Федеральный арбитражный суд московского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 2 августа 2011 г. N 09АП-17326/2011-ГК

Дело N А40-131937/10-59-1153

Резолютивная часть постановления объявлена 26.07.2011

Постановление изготовлено в полном объеме 02.08.2011

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лящевского И.С.,

судей: Седова С.П., Сазоновой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Общества с ограниченной ответственностью "Юнона"

на решение Арбитражного суда города Москвы

от 03.05.11 по делу N А40-131937/10-59-1153,

принятое судьей Назаренковым Д.Е.,

по иску Федерального государственного учреждения

"Центральное управление материально-технического снабжения

Министерства внутренних дел Российской Федерации"

(ИНН 7722093367, ОГРН 1037739409267,

111250, город Москва, ул. Красноказарменная д. 8)

к Обществу с ограниченной ответственностью "Юнона"

(ИНН 5013054316, ОГРН 1075013000260,

125424, город Москва, Волоколамское шоссе, д. 73)

о взыскании денежных средств

от истца: Фирсов А.А. по дов. от 11.01.2011 N ЦС/ПО-02

от ответчика: Зиборов Н.В. по дов. от 16.02.2011

установил:

Арбитражным судом города Москвы рассмотрен иск Федерального государственного учреждения "Центральное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" к Обществу с ограниченной ответственностью "Юнона" о взыскании неосновательного обогащения в размере 160.181 руб. 82 коп.

Решением суда иск удовлетворен в полном объеме.

На указанное решение суда ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель истца против доводов жалобы возражал, представил отзыв на апелляционную жалобу.

Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст. ст. 268, 269 АПК РФ, выслушав объяснения сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.

Согласно материалам дела, между истцом и ответчиком заключен государственный контракт от 11.11.2009 N 258/1, в соответствии с условиями которого поставщик (ответчик) обязан поставить грузополучателю мороженную рыбу на сумму 1.762.000 руб., а заказчик (истец) - принять и оплатить продукцию.

В соответствии с п. 7.6 контракта цена продукции включала в себя НДС 10%.

Истцом обязательства по договору исполнены надлежащим образом, поставленная ответчиком продукция оплачена в полном объеме в сумме 1.762.000 руб., включая НДС.

Ответчик завысил стоимость реализуемой продукции путем увеличения расходов на НДС, поскольку на момент подписания контракта находился на упрощенной системе налогообложения и освобожден от уплаты НДС, в связи с чем у ответчика возникло неосновательное обогащение в размере 160.181 руб. 82 коп.

Согласно п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.

Поскольку доказательства возврата отыскиваемой суммы неосновательного обогащения ответчик не представил, исковое требование в указанной части удовлетворено обоснованно.

Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Довод заявителя жалобы о том, что истец знал информацию об ответчике и применении им упрощенной системы налогообложения, подлежит отклонению, поскольку цена контракта включала НДС, на получение которого у ответчика не имелось правовых оснований.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на письмо Минэкономразвития от 21.06.2011 N Д28080 не может быть принята, поскольку в письме указано на порядок формирования цены госконтракта вне зависимости от применения систем налогообложения у победителя, вместе с тем, такое формирование цены госконтракта не является основанием для удержания ответчиком полученной по контракту суммы НДС.

С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.

В соответствии со статьями 266 - 271 АПК РФ, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 03.05.2011 по делу N А40-131937/10-59-1153 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Юнона" без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий

судья

И.С.ЛЯЩЕВСКИЙ

судья

Е.А.САЗОНОВА

судья

С.П.СЕДОВ

Документ предоставлен КонсультантПлюс

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

От 26 июня 2015 г. N 306-КГ15-7929

Судья Верховного Суда Российской Федерации Букина И.А., изучив кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по Республике Татарстан, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.09.2014, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.04.2015 по делу N А65-16826/2014,

по заявлению муниципального бюджетного учреждения "Управление капитального ремонта города Казани" (далее - учреждение) к УФАС по Республике Татарстан о признании недействительным решения от 09.07.2014 N 04-04/9521 по делу N 150-кз/2014, об установлении правил заключения договоров по электронным аукционам N 0111300000114001207 и N 0111300000114001213,

