Понятие, условия и задачи предъявления для опознания

Предъявление для опознания процессуальное действие, осуществляемое в регламентируемом ст. 193 УПК РФ порядке, состоящее в предъявлении следователем или судом свидетелю, потерпевшему, подозреваемому или обвиняемому сходных объектов для решения вопроса о наличии или отсутствии тождества либо общей родовой (групповой) принадлежности с объектом, бывшим ранее предметом восприятия опознающего, о котором он сообщил на допросе.

Следовательно, речь идет о специфической форме идентификации, осуществляемой путем мысленного сопоставления признаков предъявляемого объекта с образом, запечатлевшимся в памяти опознающего. Предъявление для опознания широко распространено в деятельности по раскрытию преступлений и проводится в случаях, когда необходимо выявить относимость опознаваемого объекта к расследуемому делу.

Способность человека отождествлять материальные объекты путем сопоставления их признаков с теми, которые сохранились в памяти, многократно проверена психологическими экспериментами, подтверждена следственной практикой. Основой предъявления для опознания служат такие психические процессы, как восприятие, запоминание и воспроизведение, рассмотренные ранее применительно к тактике допроса. Специфика состоит в том, что первичное восприятие объекта при обстоятельствах, интересующих следствие, дополняется в ходе опознания повторным, осуществляемым в специально созданных условиях. В результате появляется возможность проверить устойчивость мысленного образа и достоверность признаков объекта, названных на допросе.

Объектами идентификации, осуществляемой посредством данного следственного действия, могут быть любые криминалистически значимые объекты материального мира, допускающие их предъявление ранее допрошенному лицу с соблюдением норм закона. Они предъявляются, как правило, в натуре, но иногда и в виде фото-, видео- или электронных изображений.

Виды предъявления для опознания. По характеру опознаваемых объектов различают предъявление для опознания:

1) людей либо их фотографий;

2) трупов;

3) животных;

4) вещей (предметов, документов);

5) строений, участков местности.

В зависимости от того, предъявляется сам объект или его изображение, выделяют опознание непосредственное и опосредованное. В зависимости от цели опознание для отождествления объекта или определения его групповой принадлежности. По характеру используемых признаков опознание по статическим или динамическим признакам.

Субъекты опознания лица, допрошенные в качестве свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, если они запомнили признаки объекта и выражают готовность его опознать.

В этом следственном действии должны принимать участие следователь, опознающий все лица, которые ему предъявляются, и понятые. При необходимости в нем могут участвовать прокурор, переводчик или лицо, понимающее азбуку глухонемых, врач, если опознающий болен, психолог, педагог, если опознающий моложе 14 лет.

Достоверность результатов предъявления для опознания обеспечивается соблюдением общих условий, вытекающих из требований закона и рекомендаций криминалистической тактики. Основные из них следующие:

предварительный допрос опознающего для выяснения признаков объекта. Следователь обязан уточнить не только обстоятельства, при которых допрашиваемый воспринимал объект, но и характерные признаки последнего. Они в дальнейшем позволят оценить достоверность результатов проведенного опознания;

недопустимость предварительного ознакомления опознающего с предъявляемым объектом, что обеспечит объективность результатов опознания, поможет избежать возможных ошибок или умышленных искажений действительности;

предъявление объекта среди других, подобных ему. Помимо основного объекта опознающему должны быть предъявлены еще по крайней мере два однородных, не имеющих значительных отличий от первого. Если опознающий на допросе не смог достаточно четко описать его признаки, общее число объектов может быть увеличено. Данное условие не распространяется на случаи, когда для опознания предъявляется труп, а также антикварные художественные объекты (картины, иконы, ювелирные изделия и т.п.);

конкретизация признаков, по которым объект опознан. Нельзя удовлетворяться одним лишь утвердительным ответом опознающего на вопрос, узнает ли он какой-либо из предъявленных объектов. Необходимо уточнить, какие именно индивидуальные признаки объекта позволили сделать такое заявление;

недопустимость повторного предъявления объекта. Независимо от результатов опознание обычно не повторяют, ибо в противном случае его достоверность крайне сомнительна. Из этого правила в следственной практике допускаются два исключения.

