Относимость и допустимость доказательств

Согласно ст. 56 АПК «арбитражный суд принимает только те до­казательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу». Относимость доказательств зависит от правильного определения предмета доказывания. Доказательства, подтверждающие или опро­вергающие существование обстоятельств предмета доказывания, бу­дут относимыми.

Несмотря на то что в приведенной статье АПК указывается на то, что суд определяет Относимость доказательств, участвующие в деле лица также решают вопрос об относимости доказательств. Недаром в про­цессуальной науке Относимость доказательств рассматривается в каче­стве правила поведения суда и всех участвующих в доказывании лиц*. Однако окончательно вопрос об относимости доказательств решает суд.

* См.: Треушников М.К. Относимость и допустимость доказательств в граждан­ском процессе. С. 27.

Вопрос о принятии доказательств первоначально решается сто­ронами при отборе доказательств для их представления суду. Суд сталкивается с необходимостью определения относимости доказа­тельств в момент их представления сторонами. Но на данном этапе иногда ошибочно можно не допустить доказательство, имеющее значение для дела. Поэтому в отношении одних доказательств вопрос об относимости может быть решен на момент представления доказа­тельств, в отношении других – на более поздних стадиях, вплоть до вынесения решения по делу.

Центральным моментом в определении относимости доказа­тельств являются те критерии, на основании которых решается, от­носимо ли данное, конкретное доказательство.

М.К. Треушников полагает, что относимость доказательств опре­деляется четырьмя группами обстоятельств, имеющими значение для дела: 1) фактами предмета доказывания; 2) доказательственными фак­тами; 3) процессуальными фактами, например, влияющими на воз­никновение права на предъявление иска, приостановление производ­ства по делу и проч.; 4) фактами, дающими основание для вынесения частного определения по делу*.

* См.: Треушников М.К. Указ. соч. С. 28.

Следует подчеркнуть то обстоятельство, что процессуальные факты, на которые стороны ссылаются в своих требованиях и возра­жениях, действительно имеют значение для дела. Однако одни про­цессуальные факты важны для разрешения дела по существу, дру­гие – для совершения отдельного процессуального действия.

Доказательства для совершения отдельных процессуальных дей­ствий и доказательства, с помощью которых дело разрешается по су­ществу, имеют общую природу, вследствие этого они должны быть относимыми. Вместе с тем обстоятельства, для подтверждения или опровержения которых используются доказательства, отличаются при разрешении дела и при совершении отдельных процессуаль­ных действий. Относимые доказательства для разрешения дела оп­ределить значительно сложнее, чем для приостановления произ­водства по делу, оставления заявления без рассмотрения и проч., так как в последнем случае процессуальные факты чаще всего указаны в АПК.

Сложность определения относимых доказательств связана с тем, что первоначально следует выделить относимые обстоятельства, ко­торые охватываются понятием предмета доказывания. На этой основе определяются относимые доказательства. В связи с этим в процессу­альной науке говорится об относимости факта и о содержании доказательств, подтверждающих или опровергающих данный факт*. Рас­смотрим в качестве примера дело о досрочном расторжении договора безвозмездного пользования (п. 2 ст. 698 ГК). В соответствии с нор­мой гражданского права относимыми обстоятельствами являются сле­дующие: недостаток вещи, нормальное использование вещи невоз­можно или обременительно, ссудодатель не знал и не мог знать об этих недостатках в момент заключения сделки. Отсюда относимыми доказательствами по спору о досрочном расторжении договора без­возмездного пользования являются: документ, подтверждающий не­достаток вещи (акты экспертизы или справки и т.п.); доказательства непригодности вещи, невозможности или обременительности ее ис­пользования; доказательства того, что ссудодатель не знал и не мог знать о недостатках вещи. Таким образом, относимость доказательств зависит от правильного и полного определения обстоятельств, вхо­дящих в предмет доказывания по конкретному делу.

* См., напр.: Треушников М.К. Указ. соч. С. 28; Ратинов А.Р. Понятие и содержа­ние процесса доказывания // Теория доказательств в советском уголовном процессе. С.247.

Особую сложность в определении относимых доказательств при­обретают те категории дел, где нормы материального права носят от­носительно-определенный характер.

Однако повторимся: доказательства должны быть относимыми не­зависимо от того, обосновывается ли необходимость совершения от­дельного процессуального действия или речь идет о доказывании по делу в целом. Окончательно вопрос об относимости доказательств решает суд.

Следовательно, относимость доказательств – это широкая пра­вовая категория, свидетельствующая о взаимосвязи доказательств с обстоятельствами, подлежащими установлению как для разреше­ния всего дела, так и для совершения отдельных процессуальных дей­ствий.

Допустимость доказательств также определена АПК: «Обстоя­тельства дела, которые согласно закону или иным правовым актам должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами» (ст. 57 АПК). При­веденное законодательное определение может быть названо общим правилом о допустимости доказательств. Если относимость характе­ризует объективную связь доказательства с обстоятельствами, под­лежащими установлению, то допустимость носит процессуальный ха­рактер и установлена с определенными целями.

Можно сказать, что допустимость доказательств имеет общий и специальный характер. Общий характер допустимости свидетельствует о том, что по всем делам независимо от их категории должно соблюдаться требование о получении информации из определенных законом средств доказывания с соблюдением порядка собирания, представления и исследования доказательств. Нарушение этих тре­бований приводит к недопустимости доказательств. Следовательно, допустимость доказательств, прежде всего, обусловливается соблю­дением процессуальной формы доказывания.

В процессуальной науке принято подразделять нормы о допус­тимости доказательств на позитивные и негативные. Позитивный ха­рактер носят нормы, предписывающие использование определенных доказательств для установления обстоятельств дела. Если в соответ­ствии с требованием закона сделка подлежит нотариальному удос­товерению или государственной регистрации, то суд должен распо­лагать соответствующим документом, обладающим необходимыми реквизитами*.

* См.: Комментарий к Арбитражному процессуальномукодексу Российской Фе­дерации. С-127.

Негативный характер имеют нормы, запрещающие использовать определенные доказательства. В основном это относится к выполне­нию положения о последствиях несоблюдения простой письменной формы сделки. Если сделка заключена с нарушением простой пись­менной формы, то согласно ст. 162 ГК в случае спора стороны лиша­ются права ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания. При этом закон разрешает использование иных доказательств.

Однако на свидетельские показания допустимо ссы­латься, только если дело касается признания сделки недействитель­ной (ст. 166-179 ГК).

Таким образом, законом устанавливаются специальные требова­ния о необходимости привлечения определенных доказательств или запрещения ссылки на какое-то доказательство.

Наши рекомендации