с участием третьего лица: общество с ограниченной ответственностью "ПКБ Титан",

установил:

решением суда первой инстанции от 04.09.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.12.2014 и постановлением суда кассационной инстанции от 02.04.2015, заявленные требования удовлетворены в части признания решения антимонопольного органа незаконным. УФАС по Республике Татарстан вменено в обязанность устранить нарушение прав и законных интересов учреждения. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, УФАС по Республике Татарстан просит обжалуемые судебные акты отменить в части признания незаконным и отмене оспариваемого решения и в указанной части принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Между тем таких оснований по результатам изучения состоявшихся по делу судебных актов и доводов кассационной жалобы не установлено.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Удовлетворяя требования учреждения в части, суды исходили из того, что согласно положениям части 1 статьи 34 и части 10 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственный контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона. Поскольку в проектах договоров, размещенных учреждением при проведении аукционов, было указано, что стоимость работ включает в себя НДС, суды пришли к выводу, что государственный контракт должен быть заключен на соответствующих условиях.

Нормы материального права применены судами правильно.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о наличии в обжалуемых судебных актах существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

определил:

отказать Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья

Верховного Суда Российской Федерации

И.А.БУКИНА

Документ предоставлен КонсультантПлюс

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 2 апреля 2015 г. N Ф06-21773/2013

Дело N А65-16826/2014

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,

судей Гатауллиной Л.Р., Логинова О.В.,

при участии представителей:

заявителя - Доценко Т.Г. (доверенность от 14.07.2014),

в отсутствие:

ответчика и третьего лица - извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.09.2014 (судья Кириллов А.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 (председательствующий судья - Попова Е.Г., судьи Филиппова Е.Г., Юдкин А.А.)

по делу N А65-16826/2014

по заявлению Муниципального бюджетного учреждения "Управление капитального ремонта города Казани", г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "ПКБ Титан", г. Москва, о признании недействительным решения по делу N 150-кз/2014 от 09.07.2014 N 04-04/9521,

установил:

Муниципальное бюджетное учреждение "Управление капитального ремонта города Казани" (далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление, антимонопольный орган, ответчик) о признании недействительным решения по делу N 150-кз/2014 от 09.07.2014 N 04-04/9521, об установлении правил заключения договоров по электронным аукционам N 0111300000114001207 и N 0111300000114001213.

К участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "ПКБ Титан" (далее - ООО "ПКБ Титан").

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.09.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014, заявленные требования удовлетворены в части признания решения Управления незаконным, не соответствующим требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Антимонопольному органу вменено в обязанность устранить нарушение прав и законных интересов учреждения. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, антимонопольный орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции в удовлетворенной части.

Учреждение в отзыве на кассационную жалобу, представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Ответчик и третье лицо в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены согласно требованиям статьи 123 АПК РФ.

В соответствии со статьей 156, части 3 статьи 284 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Как видно из материалов дела, в адрес Управления поступили жалобы ООО "ПКБ Титан" (от 18.06.2014 вх. 1479/ж, 1480/ж) на действия заказчика - учреждения при проведении электронных аукционов N 0111300000114001207 на предмет: "Изготовление проектно-сметной документации для завершения строительства ЦДО "Заречье" и детского баги-дрома по ул. Маршрутная Кировского района г. Казани" и N 0111300000114001213 "Изготовление проектно-сметной документации по капитальному ремонту здания муниципального бюджетного учреждения культуры г. Казани КЦ "Сайдаш".

Вышеуказанные жалобы признаны Комиссией антимонопольного органа по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обоснованными.

По результатам рассмотрения указанных жалоб ответчиком принято решение от 09.07.2014 N 04-04/9521 по делу N 150-кз/2014 о признании заказчика - учреждения, нарушившим требования части 1 статьи 34 с отсылочной нормой на часть 10 статьи 70 Закона N 44-ФЗ.

На основании указанного решения заказчику - учреждению, выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения учреждения в суд с требованиями по настоящему делу.

Удовлетворяя заявленные требования в обжалуемой части, суды исходили из следующего.

В соответствии с пунктом 10 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении субъектов контроля, указанных в части 2 настоящей статьи, в сфере осуществления закупок в рамках государственного оборонного заказа, а также в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и осуществляет в установленной сфере контроль в соответствии с данным Федеральным законом.

