Реализация основных положений международного сотрудничества

в борьбе с преступностью происходит в следующих формах:

· обмен информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах;

· исполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий;

· розыск лиц, скрывающихся от уголовного преследования или исполнения приговора, а также лиц, пропавших без вести;

· обмен информацией о новых видах наркотических средств и психотропных веществ, появившихся в незаконном обороте, о технологиях их изготовления и используемых при этом веществах, а также о новых методах исследования и идентификации наркотических средств и психотропных веществ;

· обмен опытом работы, в том числе Проведение стажировок, консультаций и семинаров;

· обмен законодательными и иными нормативно-правовыми актами;

· обмен на взаимовыгодной основе научно-технической литературой и информацией по вопросам деятельности сторон.

Сотрудничество осуществляется посредством использования двух взаимосвязанных механизмов, один из которых – договорной (конвенционный), т. е. он воплощается в заключаемых государствами договорах (конвенциях), а другой имеет организационно-правовой характер, т. е. проявляется в деятельности общих и специализированных организаций (органов, учреждений).

Заключая международные конвенции, государства в процессе сотрудничества решают следующие задачи:

1) согласованная квалификация преступлений, представляющих международную общественную опасность;

2) договоренность о включении в национальное уголовное законодательство норм об ответственности за такого рода деяния и о соответствующем степени их тяжести наказании;

3) установление юрисдикции над преступлениями и предполагаемыми преступниками (подозреваемыми лицами);

4) взаимодействие в процессе осуществления уголовного преследования, включая оказание правовой помощи.

Постепенно сформировался значительный комплекс многосторонних международных конвенций, каждая из которых посвящена какому-то определенному преступлению (Международная конвенция о борьбе с захватом заложников), либо преступлению, характеризуемому разнообразием деяний (Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов), либо группе однородных преступных посягательств (Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации).

Нормы этих конвенций характеризуются в принципе единым (однородным) предметом регулирования, который составляют отношения между государствами, отношения с участием международных организаций и отношения государств (в определенных случаях и международных организаций, и межгосударственных органов) с индивидами в связи с предотвращением и пресечением преступной деятельности, которой присуща международная общественная опасность.

Международные конвенции о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера содержат обязательства государств-участников относительно предотвращения и пресечения такого рода преступлений, наказания лиц, их совершивших, и взаимодействия государств в связи с осуществлением уголовной юрисдикции.

Первостепенное значение имеют конвенционные нормы, содержащие международно-правовую квалификацию преступного деяния в качестве своего рода всеобщего стандарта, предназначенного для единообразной нормативной характеристики состава преступления во внутригосударственном уголовном законодательстве. В связи с этим получили распространение конвенционные предписания о внутригосударственных мерах законодательного характера.

В российском законодательстве в последние два десятилетия появилось несколько новых норм, свидетельствующих о выполнении международных обязательств. Имеются в виду положения об угоне воздушного судна, о захвате заложников, о незаконном приобретении, хранении, использовании, передаче или разрушении радиоактивных материалов, о применении биологического оружия, о разработке, производстве, приобретении, хранении, сбыте, транспортировке биологического оружия и ряд других. На более высоком уровне такая тенденция воплощена в новом УК РФ.

Конвенции ориентированы на обеспечение неотвратимости уголовного преследования и наказания лиц, которые именуются предполагаемыми преступниками и виновность которых устанавливается соответствующими национальными судами на основе национального уголовного законодательства. Каждая конвенция предусматривает меры для установления государствами, определенные с учетом специфики того или иного преступления, своей юрисдикции, включая заключение предполагаемого преступника под стражу и проведение предварительного расследования фактов.

Согласно нормам конвенций, применительно к таким преступлениям международного характера, как пытки, посягательство против лиц, пользующихся международной защитой, захват заложников, захват воздушных судов, действия, направленные против безопасности гражданской авиации и безопасности морского судоходства, незаконные действия в отношении ядерного материала, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, действует принцип универсальной юрисдикции, поскольку соответствующие юрисдикционные действия входят в компетенцию любого государства, на территории которого оказался предполагаемый преступник, независимо от места и иных обстоятельств совершения преступления.

Конвенции предусматривают альтернативную процедуру реализации юрисдикции: государство либо выдает предполагаемого преступника заинтересованному, требующему выдачи государству, либо осуществляет в отношении такого лица уголовное преследование на основе собственного законодательства. Во всех конвенциях решаются вопросы оказания правовой помощи в связи с уголовно-процессуальными действиями, которые считаются необходимыми в отношении преступлений международного характера.

