Специальные наказания для военнослужащих, условия и особенности назначения.

Под специальными видами наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим, понимаются меры государственного принуждения, назначаемые по приговору суда только военнослужащим, признанным виновными в совершении преступлений, и заключающиеся в предусмотренных УК РФ лишениях и ограничениях прав и свобод военнослужащих в специфических условиях прохождения военной службы.

Целями применения специальных видов наказаний являются:

1) восстановление социальной справедливости;

2) исправление осужденного военнослужащего;

3) предупреждение совершения новых преступлений, как со стороны самого виновного, так и других военнослужащих;

4) воинское воспитание.

В соответствии с п. "е", "и", "к" ст. 44, ч. 1 ст. 45 УК РФ к специальным видам наказаний относятся: ограничение по военной службе; арест с отбыванием на гауптвахте; содержание в дисциплинарной воинской части.

Специальным дополнительным видом наказания в соответствии с п. "в" ст. 44, ч. 3 ст. 45 УК РФ является лишение воинского звания. Содержание и сроки основных специальных видов наказаний определены в ст. 51, 54 - 55 УК РФ. Содержание дополнительного специального наказания в виде лишения воинского звания - в ст. 48 УК РФ.

Режим и порядок исполнения основных специальных видов наказаний установлены в разд. V Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) РФ, введенного в действие Федеральным законом Российской Федерации от 8 января 1997 г. Условия и порядок исполнения специального дополнительного наказания в виде лишения воинского звания определены в ст. 61 УИК РФ.

Приказ ФПС РФ от 01.02.1997 N 88 "Об утверждении инструкции об организации контроля за поведением военнослужащих, условно осужденных и осужденных к ограничению по военной службе" утратил силу в связи с изданием Приказа ФПС РФ от 06.04.2002 N 229 "О признании утратившим силу приказа Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 1 февраля 1997 г. N 88 "Об утверждении инструкции об организации контроля за поведением военнослужащих, условно осужденных и осужденных к ограничению по военной службе". Кроме того, во исполнение Федерального закона "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" Правительством Российской Федерации издано Постановление "Об утверждении Положения о дисциплинарной воинской части" от 4 июня 1997 г., а министром обороны РФ - Приказ от 29 июля 1997 г., в котором определены Правила отбывания уголовных наказаний в виде ареста, ограничения по военной службе и содержания в дисциплинарной воинской части. К нормативным документам, определяющим порядок исполнения наказания в виде ограничения по военной службе, относится также Приказ Директора федеральной пограничной службы от 1 февраля 1997 г. об утверждении Инструкции об организации контроля за поведением военнослужащих, условно осужденных и осужденных к ограничению по военной службе.

Анализ ст. 51, 54, 55 УК РФ позволяет сделать вывод, что основные специальные виды наказаний подразделяются на наказания, которые могут применяться только к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (ограничение по военной службе - ст. 51 УК РФ); только к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву либо проходящим ее по контракту на должностях рядового и сержантского состава и не выслужившим на момент вынесения приговора срока службы по призыву (содержание в дисциплинарной воинской части - ст. 55 УК РФ); ко всем категориям военнослужащих (арест с отбыванием на гауптвахте - ч. 3 ст. 54 УК РФ). Специальный дополнительный вид наказания в виде лишения воинского звания может применяться ко всем категориям военнослужащих в звании выше рядового.

Как видно из санкций ст. 332 - 352 УК РФ, определяющих уголовную ответственность за преступления против военной службы, законодатель широко использует применение специальных видов наказаний.

Так, содержание в дисциплинарной воинской части указано почти во всех статьях, предусматривающих уголовную ответственность за преступления против военной службы (ст. 332 - 337, 339 - 350 УК РФ), при отсутствии квалифицирующих признаков, усугубляющих ответственность за содеянное.

