Кафедра гостиничного и туристического бизнеса

Схема выполнения аргументированного эссе.

1. Введение: Вводное утверждение (вопрос, цитаты, статистические данные, случай из личного опыта, пример реальный или гипотетический), которое вводит читателя в проблему, привлекает его внимание.

2. Основная часть.

a. Главное утверждение – тезис, который отражает центральную идею, мнение, - то положение, которое вы планируете доказать. Краткое введение в историю проблемы.

b. Аргументация(А), поддерживающая авторскую позицию (факты, примеры, суждения и т.д.). Они могут выстраиваться в удобном для автора порядке: 1) от общей к специфичной информации; 2) от наиболее важного аргумента в менее важным; 3) от более слабых к самому сильному доказательству позиции.

c. Контраргументация (К). Цитирование и последующий критический анализ контраргументов является важнейшей частью построения убедительного доказательства авторской позиции.

Аргументы, поддерживающие основной тезис или противостоящие ему, могут выстраиваться в произвольном порядке:

· А1, А2, А3, - К1, К2, К3;

· К1 – А1; К2 –А2; К3 –А3;

· К1, К2, К3 – А1, А2, А3.

3. При написании эссе важно ответить на вопросы:

· Почему я выбрал эту тему?

· В чем ее актуальность?

· Ч ем она актуальна для меня?

· Почему она актуальна на данный момент времени?

· Чем она актуальна для государства, общества, конкретной сферы деятельности, предприятия?

4. Заключение: заключительное утверждение (повторное формулирование основного тезиса, синтез аргументации, а также вероятностное будущее вопроса).

II. Рефлексия учебной деятельности студента на занятии:

1. Какие чувства и ощущения возникали у меня во время выполнения задания № 3а?

2. Каковы мои главные результаты сегодня? Благодаря чему мне удалось их достичь?

3. Было ли сегодня легко или трудно работать над заданиями и почему?

4. Какие трудности встретились во время выполнения задания, как я их преодолевал(а) (пытался(ась) преодолеть)?

5. Мои вопросы, возникшие в связи с темой дня:

- себе,

- сокурсникам,

- преподавателю.

Примечание к практическому заданию № 3а;

В качестве выполненного задания студент распечатывает текстовый документ, оформленный следующим образом:

Факультет………………………

Группа……………………………

ФИО студента………………..

Дисциплина……………………

Дата выполнения……………

Практическое задание № 3. Выбор темы научного исследования.

План работы.

I. Выполнение задания

1. Выбор объекта исследования, предмета исследования, исследовательской задачи (темы исследования);

2. Обоснование актуальности выбранной темы (эссе, выводы).

II. Рефлексия учебной деятельности студента на занятии.

Текст 1.

Барчуков И.С. Методы научных исследований в туризме: учеб. Пособие для вузов/ и.с. Барчуков. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. Стр. 6-30.

Цели и задачи научного исследования туризма.Цели и задачи научного исследования туризма вытекают из государственной политики его развития. Теоретическая разработка программ развития регионов направлена на защиту обеспечения отечественных интересов. Реалистический характер государственной политики развития туризма определяет научность и объективность теоретических концепций.

Пути совершенствования науки о туризме определяются развитием материально-технических средств, строительством и реконструкцией гостиничных комплексов, автотранспорта, специального оборудования, повышением благосостояния граждан страны. В этом проявляется одна из закономерностей туризма, указывающая на зависимость способов его развития от эффективной экономики. В связи с интенсификацией роста туризма перед наукой возникают следующие задачи: прогнозирование развития инфраструктуры регионов; разработка обоснованных рекомендаций по совершенствованию законодательной базы; подготовка обслуживающего персонала.

Целями научных исследований в туризме являются всемерное повышение туристского потенциала страны, высокий уровень подготовки квалифицированных кадров, теория и практика управления туристским делом на рынке услуг.

Цели, выдвигаемые перед туристской отраслью государством и его субъектами, преломляются через реализацию конкретных программ. Например, государственная стратегия исходит из оценки, складывающейся на мировом рынке услуг. Перед наукой о туризме ставится цель – разработать целевые программы развития инфраструктуры туризма в тех регионах страны, которые пользуются спросом для посещения у граждан других стран. В этом случае цель конкретизируется через определение стратегических, оперативных и тактических проблем.