По настоящему делу судами установлено, что учреждение в рамках исполнения Закона N 44-ФЗ провело электронные аукционы: извещение N 0111300000114001207 на изготовление проектно-сметной документации для завершения строительства ЦДО "Заречье" и детского баги-дрома по ул. Маршрутная, Кировского района г. Казани и извещение N 0111300000114001213 на изготовление проектно-сметной документации по капитальному ремонту здания муниципального бюджетного учреждения культуры г. Казани "Сайдаш".

По итогам проведения вышеуказанных электронных аукционов заявителем был определен победитель ООО "ПКБ Титан", что подтверждается протоколом подведения итогов от 02.06.2014 N 371-14-ЭА-2 и от 02.06.2014 N 373-14-ЭА-2 соответственно.

06.06.2014 победителю электронных аукционов на основании части 2 статьи 70 Закона N 44-ФЗ был направлен договор на подписание в изначальной редакции, где в цене указан налог на добавленную стоимость (далее - НДС).

11.06.2014 в ответ на проект договора, направленный заявителем, победитель направил протокол разногласий, в котором просил изложить проекты контрактов и сметы, приложенные к проектам контрактов в редакции без НДС.

17.06.2014 заказчиком направлены проекты контрактов с приложениями без изменений, а также протоколы урегулирования, в соответствии с которыми сохраняются предыдущие редакции контрактов и приложенных к ним документов.

Победителю указано, что применение им упрощенной системы налогообложения, в соответствии с частью 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не отменяет действие статьи 143 НК РФ и Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014), которые устанавливают начисление, учет и уплату НДС истцом, и более того, со стороны истца удержание НДС по факту исполнения договора осуществляться не будет.

Не согласившись с данными действиями заказчика, ООО "ПКБ "Титан" обратилось в антимонопольный орган с указанными выше жалобами, по результатам рассмотрения которых, ответчиком вынесено оспариваемое в рамках настоящего дела решение от 09.07.2014 N 04-04/9521N по делу N 150-кз/2014.

Оспариваемым решением антимонопольный орган признал заявителя государственного заказчика нарушившим требования части 1 статьи 34 и части 10 статьи 70 Закона N 44-ФЗ.

В данном случае предметом доказывания является факт нарушения заявителем требований части 1 статьи 34 и части 10 статьи 70 Закона N 44-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

Как правильно указали суды обеих инстанций, инициатива изменения условий контракта в части исключения из него суммы уплачиваемого НДС исходила не от заявителя, который предложил заключить договор строго в соответствии с условиями проведенного аукциона.

В документации об электронных аукционах, в том числе проектах договоров на выполнение работ указано, что стоимость работ включает сумму налогов (документация об аукционе N 371/14-ЭА извещение N 0111300000114001213), в проекте договора на выполнение работ в документации об аукционе N 373/14-ЭА, извещение N 0111300000114001207, также указано, что стоимость работ включает сумму НДС), в сметах на проектные работы по указанным аукционам отражено, что сумма работ включает НДС, общая сумма, указанная в сметах соответствует начальной (максимальной) цене контракта, указанной в извещении.

Судебные инстанции, учитывая правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 21.02.2012 N ВАС-1045/12, обоснованно указали, что сумма НДС обязательна к уплате в соответствующий бюджет Российской Федерации вне зависимости от применяемой системы налогообложения.

Исходя из вышеизложенного, суды первой и апелляционной инстанций верно указали, что положения вышеприведенных норм части 1 статьи 34, части 10 статьи 70 Закона N 44-ФЗ, действия муниципального заказчика при проведении вышеуказанных электронных аукционов, не противоречат приведенным нормам, предусматривающих, что контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона, и не могут быть расценены как нарушения названных норм.

Таким образом, судебные инстанции обоснованно удовлетворили заявленные требования в обжалуемой части.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе антимонопольного органа, не могут быть приняты во внимание, поскольку они противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.09.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 по делу N А65-16826/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Ф.Г.ГАРИПОВА

Судьи

Л.Р.ГАТАУЛЛИНА

О.В.ЛОГИНОВ

Документ предоставлен КонсультантПлюс

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Наши рекомендации