Арест в качестве специального вида наказания предусмотрен в ст. 332, 337, 339, 342 - 344, 346 - 348, 350 УК РФ. Следует отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 34 УК РСФСР также допускалось применение ареста с содержанием на гауптвахте на срок до двух месяцев взамен исправительных работ без лишения свободы. Но это нельзя было считать отдельным видом наказания. Тем более что, исходя из принципа справедливости, подобная замена представлялась весьма проблематичной, поскольку исправительные работы по своему режиму существенно отличались от ареста с содержанием на гауптвахте. В судебной практике подобные решения встречались крайне редко. Поэтому установление ареста с содержанием на гауптвахте в качестве отдельного вида наказания в новом УК представляется весьма важным шагом в совершенствовании уголовного законодательства. Положение о наказании в виде ареста, как известно, пока не действует ввиду отсутствия необходимых условий для исполнения этого наказания.

Специальный вид наказания - ограничение по военной службе - предусмотрен ст. 332 - 334, 336, 337, 339 - 349 УК РФ. Специальные виды наказания, как правило, указываются в санкциях статей УК РФ в качестве альтернативных мер уголовно-исправительного воздействия, что способствует индивидуализации наказания.

В соответствии со ст. 51 УК РФ "ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Из денежного содержания осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания".

Как видно из содержания данной нормы, ограничение по военной службе применяется лишь к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Введение этого вида наказания обусловлено необходимостью достижения целей наказания в условиях прохождения осужденным военнослужащим военной службы.

Этот вид наказания наиболее мягкий из всех специальных видов наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим, и заключается в определенных ограничениях прав военнослужащего, связанных с прохождением военной службы. Эти ограничения распространяются на право: 1) повышения в должности; 2) повышения в воинском звании; 3) включения срока службы в период отбывания наказания в выслугу для присвоения очередного звания; 4) получения полного денежного содержания.

Каких-либо иных ограничений по военной службе действующее уголовное законодательство не предусматривает, и, следовательно, иные права военнослужащих, осужденных к ограничению по военной службе, за исключением перечисленных, ограничиваться не могут. В частности, не подлежат какому-либо ограничению права военнослужащего на предоставление отпуска соответствующей продолжительности, на получение жилья на равных с остальными военнослужащими условиях, на охрану здоровья, на страховые гарантии и возмещение ущерба и т.д. Не может также быть ограничено право военнослужащего на увольнение с военной службы в случае признания его ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья.

Ограничение в праве на повышение в должности означает, что в течение срока данного наказания, определенного по приговору суда, в отношении осужденного военнослужащего приостанавливается действие гарантий, закрепленных в ч. 2 ст. 10 Закона РФ "О статусе военнослужащих", где говорится, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, гарантируется занятие воинских должностей и перемещение по военной службе с повышением в должности в соответствии с полученной профессиональной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе.

Кроме того, осужденные к ограничению по военной службе не вправе реализовать положение, закрепленное в ч. 3 ст. 43 Федерального закона РФ "О воинской обязанности и военной службе", т.е. они не могут предложить соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для рассмотрения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность, если эта должность является вышестоящей по сравнению с той, которую они занимали на момент вынесения приговора.

Ограничение в праве на повышение в воинском звании означает, что на военнослужащих в период отбывания ограничения по военной службе не распространяется действие ч. 2 ст. 47 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", гласящей, что воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его службы в предыдущем воинском звании.

Ограничение в праве на включение в выслугу лет для присвоения очередного воинского звания срока службы означает приостановление действия положения, закрепленного в ч. 1 ст. 47 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", о том, что для прохождения военной службы в каждом воинском звании устанавливается определенный срок. В период отбывания ограничения по военной службе время службы не включается в выслугу для присвоения очередного звания, но засчитывается в общий срок службы.

Ограничение в праве на получение полного денежного содержания означает, что из денежного содержания военнослужащих, осужденных к ограничению по военной службе, производятся удержания в доход государства в размере, определенном судом, но не более 20%. Порядок и условия исполнения данного вида наказания определены в ст. 143 - 144 УИК РФ. В ст. 144 УИК указано, что размер удержания из денежного содержания военнослужащего исчисляется из должностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат.