Выделение факторов, которые определяют цели и характер туризма, важно с точки зрения более четкого логического обоснования направленности его развития. Эти факторы выступают как единое целое: невозможно выбрать основополагающие ориентиры для туризма, руководствуясь только одним каким-либо требованием. В туризме надо решать задачи поискового характера, которые состоят в исследовании и объяснении процессов.

Примером может служить рынок таймшера (клубного отдыха), который зародился как разделенный отдых и, в конечном счете, стал мощной экономической базой туризма за рубежом, имея свою законодательную практику и международные обменные организации: Resort Condominium International (RCI), Interval international (II). Ученые и специалисты не предполагали потенциальных возможностей практического использования таймшера. Этот вид туризма получил признание, однако для российской действительности он требует специальных исследований.

Поисковое направление в развитии туризма состоит в исследовании таких проблем, как влияние научных открытий на создание новых технических средств его обеспечения, например яхтами, автобусами, морскими и речными пароходами, инвентарем, оборудованием, а также на способы хозяйствования в рыночных условиях. Это необходимо для выявления перспективы совершенствования инфраструктуры туризма в регионах, соотношения своих средств со средствами и ресурсами конкурентов. Решение поисковых проблем оказывает влияние на развитие сопредельных наук, стратегию развития туризма.

Если менеджеру необходимо оценить ситуацию в сегменте рынка, он должен оценить, как это повлияет на продвижение турпродукта, на действия конкурентов, как использовать партнерские отношения, поддержку кредитных организаций, средств массовой информации.

Целенаправленность мышления менеджера должна обеспечивать эффективность его деятельности в реальных сроках выполнения задач. Отрицательно сказывается неточно сформулированная или нечетко понятая исполнителем мысль. Ясность, категоричность, недвусмысленность формулировок при постановке цели и задач – залог коммерческого успеха.

Основные составляющие научных знаний о туризме.В основе научных знаний о туризме лежат стратегия и тактика.

Стратегия развития туризма в России представляет собой систему научно обоснованных взглядов на сущность, характер и способы развития туризма в регионах и стране в целом, на требования к строительству гостиничных комплексов, дорог, транспорта, физкультурно-оздоровительных центров.

Стратегия туризма определяет приоритетные направления развития отдельных регионов, а также отдельных заповедных зон страны. Стратегия туризма – это главный показатель уровня развития экономики в целом.

Тактика охватывает теорию и практику хозяйствования предприятия, его структур. Она дифференцируется по направлениям и сегментам рынка, является специфичной деятельностью. По существу, каждый отдел или служба или каждое структурное подразделение туристской компании разрабатывает и проводит на рынке свою тактику. Она более подвижна, динамична в своем развитии, быстро реагирует на все изменения, которые происходят как вне структуры (изменение курса валют, техногенные катаклизмы в различных регионах), так и внутри ее, например текучесть кадров, неэффективные турпакеты.

Единство научных знаний определяет комплексный характер разработки научных проблем. Нельзя, например, совершенствовать систему и методы управления в туризме, не опираясь на знание стратегического планирования, бизнес-планирования, экономики, компьютерных технологий, психологии, других научных дисциплин.

Необходимость комплексного подхода к решению научных проблем определяется и тем, что новые возможности для плодотворных исследований как общетеоретического, фундаментального, так и прикладного характера открываются на стыке различных наук, которые следует использовать в полной мере.

Значение туризма в жизни общества.В настоящее время туризм из вида отдыха превратился в целую индустрию, включающую в себя многие виды туристской деятельности. С туризмом связаны такие виды деятельности, как организация путешествий, гостиничный бизнес, экономика и др. Всё это объединяется под термином турбизнес. Для специалистов, работающих в турбизнесе, важно знать задачи, стоящие перед туризмом, и пути их решения при осуществлении туристской деятельности. Таким образом, туризм превратился в целую науку, включающую в себя объекты, предметы, принципы, законы, категории и методы исследования.

В современных условиях туризм оказывает большое влияние на многие стороны жизни общества, охватывает многие процессы, например социальные и технические.

К социальным процессам относятся экономическое обеспечение ведения туристской деятельности, моральная и психологическая подготовка людей к рациональному использованию отпуска, общее благосостояние большинства людей, наличие мест отдыха, и качественное обслуживание. Необходимость исследования подобного рода процессов обусловила появление таких наук, как «Санаторно-курортное дело», «Менеджмент и маркетинг в туризме», «Туристский рынок», «Организация международного туризма», «Экономика туризма», а также психологические, педагогические, юридические науки в сфере туризма. Они отражают процессы, занимающие сопредельное положение между туристской деятельностью и соответствующими видами деятельности, которые по своему содержанию входят, с одной стороны, в состав туристской науки, с другой, – в специальные отрасли соответствующих наук. Для эффективной туристской деятельности в туризме надо развивать производство специальной техники и строительство различных сооружений и объектов.

