Воспрепятствование законной предпринимательской и иной деятельности (ст. 169 УК).

Диспозиция статьи требует ограничительного толкования, поскольку ст. 169 Уголовного кодекса помещена в главе "Преступления в сфере экономической деятельности", следовательно, родовым объектом является установленный порядок осуществления именно экономической, а не какой-либо иной деятельности граждан и юридических лиц.

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Объективная сторона воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности гражданина индивидуального предпринимателя или юридического лица может заключаться в различного рода действиях или бездействии должностных лиц, как-то:

1) неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;

2) уклонение от их регистрации, когда должностное лицо, формально не отказывая в регистрации, тем не менее под каким-либо надуманным предлогом или вообще без всякого предлога не делает этого;

3) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности, когда такое разрешение необходимо;

4) уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии);

5) ограничение прав и законных интересов субъектов предпринимательской или иной деятельности в зависимости от организационно-правовой формы;

6) ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица;

7) иное незаконное вмешательство в их деятельность.

Часть 1 ст. 169 содержит формальный состав преступления, наступления каких-либо последствий при воспрепятствовании законной предпринимательской или иной деятельности для возникновения уголовной ответственности не требуется.

Субъектом преступления является только должностное лицо (см. примечание 1 к ст. 285 УК).

Преступление совершается умышленно. Должностное лицо осознает, что оно без каких-либо правовых оснований препятствует законной предпринимательской или иной деятельности или неправомерно в нее вмешивается, и желает этого. Мотивы подобного поведения могут быть различными.

Индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, чьи права были нарушены незаконным вмешательством должностного лица (отказ в регистрации, выдаче лицензии, ограничение самостоятельности и т.п.), в соответствии с Конституцией РФ (ст. 46), гражданским законодательством (ст. 11, 12, 13 ГК РФ), арбитражным процессуальным законодательством (ст. 198 АПК РФ), а также законодательством о государственной регистрации и лицензировании вправе обжаловать действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления в суд (арбитражный суд), решением которого акты государственного органа или органа местного самоуправления могут быть признаны недействительными. В таком случае повторное воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности влечет ответственность по ч. 2 ст. 169. Субъектом этого преступления может быть и другое должностное лицо. Необходимо лишь, чтобы оно знало о наличии соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу.

Крупный размер ущерба от воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности (ч. 2 ст. 169 УК) исчисляется суммой, превышающей 250 тыс. руб. Он может выражаться как в виде реального материального ущерба, так и, главным образом, в виде упущенной выгоды, т.е. неполучении доходов, которые предприниматель или юридическое лицо получили бы, если бы их права не были нарушены (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Вина должностного лица по отношению к причиненному его действиями (бездействием) крупному ущербу может быть как умышленной в виде прямого или косвенного умыслов, так и неосторожной.

Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности является специальной нормой по отношению к злоупотреблению должностными полномочиями (ст. 285 УК) и превышению должностных полномочий (ст. 286 УК), а воспрепятствование в том или ином виде законной предпринимательской или иной деятельности в нарушение вступившего в силу судебного акта является к тому же специальной нормой и по отношению к неисполнению приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК). В силу правила, закрепленного в ч. 3 ст. 17 УК, при конкуренции общей и специальной норм уголовная ответственность наступает по специальной норме (см. комментарий к ст. 17).

Частным случаем воспрепятствования законной предпринимательской деятельности является недопущение, ограничение или устранение конкуренции, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения, что предусмотрено специальной нормой (ч. 2 ст. 178 УК).

Регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК). Общественная опасность данного преступления заключается в нарушении экономических интересов государства и граждан в сфере землепользования.

Объектом преступления являются установленный законом порядок регистрации сделок с землей, а также финансовые интересы государства, если при совершении таких сделок имеет место занижение размера платежей за землю.

С объективной стороны деяние состоит в регистрации незаконных сделок с землей. Статья 170 УК называет три самостоятельные формы совершения данного преступления:

1) регистрацию заведомо незаконных сделок с землей (например, регистрация сделки купли-продажи земли, целевое назначение которой необоснованно изменено);

2) искажение учетных данных Государственного земельного кадастра (например, занижение или завышение сведений о наличии сельскохозяйственных угодий);

3) умышленное занижение размеров платежей за землю (например, взимание земельного налога за участки в границах сельских населенных пунктов, предоставленные гражданам для садоводства, по ставкам ниже средних ставок налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района).

Преступление признается оконченным с момента регистрации незаконных сделок с землей или совершения иных деяний, указанных в диспозиции ст. 170 УК, независимо от наступления от этих деяний каких-либо последствий.

С субъективной стороны данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Виновный сознает, что регистрирует незаконную сделку с землей, или искажает учетные данные Государственного земельного кадастра, или занижает размер платежей за землю, и желает этого.

Обязательным признаком субъективной стороны преступления является мотив, определенный в ст. 170 УК как корыстная или иная личная заинтересованность.

Корыстная заинтересованность выражается в стремлении субъекта получить в результате совершения указанных в ст. 170 УК деяний имущественную выгоду. Если же должностное лицо за полученное им незаконное вознаграждение регистрирует незаконную сделку с землей, или искажает учетные данные Государственного земельного кадастра, или занижает размер платежа за землю, то оно подлежит уголовной ответственности по правилам о совокупности преступлений - по ст. 170 УК и за получение взятки по ст. 290 УК.

Иная личная заинтересованность выражается в желании субъекта извлечь из данного деяния выгоду неимущественного характера, например, создать себе условия для продвижения по службе, получить взаимную услугу и т.д.

Субъектом преступления может быть только должностное лицо. Обязательным признаком привлечения должностного лица к ответственности является совершение преступления с использованием своего служебного положения.

С учетом форм деяний, обрисованных в диспозиции ст. 170 УК, круг должностных лиц, ответственных за рассматриваемое преступление, различен. Им может быть должностное лицо:

1) учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2) осуществляющее ведение Государственного земельного кадастра;

3) предприятия, учреждения или организации, в функции которого входит представление в налоговые органы документов, подтверждающих уплату налога на землю;

4) Государственной налоговой службы, полномочное начислять земельный налог.

Регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК) во всех проявлениях относится к числу формальных составов, а злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК) - это материальный состав преступления. Поэтому нельзя считать, что при квалификации соответствующих преступлений ст. 170 УК конкурирует в данном вопросе со ст. 285 УК как специальная и общая нормы; правила о конкуренции таких норм здесь не применимы. Регистрация заведомо незаконных сделок с землей и умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, но при отсутствии последствий, указанных в ст. 285 УК, влечет ответственность только по ст. 170 УК как регистрация заведомо незаконных сделок с землей либо умышленное занижение размеров платежей за землю. В тех же случаях, когда подобные деяния повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а также тяжкие последствия, содеянное следует соответственно квалифицировать по ч. 1 или ч. 2 ст. 285 УК. Дополнительная квалификация по ст. 170 УК не требуется.

Наши рекомендации