Понятие и правовые основы предпринимательской деятельности

В настоящее время экономика Российской Федерации направлена на развитие рыночных отношений и различных форм предпринимательства, поддержание конкуренции товаров и услуг, ограничение монополистической деятельности. Правовое регулирование предпринимательской деятельности основывается на соблюдении значительного количества норм гражданского, финансового, предпринимательского и административного права, закрепленных в различных нормативных правовых актах на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации юридически гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Предпринимательская деятельность может осуществляться в различных сферах общественных отношений. К ней относятся торговля (розничная, оптовая), деятельность по производству товаров (изготовление лекарственных средств, воспроизведение аудиовизуальных произведений), оказанию услуг (парикмахерские, жилищно-коммунальные, транспортные, медицинские, туристические и др.). Но некоторые виды деятельности, хотя и осуществляются физическими лицами и направлены на получение прибыли, не относятся к предпринимательской. Так, в соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»[303] от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ адвокатская деятельность не является предпринимательской.

Общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности имеют пять основных особенностей:

1. Предпринимательскую деятельность вправе осуществлять только два субъекта – индивидуальные предприниматели и юридические лица, что подтверждается государственной регистрацией этих субъектов и постановкой их на учет в налоговом органе.

Порядок и условия регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц закреплены в Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[304] от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (с послед. изм. и доп.). Государственная регистрация юридических лиц осуществляется по месту их нахождения, а индивидуальных предпринимателей – по месту жительства в течение пяти рабочих дней с момента предоставления предусмотренного законом перечня документов в налоговый орган.

Некоторым категориям граждан в силу особенностей их правового статуса запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность. Например, в соответствии со ст. 20 Закона РФ «О милиции»[305] от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 (с послед. изм и доп ) сотрудники милиции не вправе заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, за исключением творческой, научной и преподавательской деятельности.

2. Отдельными видами предпринимательской деятельности, перечень которых определяется законом, индивидуальные предприниматели и юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). К лицензируемым видам деятельности относятся те, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензирования. Перечень этих видов деятельности, а также условия и порядок их лицензирования закреплены в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности»[306]от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ (с изм. и доп.) . К ним относятся разработка, производство, ремонт, испытание авиационной техники, торговля оружием, переработка нефти, газа, фармацевтическая деятельность, производство лекарственных средств, заготовка, переработка, реализация лома черных и цветных металлов, воспроизведение аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей, ветеринарная деятельность, медицинская деятельность и др. Специфика лицензирования отдельных видов деятельности закреплена в различных нормативных правовых актах[307]. Однако из сферы действия данного закона исключены отдельные виды предпринимательской деятельности – в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, образовательная, нотариальная деятельность и др. Лицензирование этих видов деятельности регламентируется иными нормативными правовыми актами. В частности, порядок лицензирования оборота алкогольной продукции закреплен в Федеральном законе «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»[308] от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ (с изм. и доп.).

Лицензии на осуществление различных видов деятельности выдаются разными лицензирующими органами. Федеральная налоговая служба Министерства финансов Российской Федерации осуществляет лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека принимают участие в лицензировании видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека.

Лицензия выдается лицензирующим органом на срок до пяти лет, который в дальнейшем по заявлению лицензиата может быть продлен. Положениями о лицензировании отдельных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Для получения лицензии соискатель предоставляет в лицензирующий орган следующие документы: заявление, копии документов о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора (в сумме 300 рублей) за рассмотрение лицензирующим органом заявления, сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

В течение 60 дней лицензирующий орган принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче. За получение лицензии взимается лицензионный сбор в сумме 1000 рублей.

Лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии на срок до 6 месяцев в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. В случае неисправления выявленных недостатков лицензирующий орган вправе обратиться в суд с предложением об аннулировании лицензии.

3. Ряд объектов предпринимательской деятельности подлежит сертификации.

Общие условия и порядок проведения сертификации закреплены в Федеральном законе «О техническом регулировании»[309] от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ и в постановлении бывшего Госстандарта России «О принятии и введении в действие правил сертификации»[310] от 22 августа 2000 г. № 61.

Сертификация – форма осуществления органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Органами по сертификации могут быть юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. Одним из принципов проведения сертификации является независимость органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, а также недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации.

Сертификация может быть добровольной и обязательной.

Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации для установления соответствия товара национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем, по результатам ее проведения выдается сертификат соответствия, форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Этот орган ведет единый реестр выданных сертификатов соответствия.

Полный перечень продукции и услуг, в отношении которых необходимо проведение обязательной сертификации, утвержден постановлением бывшего Госстандарта России «О номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации, и номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии»[311] от 30 июля 2002 г. № 64.