Особенности научных исследовании в туризме.На характер научных исследований определяющее влияние оказывает специфика закономерностей туризма, которая представляет собой процесс социальных отношений, когда конкурирующие стороны преследуют свои цели, предпринимают меры по завоеванию рынков сбыта услуг и дезорганизации действий соперников. Эта особенность туризма как объекта исследования приобретает в современных условиях новое качество, оказывая существенное влияние на развитие теоретических его основ, содержание эффективного управления персоналом.

Российский рынок вскрыл наиболее характерные особенности услуг. Был период, когда расчет делался на быстрое получение прибыли за счет инициативного туризма, т.е. за счет только отправления отдыхающих на зарубежные курорты. Это был первый этап деятельности турпредприятий, ошеломляющее воздействие на соотечественников, для которых были открыты двери за границу.

Однако слабая законодательная база повлекла за собой слабое государственное управление туристской отрасли. После стабилизации выездного туризма появление на рынке услуг крупных туркомпаний изменило существующее положение. Поставленные ими цели открыли широкие возможности для дифференциации сегментов рынка как достижения стратегических задач.

Исходя из сказанного, перед турбизнесом встает вопрос дальнейшего совершенствования высокой рентабельности турпредприятий, что является процессом объемным и непрерывным за счет изысканий эффективных путей совершенствования туристской деятельности.

Качественные изменения в туризма, происшедшие в России, резкое возрастание конкуренции, появление большого количества туроператоров позволяют крупным туркомпаниям быстро менять соотношение сил: проектировать, формировать новые виды турпродукта с учетом отдельных групп потребителей, наносить ощутимые удары своим конкурентам, в короткие сроки захватывать инициативу действий и прочно удерживать ее в своих руках.

Эта особенность турбизнеса, его динамичность и маневренность оказывают существенное влияние на теорию и практику научного познания туризма, на управленческую деятельность руководителей турпредприятий и персонала.

Противодействие конкурентов заключается в сокрытии своих планов, сил и средств, возможности «выброса» на рынок эксклюзивных услуг, что обусловливает тактическую неопределенность. Установить истинность, достоверность сведений о новом турпродукте, восполнить недостающую информацию не всегда представляется возможным.

Тактическое искусство руководителя состоит в том, чтобы уметь по неполным, отрывочным, порой противоречивым данным воссоздать истинную картину рынка спроса и предложений, принять своевременное решение, эффективно управлять, чтобы противостоять натиску конкурентов.

В практической деятельности первостепенное значение имеет временной фактор. Процесс управления предприятием характеризуется противоречием между увеличивающимся потоком информации и все большим сокращением времени для ее анализа, обобщения и принятия решения. Перед научным исследованием встает задача изыскать эффективны пути разрешения данного противоречия, правильно оценивать фактор времени в интересах повышения качества деятельности, успешной организации в своих действиях, в совершенствовании методов обучения персонала проектированию и формированию новых турпродуктов.

На познавательную деятельность руководителя в практической деятельности существенное влияние оказывает постоянная конкуренция, высокая степень ответственности зпа принимаемые решения. Психологический фактор в рыночных условиях – важный предмет научного исследования.

Важной особенностью туризма является то, что он относится к частному сектору хозяйствования. В деятельности турпредприятий происходят изменения в социально-экономической обстановке, совершенствуются туристская техника, транспорт, качество обслуживания в гостиничных комплексах, структура отдыха и экскурсий. После окончании финансового года составляется балансовый отчет, что оказывает воздействие на характер продаж турпродукта и способов его продвижения (реклама, выставки-ярмарки, конкурсные торги).

Особое значение в научных исследованиях в туризме приобретают точность прогнозирования его развития, объективная истинность теоретических выводов. Если на первых этапах туристской деятельности руководители могли устранять недочеты в ходе реализации турпродукта на рынке услуг, то в настоящее время теоретические вопросы туризма разрабатываются до начала выхода на рынок.

На научные исследования в турбизнесе существенное влияние оказывают не только специфика отражаемого объекта, но и уровень знаний о нем, степень проникновения в его сущность.

