместе с тем, 17-летний Яшин, тоже уходит с работы на 1 час раньше, но это время ему оплачивается.

Какое решение вынесет КТС?

ТЕСТ:

1. Полная норма рабочего времени в неделю не может превышать:

а) 39 часов;

б) 40 часов;

в) 41 час;

г) 42 часа;

д) 48 часов.

2. Вставьте пропущенные слова из предложенных вариантов. Инвалидам I и II группы, лицам в возрасте от 16 до 18 лет, лицам, работающим в зоне эвакуации (отчуждения) (в связи с повышен­ным радиоактивным загрязнением территории) устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более... в неделю:

а) 23 часа;

б) 28 часов;

в) 33 часа;

г) 35 часов;

д) 38 часов.

3. Накануне государственных праздников и праздничных дней про­должительность работы работников сокращается:

а) на полчаса;

б) на 1 час;

в) на 2 часа;

г) на 2, 5 часа;

д) не сокращается.

4. Продолжительность ежедневной работы (сменности) не может превышать для инвалидов 1-й и 2-й группы:

а) 4 часа 36 минут;

б) пять часов;

в) шесть часов;

г) семь часов;

д) восемь часов.

5. Ночным считается время:

а) с 22 часов до 6 часов;

б) с 23 часов до 6 часов;

в) с 22 часов до 5 часов;

г) с 23 часов до 5 часов;

д) с 22 часов до 5 часов 30 минут.

6. Вставьте пропущенные слова из предложенных вариантов. При работе в ночное время установленная продолжительность ра­боты (смены) сокращается на ... с соответствующим сокращением рабочей недели.

а) 30 минут;

б) на 45 минут;

в) на 1 час;

г) на 1 час 30 минут;

д) на 1 час 45 минут.

7. К работе в ночное время, даже если она приходится на часть рабочего дня или смены, не допускаются:

а) работники старше восемнадцати лет;

б) беременные женщины;

в) женщины, имеющие детей в возрасте 3 лет;

г) женщины, имеющие детей в возрасте 5 лет;

д) не подходит ни один из вышеперечисленных.

8. Кто из перечисленных лиц обязан организовать учет явки ра­ботников на работу и ухода с нее:

а) сам работник;

б) наниматель;

в) работник совместно с профсоюзным органом;

г) КТС;

д) государственная служба занятости.

9. К нестандартным режимам рабочего времени относятся:

а) режим гибкого рабочего времени;

б) вахтовый метод выполнения работ;

в) разделение рабочего дня на части;

г) суммированный учет рабочего времени;

д) все вышеперечисленное.

10. График работ (сменности) утверждается:

а) профсоюзом по согласованию с нанимателем;

б) нанимателем по согласованию с профсоюзом;

в) работниками;

г) нанимателем единолично;

д) вышестоящим органом.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение рабочего времени как правовой кате­гории.

2. Какова нормальная продолжительность рабочего времени.

3. В каких случаях установлено сокращенное рабочее время?

4. Определите отличие неполного рабочего времени от сокращенного.

5. Какова предельная продолжительность ежедневной ра­боты (смены) для работников с сокращенным рабочим временем.

6. Назовите особенности привлечения к работе в ночное время.

7. В каких случаях работники могут привлекаться к ра­ботам в выходные (праздничные) дни, как должны компен­сироваться указанные работы?

8. Для каких работников устанавливается ненормиро­ванный рабочий день, каков порядок его установления и каковы особенности правового положения работников с ненормированным рабочим днем?

9. В каких случаях допускаются сверхурочные работы?

11. Укажите порядок привлечения к сверхурочным работам.

12. Назовите предельные нормы сверхурочных работ и их оплата.

13. Дайте понятие режима рабочего времени. Как он устанавливается?

14. Назовите виды режимов и учета рабочего времени.

Темы рефератов и эссе:

  1. Понятие и нормирование рабочего времени в Республике Беларусь.
  2. Виды рабочего времени в трудовом праве.
  3. Понятие и порядок привлечения работника к сверхурочным работам.
  4. Виды режима и учета рабочего времени.
  5. Нестандартные режимы рабочего времени.
  6. Отличие правового регулирования сокращенного рабочего времени от неполного.

ТЕМА 4. ТРУДОВАЯ ДИСЦИПЛИНА. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ

1. Понятие трудовой дисциплины и методы её обеспечения.

2. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка и их виды. Уставы и положения о дисциплине.

3. Поощрения за успехи в работе, их виды. Основания и порядок применения поощрений.

4. Понятие дисциплинарного проступка и дисциплинарной ответственности. Особенности специальной дисциплинарной ответственности.