Порядок проведения сертификации в отношении отдельных товаров и услуг закреплен в различных нормативных правовых актах. Примером являются постановления бывшего Госстандарта России «Об утверждении Системы сертификации химической продукции»[312]от 3 марта 2003 г. № 21, «Об утверждении положения о системе сертификации лекарственных средств»[313] от 2 декабря 2002 г. № 121, «О принятии и введении в действие правил сертификации услуг по техническому оборудованию и ремонту автомототранспортных средств»[314] от 6 апреля 2001 г. № 33.

4. Нормами законодательства в отношении некоторых объектов предпринимательской деятельности предусмотрена их обязательная маркировка. К ним относятся табачные изделия, алкогольная продукция.

Так, в ст. 12 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» закреплен порядок маркировки алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 % от объема готовой продукции различными видами марок:

– алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками;

– алкогольная продукция, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками;

– алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации и предназначенная для розничной продажи, маркируется региональными специальными марками того субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется ее розничная продажа.

Все виды марок являются документами государственной отчетности, удостоверяющими легальность производства и оборота товаров на территории Российской Федерации, и обеспечивают контроль за уплатой налогов. Региональная марка также является подтверждением проведения субъектом Российской Федерации специальных защитных мер.

Образцы специальных марок представлены в различных нормативных правовых актах. Например, образцы марок на алкогольную продукцию – в постановлении Правительства РФ «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца»[315] от 11 апреля 2003 г. № 212.

5. Предпринимательская деятельность осуществляется с использованием контрольно-кассовых машин.

В соответствии с Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»[316] от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Расчеты могут осуществляться без применения контрольно-кассовых машин в случаях оказания услуг населению при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности.

В п. 3 ст. 2 Федерального закона перечислены виды деятельности, при осуществлении которых расчеты могут проводиться без контрольно-кассовых машин (продажа газет, журналов, ценных бумаг, лотерейных билетов, проездных билетов, реализация мороженого и безалкогольных напитков в розлив, продажа из цистерн пива, кваса и др.).

Также без применения контрольно-кассовых машин могут осуществлять расчеты организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных и труднодоступных местностях.

Контрольно-кассовая машина должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту жительства индивидуального предпринимателя или по месту нахождения юридического лица, быть исправной, опломбированной, иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

В п. 28 Методических рекомендаций по вопросам применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Госналогслужбы Российской Федерации от 5 мая 1994 г.[317] закреплено, что к признакам неисправности контрольно-кассовой машины относятся неясное печатание реквизитов на чеке, невыход чека, обрыв контрольной ленты, неисправность дататора, нумератора, блокировка чековой и контрольной ленты, если она предусмотрена конструкцией машины.

Индивидуальные предприниматели и представители юридических лиц обязаны выдавать покупателям кассовые чеки в момент оплаты товара или услуги.

Таким образом, при осуществлении контрольных проверок сотрудники милиции обязаны требовать от индивидуальных предпринимателей или представителей юридических лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности, соблюдения федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации в данной сфере, а в случаях выявления правонарушений привлекать виновных к ответственности в установленном законом порядке.

§ 2. Государственный контроль в сфере предпринимательской
деятельности

Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности – это проведение проверки уполномоченными должностными лицами и государственными органами соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Контроль за осуществлением предпринимательской деятельности проводится уполномоченными должностными лицами и государственными органами для достижения двух целей – обеспечения защиты прав потребителей (при пресечении продажи товаров ненадлежащего качества, выявлении фактов обмана потребителей, предоставлении недостоверной информации о предлагаемом товаре или услуге и др.) и защиты экономических интересов государства (при установлении невыплат лицензионных и иных сборов, уклонении от сертификации, маркировки товаров, неправомерных действиях при банкротстве и др.).

Законодательством функции контроля в сфере предпринимательской деятельности возложены на значительный круг государственных органов. К ним относятся: органы внутренних дел (милиция), органы Федеральной налоговой службы Министерства финансов Российской Федерации, органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и др.

Различные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией осуществляют контроль за различными объектами предпринимательской деятельности (алкогольной продукцией, драгоценными металлами, табачными изделиями, пищевыми продуктами, промышленными товарами и т. д.) Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649.

Например, органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляют надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав граждан в области потребительского рынка, в том числе:

– контролируют соблюдение правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;

– осуществляют в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров[318].

Органы Федеральной налоговой службы Министерства финансов Российской Федерации осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, валютный контроль, контроль за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, контроль за соблюдением законодательства в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей[319].

Органы и учреждения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляют функции контроля и надзора в сфере здравоохранения и социальной защиты населения, в том числе за медицинской деятельностью, деятельностью в сфере обращения лекарственных средств, деятельностью по оказанию протезно-ортопедической помощи, кроме того, осуществляют контроль качества лекарственных средств, медицинской и реабилитационной техники и изделий медицинского назначения, а также контроль за оказанием медико-социальной помощи населению и медико-социальной реабилитации инвалидов[320].