Вопросы борьбы с преступностью занимают существенное место в деятельности Организации Объединенных Наций, в том числе на сессиях Генеральной Ассамблеи, неоднократно принимавшей резолюции о борьбе с международным терроризмом и с другими преступными деяниями. Ряд конвенций о преступлениях международного характера был подготовлен в рамках ООН.

Рост преступности и ее интернационализация сделали борьбу с ней одной из главных социальных проблем и обусловили необходимость международного сотрудничества в деле ее решения. Регулирование взаимодействия международного и национального права в этой деликатной сфере в значительной мере осуществляется при помощи более «мягких» средств, нежели право. Именно такими средствами и являются международные стандарты. В их разработке важная роль принадлежит Конгрессу ООН по предупреждению преступлений и обращению с правонарушителями. Принимаемые Конгрессом документы подтверждаются Генеральной Ассамблеей ООН, что придает им дополнительный авторитет. В результате сложился целый свод такого рода стандартов, охватывающий практически все аспекты рассматриваемой области.

Начало новому подходу в рассматриваемой области было положено IV Конгрессом (1970 г.). Принятая декларация содержала основы широкого социального подхода. Указывалось на необходимость эффективных мер по координации и интенсификации деятельности по предупреждению преступности в общем контексте экономического и социального развития, которое определяется каждым государством. Профилактика преступности должна стать частью программы социально-экономического развития каждой страны. Эти положения были подтверждены Генеральной Ассамблеей в 1980 г.

Практически все узловые вопросы уголовного правосудия регулируются на международном уровне. Установлены довольно высокие стандарты, далеко не все государства готовы воспринять их целиком. Тем не менее, постепенно они находят отражение в национальном праве и в меньшей мере в практике. В целом можно говорить о наступлении качественно нового этапа в развитии международного и национального уголовного права, в углублении их взаимодействия. В результате создаются предпосылки для обеспечения неотвратимости наказания, что является важным условием предупреждения преступлений.

Основные направления сотрудничества государств по борьбе с преступлениями международного характера

Рассмотрим некоторые основные направления сотрудничества государств по борьбе с преступлениями международного характера.

1. Борьба с рабством, работорговлей и иными формами торговли людьми.

Рабство и работорговля были запрещены еще в начале XX века. Первая многосторонняя Конвенция, создавшая международно-правовые нормы, была заключена в 1919 г. В настоящее время сотрудничество государств регулируется Конвенцией 1926г., Протоколом 1953г. о внесении изменений в Конвенцию относительно рабства 1926г. и Дополнительной конвенцией об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством -1956г. Под рабством понимается положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются отдельные или все полномочия, присущие праву собственности. Работорговлей являются действия, связанные с захватом, приобретением лица или распоряжением им с целью обращения его в рабство, приобретением для продажи или обмена; продажа или обмен и всякое действие по торговле или перевозке рабов.

Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (1950г.) устанавливает обязанность государств-участников подвергать наказанию лиц, которые для удовлетворения похоти другого лица сводят, склоняют или совращают в целях проституции третье лицо, эксплуатируют проституцию третьего лица даже с его согласия. К этой сфере примыкают преступления, наносящие ущерб личности, личному, государственному, общественному имуществу, сюда же относят захват заложников. Это деяние, как и посягательство на лиц, пользующихся международной защитой, характеризуется как опасный акт международного терроризма. Первоначально международное право осуждало взятие заложников из числа гражданских лиц лишь в связи с вооруженными конфликтами; соответствующие нормы были включены в Конвенцию о защите гражданского населения 1949 г. и в дополнительные протоколы 1977 г.

2. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г., к которой СССР присоединился в 1987 г., следующим образом квалифицирует это деяние (ст. I): любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждения или продолжает удерживать его для того, чтобы заставить государство, международную межправительственную организацию или какое-либо физическое или юридическое лицо совершить какой-либо акт в качестве условия для освобождения заложника, «совершает преступление захвата заложников»; преступными признаются также попытка такого захвата и участие в захвате в качестве сообщника.

Поскольку речь идет о преступлении международного характера, в ст.13 оговорено, что Конвенция не применяется в тех случаях, когда преступление совершено в пределах одного государства, когда заложник и предполагаемый преступник являются гражданами этого государства и когда предполагаемый преступник находится на территории этого государства. Оговорка данной статьи определяет рамки сотрудничества государств в борьбе с таким деянием, однако, не препятствует государству предусмотреть в своем уголовном законодательстве ответственность за любые акты захвата заложников.

3. Борьба с международным терроризмом.

