Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ)

Отличать уклонение от уплаты таможенных платежей от других таможенных преступлений невозможно без определения объекта этого преступления, указывающего на содержание, характер и степень общественной опасности деяния. Следовательно, для уяснения важнейших признаков уклонения от уплаты таможенных платежей необходимо установить, какие общественные отношения составляют родовой, видовой и непосредственный объекты преступления.

Определение первых двух уровней общественных отношений, охраняемых УК РФ, не вызывает затруднений. Так, родовым объектом преступных деяний, закрепленных в гл. 22 УК РФ, является охраняемая уголовным законом система общественных отношений, складывающихся в процессе экономической деятельности; видовым объектом уклонения от уплаты таможенных платежей является внешнеэкономическая деятельность как специфическая разновидность экономической деятельности .

Наиболее полное определение видового объекта уклонения от уплаты таможенных платежей дано Н.С. Гильмутдиновой - это охраняемая уголовным законом система общественных отношений по поводу осуществления нормальной внешнеэкономической деятельности и поступления установленных законом таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей в федеральный бюджет.

Согласно устоявшемуся в науке уголовного права определению непосредственный объект преступления - это конкретное общественное отношение, на которое направлено посягательство и которому преступлением причиняется вред либо создается угроза причинения вреда. По непосредственному объекту уклонение от уплаты таможенных платежей отличается от других преступлений в сфере экономической деятельности.

Что следует относить к непосредственному объекту уклонения от уплаты таможенных платежей, в специальной юридической литературе единства мнений нет. Так, одни ученые определяют его как общественные отношения в сфере государственного таможенного регулирования по поводу уплаты таможенных платежей, выражающиеся в установленном в Российской Федерации порядке уплаты таких платежей <14>. Другие авторы объектом рассматриваемого преступления признают экономические и финансовые интересы Российской Федерации <15>, интересы государства при осуществлении внешнеэкономической деятельности <16>.

<14> См.: Михайлов В.И., Федоров А.В. Таможенные преступления. С. 109.

<15> См.: Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. Н.И. Ветрова и Ю.И. Ляпунова. С. 362.

<16> См.: Русов С.В. Указ. соч. С. 87.

Как видно из данных точек зрения, авторы не проводят каких-либо отличий между видовым и непосредственным объектами уклонения от уплаты таможенных платежей. И в целом можно согласиться, что непосредственным объектом данного вида преступлений являются отношения, складывающиеся в сфере таможенного регулирования экономической деятельности по поводу перемещения товаров и уплаты таможенных платежей. Однако критический анализ мнений ученых по поводу определения предмета состава преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, позволяет сделать вывод о том, что непосредственным объектом уклонения от уплаты таможенных платежей является обязанность лица в соответствии с правилами таможенного оформления и таможенного контроля уплатить в установленный срок при вывозе или ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, сумму таможенных платежей.

Характеристика объекта преступления не будет полной без описания предмета преступления. В качестве предмета преступления по ст. 194 УК России выступают таможенные платежи. Как мы уже отмечали, таможенные платежи - это объект преступного посягательства лица, обязанного их уплачивать. При этом объект преступления нельзя путать с объектами обложения таможенными пошлинами и налогами, в качестве которых выступают товары, перемещаемые через таможенную границу. Согласно ст. 322 ТК России объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.

Логично предположить, что лицо путем физического или психического воздействия не может причинить вред самим таможенным платежам как обязанности, то есть системе таможенных правил, и наоборот, уклоняясь от такой обязанности, путем невнесения (утаивания) требуемой денежной суммы, причиняет вред охраняемому объекту.

Более точной в этом вопросе выглядит точка зрения С.В. Русова, который считает, что предметом преступления по ст. 194 УК России являются неуплаченные таможенные платежи, обязательные к уплате в установленном порядке при перемещении товаров, транспортных средств и иных предметов через таможенную границу России и в иных случаях, предусмотренных ТК РФ.

Уточняя это высказывание, следует признать, что предметом преступного посягательства, предусмотренного ст. 194 УК РФ, являются обязательные к уплате в установленном таможенным законодательством порядке денежные средства в виде (форме) таможенных платежей.

Статья 194 УК России предусматривает ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, не выделяя, какие именно таможенные платежи подпадают под защиту уголовного закона.

