Туризм и окружающая среда: пространство взаимодействия

(по Т.И. Черняевой)

Туризм в настоящее время – не только бурно развивающаяся область научных исследований, один из значительных социальных феноменов современности, но и важнейшая индустрия мира. Более 270 миллионов туристов тратят около 92 блн. дол. США за пределами своих стран. Активно осваиваются новые туристские пространства, так как традиционные формы привлечения туристов на рынках Европы и Северной Америки достигают своего предела. Огромные потоки туристов устремляются на новые территории, в том числе и в Россию.

Положение региона в мировой иерархии туризма во многом определяется характером туристских потоков и предпосылками для их возникновения в будущем:

ü направлением туристских потоков в регион и из него, структурой зарубежной туристской клиентуры и собственных граждан, выезжающих с туристскими целями;

ü особенностями туризма в данном регионе: ритмами сезонности, преобладающими видами и формами туризма, основными целями посещения;

ü отношением властей и местных туристских органов к проблемам туризма, спецификой региональной туристской политики;

ü экономической ролью туризма в хозяйственной структуре данного региона;

ü перспективами развития туризма на данной территории.

Перечисленные факторы, в свою очередь, предполагают исследование взаимовлияния туризма и экологической обстановки, экономической ситуации, социальных возможностей и культурного потенциала региона. Проблемы воздействий туризма на окружающую среду, природную и созданную руками человека, социальную и культурную жизнь региона, находятся в фокусе внимания экологов, географов, медиков, экономистов, социологов, психологов, антропологов, культурологов.

Оценка влияний собственно туризма имеет ряд методологических сложностей. Человек изменяет облик Земли, поэтому невероятно сложно представить Землю до его появления и установить базовый уровень, относительно которого можно измерять изменения. Даже без участия человека окружающая среда находится в состоянии постоянного изменения. Поэтому многие влияния, оказываемые человеком, в частности туризмом, являются результатом нормальных природных процессов, лишь ускоренных участием человека.

Туризм – мощный агент изменений, вызывающий специфические воздействия на природную среду. Во множестве случаев, однако, чрезвычайно трудно определить принципиальные причины изменений, являются ли изменения следствием развития туризма или же туризм – только один из агентов изменений.

Комплексные интеракции феномена туризма делают практически невозможным измерить его тотальное влияние. Многие из воздействий туризма часто проявляются очень коварно и неожиданно. Первичные воздействия влекут за собой вторичные и последующие и порождают отзвуки, которые невозможно на практике отследить и изучить. Перекрестные влияния являются непосредственным результатом интерактивной природы экономического, социального и инвайронментального феномена. Взаимодействия между компонентами каждой из этих сфер влияния влекут за собой дальнейшие изменения, которые сказываются на всей системе, создавая сложный ряд потоков воздействий.

Особое воздействие от туристской деятельности испытывают на себе определенные группы людей, например, расовые и культурные меньшинства, уникальные животные, редкие растительные виды. Они очень привлекательны для туристов, но достаточно ранимы и подвержены негативному влиянию.

Будущее изучение последствий туризма будет продолжать касаться типов и величины воздействий и того, преимущественно позитивны или негативны они для принимающих зон. Важно также обращать более пристальное внимание на размер воздействия для сфер влияния туристского развития. Взгляд на их последствия может быть разным, в зависимости от того, оцениваются они с точки зрения локальных, региональных, национальных или международных перспектив, туризм динамичен, и воздействия, их значимость постоянно меняются благодаря изменениям целей как туристов, так и принимающих их людей, колебаниям в процессах, затрагивающих экономическую и физическую среду, а также технологическим и другим переменам в самой туристской индустрии. Все это предполагает, что воздействия будут изменяться с течением времени, и что необходим периодический мониторинг туристской ситуации в регионе.

Инвайронмент обеспечивает удовлетворение потребностей и ожиданий туристов. Особенности окружающей среды, хотя и не полностью определяют модели поведения туристов, очевидно, влияют на выбор места и средств размещения, а также на продолжительность пребывания. Кроме того, привлекательность исторических, археологических мест и культурных памятников значительно возрастает, если дополняется природной уникальностью.

Г. Будовски предположил, что между производителями туристских услуг и защитниками окружающей среды возможны три типа взаимоотношений:

1. Относительная независимость. Сторонники разных лагерей уважают противоположную позицию, сохраняя изо­ляцию и стремясь к минимальному числу контактов. Такая ситуация становится невозможной для современности, когда развивается массовый туризм;

2. Симбиоз (взаимная поддержка и взаимовыгодное сотрудничество). Разумное и контролируемое использование природных ресурсов, сохранение и поддержание природных зон, археологических зон и исторических памятников – способ улучшения качества инвайронмента. Сохранение в контексте развития туризма выражается в следующих формах:

ü туризм стимулирует восстановление существующих исторических мест, зданий и памятников;

ü туризм способствует трансформированию старых зданий и пространств в принципиально новые туристские возможности;

ü туризм активизирует сохранение природных ресурсов;

ü туризм повышает ответственность за управление и административный контроль, что, в свою очередь, улучшает качество инвайронмента и позволяет в большей степени удовлетворять потребности клиентов;

3. Конфликт. Примеры разрушающей активности туристов: сбор гербариев, собирание цветов, листьев, частей растений, неосторожное обращение с огнем, новогодняя вырубка елей и сосен, замусоривание лесов, прокладывание пешеходных и велосипедных дорожек сквозь лесной массив, организация кемпингов.