К этим выплатам не относятся денежная компенсация взамен продовольственного пайка и вещевого имущества, компенсация за наем (поднаем) жилья, на санаторно-курортное лечение, страховые выплаты, единовременное пособие при увольнении с военной службы, командировочные и иные выплаты, не входящие в денежное довольствие военнослужащих. Кроме того, денежные удержания в связи с осуждением к ограничению по военной службе не должны производиться с доходов, получаемых военнослужащим не в связи с военной службой. Например, в соответствии с ч. 7 ст. 10 Закона РФ "О статусе военнослужащих" военнослужащим не запрещено заниматься научной, преподавательской и творческой деятельностью. Вознаграждение, полученное за этот труд, не входит в денежное довольствие, и соответственно с него не могут производиться удержания в связи с отбыванием ограничения по военной службе.

Порядок приведения в исполнение наказания в виде ограничения по военной службе детально регламентирован в ст. 143 - 148 УИК и в разд. II Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими. Ограничение по военной службе может быть применено лишь к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вне зависимости от срока и вида контракта, а также от того обстоятельства, выслужил или нет данный военнослужащий установленный срок службы по призыву.

Статья 51 УК РФ строго ограничивает круг преступлений против военной службы и конкретно определяет круг лиц, к которым может быть применено это наказание. Оно не может назначаться военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а не гражданам, пребывающим в случае совершения ими преступлений против военной службы в период прохождения военных сборов.

Таким образом, ограничение по военной службе может быть назначено лишь при одновременном соблюдении следующих условий:

1) осужденный является военнослужащим, проходящим военную службу по контракту;

2) он совершил преступление против военной службы;

3) за данное преступление предусмотрено наказание в виде ограничения по военной службе.

Это наказание может быть назначено осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и за совершение ими иных преступлений вместо исправительных работ, если они предусмотрены соответствующими статьями Особенной части УКРФ.

В соответствии с п. "б" ч. 3 ст. 86 УК РФ срок судимости лиц, осужденных к ограничению по военной службе, составляет один год после отбытия наказания.

В соответствии со ст. 54 УК РФ арест с содержанием на гауптвахте заключается в содержании осужденного военнослужащего в условиях строгой изоляции от общества, достигаемой помещением военнослужащего на гауптвахту на срок от одного до шести месяцев.

Арест - более строгое наказание по сравнению с ограничением по военной службе.

Достижение общих целей наказания при применении ареста с содержанием на гауптвахте обеспечивается мерами, предусмотренными режимом содержания на гауптвахте в условиях прохождения военной службы, а также некоторыми другими предусмотренными в законодательстве ограничениями.

Законодатель не ограничивает сферу применения данного вида наказания специальным перечнем преступлений, за совершение которых оно может быть назначено. Это позволяет сделать вывод, что арест с отбыванием на гауптвахте может быть назначен военнослужащему за совершение любого преступления, предусмотренного Особенной частью УК РФ.

Не имеется каких-либо ограничений и в отношении лиц, к которым может быть применено наказание в виде ареста, за исключением случаев, указанных в ч. 2 ст. 54 УК РФ, т.е. беременным женщинам-военнослужащим и женщинам-военнослужащим, имеющим детей в возрасте до 8 лет.

Таким образом, арест может быть назначен военнослужащим, проходящим военную службу, как по контракту, так и по призыву. В случае назначения ареста этим военнослужащим они будут отбывать наказание только на гауптвахте.

Арест может быть назначен и гражданам, пребывающим в запасе, за совершение преступлений во время прохождения военных сборов, в том числе и за преступления против военной службы. Однако в этом случае они будут отбывать арест не на гауптвахте, а в общем порядке.

Порядок исполнения наказания в виде ареста с содержанием на гауптвахте регламентирован в ст. 149 - 154 УИК РФ, а также в разд. III Правил отбывания наказаний осужденными военнослужащими. В указанных актах определены места отбывания данного наказания (гауптвахты, отделения гарнизонных гауптвахт), режим наказания, включающий раздельное содержание осужденных военнослужащих в зависимости от состава, меры поощрений и взысканий, а также особенности правового положения осужденных.

В частности, в ст. 154 УИК РФ закреплено, что время отбывания ареста с содержанием на гауптвахте не засчитывается в общий срок военной службы и в выслугу лет для присвоения очередного воинского звания; во время отбывания ареста военнослужащий не представляется к присвоению очередного воинского звания и не назначается на вышестоящую должность. Он не может быть переведен на новое место службы и уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья. Кроме того, осужденным военнослужащим за время отбывания наказания денежное содержание выплачивается лишь в размере оклада по воинскому званию.

