Вопросю понятие и признаки юридического лица. Правоспособность юл, орган. Ответственность юл.

В действующем российском законодательстве понятие юридического лица раскрывается в статье 48 ГК РФ:

· Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Для того, чтобы та или иная организация (предприятие, учреждение) была признана юридическим лицом, она должна обладать определенными свойствами, которые в литературе часто именуются признаками юридического лица.

Выделяют ряд материальных и правовых признаков юридического лица.

К числу материальных признаков относятся следующие:

1. внутреннее организационное единство и внешняя автономия.

Под внутренним организационным единством юридического лица понимается система существенных взаимосвязей всех структурных подразделений организации между собой и подчинение их руководящему органу.

Благодаря внутреннему организационному единству юридическое лицо предстает не как известная совокупность (набор) образующих его элементов (цехов, отделов, служб), но как единое целое.

Внешняя автономия есть мера самостоятельности данной организации (юридического лица) в отношениях с другими лицами, причем указанная мера самостоятельности присутствует как во взаимоотношениях с учредителями (участниками) данного юридического лица, так и в отношениях со всеми иными лицами.

2. экономическое единство и обособленность имущества.

Суть экономического единства в том, что имущество юридического лица принадлежит именно ему, а не структурным подразделениям. Им оно вверяется лишь в техническое управление.

Принадлежность (присвоенность) всего комплекса имущества юридическому лицу находит свое выражение в наличии у юридического лица самостоятельного баланса или сметы.

Мерой обособленности имущества юридического лица является либо право собственности, либо право хозяйственного ведения, либо право оперативного управления. По общему правилу юридические лица обладают имуществом на праве собственности.

3. руководящее единство выражается в том, что каждое юридическое лицо имеет один руководящий (высший) орган (не может быть двоевластия). Чаще всего деятельность юридического лица организуется системой органов (например, общее собрание, совет директоров, генеральный директор). Каждый из органов имеет широкий круг полномочий. Но руководящий (высший) орган — один (в приведенном примере — общее собрание).

4. функциональное единство выражается в том, что каждое структурное подразделение и каждый орган выполняют специфическую функцию. Содержание ее подчинено целям образования и деятельности юридического лица. В результате достигается единство действий соответствующего юридического лица.

К числу правовых признаков юридического лица можно отнести следующие:

1. законность образования юридического лица.

Это означает, что не должны противоречить закону цели, для достижения которых образуется юридическое лицо. Кроме того, должны соблюдаться порядок и условия образования юридического лица, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», иными федеральными законами.

2. способность организации от своего имени участвовать в гражданских правоотношениях (иметь имущество в собственности, права авторства, обязательственные права и т.д.).

3. способность нести самостоятельную имущественную ответственность. Юридические лица, кроме учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ либо учредительными документами юридического лица.

4. способность быть истцом и ответчиком в суде.

5. наличие учредительных документов.

Учредители (участники) юридического лица имеют разные права по отношению к имуществу.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации.

Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ.

Правоспособность юридического лица (ст.49 ГК)

Правосубъектность юридического лица возникает с момента его создания (которое считается созданным с момента его государственной регистрации) и прекращается в момент его ликвидации (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Сущность гражданской правосубъектности может быть охарактеризована как основанная на нормах гражданского права юридическая способность юридического лица быть участником гражданско-правовых отношений.

· Правоспособность юридического лица — это способность иметь гражданские права и нести гражданско-правовые обязанности.

До недавнего времени в России любое юридическое лицо независимо от своей организационно-правовой формы могло обладать только специальной правосубъектностью. По ныне действующему законодательству правосубъектность юридического лица может быть как общей (универсальной), так и специальной (целевой) (ст. 49 ГК РФ).

В ст.49 ГК РФ закреплено общее правило о правосубъектности юридических лиц — она носит специальный характер (является специальной).

Юридическое лицо может вступать лишь в те гражданско-правовые отношения, благодаря участию в которых достигаются цели деятельности, предусмотренные в учредительных документах («можно то, что разрешено»). Если, предположим, учредительными документами установлено, что данное юридическое лицо должно производить карандаши, то именно этим оно и может заниматься, но не оказанием образовательных услуг, выполнением работ и пр.

Из общего правила о специальной правосубъектности юридических лиц сделано исключение для коммерческих организаций (см. ст. 50 ГК). Они обладают общей (универсальной) правосубъектностью.