1. Если первое опознание осуществлялось по фото-, видео- или иному изображению, особенно недостаточно качественному, тогда при обнаружении самого объекта он может быть предъявлен в натуре.

2. Когда объект в первый раз был не опознан умышленно, а опознававший сделал об этом заявление и выразил готовность снова участвовать в опознании. Если ввиду важности для дела результатов опознания следователь решит его повторить, предъявляться должны те же объекты, что и в первый раз.

Повторное опознание допустимо, если опознающий в момент опознания не мог адекватно воспринимать происходящее под влиянием психологической или физической травмы; внешность опознаваемого не соответствовала внешнему облику на момент события, послужившего поводом для опознания (опознаваемый, ранее носивший усы и бороду, сбрил их; на фотоснимке трупа многие элементы лица были покрыты кровью, грязью, черты лица искажены и т.п.); имелись другие обстоятельства, ставящие под сомнение результаты первоначального опознания.

В ходе предъявления для опознания решаются следующие основные задачи:

проверяется, действительно ли объект является тем самым, который имеет отношение к расследуемому преступлению;

выясняется, что представляет собой объект, оказавшийся в распоряжении следователя, если это обстоятельство нельзя установить иным способом;

проверяются показания, полученные на допросе, если они почему-либо вызывают сомнения.

Психологический процесс отождествления объекта по его мысленному образу, сохранившемуся в памяти, сам по себе не является характерным исключительно для данного следственного действия. Аналогичное явление имеет место при некоторых допросах, в ходе которых используется тактический прием "предъявление доказательств", а также при следственном осмотре, когда его участники делают заявления о характере и принадлежности обнаруженных объектов.

Принципиальным отличием предъявления для опознания от других следственных действий служит прежде всего то, что отождествление здесь главное, основа, тогда как для других оно факультативный элемент. Кроме того, процесс узнавания введен в строгие процессуальные рамки, призванные обеспечить надежность получаемой информации. Для других следственных действий, где узнавание ранее виденного объекта факультативно, специальных мер по его контролю не предусмотрено.

Подготовка и производство предъявления для опознания

Предъявление для опознания сложное следственное действие, имеющее несколько видов, каждый из которых специфичен. Вместе с тем теорией разработаны общие положения, приемы и правила, распространяющиеся на все его виды. Они охватывают подготовку, собственно предъявление для опознания, фиксацию полученных результатов и их оценку.

Подготовка к предъявлению для опознания включает предварительный допрос лица, которому предстоит быть опознающим, подбор соответствующих объектов, определение времени и места проведения следственного действия, подготовку технических средств, выбор тактики предъявления объектов.

Предварительный допрос лица, которому предстоит быть опознающим, преследует цель выяснить обстоятельства, непосредственно предшествующие восприятию объекта, который подлежит предъявлению; условиях его наблюдения и восприятия; признаков, по которым объект будет опознаваться.

Прежде всего следует уточнить обстоятельства, при которых допрашиваемый воспринимал объект, а также реальную возможность восприятия в наличных условиях; сколько времени и в связи с каким событием длилось восприятие; характер освещенности; как хорошо он помнит объект, каким было физическое и психическое состояние опознающего. Далее выясняются признаки объекта, которые запечатлелись в памяти и могут помочь при опознании, причем не только родовые, но и индивидуальные, присущие данному человеку или предмету.

Однако довольно часто допрашиваемый не может четко воспроизвести признаки объекта, хотя уверенно заявляет о своей способности его опознать. Причина в том, что для человеческой психики процесс воспроизведения признаков более сложен, нежели процесс узнавания. Образ объекта, хранящийся в долговременной памяти, может давать допрашиваемому уверенность в способности произвести опознание, но выделить и четко сформулировать отдельные признаки не всегда легко. Последнее отнюдь не исключает достоверности результатов данного следственного действия. Если они вызывают сомнения, то для проверки проводятся дополнительные следственные или розыскные мероприятия.

