Глава I. Конституционные основы и особенности судебной власти в США.

Введение

В настоящее время, в связи с интеграционными процессами, происходящими в мире, все больший интерес для национального права и процесса приобретают особенности статуса и деятельности судебных систем зарубежных стран. Не является исключением в этом отношении и США, как государство, наиболее «трепетно» относящееся к вопросам правосудия.

В системе государственной власти Соединенных Штатов Америки, которая опирается на разделение властей и господство права, судебные власть выступает как самостоятельный и независимый носитель широких властных полномочий, призванные осуществлять правосудие.

Судебная власть выполняет функцию противовеса возможным неконституционным актам и действиям законодательных и исполнительных органов. Одновременно она обеспечивает конституционную законность и защиту прав граждан.

Американцам издавна была присуща склонность обращаться с жалобами в суд. Сегодня эта дарованная им возможность возбудить судебное дело привела к "защитительному буму". Именно поэтому в США насчитывается самое большое количество судей и судебных адвокатов. Страну иногда называют «государством судей», тем самым отмечая не только полновластие американских судов, но и доверие населения к этим органам государственной власти. Так, в год насчитывается около 20 миллионов судебных процессов.

Интерес представляет также и тот факт, что в США функционируют параллельно 50 судебных систем штатов и федеральная судебная система, при этом между ними существуют весьма сложные правила разграничения функций и компетенции федеральных судов и судов штатов.

Кроме того, в США есть ряд специализированных судов, которые занимаются рассмотрением дел в отношении несовершеннолетних, банкротства, по трудовым спорам и т.д.

Вышеизложенные положения свидетельствуют об актуальности данной курсовой работы, посвященной особенностям функционирования судебной системы США.

Объект исследования – комплекс теоретических и практических вопросов, связанных с вопросами судебной системы США.

Предмет исследования – понятия, принципы, ценностные установки судебной системы США.

Задачи работы:

- рассмотреть общие вопросы статуса судебной власти в США;

- изучить и проанализировать особенности уголовного и гражданского процесса США.

Теоретическая основа работы сложилась за счет трудов таких ученых как: Боботова С. В., Жигачева И. Ю., Алебастрова И. А., М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина, Филипова С. В.,Токвиля А. и др.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Окружные суды

Федеральные окружные суды являются судами первой инстанции, уполномоченными на рассмотрение дел ограниченной юрисдикции по гражданским и уголовным делам. Ограничения юрисдикции федеральных судов при рассмотрении гражданских дел установлены ст. 3 гл. 2 Конституции США, в соответствии с которой вопросы юрисдикции федеральных судов определены Конгрессом.

Всего в США насчитывается 94 федеральных окружных судов, которые включают в себя 1-18 постоянных судей, рассматривающих отнесенные к их подсудности дела единолично и с участием 12 присяжных заседателей. Все дела обычно произвольно распределяются между судьями внутри определенного округа, после распределения каждый окружной судья является ответственным свои дела. В гражданских делах судья проводит слушание единолично. По уголовным делам судья проводит слушания единолично или вместе с присяжными заседателями, в зависимости от того, желает ли одна из сторон слушания дела в присутствии присяжных заседателей.

В соответствии с § 1331 раздела 28 Конституции Соединённых Штатов, каждый федеральный окружной суд включает в себя также суд по делам о банкротстве, занимающийся делами о несостоятельности [3].

Официальное наименование окружного суда образуется путём сложения фразы «the United States District Court for» с названием округа, например «the United States District Court for the Southern District of New York».

Окружные апелляционные суды

В трехзвенной судебной системе США апелляционные суды занимают промежуточную позицию между Верховным судом и окружными судами. Первые такие суды были созданы в 1891 году вследствие необходимости разгрузки Верхового суда Соединенных Штатов от постоянно возрастающего числа дел, поступающих из окружных судов. Исключая небольшую категорию дел, попадающих прямо в Верховный суд и им же рассматриваемых, апелляционные суды США занимаются вынесением окончательных решений по огромному числу процессов. В них поступают дела из окружных и территориальных судов, налоговых судов и многочисленных административных органов.

