Уровень законности в государстве прежде всего зависит от ее состояния в исполнительно-распорядительной деятельности.

Главное же заключается в обеспечении исполнения законов и других нормативных правовых актов, особенно теми, кто их применяет. Большое зло в строительстве правового государства - бездеятельность и прямые нарушения законов и подзаконных актов со стороны органов и должностных лиц исполнительной власти. Поэтому государство должно эффективно обеспечивать законность и дисциплину в их деятельности.

Применительно к самой системе государственного управления принцип законности выступает в двух основных качествах: как одна из наиболее общих целей управленческой деятельности органов государственного управления, а также как принцип внутренней организации управленческих процессов и основа деятельности органов и должностных лиц системы государственного управления.

Можно выделить следующие характерные черты законности в государственном управлении:

1) общеобязательность законов для всех без исключения физических и юридических лиц, в том числе и органов, и должностных лиц государственного управления;

2) единство законности, обеспечивающее единообразное понимание и применение законов на всей территории России;

3) недопустимость противопоставления законности и целесообразности;

4) неразрывная связь законности и правовой культуры населения;

5) сочетание законности и справедливости в процессе принятия управленческих решений;

6) неизбежность ответственности как основное условие неукоснительного соблюдения принципа законности в государственном управлении.

Государственный контроль – это способ обеспечения законности, состоящий в том, что уполномоченные государственные органы (должностные лица) используя определенные приемы и способы выясняют, не допущены ли подконтрольными органами в их деятельности нарушения законности и целесообразности.

Надзор - это способ обеспечения законности, заключающийся в постоянном систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью государственных органов, должностных лиц и граждан с целью выявления нарушений законности.

Надзор отличается от контроля тем, что органы надзора и поднадзорные органы не находятся в отношениях подчиненности. Надзорные органы выявляют у поднадзорных только нарушения законности, но не целесообразности.

Выше представлены понятия государственного контроля и надзора в узком понятии.

Т.е субъектами государственного контроля и надзора являются государственные органы, обязанные исполнять нормы законов и подзаконных актов, иными словами подобный вид государственного контроля и надзора, носит название подведомственного контроля и надзора.

Однако в понятие государственного контроля и надзора входит также и контроль и надзор, установленный нормами ФЗ № 269 от 26.12.2008.

Данный ФЗ устанавливает понятие государственного контроля и надзора следующие:

государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, государственного портового контроля в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Положения этого ФЗ не распространяются на таможенный контроль, валютный контроль, пограничный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и транспортный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Эти виды государственного контроля регулируются нормами законодательства о таможенном деле, нормами валютного законодательства, законодательства о СЭБ, нормами о ветериинарии, о карантине растений, нормами о борьбе с легализацией и отмыванием денежных средств, добытых преступным путем.

Внешний контроль за государственной администрацией осуществляется извне всеми иными государственными органами: Президентом, законодательными органами, судами, прокуратурой.

В самой государственной администрации существуют разные организационно-правовые формы внутреннего контроля, среди которых нужно различать осуществление соответствующих полномочий субъектами линейной власти (органами общей компетенции в отношении подведомственных им органов и внутриведомственный контроль) и субъектами функциональной власти (финансовый контроль и другие виды надведомственного контроля).

Виды государственного контроля:

1. Президентский контроль

2. Парламентский контроль

3. контроль, осуществляемый исполнительной властью

4. судебный контроль.

Контроль, осуществляемый исполнительной властью подразделяется на:

- общий

-ведомственный

- надведомственный

Общий контроль:

Правительства РФ, правительств республик, входящих в Российскую Федерацию, и других субъектов РФ, имеющих правительство, администраций краев, областей, иных субъектов РФ.(Правительство контролирует деятельность ФТС)

Ведомственный:

Ведомственный контроль осуществляется внутри той или иной отрасли в отношении подчиненных органов и организаций всеми федеральными органами исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции.

От подведомственного контроля следует отличать административный надзор, который состоит в проверке исполнения действующих в различных сферах и отраслях управления специальных норм и общеобязательных правил (правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, санитарных правил и др.). Надзорные органы в отличие от контрольных вправе предупреждать и пресекать правонарушения, привлекать к ответственности виновных лиц, обладая для выполнения стоящих перед ними задач и функций соответствующими административно-властными полномочиями. В структуре федеральных органов исполнительной власти имеется ряд федеральных служб, осуществляющих надзор.

В структуре федеральных органов исполнительной власти, как правило, имеются специальные контрольно-ревизионные подразделения.