Для многих опознающих весьма трудна конкретизация признаков внешности человека, поскольку восприятие зачастую происходит непреднамеренно, кратковременно (например, ограбление на улице) и в затрудненных условиях (ночью, в тумане и т.п.). Поэтому после фиксации в протоколе свободного рассказа допрашиваемого о внешнем облике человека, подлежащего опознанию, нужно уточнить детали, руководствуясь методикой "словесного портрета". Так как многие признаки внешности имеют средние значения и характеризуются допрашиваемым как "нормальные", "обычные", посредством "словесного портрета" их необходимо конкретизировать, особо выделяя элементы внешности, резко отличающиеся от нормы, а также особые приметы (шрамы, родимые пятна и т.п.).

Если допрашиваемый утверждает, что сможет опознать человека, но не в состоянии описать признаки его внешности, целесообразно изготовить субъективный портрет изображение лица в соответствии с мысленным образом, запечатленным в памяти допрашиваемого. Составление такого портрета станет вспомогательным приемом конкретизации представления о внешности неизвестного преступника, что не исключает дальнейшего использования полученного изображения в розыскных целях.

Субъективный портрет изготавливает либо сам следователь с помощью специального альбома-пособия "Типы и элементы внешности", либо приглашенный для этой цели эксперт-криминалист. Последний может воспользоваться криминалистическим прибором "Портрет" или прибегнуть к программным средствам персонального компьютера.

Подбор соответствующих объектов. Объект предъявляется опознающему вместе с двумя однородными, не имеющими существенных, бросающихся в глаза различий. Такой порядок повышает достоверность опознания. Если предъявляются люди, то они не должны иметь резких различий по расовой принадлежности, телосложению, возрасту, росту, прическе, форме и цвету лица, волос, глаз. Сходными также должны быть фасон и цвет предметов одежды, степень их изношенности, детали внешнего облика (ношение очков, украшений и т.п.).

При подборе предметов подход должен быть аналогичным; в противном случае результаты проведенного опознания лишаются доказательственной силы.

Итак, число предъявляемых объектов не может быть менее трех. Их увеличение целесообразно тогда, когда опознающий на допросе не смог дать подробного описания признаков. Если выбор будет сделан из 5-6 объектов, то результаты можно считать более надежными, ибо вероятность случайного угадывания снижается.

В практике встречаются случаи, когда предъявляемый объект уникален, поэтому подобрать подобные ему практически невозможно. Это художественные произведения, антикварные предметы и т.п. Такие объекты предъявляются прямо на допросе, поскольку их опознание в обычном порядке неосуществимо.

Лица, содержащиеся под стражей, отличаются характерными особенностями одежды (мятая, загрязненная), цветом лица, состоянием волос на голове и лице, специфическим запахом. Их надо предъявлять в числе других находящихся под стражей субъектов, не причастных к расследуемому преступлению.

Практике известны случаи, когда у опознаваемого имеются такие особые приметы, которые крайне затрудняют подбор лиц с подобными признаками. Это следы операций, травм, анатомические дефекты врожденного или приобретенного характера (например, отсутствие руки, ноги и т.п.). Тогда целесообразно предъявлять изображение человека, на котором эти приметы не видны. Фотоснимки предъявляются в числе двух других, на которых запечатлены субъекты с похожими признаками внешности.

При опознании по функциональным признакам, и прежде всего по походке, нужно подобрать людей, чья походка похожа по динамике движений, положению и постановке стоп, степени их поднимания и др. При необходимости провести опознание по голосу и устной речи подбор участников осуществляется с учетом высоты, силы и тембра голоса, интонации и темпа речи, ее выразительности, стилистики. Учитываются и особенности речи, обусловленные местными диалектами.