В настоящее время территория США поделена на 11 апелляционных округов, в каждом из которых есть свой суд. Каждый такой округ состоит из разного числа штатов (от 3 до 10 штук) и имеется собственный порядковый номер.

Свой отдельный апелляционный суд имеет федеральный округ Колумбия. Дополнительно в 1982 году был учрежден Апелляционный суд федеральной юрисдикции, рассматривающий жалобы по патентным и таможенным делам, а также жалобы на решения, вынесенные Претензионным судом. Таким образом, на территории США существует 13 апелляционных судов.

В состав каждого апелляционного суда входит от 4 до 23 судей.[3] Обязанности председателя возлагаются на того из них, кто дольше всех входит в состав этого суда, однако не достиг 70 лет. В работе каждого апелляционного суда принимает участие один из членов Верховного суда США (они закреплены за одним - двумя апелляционными судами). Первые 12 апелляционных судов рассматривают жалобы на приговоры и решения окружных судов, на постановления ряда административных органов, если в них усматривается нарушение правовых норм, а также издают приказы по некоторым вопросам в качестве суда первой инстанции. Как правило, дела слушаются коллегией из трех судей, однако если речь не идет об апелляционной жалобе, они могут рассматриваться и одним и двумя судьями. Для разбирательства жалоб на решения судей и коллегий апелляционного суда, а также для устранения споров между судьями созываются пленарные заседания апелляционного суда. В связи с существенным увеличением числа дел, рассматриваемых апелляционными судами, в них были резко ограничены либо вовсе отменены выступления сторон или же принимаются иные меры для ускорения процедуры разбирательства дел.

Сторона, проигравшая в апелляционном суде, может обжаловать решение в Верховный суд Соединенных Штатов.

Верховный суд

С 1803 года Верховный суд США осуществляет конституционный контроль и возглавляет всю систему федеральных судов, занимая исключительно важное положение во всей структуре высших государственных учреждений наряду с Конгрессом и Президентом США.[4] Верховный суд США единственное судебное учреждение, упоминаемое в Конституции США, состоит из 9 судей. Члены Верховного суда, включая председателя, назначаются президентом и утверждаются Сенатом. Кворум, необходимый для принятия решения, составляют шесть членов суда. Верховный суд рассматривает по первой инстанции дела по спорам между двумя или более штатами, по искам, в которых одной из сторон являются дипломаты иностранных государств, и некоторые другие (на практике такого рода дела немногочисленны).

Основная его функция — рассмотрение жалоб на решения нижестоящих федеральных судов и судов штатов, если в них затронут «федеральный вопрос», а также заявлений об отмене постановления любого суда, которым признается противоречащим Конституции США закон какого-либо штата или акт Конгресса США. Верховный суд вправе также, если последует просьба апелляционного суда, разъяснить какой-либо вопрос права, возникший по гражданскому или уголовному делу, и дать по нему обязательное толкование. Верховный суд принимает к разбирательству дела по своему усмотрению, если признает их достаточно существенными и общезначимыми, что бывает относительно редко: в ответ на тысячи обращений ежегодно выносятся решения лишь по 140-180 делам. При этом каждый судья высказывает своё мнение, после чего обычно один из судей формулирует позицию большинства, т.е. решение суда, а остальные либо полностью соглашаются с ним, либо присоединяются к выводу, но расходятся в мотивировке решения, либо, наконец, излагают своё мнение, противоположное позиции большинства.

Решение Верховного суда является окончательным и не может быть пересмотрено в какой-либо другой судебной инстанции.

Специализированные суды

Специализированные суды учреждались Конгрессом для специфических дел. Их члены назначаются на определенный срок, их можно увольнять, им можно сокращать зарплату. Разновидность специального суда — Военный апелляционный суд и Претензионный суд.[5]

Суды данной юрисдикции в США создаются как самостоятельно, так и при окружных судах. Специализированные суды США занимаются рассмотрением дел узкоспециальных категорий, например, касающихся налогов, земельных споров, споров о наследовании, претензий к властям, нарушений правил дорожного движения и так далее. Среди них важное место занимают суды по делам несовершеннолетних, часто берущие на себя обязанности семейных судов.