5. Виды дисциплинарных взысканий.

6. Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий. Порядок обжалования, погашение и снятие дисциплинарных взысканий.

Контрольные задания:

Составление приказов по личному составу:

Оформить приказ о привлечении работника к дисциплинарной ответственности

Оформить приказ о поощрении работника

Задачи:

1. Малейко 19 августа не вышел на работу. Давая объяснение по этому поводу, он пояснил, что на работу не вышел, так как решил использовать отгул, положенный ему за работу в выходной день. За данное нарушение, приказом от 25 августа ему был объявлен выговор. 10 сентября Малейко опоздал на работу на 2 часа и приказом от 25 сентября был уволен по п.4 ст. 42 ТК.

Считая увольнение незаконным, Малейко обратился в суд с иском о восстановлении на работе. Имелись ли у нанимателя основания для увольнения Малейко? Будет ли он восстановлен на работе?

2. Кладовщик овощной базы Громов 15 августа совершил прогул. Из-за этого не был своевременно произведён отпуск скоропортящихся продуктов, их пришлось списать, а овощная база понесла материальные потери. Приказом директора Громову был объявлен выговор, он был лишён премии за август, кроме того, с него удержали часть заработка в погашение ущерба и уменьшили продолжительность ежегодного отпуска на один день.

Считая применённые в отношении его меры чрезмерными, Громов, ссылаясь на ст. 199 ТК, потребовал отмены всех материальных санкций, так как, по его мнению, за один проступок он может быть наказан только один раз, а не четыре, как в данном случае.

Подлежит ли удовлетворению требование Громова?

3. Слесарь кирпичного завода Галкин 7 марта явился на работу в нетрезвом состоянии, о чем начальник цеха представил нанимателю докладную записку, а табельщику дал указание считать ему этот день прогулом. Тем не менее, табельщик поставил 7 марта рабочим днем, объяснив, что Галкин в этот день работал, т.к. не был отстранен от работы.

Совершил ли Галкин прогул? Прав ли табельщик?

4. Бухгалтер Игнатович после обеденного перерыва до конца рабочего дня находилась в плановом отделе, помогая осваивать работы на компьютере экономисту Стрельцовой без указания на такие действия главного бухгалтера. На следующий день главный бухгалтер потребовала от Игнатович письменного объяснения причины ее отсутствия в течение 4-хчасов на рабочем месте. После этого наниматель издал приказ о расторжении трудового договора с Игнатович по п.5 ст. 42 ТК.

Правильно ли поступил наниматель?

ТЕСТ:

1. Порядок, установленный внутри организации, где трудится ра­ботник, называется:

а) общественный порядок;

б) правовой порядок;

в) коллективный порядок;

г) внутренний трудовой распорядок;

д) не подходит ни один из вышеперечисленных вариантов.

2. Вставьте пропущенные слова из предложенных вариантов. Дис­циплинарное взыскание применяется не позднее ... со дня обнаруже­ния дисциплинарного проступка:

а) 2 недель;

б) 3 недель;

в) 2 недель;

г) 1 недели;

д) 1 месяца.

3. Вставьте пропущенные слова из предложенных вариантов. Дис­циплинарное взыскание не может быть применено позднее ... со дня совершения дисциплинарного проступка:

а) 3 месяцев;

б) 6 месяцев:

в) 1 года;

г) 3 лет;

д) 5 лет.

4. Дисциплинарное взыскание оформляется приказом (распоря­жением), постановлением нанимателя, который с указанием мотивов объявляется работнику под роспись в:

а) трехдневный срок;

б) двухнедельный срок;

в) пятидневный срок;

г) семидневный срок;

д) месячный срок.

5. Какими локальными нормативными актами определяется тру­довой распорядок для работников:

а)правилами внутреннего трудового распорядка;

б) штатным расписанием;

в) должностными инструкциями работников;

г) графиками работ (сменности);

д) все вышеперечисленное.

6. До применения дисциплинарного взыскания наниматель обязан:

а) уведомить профсоюз о совершенном проступке;

б) дать разъяснения по поводу совершенного проступка в Департамент по труду;

в) затребовать письменное объяснение работника;

г) заслушать объяснение работника;

д) собрать комиссию для решения вопроса о наложении дисциплинар­ного взыскания.

7. 3а совершение дисциплинарного проступка наниматель мо­жет применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания:

а) предупреждение, замечание, увольнение;

б)замечание, выговор, увольнение;

в)замечание, строгий выговор, увольнение;

г) предупреждение, выговор, увольнение;

д) выговор, строгий выговор, увольнение.