При исследовании социальных и культурных воздействий туризма оказываются задействованы три категории:

ü турист (тот, кто приезжает) – исследования спроса на туристские услуги, мотивации, установок и ожиданий туристов;

ü хозяин, или местное население (тот, кто принимает) – исследования предложений рынка туристских услуг, использования трудовых ресурсов, местной туристской индустрии, особенностей местного населения;

ü туристы и хозяева в их взаимодействии – исследования сущности, особенностей и последствий контактов туристов и хозяев.

Исследование социальных и культурных воздействий туризма предполагает изучение способов влияния туризма на ценностную систему, индивидуальное поведение, семейные отношения, общий стиль жизни, уровень безопасности, моральный закон, творчество, традиционные обряды и общинный уклад.

Как показывает анализ А. Мэтиесона и Г. Уолла, результаты туристской деятельности сначала интерпретировались в терминах экономического подхода и исчислялись приносимыми туризмом финансовыми прибылями и изменениями занятости местного населения. В последние годы фокус внимания смещается на социокультурные эффекты, причем часто они описываются в негативном свете, например, с точки зрения провоцирования расовых, политических и религиозных конфликтов. Другие направления анализа связаны с локальными воздействиями туризма. Часто встречаются работы, связанные с отдельными типами воздействий.

Одна из первых моделей изучения социальных воздействий была предложена Г. Докси в так называемом индексе раздражения (таблица).

Другой подход предложен Е. Бьорклундом и А. Филбриком. В ответ на туристскую активность поведенческие реакции отдельных лиц или социальных групп могут быть позитивными или негативными, а также активными или пассивными. Большинство населения, по мысли авторов, попадает в пассивные группы.

Индекс раздражения

Уровень эйфории Развитие туризма вызывает энтузиазм и волнение у местных жителей. Они приглашают туристов и испытывают общее чувство удовлетворения. Хорошие возможности для местного развития и усиления денежных потоков.
Уровень апатии С ростом туристской индустрии люди стремятся к использованию туристов для личной выгоды. Личные контакты становятся более формальными.
Уровень раздражения Начинается, когда индустрия достигает предельных показателей, необходимо создание дополнительных возможностей.
Уровень антагонизма Раздражение растет. Люди смотрят на туристов как на носителей всего плохого, предвестников беды: налоги растут из-за туристов, они не уважают собственность, они портят молодежь, они разрушают все хорошее, что есть в городе. Туристы исключаются из системы вежливого обхождения.
Финальный уровень Жители примиряются с возможностью и необходимостью изменений, вызываемых туристской активностью. Они понимают, что экосистемы уже никогда не будут прежними и что нужно учиться жить в новых условиях. Если местные ресурсы достаточны, чтобы справиться с потоками массового туризма, край начинает процветать.

Понятие «порог толерантности» используется для характеристики некоего критического уровня, за пределами которого позитивные влияния туризма и позитивное отношение к нему сменяются негативными. Порог толерантности зависит от места, времени, культурной и экономической дистанции между гостями и хозяевами, способности местной стороны физически и психологически компенсировать наплыв туристов, скорости и интенсивности развития туризма.

Во многих работах утверждается, что физическое присутствие туристов в определенное время года существенно меняет привычный социальный уклад, вызывает возраста­ние социальных рисков. Поэтому увеличивающееся число туристов на курортах и признанных местах отдыха требует определения критических величин – индексов присутствия и других.

Эффект демонстрации проявляется во внедрении иностранной идеологии и образа жизни. Это может быть преимуществом, если позволяет жителям адаптироваться или получать дополнительную работу. Вместе с тем эффект демонстрации может вызывать и разнообразные заблуждения относительно туристов.

Последствия демонстрации могут быть первичными и вторичными.

Первичные: повышение уровня преступности и напряженности, что связано с невозможностью удовлетворить инициированные туристами потребности законным образом; усиление возмущения по поводу привлечения эмигрантов для обслуживания туристов; разрушение традиционного уклада и общинных границ в связи с миграцией.

Вторичные связаны с изменением внутренней структуры поселения: изменяется роль женщин, уровень сплоченности, демографическая структура и институциальные структуры.

Наши рекомендации