Важное место в списке специализированных судов США занимает Претензионный суд. Под его юрисдикцию попадают гражданские иски на сумму более 10 000 долларов, направляемые частными лицами и корпорациями к правительству Соединенных Штатов. В подобных исках обычно содержатся требования о возмещении ущерба, который был причинен в результате нарушения договоров, а также по ряду иных оснований.

В судебной системе США также имеется суд по внешней торговле. В его состав входят 9 судей, которые имеют право выносить единоличные решения. Заседания данного суда проходят в его штаб-квартире в Нью-Йорке или в каком-либо другом портовом городе США.

Есть среди специализированных судов Соединенных Штатов Америки и самостоятельный Налоговый суд, который рассматривает споры, связанные с вопросами определения размеров федеральных налогов и порядка их уплаты.

Перечень специализированных судов в США достаточно широк, в них решается множество правовых вопросов, касающихся как жизни простых американцев, так и работы корпораций. Наличие большого количества таких судов связано с тем, что конгресс США имеет право свободно создавать федеральные суды, если в этом усматривается необходимость.

Суды общей юрисдикции

Основное звено судебной системы штатов — суды общей юрисдикции, которые выступают под самыми разными названиями, например: в штате Нью-Йорк это верховные суды, в штате Калифорния — высшие суды, но чаще всего они именуются окружными судами. В их организации и количественном составе наблюдаются весьма существенные различия. Как правило, они рассматривают по первой инстанции уголовные дела обо всех преступлениях, предусмотренных законодательством соответствующего штата, кроме малозначительных уголовных проступков, и гражданские дела с любой суммой иска, кроме тех категорий дел, для разбирательства которых созданы в данном штате специализированные суды. В некоторых штатах окружные суды вправе рассматривать лишь уголовные дела о преступлениях, за которые может быть назначено лишение свободы на срок до пяти лет или даже только до одного года, что значительно расширяет прерогативы апелляционного суда данного штата в качестве суда первой инстанции. Вместе с тем, окружные суды выступают в качестве вышестоящей инстанции по отношению к судам ограниченной юрисдикции, поскольку они вправе в ряде случаев рассматривать жалобы на их решения.[7]

Суды специальной юрисдикции

Во многих штатах действуют также суды специальной юрисдикции — либо самостоятельно, либо при окружных судах. Это суды по налогам, по земельным спорам, по делам о наследовании, по претензиям к властям штатов, суды, разбирающие огромное количество дел о нарушениях правил дорожного движения, и др. Важное место среди них занимают суды по делам несовершеннолетних, нередко объединяющие в себе и функции семейных судов. Они разбирают дела о правонарушениях несовершеннолетних, применяют меры к родителям, не заботящимся о своих детях, контролируют условия воспитания в неблагополучных семьях, пытаются разрешать семейные конфликты и т.п.

Глава 4. Суд присяжных

Поправка 6 Конституция США гарантирует подсудимому право на "скорый и публичный суд беспристрастных присяжных того штата или округа, где было совершено преступление".

Институт присяжных сохранил в США гораздо большее значение, чем в Англии, главным образом потому, что его вмешательство было особо предусмотрено VII поправкой к Конституции США. Гражданин вправе требовать, чтобы его дело рассматривалось присяжными, если цена иска превышает 20 долларов и речь не идет о применении права справедливости. При этом невозможно прямо обойти эту конституционную норму; только окольными путями в США удалось добиться ограничения участия присяжных. Ежегодно же более 100 тысяч дел рассматриваются в США с участием присяжных.

Суд присяжных в США — это тоже один из результатов рецепции английских правовых обычаев.[8]

Все английские и американские законоведы единодушны в своей высокой оценке суда присяжных. Так, Д. Стори, судья Верховного суда Соединенных Штатов, в своей книге "Трактат о федеральной конституции" подчеркивает преимущества суда присяжных в применении к гражданским делам; "Неоценимо значение суда присяжных для решения гражданских дел, не меньше оно и для решения уголовных дел, но все признают, что основное предназначение суда присяжных — это защита политических и гражданских свобод".

