Характерные черты института должностных лиц.
1. Этот институт формировался на основе выборности или по жребию сроком на один год.
2. Коллегиальность.
3. Безвозмездность, кроме стратегов.
4. Отсутствие иерархической подчиненности.
5. Подотчетность.
Должностные лица осуществляли исполнительную власть.
появляется система специальных судебных органов:
1. Ареопаг, который рассматривал дела об умышленных убийствах, поджогах и религиозных преступлениях.
2. Суд эфетов, который разбирал дела о неумышленных убийствах и убийствах метеков.
3. Суд диэтетов. Рассматривал малозначительные гражданские и уголовные дела.
4. Коллегия сорока. Рассматривала незначительные гражданские дела.
5. Коллегия одинадцати. Рассматривала дела рабов, о воровстве, контролировала тюрьмы и исполнение приговоров.
21. Право Древних Афин.
Основным источником права был обычай. Первая кодификация обычного права была произведена в 621 году до нашей эры. Архонт Драконт составил свод писаных законов, большинство норм которых носили уголовный и уголовно-процессуальный характер. Следующим источником являлись нормативные акты.
К числу нормативных актов относились:
1. Решения народных собраний
2. Псефизмы. Это были решения народных собраний, которые относились к отдельным лицам, и конкретные случаи.
3. Акты, которые появились в ходе реформ Солона и Клисфена.
Право собственности.
Основой расцвета Афинского общества и государства является античная форма собственности, которая базируется на сочетании частной и государственной собственности. Основные средства производства – земля и рабы – находились в частной собственности. В свою очередь государственная собственность удовлетворяла не только нужды государства, но и объединяла всех граждан в единый класс рабовладельцев, так как доходы от неё распределялись в разных формах между гражданами. Однако собственности, как абсолютного права в Афинах не существовало. Главным считался фактор владения, фактическое обладание имуществом с правом распоряжения, поэтому главными стали нормы, обеспечивающие публичные гарантии неприкосновенности движимого и недвижимого имущества2-ве категории собственности
1. видимой- дом, скот, рабы
2. невидимой- деньги
Обязательственное право.
Различалось два вида обязательств: обязательства, возникающие из деликта и обязательства, возникающие из договоров. Невыполнение обязательств до реформы Солона влекло за собой личную ответственность должника. Позднее, в качестве средств обеспечения договорных обязательств сохранялся задаток, залог и поручительство.
Виды договоров.
1. Договор купли-продажи.
2. Договор найма.
3. Договор личного найма.
4. Договор займа.
5. Договор поклажи (хранения).
6. Договор товарищества.
Обязательства, возникающие из деликта.
Обязательства, возникающие из деликта, влекли за собой не наказание, а штрафы в пользу потерпевшего. Штрафы часто были выше по размеру, чем ущерб, причиненный деликтом.
Брачно-семейные отношения.
Вступление в брак являлось обязанностью гражданина, невыполнение которой влекло всеобщее осуждение.
Различалось две формы заключения брака:
1. Обычный договор жениха с отцом.
2. Заключение брака перед должностным лицом или судом (только при выдачи замуж девушки наследницы).
Глава семьи имел право контролировать поведение, деятельность жены, воспитывать детей и право на развод в любое время. Муж был обязан вернуть жене приданное, если развод не был вызван изменой жены.
Браки между кровными родственниками распространены (дядя и племянница)
отец мог лишить детей наследства:
1. нарушение отцовской воли
2. расточитель отцовского имущества
имущество всегда оставалась в роду, дочь наследницей не являлась.
Преступление и наказание.
В этих вопросах сохранялись пережитки родового строя, например, убийство рассматривалось как дело, интересующее родственников убитого, а не государственные органы. Допускалась сделка родственников убитого и убийцы о вознаграждении. Если родственники возбуждали дело против убийцы, то иск носил характер частного обвинения, а не государственного.
Наиболее тяжкими преступлениями считались:
1. Государственные преступления, которые понимались как нанесение ущерба не только государству, но и всему гражданскому коллективу. Особенно выделялись измена, обман народа, ложное доносительство.
2. Преступления против личности и имущества.
При наиболее серьезных преступлениях (государственная измена, убийство, безбожие) назначалась смертная казнь. Обычными наказаниями для свободных были штрафы и конфискация, а также атимия, то есть лишение гражданских и политических прав. По отношению к свободным запрещалось применение телесных наказаний.
Судебный процесс.
Судебный процесс носил состязательный характер. На судебные решения можно было апеллировать к гелиэи (суд присяжных). Решения гелиэи были окончательными.
Дике- по заявителю потерпевшей стороны, мог быть завершён досрочно.
Граже- по заявлению любого гражданина, независимо затронуты его интересы или нет, обязательно доведён до конца.
Образование государства в древнем Риме. Реформы Сервия Тулия.
Рим образовался как полисное государство. Племенная организация оставалась определяющей для Рима на весь ранний период государственности. В этот период было 3 племени – трибы. Каждое племя разделялось на 10 общин – курий (30 общин). А каждая курия делилась на 10 родов (300 родов). Основной единицей раннеримского общества и государственного уклада был род. В него входили лица, обладающие общим именем и происходящие от свободных родителей. Принадлежность к роду являлось вариантом статуса полноправного гражданина. Род был также субъектом землепользования. Внутренне род подразделялся на семьи – фамилии. Во владение семьи находились дом, скот, оружие, небольшой участок земли.
Реформы Сервия Туллия.
Важным шагом в формировании государства стали реформы, проведенные в 6 веке до н.э. царем Сервием Туллием. Он установил деление римских граждан по территориальному и имущественному признакам.
1. Были созданы 21 территориальная триба (племя), в результате чего внутри триб оказались объединены жители соседских и родовых общин, патриции и плебеи, что привело к ослаблению влияния родовой знати.
2. Каждые 4 года стала проводиться перепись граждан и их имущества. На основании переписи, все население, включая патрициев и плебеев, делилось на 6 имущественных разрядов.
Разделение населения по имущественному цензу имело огромное военное и политическое значение. Прежде всего, оно было использовано для новой организации вооруженных сил. Каждый разряд должен был выставлять определенное количество вооруженных центурий. 1 разряд выставлял 80 центурий тяжеловооруженной пехоты. Второй и третий разряды по 20 центурий пехоты с облегченным вооружением. 4 разряд 20 центурий и пятый разряд 30 центурий легковооруженной пехоты. 6 разряд выставлял 5 центурий ремесленников и музыкантов. Наиболее богатые граждане, имущество которых превышало стоимость имущества граждан 1 разряда, выставляли 18 центурий всадников. После реформы вооруженные силы составили основу публичной власти и окончательно перестали совпадать со всем римским народом.
Политическим следствием реформ стало появление 2 новых видов народных собраний:
1. Трибутные комиции
2. Центуриатные комиции
Центуриатные комиции стали высшим органом власти. На них принимались законы, избирались должностные лица, объявлялись войны. Каждая центурия имела 1 голос. Из 193 центурий – 98 составляли самые богатые граждане. Они голосовали первыми и если их мнение совпадало, то вопрос решался решенным. Реформы Сервия Туллия фактически разрушили первоначальный сословный строй Рима и способствовали дальнейшему формированию государства.