Территориальные органы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляют координацию и контроль за соблюдением законодательства в торговле, предпринимательской деятельности, включая средний и малый бизнес, определяют государственную политику в области рекламы и способствует развитию конкуренции[321].

Должностные лица Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии осуществляют государственный контроль и надзор в порядке, установленном Федеральным законом «О техническом регулировании», за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией, государственный метрологический контроль и надзор, контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг)[322].

Основной формой проведения контроля уполномоченными органами является осуществление мероприятий по проверке деятельности объектов предпринимательской деятельности. Порядок его проведения, права и обязанности должностных лиц контролирующих органов и субъектов контроля закреплены в Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»[323] от 8 августа 2001 г. № 134. Рекомендации по его применению содержатся в ведомственных нормативных актах[324].

Данный Федеральный закон регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п. 3 ст. 1 вышеназванного федерального закона его положения не применяются к ряду отношений, в том числе связанных с проведением налогового, валютного, бюджетного, лицензионного контроля, а также оперативно-разыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия, государственного метрологического контроля (надзора), контроля в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте и обеспечения защиты государственной тайны.

Мероприятие по контролю проводится на основании распоряжения органа государственного контроля, в котором указываются:

– номер и дата распоряжения;

– наименование органа государственного контроля;

– фамилия, имя, отчество, должность лица, уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

– наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится мероприятие по контролю;

– цели, задачи, предмет проводимого мероприятия;

– правовое основание проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

– дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Данное распоряжение органа государственного контроля либо его заверенная печатью копия предъявляются должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением. В целях обеспечения оперативности проведения мероприятия по контролю распоряжение может, при отсутствии данных лиц, предъявляться их представителям. Представительство индивидуального предпринимателя или юридического лица должно быть основано на трудовом договоре (соглашении), или(и) доверенности, либо акте уполномоченного на то государственного органа для унитарных предприятий. Кроме того, полномочия могут также исходить и из той обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир) организации, которая оказывает предпринимательские услуги населению или совершает определенный круг сделок от имени организации в определенном месте (магазине, кафе и т. д.).

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований, экспертиз на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля или его заместителем срок может быть продлен еще на один месяц.

Мероприятия по контролю могут носить плановый и внеплановый характер.

Плановое мероприятие по контролю проводится в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля не более чем один раз в два года. При этом в отношении субъектов малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Внеплановая проверка проводится для контроля за исполнением предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения планового мероприятия по контролю. Также внеплановая проверка может проводиться при получении органом государственного контроля информации о возникновении аварийной ситуации, об изменениях и о нарушениях технологических процессов, о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде и имуществу.

При проведении мероприятия по контролю должностные лица органов государственного контроля не вправе:

– проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к их компетенции;

– осуществлять плановые проверки в случае отсутствия должностных лиц или работников юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей;

– требовать представления документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами мероприятия по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

– требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований, экспертиз без оформления акта об отборе образцов продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные ГОСТами или иными нормативными документами;

– распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

– превышать установленные сроки мероприятия по контролю.

По результатам мероприятия по контролю составляется актустановленной формы, к которому прилагаются акты об отборе образцов, заключения экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля и работников, нарушивших правила, другие документы. Один экземпляр акта вручается руководителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю либо их представителям под расписку.

Положения данного Федерального закона применяются при проведении проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не связанных с совершением правонарушений и осуществляемых должностными лицами государственных органов, которые не наделены правом применения мер принуждения. К деятельности контролирующих органов, одной из основных задач которых является выявление и пресечение административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности (налоговые органы, органы внутренних дел), нормы рассматриваемого Федерального закона применимы быть не могут. Должностные лица этих органов осуществляют проверки деятельности субъектов предпринимательской деятельности при получении информации о правонарушении, в том числе и путем непосредственного обнаружения признаков правонарушения при исполнении своих служебных обязанностей. Принцип оперативности при выявлении и пресечении правонарушений не позволяет выполнять требования данного Федерального закона (подготовку распоряжений о проведении проверки и т. д.). Эти положения разъяснены нормами ведомственных нормативных правовых актов. Например, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в письме от 21 декабря 2001 г. № ШС-6-14/967 «О порядке применения Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» разъяснило, что положения закона не распространяются на отношения, возникающие при осуществлении налоговыми органами контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о применении контрольно-кассовых машин, а также контроля за соблюдением законодательства в области производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и лицензионного контроля.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»»[325] внесены существенные изменения в п.25 ст.11 Закона РФ «О милиции», касающиеся правомочий сотрудников милиции по проверке предпринимательской и торговой деятельности. Сотрудникам милиции предоставлено право проверять данные о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, только по мотивированному постановлениюначальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя; в присутствии двух понятых, а также представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя либо его представителя, которым вручаются копия указанного постановления, а также копии протоколов и описей, составленных в результате указанных действий, а при отсутствии указанных лиц – с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества; производить досмотр транспортных средств в присутствии двух понятых и лица, во владении которого находится транспортное средство, а в случаях, не терпящих отлагательства, – в отсутствие указанного лица; изучать документы организаций и граждан на материальные ценности, на денежные средства, временно изымать данные документы с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов для установления их подлинности либо при наличии оснований полагать, что эти документы могут быть уничтожены, сокрыты, заменены или изменены на срок не более семи суток, а в случае, если изъятие таких документов приведет к приостановлению деятельности организации, – на срок не более 48 часов; требовать обязательного проведения проверок и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности, а также проводить их в пределах сроков, установленных уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях для проверки сведений о совершенном либо готовящемся преступлении или совершенном административном правонарушении; изымать с обязательным составлением протокола образцы сырья и продукции; опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей на время проведения проверок, ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности или инвентаризации материальных ценностей, но не более чем на семь суток, а в случае, если эти действия приведут к приостановлению деятельности организации, – на срок не более 48 часов.