Однако полного копирования английской правовой судебной системы в США не произошло, и поэтому американское правосудие приобрело некоторые самобытные черты, которые следует принимать во внимание и при рассмотрении такого важного института американской демократии, как суд присяжных.

В Соединенных Штатах каждый американский гражданин может избирать, быть избранным и может быть присяжным. Суд присяжных в то, виде, в каком он существует в Америке, представляет собой такое же прямое и крайнее следствие принципа народовластия, как и всеобщее избирательное право. И то, и другое с одинаковой силой служит всевластию большинства.

В США участие народа в судебных процессах проявляется весьма специфическим образом. Так, большая часть мелких правонарушений, в частности, дорожных инцидентов, рассматривается в магистратских судах под председательством избираемого населением местного судьи, часто не имеющего специальной юридической подготовки. Магистрат выдает также ордера на арест, обыск и задержание, проводит первый допрос арестованных после задержания.

На следующем, более высоком уровне - округа или дистрикта — находятся суды рикордеров первой инстанции. Судьи этого звена — выборные, а в некоторых штатах — назначаемые, являются профессиональными юристами. Они вправе принимать к рассмотрению особо тяжкие уголовные преступления типа фелонии.

По англосаксонской традиции на этом уровне со времен Великой хартии вольностей утвердилось участие общественности, которое проявляется в двух направлениях:

1. Граждане могут быть привлечены к уголовной ответственности лишь на основании обвинительного акта присяжных заседателей. Однако подсудимый может уклониться от этого и дать согласие предстать перед судом на основании обвинения, составленного атторнеем, т. е. прокурором.

2. Если дело назначено к слушанию, подсудимый вправе быть судимым с участием малого жюри из 12 человек, выбранных по согласованию между обвинением и защитой из граждан округа, включенных в избирательные списки. По идее это должно гарантировать участие общественности в отправлении правосудия. И в самом деле, когда заседает суд присяжных, то жюри может аннулировать любую судейскую инструкцию, включая и судебное напутствие.

Как уже отмечалось, в США сложилась двойная система судов: федерации и штатов. Этот дуализм накладывает свой отпечаток и на деятельность судов присяжных, которые также имеют двухуровневую организацию и свойственные каждому уровню особенности.

Порядок рассмотрения дела в американских судах присяжных установлен правилами уголовного процесса для федеральных окружных судов Соединенных Штатов.

Суд присяжных по конкретному уголовному процессу состоит из 12 человек. Часто выбираются один или несколько запасных присяжных, которые принимают участие в вынесении приговора только в том случае, если действительный присяжный вынужден сложить свои полномочия. Присяжные выбираются до суда из большей по численности группы возможных присяжных. Присяжные обычно выбираются из списков зарегистрированных избирателей. Кандидаты в суд присяжных подвергаются расспросу, обычно проводимому председательствующим, с целью определения способности справедливого суждения в предстоящем деле. В случае, если ответы кандидата указывают на возможность предвзятого решения, судья выводит его из состава коллегии присяжных.

Прежде чем допустить то или иное лицо в коллегию присяжных по данному делу, судьи и адвокаты сторон (в уголовном деле — обвинитель и защитник) опрашивают и отводят всех, кто так или иначе связан с участвующими в деле сторонами, а также всех, кто по тем или иным причинам может оказаться пристрастным. В конце концов, отбирают 12 присяжных заседателей и одного заместителя.

Дуализм судебной системы

Среди многообразия организации судебных систем в федерациях США можно отнести к децентрализованному типу, так как по большинству вопросов только штаты занимаются отправлением правосудия. Но по более значимым общенациональным определенным вопросам федерация осуществляет исключительное правосудие.

Одной из фактических причин дуализма судебной системы США является закрытый перечень дел для федеральных судов, содержащийся в Конституции 1787 года. Раздел 28 Свода законов США («Судоустройство и судопроизводство») — это судебный кодекс США, принятый в 1911 году, включенный в Свод законов в 1948 году. Основа для учреждения штатами своих судов — десятая поправка к Конституции США.

