См.: Апелляционное определение Московского городского суда от 24.09.2012 N 11-23233.
2. Комментируемая статья предусматривает ограничения по продолжительности рабочего времени практически для тех же категорий работников, которым установлено общее сокращенное рабочее время. Это несовершеннолетние (в том числе отдельно выделены несовершеннолетние, получающие образование), инвалиды и работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Таким образом, установление сокращенной продолжительности рабочего дня (смены) обусловлено теми же причинами, что и сокращение общей продолжительности рабочего времени: необходимостью обеспечить охрану здоровья тех категорий работников, которые подвергаются наибольшему воздействию неблагоприятных факторов ввиду особых условий труда или состояния здоровья, возрастных особенностей здоровья самого работника.
3. Интересно отметить, что сокращенная продолжительность рабочей недели установлена для всех инвалидов I и II групп без исключения, даже в том случае, если в их индивидуальной программе реабилитации не предусмотрена необходимость сокращения им рабочего времени. В то же время сокращение продолжительности рабочего дня (смены) напрямую поставлено законодателем в зависимость от рекомендаций врачей. При этом сокращенная продолжительность рабочего дня в целом может быть меньше сокращенной продолжительности рабочей недели. Например, если работнику рекомендована продолжительность работы не более четырех часов в день, то при любом графике работодатель не сможет обеспечить такому работнику отработку нормы в 35 часов в неделю.
Основным условием установления работнику сокращенной продолжительности рабочего дня является предоставление им надлежащих документов: медицинского заключения, выданного в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 N 441н.
Медицинские заключения выдаются гражданам по результатам проведенных медицинских освидетельствований, медицинских осмотров, диспансеризации, решений, принятых врачебной комиссией, а также в иных случаях, когда законодательством РФ предусматривается наличие медицинского заключения (п. 12 названного Порядка).
Медицинские заключения оформляются в произвольной форме (исключение составляют случаи, когда данный Порядок не применяется, если законодательством РФ установлен иной регламент выдачи справки или медицинского заключения либо иная форма справки или медицинского заключения) с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписываются врачами-специалистами, участвующими в вынесении медицинского заключения, руководителем медицинской организации, заверяются личными печатями врачей-специалистов и печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в уставе медицинской организации. В случае вынесения медицинского заключения врачебной комиссией медицинской организации медицинское заключение также подписывается членами и руководителем врачебной комиссии (п. 14 указанного Порядка).
При этом нужно учитывать, что установление работнику условий труда, соответствующих его состоянию здоровья, вне зависимости от желания последнего продолжать труд на прежних условиях соответствует трудовому законодательству РФ.
Истец В. работает в ОАО "К" в должности оператора котельной 3 разряда газонаполнительной станции службы "К". С 1 мая 2012 г. ему установлена III группа инвалидности бессрочно по общему заболеванию с первой степенью ограничения способности к трудовой деятельности, а также выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида, согласно которой он может работать в обычных условиях труда с уменьшением объема трудовой деятельности не менее чем в два раза, с сокращением рабочего дня. В связи с этим дополнительным соглашением от 15.05.2012 к трудовому договору от 11.01.2011 В. переведен на 0,5 ставки.
Не согласившись с действиями работодателя, В. обратился в суд к ОАО "К" с иском о признании дополнительного соглашения незаконным и взыскании недоначисленной заработной платы за период работы с уменьшенным объемом трудовой деятельности. Требования мотивировал тем, что с переводом на 0,5 ставки не согласен, так как полностью отказался от программы реабилитации инвалида, которая носит рекомендательный характер.
В соответствии с требованиями ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. При этом работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению трудовых обязанностей в случае медицинских противопоказаний. Положениями ст. 94 ТК РФ устанавливается, что продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать для инвалидов такой продолжительности, которая указывается в медицинском заключении, выданном в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Исходя из содержания ст. ст. 11, 23 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" рекомендуемая для работников-инвалидов продолжительность рабочего времени устанавливается в индивидуальной программе реабилитации инвалида.
Учитывая, что с 1 мая 2012 г. В. установлена III группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно и, согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, истец может работать в обычных условиях труда с уменьшением объема трудовой деятельности не менее чем в два раза, а продолжительность рабочего времени должна быть сокращена, работодатель правомерно, путем заключения дополнительного соглашения от 15.05.2012 к трудовому договору от 11.01.2011, перевел истца на 0,5 ставки и установил ему режим работы, обусловленный индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Доводы апелляционной жалобы о том, что индивидуальная программа реабилитации инвалида носит рекомендательный характер для работодателя, основаны на неправильном толковании вышеуказанных норм материального права. Доводы апелляционной жалобы о том, что ранее у работодателя не было возражений против работы истца в прежних условиях при наличии у истца III группы инвалидности и это не препятствовало самому истцу выполнять трудовые обязанности в полном объеме, не могут быть приняты во внимание, поскольку не имеют правового значения для спорного правоотношения и не свидетельствуют о соблюдении работодателем в тот период времени требований ст. ст. 94, 212 ТК РФ.