Указанные ограничения обусловлены особенностями правового положения осужденного военнослужащего и являются лишь последствиями временной строгой изоляции осужденного от общества, в результате чего он лишается возможности в течение срока наказания исполнять обязанности по военной службе. Ограничений каких-либо иных прав военнослужащего в связи с отбыванием ареста действующее законодательство не предусматривает.

Размещение и конвоирование осужденных к аресту с содержанием на гауптвахте осуществляются в соответствии с положениями устава гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Некоторые особенности отбывания этого вида наказания определены и в Правилах отбывания наказания осужденными военнослужащими. Например, в п. 26 названного акта указано, что осужденные к аресту пользуются ежедневным правом на прогулку не менее одного часа и привлекаются к труду и боевой подготовке на срок не более четырех часов в день. Осужденным к аресту военнослужащим не предоставляются свидания, за исключением свиданий с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи. К последним могут быть отнесены юристы, имеющие лицензию на оказание юридических услуг, а также представители различных общественных объединений. В соответствии с п. "б" ч. 3 ст. 86 УК РФ срок судимости по данному виду наказания составляет один год с момента отбытия наказания.

По ст. 55 УК РФ "содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Это наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

При содержании в дисциплинарной воинской части вместо лишения свободы срок содержания в дисциплинарной воинской части определяется из расчета один день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской части".

Содержание в дисциплинарной воинской части - наиболее строгое из всех специальных видов наказания. Однако сфера его применения ограничена конкретно определенным перечнем лиц, которым оно может быть назначено, и кругом преступлений.

Так, оно может быть назначено лишь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленного срока службы по призыву.

Указанные категории военнослужащих могут быть осуждены к содержанию в дисциплинарной воинской части, если они совершили преступления против военной службы, за которые предусмотрен данный вид наказания, либо любое иное преступление, за которое они осуждаются к лишению свободы на срок не свыше двух лет, и суд с учетом характера преступления и личности виновного приходит к выводу о целесообразности замены лишения свободы содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

В законодательстве не содержится ограничений на замену лишения свободы сроком до двух лет содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок в зависимости от категории преступлений. Такая замена может быть произведена при признании лица виновным в совершении преступления любой тяжести.

Порядок и режим исполнения данного вида наказания определены в ст. 155 - 171 УИК РФ, в Положении о дисциплинарной воинской части, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 4 июня 1997 г., и в разд. IV Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими.

В УК РФ установлен срок погашения судимости в отношении лиц, отбывающих наказание в дисциплинарной воинской части. В соответствии с п. "б" ч. 3 ст. 86 УК РФ этот срок составляет один год с момента отбытия наказания.

По ст. 48 УК РФ при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

В соответствии со ст. 45 УК РФ данное наказание может быть назначено только как дополнительное. Применение его является правом, а не обязанностью суда. Отсюда следует, что сам по себе факт совершения тяжкого или особо тяжкого преступления не может служить обязательным основанием для лишения воинского звания, классного чина и государственных наград. При решении этого вопроса суд учитывает и данные о личности виновного. Суд самостоятельно может лишить военнослужащего любого воинского, специального или почетного звания, классного чина и государственных наград вне зависимости от того, кем они были присвоены.

Перечень воинских званий определен в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" (ст. 46). По составам воинские знания подразделяются на звания солдат и матросов, сержантов и старшин, прапорщиков и мичманов, младших (до капитана или капитан-лейтенанта для ВМФ включительно), старших (до полковника или капитана I ранга для ВМФ включительно) и высших офицеров (генералы и адмиралы). Лишение воинского звания может быть применено как к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, так и к военнослужащим по призыву. Граждане, пребывающие в запасе или в отставке, также могут быть лишены воинского звания.

Согласно ч. 2 ст. 48 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" гражданин, лишенный воинского звания, после снятия или погашения судимости может быть восстановлен в прежнем воинском звании должностным лицом, имеющим право присваивать это воинское звание.

Наши рекомендации