Существование дуализма судебной системы не могло не иметь конкретных практических последствий. Афроамериканцы, например, долгое время предпочитали обращаться в федеральные суды для защиты своих прав, потому что легислатуры некоторых (особенно южных) штатов игнорировали или обходили молчанием их равные права с белыми. Кроме того, они иногда не участвовали в выборах судей штатов. По этим же причинам остальное население предпочитало какое-то время суды штатов федеральным судам.

Еще одним последствием дуализма судебной системы было то, что трактовка федерального законодательства часто отличалась от штата к штату, в том числе и судебная трактовка. Таким образом, общие правовые нормы получали разное толкование разными судами, что усложняло работу судебной и правовой систем. В итоге становится невозможным, например, кратко описать правовые системы всех штатов.

Дуализм судебной системы также является основой для противоречий между решениями федерального правительства и правительств штатов, так как эти решения находят защиту в судах соответствующего уровня. Правительства штатов используют суды штатов для выхода из подчинения федеральному судебному, зачастую казуальному, толкованию некоторых спорных положений. Так они позволяют государственным органам штата сохранять большую независимость, чем те имели бы в случае единой судебной системы.

Таким образом, толкование судами, составляющими не подчиненные отдельные системы, определенных норм косвенно может затрагивать вопрос о разграничении компетенции между штатами и федерацией, что является проявлением политической роли судов в США.

Заключение

Таким образом, мы видим, что судебная система США достаточно сложна. На мой взгляд, США можно назвать «судебным государством». Как было отмечено выше, суды в США обладают большой властью и пользуются огромным уважением в американской системе. Даже находясь в рамках границ прецедентов и правовых споров и учитывая нежелание судов быть вовлеченными в определенные области политики, федеральные суды оказывают огромное влияние на американское законодательство и общественную политику. Это происходит в основном при судебном рассмотрении дел по поводу незаконных действий правительств штатов и федерального правительства, административных ведомств, юридических лиц, чиновников государственного аппарата управления.

Важной особенностью судебной системы США является больший простор для судейского усмотрения. В США любое судебное решение может стать законом, по крайней мере, в период временного действия этого решения. И действительно, в США законом является то, что утверждает судья.

Список использованных источников

1. Конституция США. 1988 г.

2. Филиппа Страм. Роль независимой судебной системы. Материалы Госдепартамента США. Материалы о демократии.

http://usinfo.state.gov/russki/infousa/government/dmpaper6.htm

Список использованной литературы

Боботов С. В., Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. – М.: НОРМА, 1997 г.

Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юрист, 1997 г.

Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник - М.: Белые Альвы, 1999 г.

Чудаков М.Ф. Конституционное право США. Основные институты: Пособие для студентов. - Мн.: Тесей, 1999

Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие – М.: Юрайт-м, 2001

Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов. Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина М.: НОРМА 2003

Филипов С.В. Судебная система США. - М.: Наука, 1980

Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. – М.: Радуга, 1992

Токвиль А. Демократия в Америке. - М.: Прогресс, 1992

Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. – М.: Юрид. Лит., 1993

Харрел Мэри Энн, Андерсон Барнетт. Равное правосудие на основе закона. - М.: Манускрипт, 1995

[1] См.: Боботов С. В., Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. – М.: НОРМА, 1997 г.

[2] См.: Харрел Мэри Энн, Андерсон Барнетт. Равное правосудие на основе закона. М.: Манускрипт, 1995 г., с.89.

[3] См.: Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов. Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина М.: НОРМА 2003 г.

[4] См.: Боботов С. В., Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. – М.: НОРМА, 1997 г., с. 153.

[5] См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юрист, 1997 г., с. 209.

[6] Чудаков М.Ф. Конституционное право США. Основные институты: Пособие для студентов. – Мн.: Тесей, 1999, с. 100.

[7] См.: Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие – М.: Юрайт-м, 2001 г.