Коммерческие организации могут заниматься какой угодно деятельностью, если только она не запрещена законом (торжествует принцип «можно все, что не запрещено»). Здесь важно подчеркнуть, что запреты могут вводиться федеральными законами, но не иными нормативными актами (п. 2 ст. 3 ГК).

Некоторые юридические лица, относящиеся к коммерческим организациям, все же обладают специальной правоспособностью (исключение из исключений):

— унитарные предприятия;

— иные организации, если это предусмотрено законом.

Эти юридические лица могут заниматься только деятельностью, обозначенной в учредительных документах и соответствующих законах. К числу указанных «иных организаций» относятся, в частности, банки, страховые организации, товарные биржи и т.д.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Перечень видов деятельности, которыми юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), содержится в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В частности, в этом перечне указаны такие виды деятельности, как разработка вооружения и военной техники, производство патронов к оружию и составных частей патронов, производство лекарственных средств, фармацевтическая деятельность и т.д.

Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.

Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Таким образом, можно констатировать, что правоспособность юридического лица, возникшая с момента государственной регистрации юридического лица, не может быть реализована в полном объеме до совершения определенных действий; она может расширяться и сужаться в период существования юридического лица.

Правоспособность. Как отмечалось ранее, правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения ликвидации (при этом оба момента определяются внесением соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц - п. 2 ст. 51, п. 8 ст. 63 ГК). Правоспособность юридических лиц в СССР ограничивалась их учредительными документами (уставом), т.е. была специальной, что логично связывалось с плановым характером экономики того времени. Современный законодатель решил этот вопрос иначе. Согласно абз. 1, 2 п. 1 ст. 49 ГК некоммерческие организации могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности, т.е. обладают специальной правоспособностью. Каких-либо исключений из этого правила не существует. Напротив, коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, т.е. имеют общую (универсальную) правоспособность. Данное правило не распространяется: а) на все унитарные предприятия; б) некоторые коммерческие организации (в частности, банки и страховые организации), правоспособность которых ограничивает закон (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК); в) некоторые коммерческие организации, чью правоспособность ограничивают учредительные документы (абз. 1 п. 2 ст. 52 ГК)*(219). Наконец, правоспособность всякого юридического лица претерпевает легальное ограничение, если его деятельность требует специального разрешения, или лицензии (абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК). Процедура лицензирования касается именно отдельных видов деятельности, которые могут осуществлять разные организации - коммерческие и некоммерческие (например, медицинские или образовательные услуги могут оказывать как учреждения здравоохранения или образования, так и хозяйственные общества соответствующего профиля). Само право на лицензируемую деятельность возникает с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (абз. 2 п. 3 ст. 49 ГК). До момента получения лицензии или указанного в ней срока юридическое лицо не имеет такого права и не может его реализовать, но имеет и может осуществлять другие права (а именно те, которые не требуют лицензирования или уже обеспечены необходимыми лицензиями). Последствия нарушения юридическим лицом специальной правоспособности неоднозначны. Так, если речь идет о всех некоммерческих организациях, унитарных предприятиях и других коммерческих организациях, чью правоспособность ограничивает (и делает специальной) закон, последствия совершенной сделки будет определять ст. 168 ГК, устанавливающая общее правило о недействительности (ничтожности) всякой сделки, не соответствующей требованиям законодательства. Систематическое осуществление деятельности общественными или религиозными организациями (объединениями), благотворительными или иными фондами, противоречащей их уставным целям, может быть предпосылкой для их ликвидации в судебном порядке (п. 2 ст. 61 ГК). Иное дело, если сделку совершает коммерческая организация вопреки целям деятельности, определенно ограниченным в ее учредительных документах, т.е. в тех случаях, которые имеет в виду третье предложение абз. 1 п. 2 ст. 52 ГК (а также всякая - коммерческая или некоммерческая - организация при отсутствии в необходимых случаях лицензии). На этот счет ст. 173 ГК предусматривает специальный состав недействительной сделки. Такая сделка: а) может быть признана недействительной в судебном порядке по иску указанного в законе круга лиц, при этом б) необходимо доказать, что контрагент юридического лица знал или заведомо должен был знать о незаконности данной сделки. Как видно, закон не отказывает в признании такой сделки как юридического факта, порождающего правовые последствия, но ставит ее действительность в зависимость от ряда условий (т.е. признает не ничтожной, а оспоримой - п. 1 ст. 166 ГК). Это означает, что: такая сделка, даже несмотря на определенную ограниченность правоспособности коммерческой организации учредительными документами (а также отсутствие у юридического лица лицензии), в угоду устойчивости гражданского оборота является действительной, если указанными в законе лицами она не будет эффективно оспорена в суде, либо не будет доказано, что контрагент юридического лица знал или заведомо должен был знать о ее незаконности, либо суд почему-либо не признал ее недействительной; определенная ограниченность учредительными документами правоспособности коммерческой организации (а также отсутствие у юридического лица лицензии) имеют значение для третьих лиц, только если они знали или должны были знать об этом. Юридическое лицо может быть ограничено в правах только в случаях и в порядке, указанных в законе. Так, Центральный банк РФ при нарушении кредитной организацией законов, иных нормативных актов и предписаний Банка, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации может ограничить проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев. При неисполнении кредитной организацией в установленный срок предписаний об устранении нарушений, а также если эти нарушения, или совершаемые банковские операции, или сделки создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных в ее лицензии, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года*(220). Как видно отсюда, ограничение в правах юридического лица носит административный характер. Решение об ограничении в правах юридическое лицо может оспорить в суде (п. 2 ст. 49 ГК). Ограничения в правах возможны в связи с реорганизацией юридического лица. Так, договорами о слиянии или присоединении, решением о реорганизации в форме разделения, выделения, преобразования может быть предусмотрен запрет на совершение акционерным обществом отдельных сделок и (или) видов сделок с момента принятия решения о реорганизации и до момента ее завершения (абз. 1 п. 7 ст. 15 Закона об АО). Серьезные ограничения в правах юридическое лицо претерпевает в период ликвидации: в этот период не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (п. 2 ст. 20 Закона о регистрации).