Порядок внутриведомственного контроля в таможенных органах на основании статьи 24 ФЗ «О таможенном регулировании» регулировался до 01.01.2017 Распоряжение ФТС РФ № 118-р от 12.11.2012, а с 01.01.2017 регулируется положениями Приказа ФТС от 01.07.2016 № 1310, вступившего в законную силу с 01.01.2017 года.

В соответствии с положениями Приказа № 1310:

Ведомственный контроль представляет собой деятельность таможенных органов, направленную на устранение нарушений требований права Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном деле, совершенных таможенными органами и (или) их должностными лицами при реализации ими задач и функций в области таможенного дела.

Объект ведомственного контроля - решение, действие (бездействие) таможенного органа (его должностного лица) в области таможенного дела;

Субъект ведомственного контроля - должностное лицо вышестоящего таможенного органа, наделенное в установленном порядке полномочиями на вынесение от имени таможенного органа решения на основании статьи 24 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ".

Функциональные подразделения - подразделения ФТС России, региональных таможенных управлений (РТУ) и таможен, на которые непосредственно возложены функции по принятию решений и совершению действий в области таможенного дела, а также функции по организации и контролю за соответствующей деятельностью таможенных органов, осуществляющие в соответствии с компетенцией ведомственный контроль решений, действий (бездействия) в области таможенного дела;

Правовые подразделения - Правовое управление ФТС России, правовое подразделение РТУ, правовое подразделение таможни, осуществляющие функции по согласованию проектов решений и заключений, подготавливаемых по результатам ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, регистрации и учету поручений на проведение ведомственного контроля, решений и заключений по результатам ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, а также осуществляющие ведомственный контроль решений, действий (бездействия) в области таможенного дела в случаях, предусмотренных настоящим Порядком;

Повод для проведения ведомственного контроля - обстоятельство, свидетельствующее о необходимости проведения проверки решения, действия (бездействия) в области таможенного дела;

Решение по результатам ведомственного контроля - документ, подготавливаемый по результатам ведомственного контроля, которым отменяется (изменяется) не соответствующее требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном деле, решение нижестоящего таможенного органа или признается неправомерным действие (бездействие) нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа;

Заключение по результатам ведомственного контроля - документ, подготавливаемый по результатам ведомственного контроля, которым фиксируется факт отсутствия оснований для признания решения, действия (бездействия) в области таможенного дела не соответствующим требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном деле (неправомерным) либо наличия указанных оснований при одновременном наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 20 Приказа;

Задачами ведомственного контроля являются:

1) выявление и устранение нарушений требований права Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном деле, допущенных при принятии таможенными органами решений и совершении таможенными органами или должностными лицами таможенных органов действий (бездействия) в области таможенного дела;

2) восстановление прав и законных интересов государства и лиц, нарушенных вследствие принятия не соответствующих требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном деле решений или совершения неправомерных действий (бездействия) в области таможенного дела.

Ведомственный контроль может проводиться одновременно с таможенным контролем.

К поводам для проведения ведомственного контроля относятся:

1) исковые заявления (заявления) граждан и организаций, определения (иные документы) судебных органов, поступившие в таможенные органы в связи с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела;

2) жалобы на решения, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, в рассмотрении которых таможенным органом отказано.

3) обращения граждан и организаций в таможенные органы;

4) обращения, поступившие в таможенные органы из государственных органов и органов прокуратуры, и др.;

5) поводы, возникающие в связи с реализацией таможенными органами или должностными лицами таможенных органов задач и функций в области таможенного дела, в том числе при:

проведении таможенного контроля и (или) реализации решений в области таможенного дела по результатам таможенных проверок;

проведении служебных, комплексных, функциональных и целевых проверок;

производстве по уголовным делам, делам об административных правонарушениях;

оказании государственных услуг ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

мониторинге и анализе баз данных и информационных ресурсов Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, и др.

В ходе ведомственного контроля устанавливается:

1) соблюдение компетенции, то есть совокупности установленных прав и обязанностей (полномочий) на принятие решений и совершение действий (бездействия) при реализации таможенным органом или должностным лицом таможенного органа функций (обязанностей);

2) законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия);

3) соблюдение процедуры, то есть определенного правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле порядка и последовательности действий таможенных органов и их должностных лиц при принятии решений и совершении действий (бездействия).

Результатом ведомственного контроля может быть :

1. отмена (изменение) не соответствующего требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном деле решения ("решение ... признать не соответствующим требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном деле и отменить", "решение ... признать не соответствующим требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном деле и изменить

2. признание неправомерным действия (бездействия) нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа ("действие (бездействие) ... признать не соответствующим требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном деле").