Ранее в соответствии со ст. 110 ТК России 1993 г. к таможенным платежам относились:

- таможенные налоги, уплачиваемые непосредственно при таможенном оформлении товаров (таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы, специальный налог, акциз при вывозе, таможенные платежи по единой ставке, совокупный таможенный платеж);

- таможенные и иные сборы (таможенные сборы за таможенное оформление товаров, таможенные сборы за хранение товаров, таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров, сборы за выдачу лицензий, сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, сборы за возобновление действия лицензий и квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, сбор с банков и иных кредитных учреждений в реестр ГТК РФ, сборы за допущение транспортных средств, специальный сбор за право вывоза культурных ценностей);

- иные таможенные платежи в сфере таможенного дела (плата за информирование и консультирование, плата за участие в таможенных аукционах, плата за принятие предварительного решения).

В настоящее время количество таможенных платежей, взимаемых таможенными органами РФ, уменьшилось более чем в два раза. В соответствии со ст. 318 ТК РФ 2003 г. к таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; таможенные сборы.

Следует согласиться с В.В. Лавриновым в том, что средства, полученные от взимания таможенными органами Российской Федерации таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов, относятся к налогам и вносятся в федеральный бюджет. Уклонение от их уплаты препятствует поступлению в доходную часть бюджета средств, связанных с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств. Поэтому именно эти объекты должны иметь уголовно-правовую охрану.

Остальные платежи (сборы) (глава 33.1 ТК РФ), которые не являются налогами в полном понимании этого слова, так как не всегда носят обязательный характер, не обеспечиваются государственно-властным принуждением; представляют собой плату за разрешение определенных действий или предоставление определенных прав, услуг (таможенные сборы за таможенное оформление, сопровождение и хранение) <23>.

23> См.: Лавринов В.В. Проблема определения предмета уголовно наказуемого уклонения от уплаты таможенных платежей // Таможенное дело. 2006. N 1. С. 23.

В.В. Лавринов делает вывод, что непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, являются таможенные платежи, указанные в п. 1 - 4 ч. 1 ст. 318 ТК РФ (таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы), представляющие собой разновидность налогов, поступающих в федеральный бюджет Российской Федерации, связанные с перемещением товара и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Таможенные сборы (п. 5 ч. 1 ст. 318 ТК РФ) в объект уголовно наказуемого уклонения от уплаты таможенных платежей не входят <24>.

Анализируя предмет уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, следует отметить, что это деяние, как основной состав, уголовно наказуемо при условии совершения его в крупном размере.

В соответствии с примечанием к ст. 194 УК РФ (в редакции Федерального закона от 25 июня 1998 г. N 920-ФЗ) под крупным размером следовало понимать уклонение, при котором сумма неуплаченных таможенных платежей превышала одну тысячу минимальных размеров оплаты труда (1000 МРОТ x 1100 руб. = 1100000 руб.).

В настоящее время в соответствии с примечанием к ст. 194 УК РФ уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает пятьсот тысяч рублей. Закон дифференцирует уголовную ответственность по ст. 194 УК по такому признаку предмета, как его размер (финансовый эквивалент), и по п. "г" ч. 2 ст. 194 ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере наступает в том случае, если сумма обязательного неуплаченного платежа превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.

Законодатель, изменяя размер предмета преступления, оценил повышенную опасность данного деяния. Так, по данным изучения уголовных дел, более 10% фактов уклонения от уплаты таможенных платежей совершены на сумму, превышающую 150 тыс. руб.

При определении крупного размера необходимо иметь в виду многочисленные таможенные льготы, на величину которых должна быть уменьшена сумма таможенных платежей. Так, в соответствии с таможенным законодательством они предоставляются представительствам иностранных государств и их работникам, консульским представительствам иностранных государств и членам их персонала, иностранным дипломатическим и консульским курьерам, представителям и членам иностранных государств, международных межправительственных организаций и т.д.

Кроме того, в соответствии с разделом VI Закона РФ "О таможенном тарифе" при осуществлении торговой политики РФ в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот (тарифных преференций) в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины, в исключительных случаях освобождения от пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

При отсутствии крупного размера уклонение от уплаты таможенных платежей не образует состава преступления, а квалифицируется как административное правонарушение в зависимости от обстоятельств дела по нормам КоАП России.