Определение времени и места опознания. Опознание проводится в числе первоочередных следственных действий, чтобы максимально полно использовать информацию о признаках внешности, хранящуюся в памяти очевидца. Здесь действует общее правило: чем раньше данное следственное действие будет проведено, тем выше возможность получить достоверные результаты.

В то же время состояние душевного волнения, психологические травмы, телесные повреждения потерпевших затрудняют или исключают немедленное опознание виновного. В таких ситуациях следователь совместно с врачом решает вопрос о наиболее благоприятном времени опознания с учетом состояния опознающего. Если опознающие малолетние дети, целесообразно проводить его в первой половине дня, когда они более активны и менее возбудимы.

При выборе места опознания следователь обычно останавливается на своем кабинете или ином служебном помещении. Если на качество узнавания могут положительно повлиять какие-то специфические условия, имеющиеся в определенном месте, объект следует предъявлять там. Подобное решение принимается, например, при опознании человека по функциональным признакам (голос и речь, походка, мимика, жестикуляция).

Так, на восприятие особенностей голоса может существенно влиять акустика помещения, внешний звуковой фон. Узнавание человека по походке, жестикуляции, особенностям фигуры связано с условиями освещения, расстоянием, с которого наблюдался субъект. Реконструировать все эти условия лучше именно там, где происходило расследуемое событие. Тогда следователю нужно предварительно ознакомиться с обстановкой на месте проведения следственного действия. Опознание необходимо проводить в помещении достаточного размера, чтобы обеспечить обзор предъявляемых лиц и демонстрацию функциональных признаков. Освещение должно быть по возможности близким к тому, при котором происходило первоначальное восприятие объекта (субъекта).

Опознание чаще всего проводится в условиях, когда предъявляемые лица и опознающие находятся в одном помещении, видят друг друга. Чтобы исключить психологическое воздействие опознаваемого на опознающего, а также в ситуациях, когда последний отказывается лицом к лицу встретиться с опознаваемым, может быть рекомендовано использование специально оборудованного помещения. Оно имеет перегородку из стекла с зеркальным напылением, через которое видно только с одной стороны. Можно оборудовать помещение телевизионной системой, чтобы обеспечить опознание по изображению на телеэкране. В таком случае следователь, опознающий, понятые и другие участники следственного действия находятся в комнате, где стоит телевизор.

Подготовка технических средств обычно сводится к определению требуемых средств фиксации и приведению их в готовность. В помещение должна быть доставлена и там проверена фото- и видеотехника, необходимая для фиксации хода и результатов данного следственного действия, запечатления опознаваемых лиц (погрудно и в рост). Фотосъемка выполняется с дополнительными источниками освещения, так как использование фотовспышки искажает признаки внешности опознаваемых.

Применение фото- и видеотехнических средств целесообразно поручить специалисту, поскольку они используются для фиксации не только признаков внешности, но и самого акта опознания. При этом на видеозаписи должны быть отображены условия и последовательность проводимого опознания, поведение его участников, для чего используются общие планы, обзорная и детальная съемка (для демонстрации особенностей внешности). При предъявлении для опознания человека по динамическим признакам целесообразно применить звуко- или видеозапись.

Подготовка данного следственного действия требует соблюдения еще одного непременного условия: опознающий не должен предварительно знакомиться с объектом опознания. В противном случае ни следователь, ни суд не смогут правильно оценить полученные результаты.

Таким образом, выбор времени и места предъявления для опознания определяется конкретной сложившейся следственной ситуацией.

Выбор тактики предъявления объектов в значительной степени реализуется в процессе составления мысленного или письменного плана следственного действия. Следователь намечает мероприятия, связанные с вызовом понятых и других участников опознания, их размещением, подготовкой места предъявления объектов. Нужно помнить, что некоторые подозреваемые (обвиняемые) могут оказывать противодействие нормальному ходу их опознания, идти на провокации, эксцессы. Поэтому необходимо продумать меры нейтрализации их усилий, четко представлять порядок действий. Должны быть подготовлены вопросы, подлежащие выяснению, определен порядок их постановки.

Наши рекомендации