Налоговая проверка: ее определение и виды.

Налоговая проверка: ее определение и виды.

Налоговая проверка – это специфическая форма налогового контроля, осуществляемая посредством выездных и камеральных налоговых проверок, которые проводятся должностными лицами налоговых органов с целью контроля за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах.

В законе предусмотрены два основных вида налоговых проверок:

- камеральная налоговая проверка;

- выездная налоговая проверка.

Также существуют:

- встречная налоговая проверка;

- повторная выездная налоговая проверка.

Налоговые проверки по объему проверяемых вопросов можно разделить на:

- комплексные

- выборочные

- целевые.

Права и обязанности налоговых органов при проведении налоговых проверок.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе не ограничиваться документами, предоставленными фискально обязанным лицом, и затребовать дополнительные сведения, получить объяснения и документы, свидетельствующие о добросовестном исполнении налогоплательщиком налоговой обязанности.

В ходе проведения выездной налоговой проверки сотрудники налоговых органов имеют обширные процессуальные права, в частности: изымать документы, свидетельствующие о факте налогового правонарушения; вызывать и допрашивать свидетелей; привлекать специалистов и (или) переводчиков; привлекать понятых; назначать экспертизу.

Обязанности налоговых органов (ст.32 НК РФ) при проведении проверок.

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных актов;

3) проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

4) соблюдать налоговую тайну;

5) направлять организации копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Обязанности должностных лиц налоговых органов (ст. 33 НК РФ). Налоговые инспекторы обязаны:

1) действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

3. Основные требования по формированию базы данных о налогоплательщиках.

К основным процедурам, связанным с учетом налогоплательщиков, можно отнести следующие:

1. Получение от плательщика пакета документов, необходимых для постановки на учет, их проверка, включение информации о налогоплательщике в базу данных и присвоение ему идентификационного номера (ИНН).

2. Получение от плательщика информации о внесении изменений в первоначально предоставленный пакет документов и включение информации об изменении документов налогоплательщика в базу данных.

3. Получение и включение в базу данных сведений о налогоплательщиках из иных источников (не от налогоплательщика).

4. Выдача плательщику Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а также – различных справок, необходимых для осуществления им хозяйственной деятельности.

5. Ответы на запросы, поступающие из налоговых, правоохранительных, судебных и иных органов, касающиеся сведений, содержащихся в учредительных документах налогоплательщиков и их счетов в банках.

6. Представление базы данных ЕГРН на региональный уровень.

7. Составление отчетности о работе по учету плательщиков и участие в составлении отчетности о работе инспекции.

8. Выверка сведений, содержащихся в базе данных.

9. Прочие работы, связанные с учетом плательщиков.

Особенности проведения выездных налоговых проверок при выполнении соглашений о разделе продукции.

Виды налоговых проверок.

Оформление и реализация материалов камеральной налоговой проверки.

Оформление результатов камеральной проверки

Нарушения не выявлены:

- камеральная проверка автоматически завершается. Сообщение налоговым органом налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки законодательством не предусмотрено.

Выявлены нарушения:

- в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ;

- акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;

- налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;

- в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

В отдельных случаях руководитель может принять решение о продлении срока рассмотрения материалов проверки (не более одного месяца) и проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Планирование выездных налоговых проверок.

Планирование выездных налоговых проверок считается подготовительным этапом проведения выездных налоговых проверок и состоит в определении перечня налогоплательщиков, в отношении которых должны быть проведены выездные налоговые проверки; сроков их проведения; видов налогов (сборов и других обязательных платежей) и периодов, которые должны быть охвачены проверкой, а также кадровых ресурсов, необходимых для ее проведения, в целях обеспечения оптимального выбора для проведения выездных налоговых проверок таких налогоплательщиков, проверка которых могла бы с наибольшей вероятностью выявить нарушения законодательства о налогах и сборах и обеспечить поступление в бюджет сумм доначисленных налогов (сборов и других обязательных платежей), пени и налоговых санкций.

32. Составные части процесса планирования и подготовки выездных налоговых проверок.

Составными частями (этапами) процесса планирования и подготовки выездных налоговых проверок являются следующие процедуры:

- формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках;

- анализ результатов камеральной проверки налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей (далее – налоговая отчетность);

- анализ налоговой и бухгалтерской отчетности, проводимый в рамках камеральной налоговой проверки;

- анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу;

- выбор объектов проверки;

- подготовка и составление перечня вопросов проверки по видам налогов (сборов и других обязательных платежей), обязанность уплаты которых возложена на данного налогоплательщика (комплексная проверка) или же одному или отдельным видам налогов (сборов и других обязательных платежей) (тематическая проверка) и периодам их проверки;

- предварительная подготовка предложений о предполагаемых затратах времени на проведение выездной налоговой проверки, включенной в план проведения выездных налоговых проверок, о количестве специалистов налоговых органов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки, необходимости привлечения к проверке правоохранительных органов;

- подготовка и утверждение плана выездных налоговых проверок на предстоящий квартал и контроль за его выполнением.

Досье» налогоплательщика.

Конечным результатом работы по сбору и обработки информации о налогоплательщиках является формирование досье налогоплательщика, состоящее из пяти разделов:

1. Идентификационная часть, в которой собрана общая информация о налогоплательщике.

2. Данные о хозяйственных операциях и иных сделках, оказывающих влияние на формирование налоговой базы.

3. Косвенные данные о хозяйственной деятельности – информация от третьих лиц.

4. Сигнальная информация, полученная в результате контрольной работы (о нарушениях).

5. Другие сведения.

В системе ЭОД структура досье имеет следующий вид:

1. Учетные данные налогоплательщика

2. Учет по месту нахождения головной организации

3. Адреса налогоплательщика

4. Руководитель налогоплательщика

5. Бухгалтер налогоплательщика

6. Учредители – физические лица

7. Классификация налогоплательщика

8. Численность налогоплательщика

9. Сведения из фондов

10. Ликвидационный период

11. Наблюдение и финансовое оздоровление (Банкротство)

12. Маски отчетности

13. Новый отчетный период

14. Показатели учетной политики

15. Упрощенная система налогообложения

36. Основные требования по формированию информационных ресурсов.

Информационные ресурсы о налогоплательщиках – это система подготовительных данных, созданная на основе имеющейся в налоговых органах информации о налогоплательщиках.

Работа налоговых органов по формированию информационных ресурсов должна отвечать следующим требованиям:

- непрерывность – обеспечение постоянного сбора всей поступающей в налоговый орган информации о налогоплательщиках;

- систематизация – создание информационных баз данных в разрезе каждого налогоплательщика (досье налогоплательщика);

- актуализация – своевременное обеспечение обновления информации;

- полнота – наличие объема информации, достаточного для принятия правильного и обоснованного решения о целесообразности их отбора для проведения выездных налоговых проверок;

- достоверность – предварительный анализ поступающей информации на предмет ее соответствия реальному положению дел;

- организация рациональной системы обработки и хранения информации – включение всей информации в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговых органов (АИС «ЭОД»).

Налоговая проверка: ее определение и виды.

Налоговая проверка – это специфическая форма налогового контроля, осуществляемая посредством выездных и камеральных налоговых проверок, которые проводятся должностными лицами налоговых органов с целью контроля за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах.

В законе предусмотрены два основных вида налоговых проверок:

- камеральная налоговая проверка;

- выездная налоговая проверка.

Также существуют:

- встречная налоговая проверка;

- повторная выездная налоговая проверка.

Налоговые проверки по объему проверяемых вопросов можно разделить на:

- комплексные

- выборочные

- целевые.


Наши рекомендации