Теперь перейдем к ключевым моментам отличия контрабанды от уклонения от уплаты таможенных платежей. Сложности разграничения данных составов во многом возникают в связи с тем, что обе статьи, предусматривающие ответственность за совершение этих преступлений, содержат бланкетные диспозиции, для толкования которых необходимо учитывать целый ряд предписаний таможенного законодательства, а также сложившуюся судебную практику в части оценки их содержания и смысла. Для более полного понимания отличия двух данных составов представляется необходимым сначала характеризовать отличия объектов их посягательства. Объектом контрабанды, по общепризнанному мнению, является неприкосновенность таможенной границы, а предметом - любые товары или иные предметы, имеющие денежную оценку, как указанные, так и не указанные в ст. 188 УК РФ. Объект уклонения от уплаты таможенных платежей иной - это финансовая сфера, в частности налоговая система. Предметом здесь выступают таможенные платежи, предусмотренные ст. 110 ТК РФ. Несовпадение объектов и предметов контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей обусловило решение законодателя об установлении специальной ответственности за последний состав.

При контрабанде действия направлены на обеспечение незаконного перемещения товаров через таможенную границу. Недекларирование или недостоверное декларирование в ст. 188 УК РФ рассматриваются несколько иначе, чем иные способы незаконного перемещения. Законодатель указывает на перемещение, сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. В случае же уклонения от уплаты таможенных платежей цель деяния - уменьшение таможенной стоимости товаров, полное или частичное уклонение от уплаты таможенных платежей. Объективная сторона ст. 194 УК РФ ("Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица") включает более разнообразные действия (в том числе и бездействие), чем при контрабанде, но все они состоят именно в обеспечении возможности не платить таможенные платежи или платить их в меньшем размере. К таким действиям на практике относят заявление неверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости и прочее, что дает основание для снижения таможенных платежей. При этом указанные сведения не влияют и не могут влиять на принятие решения о разрешении перевезти товар через таможенную границу, поскольку их внешний вид либо сведения об их идентификационных признаках не изменялись.

Умысел лица, совершившего преступление, предусмотренное ст. 194 УК РФ, состоит в осознании уклонения от уплаты таможенных платежей и желании от них уклониться. Собственно перемещение через таможенную границу преступным умыслом не охватывается: вне уклонения от уплаты таможенных платежей оно является правомерным. В связи с этим под признаки указанной статьи подпадает заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров путем, например, подделки счетов, в особенности в отношении товаров, уже перевезенных через таможенную границу либо даже перемещаемых через нее, направленное на уменьшение объема таможенных платежей, - естественно, при наличии иных признаков состава. Преступление, предусмотренное ст. 188 УК РФ, отсутствует, если неправомерные действия совершаются до или после перемещения предметов через таможенную границу, а предметы не вывозятся (не ввозятся) со свободной таможенной зоны либо со свободного склада, как это предусмотрено ст. 3 ТК РФ. Факта контрабанды также нет, если имели место быть недекларирование товаров либо заявление в декларации недостоверных сведений, которые не влияли и не могли влиять на принятие решения о пропуске через таможенную границу. В зависимости от обстоятельств такие деяния могут квалифицироваться как уклонение от уплаты таможенных платежей, если недекларирование товаров или их недостоверное декларирование преследовали именно эти цели.

Таким образом, к настоящему времени в юридической литературе и судебной практике сложилось четкое представление о разграничении составов, предусмотренных статьями 188 и 194 УК РФ. Оно сводится к тому, что по ст. 188 УК РФ могут квалифицироваться только такие незаконные действия, которые совершаются, в случае ввоза, при перемещении товара через таможенную границу, а при вывозе - в момент подачи таможенной декларации или иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения вывезти товар. Иные действия, совершенные с товаром, который перемещается через таможенную границу на территорию России, должны квалифицироваться по другим статьям УК РФ в зависимости от других элементов состава преступления.

Лекция 12.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

План

8.1. Зарубежное законодательство в области уголовного права.

8.2.Особенности зарубежного уголовного законодательства.

Наши рекомендации