8. Кто наделен правом награждать государственными наградами и присваивать почетные звания:

а)Генеральный прокурор;

б) Министр Министерства труда и социальной защиты;

в) Президент Республики Беларусь;

г) наниматель;

д) коллектив работников.

9. Какое обстоятельство учитывается при выборе меры дисциплинарного взыскания:

а) тяжесть дисциплинарного проступка;

б) семейное положение работника;

в) мнение специалиста службы занятости;

г) материальное положение работника;

д) нет правильного ответа.

10.Специальная дисциплинарная ответственность наступает на основе:

а) специальных нормативных актов;

б) ТК Республики Беларусь;

в) Декрета Президента Республики Беларусь № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»;

г) Конвенций МОТ;

д) нет правильного ответа.

Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие трудовой дисциплины.

2. Укажите методы обеспечения дисциплины труда.

3. Дайте понятие дисциплинарной ответственности.

4. Укажите порядок применения поощрений.

5. Какие вы знаете поощрения за успехи в работе?

6. Какие вы знаете поощрения за особые заслуги перед обществом и государством?

7. Правовое регулирование трудовой дисциплины.

8. Раскройте особенности специальной дисциплинар­ной ответственности.

9. Что собой представляют правила внутреннего тру­дового распорядка?

10. Что понимается под дисциплинарным проступком?

11. Какие вы знаете Уставы и положения о дисциплине для отдельной категории работников?

12. Назовите сроки применения дисциплинарных взысканий.

13. Охарактеризуйте порядок наложения дисципли­нарных взысканий.

14. Назовите меры дисциплинарного взыскания.

15. Как происходит снятие и погашение дисциплинарного взыскания?

Темы рефератов и эссе:

1. Понятие и значение трудовой дисциплины.

2. Методы обеспечения трудовой дисциплины.

3. Правовое регулирование трудовой дисциплины.

4. Понятие дисциплинарного проступка и дисциплинарной ответственности.

5. Уставы и Положения о дисциплине.

6. Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий.

7. Виды дисциплинарной ответственности и ее значение в обеспечении трудовой дисциплины.

8. Специальная дисциплинарная ответственность работников.

9. Порядок обжалования и снятия дисциплинарных взысканий.

ТЕМА 7. ОХРАНА ТРУДА

1. Охрана труда: понятие и значение. Источники правового регулирования охраны труда.

2. Организационно-правовые формы обеспечения охраны труда: медосмотры; обучение, инструктаж и проверка знаний работников по вопросам охраны труда; обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты, аттестация рабочих мест по условиям труда; контроль за уровнем вредных и опасных производственных факторов.

3. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4. Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Контрольные задания:

Задачи:

1. Заместителя директора проектной организации г. Могилева Капитонову было решено направить на курсы повышения квалификации по вопросам охраны труда в г.Минск. Она от поездки отказалась, мотивируя отказ тем, что у нее дети-школьники: дочь 7 лет и сын 11 лет. Кроме того, в организации есть штатный специалист по охране труда, а Капитонова осуществляет общее руководство этими вопросами.

Может ли Капитонова быть направлена на курсы повышения квалификации вне пределов г.Могилева? Вправе ли директор применить дисциплинарное взыскание к Капитоновой за отказ от поездки в г.Минск?

2. Автогенщик Сидоренко за неиспользование во время работы защитных очков был отстранен от работы и ему был объявлен выговор. Сидоренко обратился в комиссию по трудовым спорам с требованием отменить взыскание, поскольку, как он заявил, использование либо неиспользование рабочим выданных ему защитных приспособлений индивидуального пользования является его личным делом. Без очков ему удобнее работать.

Как должен решить спор КТС?

3. Лаборант кабинета химии технологического колледжа Петрова дважды обязывалась пройти инструктаж по правилам работы со вновь поступившими в кабинет реактивами. Она без уважительных причин на инструктаж не явилась, за что наниматель объявил ей выговор. На следующий день после выговора при работе со вновь поступившими реактивами Петрова получила ожоги лица и рук.

Несет ли наниматель ответственность за этот несчастный случай?

4. Водитель Черныш, будучи в командировке, при исполнении трудовых обязанностей попал в дорожно-транспортное происшествие и получил сотрясение мозга. За медицинской помощью он обратился через 3 дня после происшествия и 20 дней находился в больнице. Вина водителя отсутствует.

Следовало ли составлять акт о несчастном случае по форме Н-1?