[8] См.: Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. – М.: Радуга, 1992

Введение

В настоящее время, в связи с интеграционными процессами, происходящими в мире, все больший интерес для национального права и процесса приобретают особенности статуса и деятельности судебных систем зарубежных стран. Не является исключением в этом отношении и США, как государство, наиболее «трепетно» относящееся к вопросам правосудия.

В системе государственной власти Соединенных Штатов Америки, которая опирается на разделение властей и господство права, судебные власть выступает как самостоятельный и независимый носитель широких властных полномочий, призванные осуществлять правосудие.

Судебная власть выполняет функцию противовеса возможным неконституционным актам и действиям законодательных и исполнительных органов. Одновременно она обеспечивает конституционную законность и защиту прав граждан.

Американцам издавна была присуща склонность обращаться с жалобами в суд. Сегодня эта дарованная им возможность возбудить судебное дело привела к "защитительному буму". Именно поэтому в США насчитывается самое большое количество судей и судебных адвокатов. Страну иногда называют «государством судей», тем самым отмечая не только полновластие американских судов, но и доверие населения к этим органам государственной власти. Так, в год насчитывается около 20 миллионов судебных процессов.

Интерес представляет также и тот факт, что в США функционируют параллельно 50 судебных систем штатов и федеральная судебная система, при этом между ними существуют весьма сложные правила разграничения функций и компетенции федеральных судов и судов штатов.

Кроме того, в США есть ряд специализированных судов, которые занимаются рассмотрением дел в отношении несовершеннолетних, банкротства, по трудовым спорам и т.д.

Вышеизложенные положения свидетельствуют об актуальности данной курсовой работы, посвященной особенностям функционирования судебной системы США.

Объект исследования – комплекс теоретических и практических вопросов, связанных с вопросами судебной системы США.

Предмет исследования – понятия, принципы, ценностные установки судебной системы США.

Задачи работы:

- рассмотреть общие вопросы статуса судебной власти в США;

- изучить и проанализировать особенности уголовного и гражданского процесса США.

Теоретическая основа работы сложилась за счет трудов таких ученых как: Боботова С. В., Жигачева И. Ю., Алебастрова И. А., М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина, Филипова С. В.,Токвиля А. и др.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Глава I. Конституционные основы и особенности судебной власти в США.

Особенностью судоустройства в США является отсутствие единой, общенациональной судебной системы; существуют организационно обособленные, параллельные судебные системы в каждом из штатов и федеральная судебная система.

Деятельность каждого суда опирается на принципы, закрепленные в конституции США. Одни из них имеют общий характер, другие распространяются преимущественно на уголовный процесс, где особенно важна защита прав личности.

К числу общих конституционных принципов относятся:

1. Осуществление правосудия только судом. Это означает, что другие должностные лица и органы государства не могут осуществлять функции правосудия;

2. Независимость судей и подчинение их только закону. Ни один государственный орган, должностное или иное лицо не вправе указывать суду, как ему следует решить то или иное дело; судьи решают дело на основе закона и личного убеждения;

3. Свобода доступа к суду. Нельзя отказывать в приеме дела по причинам отсутствия закона или его неясности. Суд обязан принять и рассмотреть иск;

4. Ведение судебного процесса на языке, понимаемом сторонами, или с обеспечением переводчика за счет государства;

5. Гласность, т.е. открытость, публичность судебного заседания. Закрытые заседания проводятся, если в процессе затрагиваются вопросы государственной тайны, личные отношения сторон;

6. Возможность обжалования и пересмотра судебного решения путем апелляции, кассации, ревизии, которая сочетает черты апелляции и кассации. При этом в англосаксонской системе применяется только апелляция, а в большинстве континентальных стран Европы и апелляция (вторая инстанция), и кассация (третья инстанция), в Австрии, Германии - апелляция и ревизия;

7. Ответственность государства за судебную ошибку. Государство возмещает физическому или юридическому лицу ущерб, который причинен ему ошибочным судебным решением, неправильным осуществлением правосудия;

Некоторые из названных принципов относятся, прежде всего, к уголовному процессу, но распространяются и на гражданские дела (например, о недопустимости доказательств, полученных с нарушением закона, о неприменимости обратной силы закона, отягчающего ответственность).

Наши рекомендации