Принудительные меры безопасности и лечения, применяемые к психически больным

В соответствии со статьей 101 УК принудительные меры безопасности и лечения могут применяться в отношении совершивших общественно опасное деяние, предусмотренное Особенной частью УК:

· психически больных, признанных невменяемыми во время совершения указанного деяния;

· заболевших психической болезнью после совершения преступления до вынесения приговора или во время отбывания наказания и лишенных вследствие психического заболевания возможности сознавать значение своих действий или руководить ими.

Поскольку эти лица совершают преступление в состоянии вменяемости, они признаются субъектами преступления и поэтому после выздоровления и прекращения применения принудительных мер безопасности и лечения подлежат уголовной ответственности. Прерванная процедура привлечения к уголовной ответственности или ее реализации на стадии отбывания наказания возобновляется.

В соответствии с буквальным смыслом статьи 101 УК принудительные меры безопасности и лечения не могут применяться в отношении осужденных в период после отбытия назначенного наказания, а равно в отношении осужденных к иным мерам уголовной ответственности, не связанным с отбыванием наказания (статьи 77-79, 117 УК). Однако случаи заболевания осужденных психической болезнью в период исполнения иных мер уголовной ответственности не исключены. Более того, исполнение таких мер уголовной ответственности как осуждение с отсрочкой исполнения наказания (ст.77 УК) или осуждение с условным неприменением наказания (ст.78 УК) предполагает наличие у осужденного надлежащего чувства самоконтроля и самоответственности, что невозможно в случае его психического заболевания, вследствие которого он даже частично будет лишен возможности сознавать значение своих действий или руководить ими. В связи с этим есть основания поставить перед законодателем эту проблему с целью надлежащего ее урегулирования, имея в виду, что уголовная ответственность, как и ее исполнение, не исчерпывается наказанием и его отбытием.

Принудительные меры назначаются только в случае, если указанные лица по своему психическому состоянию и с учетом характера совершенного ими деяния представляют опасность для общества и нуждаются в принудительном лечении.

Решение о применении принудительных мер безопасности и лечения относится к компетенции суда. Этот вопрос рассматривается в судебном заседании с обязательным участием прокурора и защитника. Тщательным образом проверяются все материалы дела, в том числе и заключение судебно-психиатрической экспертизы. Признав доказанным, что общественно опасное деяние, предусмотренное Особенной частью УК, совершено конкретным лицом в состоянии невменяемости или то, что лицо после совершения преступления заболело психической болезнью, делающей невозможной назначение или исполнение наказания, суд выносит постановление о применении к нему принудительных мер безопасности и лечения с указанием какой именно (ч.1 ст.448 УПК).

В случаях, когда принудительные меры безопасности и лечения применяются в отношении лица, совершившего преступление, будучи вменяемым, а затем заболевшего психической болезнью, лишающей его возможности сознавать свои действия или руководить ими, производство по уголовному делу и привлечение лица к уголовной ответственности приостанавливается до выздоровления больного и прекращения принудительного лечения.

Принудительные меры безопасности и лечения не применяются к лицу, совершившему в состоянии невменяемости общественно опасное деяние, для привлечения к уголовной ответственности за которое необходимо наличие административной или дисциплинарной преюдиции. Такое дело прекращается, и суд сообщает необходимые данные органам здравоохранения для решения вопроса об организации наблюдения за больным и его лечением.

Уголовный закон предусматривает следующие виды мер безопасности и лечения, применяемые к психически больным:

· принудительное амбулаторное наблюдение и лечение у психиатра;

· принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) с обычным наблюдением;

· принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) с усиленным наблюдением;

· принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) со строгим наблюдением.

Выбор конкретного вида принудительных мер безопасности и лечения определяет характер ограничений прав и свобод психически больного – от минимальных при амбулаторном наблюдении и лечении у психиатра до принудительного лечения в психиатрических больницах со строгим наблюдением, что связано с серьезными ограничениями.

Статья 102 УК закрепила основанияназначения принудительных мер безопасности и лечения. В общем виде к таким основаниям можно отнести: факт совершения лицом общественно опасного деяния, запрещенного УК; наличие психического заболевания, которым страдает данное лицо; необходимость лечения такого лица. В первую очередь, суд учитывает степень общественной опасности совершенного деяния, а также степень психического расстройства лица, совершившего это деяние. Обязательно должно быть установлено, что конкретное психическое расстройство связано с возможностью совершения лицом нового общественно опасного деяния либо, что данное лицо является в силу психического расстройства опасным для себя или окружающих. Если указанное лицо по своему психическому состоянию не представляет опасности либо совершенное им деяние, не представляет большой общественной опасности, суд выносит постановление о прекращении производства по уголовному делу и неприменении принудительных мер безопасности и лечения (ч.2 ст.448 УПК).