В последние годы проблема терроризма приняла невиданные масштабы. Террористические акты имеют своей целью, как правило, давление на руководство того или иного государства с тем, чтобы заставить его принять необходимое для террористов решение. Современный терроризм зиждется на двух принципах: 1) террористический акт важен не сам по себе, а тем влиянием, которое он оказывает на население; 2) результативность терроризма зависит в первую очередь от формирования международного или локального общественного мнения, которое способно повлиять на решение соответствующего правительства.

Обращает на себя внимание чрезвычайное многообразие форм террористических актов. Сюда относится и захват заложников (в первую очередь государственных, политических деятелей, дипломатов), и акции, направленные на подрыв политической системы государства, на ослабление его экономических устоев. Террористы захватывают воздушные, морские и иные транспортные средства. Появился после 11 сентября 2001г. даже биотерроризм. При этом такие преступления, напоминающие внешне общеуголовные, могут в конкретном случае приобретать политический характер, если они совершены в целях давления на руководство страны для изменения его внутреннего или внешнего политического курса.

С другой стороны, такие деяния могут не иметь политической окраски, а носить общеуголовный характер, будучи направленными на получение денег, каких-либо благ для отдельной группы лиц. Эти случаи требуют особо тщательного подхода, ибо террористы здесь нередко свои материальные цели прикрывают политическими требованиями. Несмотря на различие в выдвигаемых террористами целях, (которые соответствуют виду терроризма), у любого террористического акта есть общий признак, каковым является шантаж всего правительства или представителей государства. Платой за достижение целей такого шантажа, как правило, являются жизни простых граждан.

Наблюдая динамику роста такого рода преступлений, нельзя не заметить, что в последнее время применение террора стало одним из средств, которое все чаще используется при разрешении как внутригосударственных, так и международных проблем. Быстрый рост числа террористических организаций и увеличение числа совершенных ими преступлений, объясняется тем, что большинство террористических организаций находят существенную поддержку – как моральную, так и организационную и финансовую -либо у своих коллег в других странах, либо у руководства того или иного иностранного государства, заинтересованного в политической или экономической дестабилизации страны пребывания террористов и не брезгующего использовать самые недостойные методы для достижения своих целей. Таким образом, терроризм из внутригосударственной проблемы превращается в международную. Несмотря на предпринимаемые правоохранительными органами различных стран совместные усилия, их работа не приносит ожидаемого результата, сталкиваясь со все новыми проблемами.

В законодательстве большинства государств либо перечисляются деяния, которые при определенных условиях приобретают террористический характер, либо только содержится термин «терроризм» без раскрытия этого понятия. В принятом Государственной Думой России 3 июля 1998 г. Законе «О борьбе с терроризмом» дается более развернутое определение терроризма, чем в УК РФ 1996 г. В нем перечисляются преступления, которые признаются террористическими, если они «осуществляются в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятия органами власти решений, выгодных террористам...» (ст. 3).

Несмотря на сложности, возникающие в законодательной работе международного сообщества, большинство государств, тем не менее, ведет непрерывную деятельность как по совершенствованию уже существующего законодательства, направленного на борьбу с терроризмом, так и по созданию новых нормативных актов, способствующих этой борьбе.

Принцип сотрудничества государств в борьбе с терроризмом проявляется во взаимодействии государств в рамках международных соглашений и организаций, разработке новых договоренностей, принятии новых мер по предотвращению терроризма, включая обмен информацией и их координацию, оказание государствами взаимной уголовно-процессуальной помощи, сотрудничество в мирном урегулировании споров, касающихся толкования и применения конвенций по борьбе с терроризмом. Важнейшим в борьбе с терроризмом является и принцип всеобщего осуждения и признания противоправности терроризма во всех его проявлениях.

4. Борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Незаконные операции с наркотиками на протяжении многих десятилетий были объектом международно-правового воздействия. Применяемые ныне Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. и Конвенция о психотропных веществах 1971 г. охватывают широкий спектр правового регулирования, включая меры контроля над этими средствами и веществами, меры борьбы против таких правонарушений, как культивирование и производство, хранение, продажа, покупка, ввоз и вывоз наркотических средств и психотропных веществ в нарушение существующих правил. Новый международно-правовой акт – Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, принятая в 1988г. и подписанная СССР 19 января 1989г., – провозглашает искоренение незаконного оборота коллективной обязанностью государств. В ст.3 дан подробный перечень действий, преднамеренное совершение которых квалифицируется как уголовное преступление.

