Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога.

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, без начисления процентов на эту сумму.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (-//-) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафа

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 НК.

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (-//-) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

Общие положения о налоговом контроле.

Налоговый контроль в широком смысле представляет собой контроль государства за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых правоотношений на всех этапах налогового процесса (ведомственный контроль за ДЛ организаций, функции Счетной палаты РФ; финансовых органов – за кредитными организациями; органы прокуратуры и внутренних дел, таможенные органы).

Налоговым контролем в узком смысле (ПО НК РФ) признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением нал-ками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Цель налогового контроля: обеспечение законности и эффективности налогообложения. Задачи - не только пресечение правонарушений, но и принятие мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих их совершению.

Объекты налогового контроля - фин-хоз деятельность субъектов, в частности:

1. движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов;

2. материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.

Предмет налогового контроля: валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бух документация и т.д.

Субъекты налогового контроля:

1. налоговые органы;

2. таможенные органы;

3. органы внутренних дел;

4. следственные органы.

Отдельными контрольными полномочиями относительно сферы налогообложения обладают Счетная палата РФ и Министерство финансов РФ. Налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел, следственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач

Подконтрольными субъектами выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В сферу налогового контроля не входит проверка исполнения финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют на фискальные интересы государства, но не относятся к финансово-правовому регулированию (управление портфелем ценных бумаг, планирование прибыли на коммерческом предприятии, соблюдение экспортных и импортных квот и т.д.).

Налоговый контроль за частным сектором экономики затрагивает только сферу выпол-нения денежных обязательств перед государством (уплату налогов и иных обязательных платежей), соблюдение законности и целевого использования налоговых льгот, соблюдение установленных государством правил ведения бухгалтерского учета, а также выполнение законных требований уполномоченных органов государства относительно предоставления какой-либо финансовой документации. .

Формы и виды налогового контроля

Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

Основные формы налогового контроля:

• проверки;

• получение объяснений налогопл-ков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

• проверки данных учета и отчетности;

• осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

• другие формы, предусмотренные НК РФ.

Виды налогового контроля:

1) В зависимости от времени проведения: предварительный; текущий (оперативный); последующий.

Предварительный НК проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д. Н-р, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния нал-ка

Текущий НК проводится во время отчетного налогового периода в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций. Он основывается на бух и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций.

Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц.

2) В зависимости от субъекта: налоговых органов; таможенных органов; ОВД; следственных органов.

3) В зависимости от места проведения: выездной — в месте расположения налогоплательщика; камеральный — по месту нахождения налогового органа.

При осуществлении НК не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о н-ке, полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, ФЗ, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

22. Порядок проведения выездной налоговой проверки, оформление ее результатов. (Ст 89 НК РФ)

ВНП проводится на территории (в помещении) нал-ка на осн. решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Если у нал-ка отсутствует возможность предоставить помещение для проведения ВНП, выездная налоговая проверка м. проводиться по месту нахождения налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган:

1. по месту нахождения организации или по месту жительства ФЛ;

2. налоговый орган, осуществивший постановку организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Объект выездной налоговой проверки финансово-хозяйственные операции налогоплательщика за весь отчетный период, но не более чем за три года, предшествующие назначению данного вида проверки.

Предмет выездной налоговой проверки правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

ВНП проводится с использованием сплошного метода, посредством которого не только проверяются все документы налогоплательщика, имеющие отношение к уплате налогов, но и проводится инвентаризация имущества, осмотр (обследование) территории и помещений н-ка, используемых им для извлечения прибыли (дохода).

В ходе проведения ВНП сотрудники нал органов имеют право:

1. изымать документы, свидетельствующие о факте налогового правонарушения;

2. вызывать и допрашивать свидетелей;

3. привлекать специалистов и (или) переводчиков;

4. привлекать понятых;

5. назначать экспертизу.

Самостоятельная ВНП филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения. ВНП в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Налоговые органы не вправе проводить:

1. 2 и более ВНП по одним и тем же налогам за один и тот же период;

2. в отношении одного налогоплательщика более 2 ВНП в течение года, за искл. решения руководителя ФОИВ, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки н- ка сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных ВНП филиалов и представительств.

Сроки выездной налоговой проверки ВНП не может продолжаться более 2 месяцев. срок может быть продлен до 4 месяцев, а в искл. случаях - до 6 месяцев. Срок исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Согласно постан. КС РФ от 16 июля 2004 г. №14-П срок проведения ВНП является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика, при этом порядок календарного исчисления сроков не применяется

В рамках ВНП налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика. При проведении самостоятельной ВНП филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать 1 месяц.

Ознакомление ДЛ налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения ВНП по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 НК РФ.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов могут проводить инвентаризацию имущества н-ка, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 НК РФ.

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Наши рекомендации