Надведомственный контроль:

Надведомственный контроль осуществляется в отношении не находящихся к ним в ведомственной подчиненности органов и организаций со стороны органов межотраслевой компетенции и некоторых органов отраслевой компетенции, наделенных соответствующими контрольными полномочиями.

Полномочиями по надведомственному контролю наделены:

ФТС, ФСКН, Росфиннадзор…

Надведомственные органы производят проверки, обследования деятельности органов, предприятий и учреждений по вопросам, относящимся к их компетенции. Они вправе давать проверяемым объектам обязательные указания об устранении обнаруженных в процессе контроля нарушений.

Судебный контроль:

Основное содержание судебного контроля в сфере публичного управления заключается в нормоконтроле, т.е. граждане РФ и иные уполномоченные лица могут оспорить в судах нормативные и индивидуальные правовые акты.

Нормоконтрольная деятельность осуществляется судами посредством конституционного, административного, гражданского и арбитражного судопроизводства.

Государственный надзор:

Прокурорский надзор

Административный надзор.

Административный надзор – особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.

Организационно административный надзор представляет процесс последовательно осуществляемых этапов или стадий: предварительный - анализ информации о поднадзорном объекте, разработка и доведение до объекта надзора соответствующих норм, правил его функционирования; текущий - включающий систематическое и непосредственное наблюдение, инспектирование, проверки, в ходе которых выявляются нарушения, применяются меры пресечения, восстанавливается нарушенный порядок, решается вопрос о необходимости привлечения виновных к ответственности; заключительный - состоящий в анализе общего положения объекта надзора, выявлении тенденций, разработке предложений.

Административный надзор как самостоятельный вид государственной деятельности по обеспечению законности и дисциплины в процессе реализации исполнительной власти обладает следующими признаками:

- отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов;

- возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов;

- невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора;

- наличие специального объекта надзорной деятельности - норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах, и их исполнение физическими и юридическими лицами;

- возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам;

- строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками; наличием юрисдикционных полномочий.

К федеральным органам исполнительной власти, основной деятельностью которых является административный надзор, относятся федеральные службы, различные инспекции в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти (ветеринарного, пожарного, рыбного, геодезического и др. надзора), а также территориальные органы надзора (например, энергетического).

Некоторые органы исполнительной власти можно назвать контрольно-надзорными, так как в ряде случаев трудно отличить контрольные функции от надзорных, например у ФТС или ФНС. Поэтому в законодательстве не всегда четко проводится разграничение между контрольными и надзорными функциями.

Прокурорский надзор:

Единственным ведомством в системе государственной власти, осуществляющим надзор за исполнением всех действующих в Российской Федерации законов от имени государства, является прокуратура. Прокурорский надзор - это специфический вид государственной деятельности. Он распространяется на всю территорию страны и на все отношения, урегулированные правом, являясь в этом смысле универсальным.

Прокурорский надзор - особая разновидность надзорной деятельности, характеризующаяся тем, что органы прокуратуры, не входя ни в одну из существующих ветвей власти Российской Федерации, осуществляют межотраслевой надведомственный всеобщий надзор за законностью, в том числе в деятельности органов государственной власти. При этом прокуратура не обладает непосредственными полномочиями по применению мер юридической ответственности, в ее арсенале лишь пресекательные и предупредительные меры принуждения.

Надзорная деятельность органов прокуратуры урегулирована ФЗ от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". В соответствии с указанным документом надзор прокуратуры осуществляется в четырех направлениях:

-надзор за исполнением законов,

- надзор за соблюдением прав и свобод человека,

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие,

- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет следующие полномочия:

надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзорза исполнением законов судебными приставами;

надзорза исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом РФ об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

Ведомственный государственный контроль, осуществляемый таможенными органами регулируется нормами Приказа ФТС РФ от 07.01.2016 № 1310 «Об утверждении порядка проведения ведомственного контроля решений, действий, бездействий в области таможенного дела». (утратило силу ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА РАСПОРЯЖЕНИЕ от 12 июля 2011 г. N 118-р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА).

3.2.Законность и дисциплина в ФТС РФ. Понятие, основания и виды дисциплинарной ответственности. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. Обжалование решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.

  1. ФЗ № 114- ФЗ от 21.07.1997 «О службе в таможенных органах РФ»
  2. ФЗ № 58-ФЗ от 27.05.2003 «О системе государственной службы РФ»
  3. ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной службе РФ»
  4. Указ Президента № 32 от 11.01.1995 « О государственных должностях РФ».

Наши рекомендации