Кроме того, следует обратить внимание, что в рамках реформирования правоохранительной системы страны и реализации государственной политики в области выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и административных правонарушений в соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» от 11 марта 2003 г. № 306 Федеральная служба налоговой полиции РФ с 1 июля 2003 г. упразднена, а вместо этого органа исполнительной власти в структуре МВД России образована Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП МВД России),в настоящее время – Департамент экономической безопасности[326].

Во исполнение Указа Президента РФ издан приказ МВД России
от 5 июля 2003 г. № 385 «О мерах по реализации Указа Президента РФ
от 11 марта 2003 года № 306», в соответствии с которым выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и административных правонарушений в ходит в компетенцию ОВД, этим же внутриведомственным нормативным актом утверждено Положение о Федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям. Изменена структура криминальной милиции субъектов РФ, однако на уровне органов внутренних дел районов, городов, районов в городах и иных муниципальных образования ФСЭНП МВД России представлена лишь подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями. Структура криминальной милиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и закрытых административно-территориальных образованиях осталась без изменения.

Следует учитывать, что наряду с сотрудниками Департамента экономической безопасности МВД России в деле по пресечению экономических, налоговых преступлений и административных правонарушений в области предпринимательской деятельности задействованы и другие структурные подразделения криминальной милиции и милиции общественной безопасности МВД ГУВД, УВД субъектов Федерации. В частности, подразделения милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в области финансов, налогов и сборов, отнесенных к подведомственности ОВД, из числа тех, которые ранее рассматривались органами налоговой полиции. К таковым относятся дела по правонарушениям, предусмотренным статьями 14.5 (Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин), 15.1 (Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций), 15.2 (Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, к компетенции милиции общественной безопасности отнесено проведение дознания по делам о преступлениях, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах, производство предварительного следствия по которым не обязательно, например, предусмотренных статьями 171.1 (Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции) и 327.1 (Изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использование) УК РФ.

Рассмотрим, далее, какова система аппаратов милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в области предпринимательской деятельности. Так, в Департаменте охраны общественного порядка МВД России создан отдел по организации борьбы с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства, в управлениях обеспечения общественного порядка МВД, ГУВД, УВД, УВДТ – отделы (отделения) по организации борьбы в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства, в горрайлинорганах внутренних дел – отделы (отделения, группы), а также – межрайонные отделы (отделения) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства и утверждены примерные положения о них[327].

Основными задачами отделов (отделений, групп) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства горрайорганов внутренних дел являются:
1) борьба с правонарушениями в сфере потребительского рынка товаров и услуг; 2) исполнение административного законодательства.

К основным функциям этих аппаратов отнесены:

а) проведение мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению преступлений и административных правонарушений в сфере потребительского рынка товаров и услуг, установлению лиц, их совершивших;

б) производство по делам об административных правонарушениях, контроль за исполнением постановлений о наложении административных наказаний;

в) выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений в сфере потребительского рынка товаров и услуг, подготовка предложений руководству горрайорганов внутренних дел по их устранению;

г) формирование банка данных о лицах, привлекаемых к уголовной и административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка товаров и услуг;

д) рассмотрение жалоб и заявлений граждан, должностных лиц, связанных с осуществлением деятельности отдела (отделения, группы) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства;

е) применение передовых форм и методов работы по предупреждению, выявлению и пресечению потребительского рынка товаров и услуг, исполнению административного законодательства.

Во исполнении Указа Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 19 июля 2004 г. № 927 в настоящее время в Министерстве внутренних дел Российской Федерации начались процессы стратегического реформирования отдельных направлений его деятельности, утверждена новая структура центрального аппарата, по всей видимости, реформа затронет и структурные подразделения криминальной милиции обеспечивающие экономическую безопасность, и подразделения милиции, общественной безопасности, осуществляющие борьбу с правонарушения в сф

Наши рекомендации