Пик Талгар(5000м) - Высшая точка Заилийского Алатау. Вид с пика Букреева

Забег памяти

Здравствуйте, уважаемые читатели. В данной статье я хочу рассказать о знаменательном событии – «Забег памяти», в котором я впервые принимал участие. Данный забег проходит ежегодно в начале октября и проводится в честь погибших альпинистов. В этом году Забег памяти состоялся 3 октября. Помимо данного забега, 4 октября я сбегал на вершину памяти Анатолия Букреева с друзьями из секции горного туризма Аспан Тау. Но обо все по порядку.

Пик Талгар(5000м) - Высшая точка Заилийского Алатау. Вид с пика Букреева - student2.ru

День 1

Старт Забега памяти был в субботу в 10.00, а регистрация участников проходила с 8.30-9.30 на Мемориале погибшим в горах. Мемориал находится выше Чимбулака и если идти пешком от Медео, путь занимает около 3 часов. Именно поэтому я решил переночевать с пятницы на субботу на Мемориале, чтобы с утра быть сразу на месте старта. Составить мне компанию согласился мой приятель Дима из секции Аспан Тау.Дима правда в забеге не участвовал. Он решил просто прогуляться в районе соревнований, т.к. в тех местах ни разу не был.

В 18.40 мы с Димой приехали на Медео, и пошли пешком до Мемориала. Время уже было позднее, поэтому стемнело очень быстро. До отеля Ворота Туюксу, который находится выше Чимбулака, мы шли по освещенной фонарями дороге. Дальше уже фонарей не было и оставшейся путь до Мемориала мы прошли в темноте. На Мемориале мы были в 21.30. По приходу поставили палатку и пошли за водой, которая находилась довольно далеко от Мемориала. Затем мы приготовили ужин, плотно поели и пошли спать. Ночь была теплая. В палатке было даже жарко. Спали мы плохо, я уснул только под утро.

День 2

Встали мы в 7.30. К этому времени подъехали организаторы соревнований. Мы с Димой позавтракали, и я пошел на регистрацию. После регистрации мы с Димой сделали памятное фото с флагом Аспан Тау, и я отправился на старт.

Перед стартом прошел брифинг, на котором рассказали об условиях прохождения дистанции. Бежать необходимо было до небольшого скального жандарма в районе Гляциологической станции Т1 (3600 м). Общий набор высоты составлял 1000 м. Зарегистрировалось всего 35 человек, и каждый участник был настроен на победу. Среди участников были в основном профессиональные спортсмены, количество участников говорит само за себя. Пока еще я профессионалом-скайраннером не являюсь и шансов занять призовое место, у меня было мало. Я бежал для удовольствия, и это была хорошая тренировка.

Старт дали ровно в 10.00. Бежали мы вверх по резкой и каменистой дороге. Поэтому бежать я смог буквально только первые 200-300 метров, затем перешел на быстрый шаг. Участники, которые были впереди меня бежали тоже недолго и вскоре тоже перешли на шаг. Сильные спортсмены уже со стартовой линии вырвались вперед, позади меня оставалось совсем немного участников. Дима вышел с лагеря за 20 минут до старта и шел спокойным темпом до Т1, ведь он ни с кем не соревновался. Через 15 минут после старта я его догнал. Увидев меня, Дима засмеялся, ведь я еле шел, это и бегом назвать было нельзя. Он сказал, что участники, которые были впереди меня тоже все пешком шли. Я обогнал Диму и уже через 20 минут добежал до метеостанции Мынжылки. На метеостанции я догонал дедушку, которому было около 70 лет. Я восхищался дедом, он бежал как молодой профессиональный спортсмен. Также впереди меня была девушка, но ее я так догнать и не смог.

Чем дальше я бежал, тем больше снега было вокруг. Вскоре был небольшой переход через реку, после которого началась серпантинистая дорога. На ней я догнал еще одного участника. Он сказал, что бежать очень тяжело, давление пониженное, в висках стучит, а ноги заплетаются. У меня были аналогичные симптомы. Чтобы бежать на высоте более 3000 м, да еще и по пересеченной местности требуются большие усилия. Поэтому перед такими забегами нужно тренироваться. Хотя, это по сути не самый сложный мой забег.

Финиш был уже близко. Оставалось буквально пару сотен метров до Гляциологической станции. Накануне забега я плохо изучил трассу и думал, что финиш будет прям на Т1 возле домиков, а не тут то было. Участник, с которым мы только что болтали, уже был позади меня и крикнул, что бежать надо вверх по склону. А я уже собирался бежать прямо. Повернув голову, я увидел, что бежать нужно было до скального жандарма, и подъем к нему был около 40-45 градусов. Начался настоящий скайраннинг. До финиша я уже шел медленно, мой попутчик отстал от меня еще сильнее. На финише стояли судьи и отсекали время. Нужно было коснуться рукой скалы, на которой весела надпись «Финиш». Только после этого время останавливали. Обычно на всех забегах я люблю финишировать красиво (разгоняться, что есть силы). Здесь у меня совершенно не было сил разгоняться, и до финиша я дошел спокойно. Мой результат был 1.26.52. Это 22 место в общем зачете среди всех участников забега. Есть к чему стремиться. Через минуту финишировал мой попутчик, а еще через 2 минуты прибежал тот самый 70 летный дедушка. Он занял 1 место в своей возрастной категории.