5. При выполнении сверхурочных работ по демонтажу прядильных агрегатов Иванову на голову упала балка. Поскольку за медицинской помощью он не обращался, наниматель отказался составлять акт о несчастном случае формы Н-1. Через 2 месяца Иванов стал испытывать сильные головные боли, сопровождающиеся потерей сознания. При обследовании нейрохирургом у Иванова была выявлена опухоль головного мозга, и последний был прооперирован по поводу удаления этой опухоли. По мнению нейрохирурга, заболевание считается следствием недавней травмы головы. Наниматель по-прежнему отказывается составлять акт о несчастном случае.

Прав ли наниматель?

ТЕСТ:

1. Какие группы норм трудового права включает в себя институт охраны труда:

а) правила и нормы по охране и безопасности труда (межотраслевые и отраслевые);

б) санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы;

в) государственные стандарты системы безопасности труда (ССБТ);

г) специальные нормы и правила по охране труда женщин, подростков и лиц с пониженной трудоспособностью;

д) все вышеперечисленные.

2. Инструктажи по безопасности труда подразделяются на:

в) вводный, первичный, повторный;

б) вводный, повторный, целевой;

в) вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой;

г) вводный, внеплановый, целевой;

д) вводный, первичный, вторичный, внеплановый, целевой.

3. Каждый работник имеет право на:

а) рабочее место, соответствующее правилам по охране труда;

б) обучение (инструктирование) безопасным методам и приемам труда;

в) обеспечение необходимыми средствами коллективной и индивиду­альной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, устройствами;

г) получение от нанимателя достоверной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте;

д) все вышеперечисленное.

4. Вставьте пропущенное слово из предложенных вариантов. Об­щественный контроль за соблюдением законодательства о труде осу­ществляют ... в порядке, установленном Правительством Республи­ки Беларусь.

а) КТС;

б) профсоюзы;

в) суды;

г) КГК;

д) МРЭК.

5. В Республике Беларусь систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде составляют:

а) Департамент государственной инспекции труда Министерства тру­да и социальной защиты Республики Беларусь;

б) Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь;

в) Министерство по чрезвычайным ситуациям;

г) Органы и учреждения, входящие в систему Министерства здравоох­ранения Республики Беларусь;

д) все вышеперечисленное.

6. Какой вид ответственности несут юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде:

а) не несут ни какой юридической ответственности;

б) несут только дисциплинарную ответственность;

в) несут гражданско-правовую ответственность;

г) несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством

д) нет правильного ответа

7. Результатом завершения расследования несчастного случая является составление акта о несчастном случае на производстве формы:

а) П – 1;

б) Н – 1;

в) НП – 1;

г) ПН – 1;

д) Н – 1ПС.

8. Письменный договор о коллективной (бригадной) ответственности заключается между:

а) нанимателем и профсоюзом;

б) нанимателем и бригадиром;

в) членами бригады;

г) нанимателем и членами бригады;

д) бригадиром и профсоюзом.

9. Одним из видов материальной ответственности является:

а) полная;

б) повышенная;

в) частичная;

г) пониженная;

д) нет правильного ответа.

10. В каких случаях работники несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине нанимателю:

а) когда между работником и нанимателем заключен письменный договор о принятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для других целей;

б) имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой

доверенности или по другим разовым документам;

в) ущерб причинен работником, находившимся в состоянии алкогольного, наркотического

или токсического опьянения;

г) ущерб (с учетом неполученных доходов) причинен не при исполнении трудовых

обязанностей;

д) во всех вышеперечисленных случаях.

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под охраной труда?

2. Назовите права работника на охрану труда.

3. Назовите гарантии права работника на охрану труда.

4. назовите обязанности работника по охране труда.

5. Укажите нормативные правовые акты, регулирующие орга­низацию охраны труда.

6. Назовите обязанности нанимателя по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работников.

7. Назовите виды инструктажа работников по охране труда.

8. Какие Вы знаете средства индивидуальной защиты работников от вредного воздействия производственных факторов.

9. Охарактеризуйте общий порядок расследования несчастных случаев на производстве.

10. Назовите особенности специального расследования несчас­тных случаев.

11. Назовите порядок расследования профессиональных заболе­ваний.

Темы рефератов и эссе:

1. Охрана труда в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

2. Значение и содержание локальных нормативных актов по охране труда.

3. Основные обязанности нанимателя в области охраны труда.

4. Основные обязанности работника в области охраны труда.

5. Гарантии права работника на охрану труда.

6. Аттестация рабочих мест по условиям труда, ее значение.

7. Учет и расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

8. Правовая охрана труда отдельных категорий работников.

9. Актуальные вопросы регулирования охраны труда на современном этапе.

ТРУДОВОЕ ПРАВО

Методические рекомендации для семинарских занятий

для студентов 2 курса дневной формы получения высшего образования

Могилев 2016

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дисциплины «Трудовое п

Наши рекомендации