Один из важных принципов ООН -активная борьба со злоупотреблением наркотических средств и психотропных веществ. Это четко выражено в конвенциях ООН и политической декларации 17-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 1990г. Запрещение немедицинского потребления наркотических средств соответствует требованиям международного права и не противоречит Биллю о правах человека, т.к. направлено на защиту здоровья человека. Венская конвенция о психотропных веществах 1971 года отнесла к таким веществам транквилизаторы, амфетлины, барбитураты, ЛСД и т. д.

Российское уголовное законодательство предусматривает уголовную ответственность за такие деяния, как незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ, за их хищение, за склонение к их потреблению, за незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 228–231 УК РФ). Комплексное значение имеет Федеральный Закон о наркотических средствах и психотропных веществах от 8 января 1998 г. Он устанавливает основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту. Регламентация сопровождается отсылками к международным конвенциям.

5. Фальшивомонетничество (подделка денежных знаков).

Борьба с подделкой денежных знаков (фальшивомонетничество) регулируется положениями Женевской Конвенции о борьбе с подделкой денежных знаков (1929г.). Согласно конвенции такими преступлениями являются: все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков; сбыт поддельных денежных знаков; действия, направленные к сбыту, к ввозу в страну или к получению для себя поддельных денежных знаков; покушение или соучастие в вышеуказанных деяниях; обманные действия по изготовлению или приобретению для себя предметов, предназначенных для изготовления или изменения денежных знаков. Конвенция предусматривает обязательное информирование соответствующих государств о всех фактах фальшивомонетничества.

Ныне фальшивомонетничество, как один из видов традиционных экономических преступлений международного характера, наносящих ущерб международному экономическому и социально-культурному развитию, приобрело более широкие масштабы. Все большее значение приобретают преступления в сфере банковской деятельности.

6. Экономическая преступность – большая многоплановая тема. Преступления в сфере банковского дела можно классифицировать следующим образом: классическое мошенничество; преступления в самой банковской системе; денежные переводы по фиктивным документальным обращениям; создание фиктивных офшорных банков; подделка чеков и кредитных карточек; ложные банкротства и т. д. Борьба с «отмыванием» доходов от преступной деятельности регулируется рядом международных соглашений: Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.), Конвенцией Совета Европы об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990 г.). В рамках ООН разработан и Типовой закон по борьбе с «отмыванием» денег, полученных от незаконного оборота наркотиков, который мог бы лечь в основу национального законодательства в этой области.

Европейская конвенция дает следующее определение преступлений, связанных с «отмыванием» денег: это совершенные умышленно, – конверсия или передача материальных ценностей с целью скрыть их незаконное происхождение. Утаивание или искажение природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности материальных ценностей или соотносимых прав, когда правонарушителю известно о незаконном источнике происхождения, приобретения, владения или использования ценностей, о которых известно их преступное происхождение. Участники конвенции согласились принимать конкретные меры в борьбе с легализацией преступных доходов.

Для активизации борьбы с преступлениями в сфере банковского бизнеса во многих странах созданы и активно действуют координационные органы, куда входят представители полиции и крупных банковских ассоциаций.

45.Государство и муниципальные образования как субъекты гражданского права.

Государство как носитель суверенитета едино и неделимо, следовательно в гражданском обороте может рассматриваться как единый и единственный субъект.

В тоже время государство является многоуровненным образованием.

Государство подразделяется на субъекты:

· Российская Федерация

· Субъекты Федерации

· Муниципальные образования

Эти субъекты самостоятельны, имеют свою структуру, собственное имущество и не отвечают по обязательствам друг друга.

Государство может участвовать в гражданских правоотношениях обладает правоспособностью.

Государство является носителем власти, является суверенитетом, которые превращают его в особого субъекта гражданского права. Свойства:

· государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться другие субъекты;

· государство может принимать административные акты, из которых возникают гражданские правоотношения независимо от воли другой стороны;

· государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает на началах равенства гражданского правоотношения;

· государство пользуется иммунитетом;

· это особое положение государства отражает две тенденции :

а) уравнивание государства с другими субъектами;

б) использование полномочий для направления хозяйственного развития в определенное русло.

К государству в полном объеме могут быть применены только правила о волеобразовании и волеизъявлении юридического лица, остальные правила (о правоспособности, государственной регистрации, наименовании, видах юридического лица, реорганизации) не применимы.

· Государство как собственник в гражданском обороте выступает не только от своего имени, но и от имени созданных им юридическим лицом.