Финиш был у подножия пика Молодежный. Также вокруг открывался вид на вершину Орджоникидзе, цирк ледников Иглы Туюксу, Богатырь, и другие. На финише было холодно, дул сильный ветер и лежало много снега. Пригодились теплые вещи, лежавшие в моем рюкзаке, с которым я бежал всю дорогу. Я сделал памятные фотографии на финише с флагом Аспан Тау, который тоже принес с собой.

Ждать Диму на финише я не стал. Я думал, что он тоже пойдет прямо по дороге до Т1. Но Диме подсказали снизу куда идти, и он пошел в правильном направлении. На спуске с горы я его встретил, и мы пошли к месту старта. Дима тоже подустал на подъеме, его клонило в сон. Возвращаясь назад, мы еще сделали несколько снимков.

На месте старта судья соревнований попросила сдать стартовый номер, а в обмен на него мне вручила грамоту с личным результатом. Тем временем на Мемориале проходил фуршет, на котором собрались ветераны альпинизма и участники соревнований. Организаторы накрыли шикарный стол, приготовили вкусный плов с нежнейшим мясом. Помимо этого на столе стояли различные салаты, бутерброды, фрукты, вина, водка и другие вкусности. Возле плаката, на котором были изображены погибшие в горах альпинисты, находилась сцена. В 14.00 на сцене награждали победителей соревнования и вручили им памятные грамоты. На протяжении всего праздника на сцене ветераны альпинизма пели бардовские песни под гитару. Некоторые песни были авторскими. Как давно хотелось побывать в такой теплой атмосфере! Вечер был просто замечательным.

Мы с Димой перекусили. Затем Дима пошел полежать в палатке 30 минут. В 15.00 мы хотели начать собираться и спускаться на Медео. Но к этому времени я сам зашел в палатку и провалялся там еще 1,5 часа. В 17.00 мы собрали лагерь, и пошли вниз. На Медео пришли в 19.30, уже было темно и хотелось есть. Мы зашли в кафе, поели лагман и направились дальше в ущелье Кимасар.

Изначально планировалось дойти в Кимасаре до родника и возле него заночевать. Но уже было поздно, мы сильно устали и поэтому прошли чуть дальше асфальта до первой поляны возле речки. Там и заночевали.

Перед сном мы выпили чаю. Ночь была теплой, я сидел на улице в одном флисе. Только под утро похолодало. В нашей палатке с моей стороны заел замок и с улицы немного задувало. Так и подошел к концу знаменательный день соревнований.

День 3

Встали мы в 7.30, позавтракали и сели ждать ребят из секции Аспан Тау. Арману я сказал, что мы заночуем на роднике. Я боялся, что мы разминемся с ребятами, ведь на вершину Букреева можно подняться разными путями. Чаще всего в сторону вершины я поднимался от дороги, рядом с которой мы заночевали. Поэтому я надеялся, что ребята не пройдут мимо нас. По моим подсчетам ребята должны были пройти мимо нас в 9.00, но к этому времени их не было. Через 45 минут мы с Димой пошли к ним на встречу, но опять никого. Да еще и дозвониться ни до кого не могли, телефоны были отключены. Это означало, что ребята уже в горах, и мы разминулись. Нам ничего не оставалось, как идти в сторону вершины самим и догонять ребят. Нам ничего не оставалось, как идти в сторону вершины самим и догонять ребят.

Пошли мы налегке, все вещи оставили в палатке. Чтобы как можно быстрее догнать ребят, я с самого начала пути задал убойный темп. Наш забег продолжился. Мы обгоняли всех туристов на пути, которые шли в начале впереди нас. Дима с трудом за мной успевал и просил сбавить темп. Но нам нужно было догонять ребят, поэтому я попросил Диму, немного потерпеть. За 55 минут мы дошли под вершину Фурманова (где стоит качели). Там как раз ребята из Аспан Тау отдыхали. На пик Букреева пошло 10 человек от нашей секции, а мы свои приходом пополнили это число.

Дальше мы уже шли прогулочным темпом. Дима совсем выдохся, когда мы догоняли ребят, но быстро восстановил силы. Путь к вершине Букреева пробегал через Бутаковский перевал. На этом перевале мы остановились перекусить и отдохнуть. Я снова взял с собой флаг Аспан Тау. Мы сфотографировались большой толпой на перевале с флагом.

На пик Букреева мы поднялись приблизительно в 14.00. Погода была ясная, небо голубое, правда на вершине дул небольшой ветер. С вершины виднелись шапки таких известных пиков, как Талгар, Комсомол, Пионер, Амангельды и другие.

Пик Талгар(5000м) - Высшая точка Заилийского Алатау. Вид с пика Букреева

Через 20 минут мы начали спускаться. Ребята пошли вниз в Бутаковское ущелье через перевал Лесной, а мы с Димой спускались обратно в Кимасар, т.к. там был наш лагерь. Спустились мы за 2,5 часа. Затем перекусили, собрали лагерь, и пошли вниз на остановку.

Так и прошел наш Забег памяти. Насыщенные выдались выходные. Я очень рад, что у нас проводят такие забеги и помнят о тех людях, которые погибли в горах. Погибли, предаваясь своей мечте, которой посвятили жизнь, и душа их всегда будет оставаться в горах. Горы оставляют неизгладимое впечатление у тех, кто когда-то побывал на вершине и как магнитом нас снова тянет туда. Мы стремимся покорять новые вершины, но к сожалению не каждый доходит до конца.