Следует обратить внимание на то, что положения, сформулированные в части второй статьи 448 УПК касаются только лиц, совершивших в состоянии невменяемости деяния, не представляющие большой общественной опасности, либо заболевших психической болезнью после совершения такого преступления. То, что суд, вынося постановление о неприменении принудительных мер безопасности и лечения должен одновременно прекратить производство по уголовному делу в связи с совершением общественно опасного деяния (и не только не представляющего большой общественной опасности) в состоянии невменяемости, является очевидным. Однако можно возразить в отношении следующих положений данной нормы УПК. Во-первых, это положение о том, что производство по уголовному делу подлежит прекращению при отказе в применении принудительных мер безопасности и лечения в отношении лиц, заболевших психической болезнью после совершения преступления, не представляющего большой общественной опасности. По существу в данном случае в процессуальном законе предусматривается специальное основание освобождения от уголовной ответственности, так как прекращение по уголовному делу, по которому проведено предварительное следствие означает, что оно не может быть возобновлено после полного выздоровления лица. Во-вторых, вызывает возражение положение о том, что основанием для принятия судом такого постановления является либо то, что такое лицо по своему психическому состоянию (при наличии психического заболевания) не представляет опасности, либо то, что оно совершило преступление, не представляющее большой общественной опасности. Между тем требуется сочетание обоих оснований одновременно, как это предусмотрено пунктом 1 части 1 статьи 444 УПК.

Указанные замечания являются тем более существенными, если учесть, что УПК в разделе «Исполнение приговора» совершенно не касается порядка применения принудительных мер безопасности и лечения в отношении осужденных, заболевших психической болезнью во время отбывания наказания. Как известно, в соответствии с частью 1 статьи 92 УК осужденный, заболевший после вынесения приговора психической болезнью, лишающей его возможности сознавать значение своих действий или руководить ими, освобождается от отбывания наказания. При этом уголовный закон в части 4 статьи 92 без всяких оговорок устанавливает, что после выздоровления (применения принудительных мер безопасности и лечения) осужденный подлежит наказанию (его дальнейшему отбыванию), если не истекли сроки давности исполнения обвинительного приговора, в том числе и в отношении осужденных, отбывающих наказание за преступление, не представляющее большой общественной опасности. Между тем, принцип равенства требует, чтобы осужденный за преступление, не представляющее большой общественной опасности, заболевший психической болезнью во время отбывания наказания также освобождался от его отбывания окончательно, если к тому же по своему психическому состоянию он не представляет опасности для окружающих.

Принудительное амбулаторное наблюдение и лечение у психиатра в соответствии с уголовным законом назначается больному, который по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрическую больницу. Это такие больные, которые на момент принятия решения о назначении им принудительного лечения не представляют опасности для себя и окружающих и способны к осознанно волевому поведению. Кроме того, назначая принудительное амбулаторное наблюдение и лечение у психиатра, суд должен учитывать, что положительный результат может быть достигнут только в случае, если возвращение к привычному образу жизни, общение с семьей, продолжение работы не окажут на лицо психотравмирующего воздействия. Несомненное преимущество данного вида принудительного лечения заключается в возможности избежать психотравмирующего воздействия психиатрической больницы, негативного влияния со стороны иных пациентов.

Принудительное лечение в психиатрических больницах (отделениях)проводится в лечебно-профилактических учреждениях органов здравоохранения, осуществляющих стационарное обследование, лечение и социально-трудовую реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами. К таким учреждениям относятся: психоневрологические институты, психиатрические и психоневрологические больницы, психиатрические отделения общих больниц, психоневрологические диспансеры.

В психиатрических больницах (отделениях) предусматривается три вида наблюдения за больными: обычное, усиленное и строгое. Они различаются по степени интенсивности наблюдения за больными и мерами безопасности при их содержании.

Если судом будет установлено, что лечение, уход, содержание и наблюдение лица не могут быть осуществлены в амбулаторных условиях, принимается решение о госпитализации больного. Такое решение принимается судом, если психическое заболевание обуславливает непосредственную опасность лица для самого себя или окружающих, его беспомощность, существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если такое лицо будет оставлено без психиатрической помощи в условиях стационара.

Принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) с обычным наблюдением назначается в отношении психически больного, который по своему психическому состоянию и характеру совершенного общественно опасного деяния нуждается в госпитализации в психиатрический стационар, но не требует постоянного наблюдения и у которого отсутствует выраженные тенденции к нарушениям больничного режима. Если же лицо нуждается в больничном содержании и лечении в условиях постоянного усиленного наблюдения, склонно к повторному совершению общественно опасного деяния, принудительное лечение назначается в психиатрической больнице (отделении) с усиленнымнаблюдением. При этом в соответствии с уголовным законом обязательными условиями назначения данного вида принудительного лечения являются, во-первых, то, что лицо совершило общественно опасное деяние, не связанное с посягательством на жизнь и здоровье граждан, и, во-вторых, по психическому состоянию больной не должен представлять угрозы для окружающих.

Психически больные, которые по психическому состоянию и характеру совершенного деяния представляют особую опасность для себя и окружающих и требуют постоянного и интенсивного наблюдения, направляются на принудительное лечение в психиатрические больницы (отделения) со строгим наблюдением. Для таких больных характерна высокая вероятность совершения деяний, отнесенных УК к категориям тяжких и особо тяжких, повторное совершение общественно опасных деяний, несмотря на проводимое в прошлом психиатрическое лечение. Данные лица часто бывают агрессивными по отношению к окружающим (шизофреники, лица, страдающие психозами с идеями преследования и отравления, императивными галлюцинациями и т.п.), характеризуются готовностью к побегам, нападениям на медицинский персонал и т.п.

В психиатрических больницах с усиленным и строгим наблюдением устанавливаются строгие требования к организации контрольно-наблюдательных мер (охранная сигнализация, контрольно-пропускная система, изолированные прогулочные дворы, контроль за передачами и др.).

Назначая принудительные меры безопасности и лечения, суд не устанавливает сроков такого лечения, поскольку невозможно точно определить, какой период времени понадобиться для излечения или улучшения состояния здоровья пациента.

Уголовный закон в части 2 статьи 103 закрепил положение, в соответствии с которым все психически больные, к которым по решению суда применяются принудительные меры безопасности и лечения, должны не реже одного раза в шесть месяцев подвергаться освидетельствованию комиссией врачей-психиатров для решения вопроса относительно возможности прекращения судом принудительных мер или изменения их вида. Между освидетельствованиями больного регулярно осматривает лечащий врач, который может инициировать осмотр комиссией, не дожидаясь установленного законом шестимесячного срока. Врачебная комиссия должна решить вопрос о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении или об изменении меры принудительного лечения.

Изменение и прекращение применения принудительных мер безопасности и лечения является исключительной прерогативой суда, вынесшего определение (постановление) о применении этих мер. Суд рассматривает данный вопрос на основании представления администрации медицинского учреждения и заключения врачей-психиатров. Близкие родственники психически больного имеют право ходатайствовать об отмене или изменении вида принудительного лечения. В судебном заседании обязательно должны участвовать защитник и прокурор.

Принимая решение, суд обязан детально изучить представление медицинского учреждения и заключение комиссии врачей-психиатров, а также условия, в которых будет находиться больной в случае прекращения в отношении его принудительного лечения. Для этого в судебном заседании выслушиваются мнения врачей, родственников больного и иных близких ему лиц.

Состояние больного во время применения принудительных мер безопасности и лечения может либо ухудшаться, либо улучшаться. В зависимости от этого суд имеет право изменить вид принудительного лечения на более или менее строгий. Для прекращения принудительного лечения необходимо, чтобы исчезла угроза возможности причинения лицом существенного вреда себе или окружающим. Тут речь идет о полном излечении больного или о таком положительном изменении его психического состояния, при котором отпадает необходимость в принудительном лечении. В данном случае суд выносит определение о прекращении принудительной меры безопасности и лечения и может передать материалы дела в органы здравоохранения, которые будут решать вопрос об обязательном врачебном наблюдении за лицом по месту его жительства.

При выздоровлении лица, совершившего преступление в состоянии вменяемости, а затем заболевшего психической болезнью, в связи с чем к нему были применены принудительные меры безопасности и лечения, суд принимает определение о прекращении данной меры и, если не истекли сроки давности или нет иных оснований для освобождения лица от уголовной ответственности, решает вопрос о возобновлении производства по делу или отбывания наказания.

Время, в течение которого к лицу применялось принудительное лечение, засчитывается в срок наказания по правилам статьи 74 УК. При этом один день применения принудительных мер безопасности и лечения соответствует одному дню лишения свободы.

Наши рекомендации