Гражданская правоспособность государства – не может быть тождественна правоспособности юридических и физических лиц. Ряд возможностей присуще только государству:

1. приобретать имущество, не имеющее наследников

2. выпускать государственные ценные бумаги, государственная монополия (экспорт-импорт отдельных товаров)

Государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти

Природа государства не позволяет ему приобретать ряд прав или возлагать на себя некоторые обязанности.

Правоспособность государства не может считаться специально ограниченным лишь теми возможностями, которые указаны в законе.

Во-первых, нигде исчерпывающий перечень полномочий государства не описан

Во-вторых, государство принимая законы, само может установить более широкий объем своих полномочий.

Правоспособность государства – целевая правоспособность, поскольку она вытекает из публичности власти, в целях процветания всего общества и каждого его члена.

Государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права.

Государство участвует в гражданском обороте как совокупность субъектов различных уровней. Все эти субъекты независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданского оборота.

Три категории субъектов:

· Российская Федерация

· субъекты РФ

· муниципальные образования

· от имени РФ и субъектов РФ, выступают органы государственной власти, в рамках компетенции установленной законом.

Муниципальные образования не входят в систему государственной власти. Под муниципальном образованием понимают городские, сельские поселения, объединенная общей территорией, в пределах которых осуществляется самоуправление, имеют муниципальную собственность, бюджет, казну и выборочные органы.

Государство является собственником принадлежащего ему имущества, однако в отличии от юридических и физических лиц не обладает сознанием и волей, необходимых для участия в гражданском обороте без посредства различных государственных органов.

Государству доступна любая сделка, за исключением тех, которые рассчитаны на юридических и физических лиц.

Государство не может быть: страховщиком, банком, поскольку государство не предприниматель.

46.Международные полеты и режим воздушного пространства

Международное воздушное право можно определить как отрасль МП, нормы которой регулируют порядок осуществления воздушных полетов и иного использования воздушного пространства. Общие принципы:

- принцип территориальной целостности гос-в;

- принцип нерушимости границ;

- принцип неприменения силы или угрозы силой;

- принцип мирного разрешения межд-х споров.

Во-вторых, есть и специальные принципы:

- принцип исключительного и полного суверенитета гос-в над их воздушным пространством;

- свобода полетов в открытом воздушном пространстве;

- обеспечение безопасности международной гражданской авиации.

Принцип исключительного и полного суверенитета гос-в над их воздушным пространством означает право каждого гос-ва в соответствии с нормами МП самостоятельно устанавливать правовой режим пользования воздушным пространством, расположенным над территорией данного гос-ва.

Принцип свободы полетов в открытом воздушном пространствеозначает, что все воздушные суда могут беспрепятственно осуществлять полеты в этом пространстве. Правила этим полетов устанавливаются МП.

Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации действует в двух направлениях:

- обеспечение технической надежности авиационной техники, аэропортов, воздушных трасс и вспомогательных служб;

- борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, которые угрожают безопасности полетов.

Международной организации гражданской авиации (ИКАО), которая не только принимает участие в разработке новых конвенционных норм, но и разрабатывает и контролирует исполнение гос-вами технических нормативов безопасности. Источники:

1) Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944г.;

2) Соглашение о транзите при межд-х воздушных сообщениях 1944 г.;

3) Дог-р по открытому небу 1992 г.;

4) Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 г.;

5) Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.;

6) Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. с Монреальским и Вашингтонским протоколами;

7) Варшавская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся межд-х воздушных перевозок 1929 г.;

8) Монреальская конвенция для унификации некоторых правил межд-х воздушных перевозок 1999 г.

Чикагская конвенция – это сложный документ, который кроме основного текста содержит 18 приложений: 1. Требования к личному составу гражданской авиации при выдаче свидетельств.2. Правила визуальных полетов и полетов по приборам.3. Метеорологическое обеспечение международной аэронавигации.4. Аэронавигационные карты.5. Единицы измерения, подлежащие использованию в воздушных и наземных операциях.6. Эксплуатация воздушных судов.7. Гос-венные и регистрационные знаки воздушных судов.8. Летная годность воздушных судов.9. Упрощение формальностей при межд-х воздушных перевозках.10. Авиационная электросвязь.11. Обслуживание воздушного движения.12. Поиск и спасание.13. Расследование летных происшествий.14. Аэродромы.15. Службы аэронавигационной информации.16. Охрана окружающей среды.17. Защита Международной гражданской авиации от актов незаконного вторжения.18. Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху.

Гос-ва сотрудничают и на региональном уровне. Так, в частности, в рамках СНГ были заключены:

Необходимость заключения гос-вами двусторонних дог-ров связана с установлением между ними воздушного сообщения.

Наши рекомендации