Органы юридического лица. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (абз. 1 п. 1 ст. 53 ГК). Органы формируют волю юридического лица и обеспечивают его волеизъявление, а вместе с этим реализуют его правоспособность. Органы могут быть в зависимости: от порядка формирования (образования) - созываемыми (общее собрание участников), избираемыми (совет директоров и его председатель), назначаемыми (директор унитарного предприятия), формируемыми на договорной основе (управляющий или управляющая компания как единоличный исполнительный орган в хозяйственных обществах); обязательности - обязательными (общее собрание участников, директор) и факультативными (наблюдательный совет в производственных кооперативах, советы директоров в обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью, а иногда - и в акционерных обществах, правление или дирекция в хозяйственных обществах); характера деятельности - действующими периодически (общее собрание участников, совет директоров) и постоянно (директор); коллегиальности - коллегиальными (общее собрание участников, совет директоров, правление, попечительский совет) и единоличными (директор, управляющий); осуществляемой функции - волеобразующими (общее собрание участников, совет директоров), исполнительными (правление или дирекция, директор), контрольными (ревизионная комиссия, ревизор). Особым ("чрезвычайным") органом юридического лица с широкими полномочиями является ликвидационная комиссия (ликвидатор) (п. 3 ст. 62 и ст. 63 ГК). Виды органов, их структура, иерархия, порядок формирования, компетенция (полномочия), а также другие связанные с ними вопросы предопределяет форма юридического лица, а также его принадлежность к коммерческим или некоммерческим организациям. В отношении коммерческих организаций (учитывая их роль и значение в экономике) закон детально регулирует вопросы органов и процесса управления в целом, при этом многие из них решает непосредственно и по существу и только некоторые отдает на откуп учредительным документам. Если нормы закона императивны, учредители (участники) коммерческой организации обязаны соблюдать их предписания, если же они являются диспозитивными, учредители (участники) вправе их изменить или отменить (абз. 2 п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК). Так, в обществах с ограниченной и с дополнительной ответственностью высшим органом управления является общее собрание участников, при этом устав может предусматривать наличие совета директоров (наблюдательного совета). Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров. Другой орган - совет директоров (наблюдательный совет) - в небольших обществах(с числом владельцев голосующих акций менее 50 лиц) создавать не обязательно. В некоммерческих организациях закон нередко ограничивается провозглашением общих начал и принципов управления, а в некоторых случаях - и вовсе оставляет этот вопрос открытым. Именно так он поступает в отношении фондов, порядок управления которыми и формирование органов которых по его прямому указанию должен определять устав фонда, сам закон при этом ограничивается упоминанием о попечительском совете - надзорном органе фонда (п. 3, 4 ст. 118 ГК; п. 3 ст. 7, п. 1 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях). Возможно и такое, что закон определяет только наиболее важные вопросы управления некоммерческой организацией, отдавая при этом все остальные вопросы на усмотрение ее устава. Органы юридического лица зависят также от его структуры. Так, во всех корпоративных (т.е. основанных на членстве) организациях существует высший коллегиальный орган в виде общего собрания участников хозяйственных обществ (акционеров), членов кооператива, членов некоммерческого партнерства, членов объединения и т.д. (ст. 91, п. 1 ст. 103, п. 1 ст. 110 ГК, ст. 29 Закона о некоммерческих организациях). Такие органы невозможны в некорпоративных организациях, например в унитарных предприятиях, а также в одночленных обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью и в тех акционерных обществах, где все голосующие акции принадлежат одному лицу. Сказанное относится только к коллегиальным органам, состоящим из участников, а потому не означает, что в некорпоративных организациях коллегиальные органы невозможны в принципе. Так, автономное учреждение, которое может иметь только одного учредителя, в то же время должно иметь наблюдательный совет в количестве от 5 до 11 членов, куда входят представители: учредителя; исполнительной власти (местного самоуправления); общественности; с возможностью членства и других лиц (например, представителей работников). В предусмотренных законом случаях, например в хозяйственных товариществах, юридическое лицо может не иметь органов вообще (п. 2 ст. 53, ст. 71, 72 ГК). Из сказанного можно сделать по крайней мере два вывода: органы не являются обязательным атрибутом юридического лица и его имманентным признаком, в ряде случаев юридическое лицо существует в условиях полного их отсутствия, а иногда может не иметь тех органов, формирование которых носит факультативный характер; при полном отсутствии органов их функции выполняет участник юридического лица (п. 2 ст. 53, ст. 71, 72 ГК), а при отсутствии факультативных органов - другой орган, который берет на себя функции отсутствующего органа (абз. 2 п. 1 ст. 64 Закона об АО). Органы юридического лица обладают компетенцией (полномочиями), т.е. кругом вопросов, которые они могут рассматривать и решать по существу и за пределы которого выходить не вправе. Законодатель то и дело оперирует термином "исключительная компетенция", имея в виду вопросы, которые не могут быть переданы на рассмотрение другого органа. Известны, однако, случаи, когда исключительная компетенция сама знает исключения. Так, образование в акционерном обществе исполнительных органов, хотя и отнесено к исключительной компетенции общего собрания, тем не менее в силу оговорки закона и согласно уставу может составлять компетенцию совета директоров (п. 1 ст. 103 ГК, п. 1 ст. 48 Закона об АО). Другой пример: принятие решений об участии и о прекращении участия акционерного общества в других организациях относится к компетенции совета директоров, но в обход общего запрета о передаче вопросов, относящихся к компетенции совета директоров, исполнительным органам и согласно уставу может составлять компетенцию исполнительных органов (подп. 17.1 п. 1, п. 2 ст. 65 Закона об АО). При совершении юридических действий (в частности, сделок) органы юридического лица могут превышать свои полномочия. Если орган превышает полномочия, установленные законом, надлежит обращаться к ст. 168 ГК и общему правилу о недействительности (ничтожности) всякой сделки, не соответствующей требованиям законодательства. Напротив, при превышении органом полномочий, ограниченных учредительными документами по сравнению с тем, как они определены в законе или как они могут быть очевидны из обстановки, в которой совершается сделка, последняя может быть признана недействительной судом по иску лица, в чьих интересах данные ограничения установлены (т.е. является оспоримой). Для признания ее недействительной истцу важно доказать, что другая сторона знала или заведомо должна была знать о таких ограничениях. Соответственно ограниченность учредительными документами полномочий органа имеет значение для третьих лиц, только если они знали или должны были знать об этом (ст. 174 ГК, ср. со ст. 173 ГК)

ГК РФ Статья 56. Ответственность юридического лица

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Особенности ответственности казенного предприятия и учреждения по своим обязательствам определяются правилами абзаца третьего пункта 6 статьи 113, пункта 3 статьи 123.21, пунктов 3 - 6 статьи 123.22 и пункта 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса. Особенности ответственности религиозной организации определяются правилами пункта 2 статьи 123.28 настоящего Кодекса.

2. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или другим законом.

Наши рекомендации