Текст2.

http://buklib.net/component/option,com_jbook/task,view/Itemid,99999999/catid,211/id,9968/

2.4. Современные тенденции развития мировой индустрии гостеприимства. Развитие туризма в значительной степени повлияло на развитие индустрии гостеприимства. Эпоха массового туризма способствовала возникновению существенных изменений в инфра- и суперструктуре индустрии (гостеприимства).

К основным современным тенденциям в области развития гостиничной индустрии относят следующие.

1. Распространение сферы интересов гостиничного бизнеса на продукты и услуги, ранее предоставляемые предприятиями других отраслей (например, организации питания, досуга, развлечений выставочной деятельности и др.). Развитие таких сегментов индустрии гостеприимства, как индустрия развлечений, включающая игорный бизнес, тематические парки, конгрессную деятельность, превратило ранее мало привлекательные курортные и туристские местности в модные туристские направления. Например, такие крупные корпорации, как Marriott и Holiday Inn, существенно расширили свою деятельность за счет оказания различных видов услуг (питание, услуги связи, досуга, транспорта и др.).

2. Растущая демократизация гостиничной индустрии, которая в значительной степени способствует повышению доступности гостиничных услуг для массового потребителя. Если раньше различие между отелями разного класса были существенными, то теперь значительно повысилась планка «низшего стандарта»: даже достаточно дешевые гостиницы обеспечивают качественное обслуживание и минимальный набор удобств.

3. Усиление специализации гостиничного бизнеса позволяет более четко ориентироваться на определенные сегменты потребителей с учетом различных признаков. Так, с учетом ценового уровня четко обозначились три сегмента — низший (бюджетный), средний (экономичный) и высший (люкс). Кроме того, сегментация проводится по целям поездки, по возрасту, по роду трудовой деятельности потребителей и по другим признакам.

4. Развитие новых видов туризма, в частности экологического туризма, основной идеей которого является глубокая связь человека с природой, стимулирует строительство отелей в экологически чистых регионах, формирование «зеленых» этажей и номеров в обычных городских гостиницах. При обустройстве этих номеров применяют экологически чистые материалы, обращая особое внимание на экономию природных ресурсов и минимальное вторжение в природную среду.

5. Глобализация и концентрация гостиничного бизнеса. Эта тенденция проявляется в создании крупных корпораций и гостиничных цепей. Такой подход позволяет гостиничным предприятиям перегруппироваться и привлечь дополнительные ресурсы для развития своего бизнеса. Гостиничные предприятия концентрируются через создание союзов или ассоциаций, не нарушающих их юридическую и хозяйственную самостоятельность, но позволяющих проводить совместные маркетинговые программы, вести исследовательскую деятельность, формировать единую систему подготовки и переподготовки кадров.

6. Глубокая персонификация обслуживания и полная концентрация на запросах и потребностях клиентов. В дорогих отелях для этих целей создаются карты постоянных клиентов, в которых собирается информация об их вкусах, предпочтениях и привычках. Такая база данных позволяет предупреждать желания гостей. Для решения этих задач в отелях создаются специальные службы. Так, в отелях корпорации Marriott были созданы специальные службы дворецких. В отелях Redisson формируются специальные корпоративные программы обучения персонала, такие, как «Yes I Can!», ориентированные на создание личной заинтересованности всех служащих компании в отличном обслуживании.

7. Широкое внедрение новых средств коммуникации и информационных технологий, позволяющее проводить глубокую и системную экономическую диагностику. Результаты диагностики дают возможность осуществить полный самоанализ и анализ конкурентов в области применяемых ценовых и маркетинговых стратегий, проанализировать степень активности на рынке, выявить доходность разрабатываемых сегментов, скоординировать спрос и предложение гостиничных услуг. Все это в конечном итоге способствует решению проблем загрузки гостиничных предприятий.

8. Внедрение новых технологий в деловую стратегию гостиничных предприятий, в частности широкое использование сети Интернет с целью продвижения гостиничных продуктов и услуг. Новые технологии уменьшают издержки и обеспечивают потребителям повышенный комфорт. Эти технологии расширяют возможности по привлечению новых клиентов и позволяют расширить занимаемые компаниями сегменты рынка. Например, применение новых систем бронирования дает неоспоримые конкурентные преимущества.

Крупные отели и гостиничные корпорации предлагают своим потенциальным клиентам совершить экскурсии по отелям, не выходя из дома. Так, посетители сайтов могут познакомиться с внутренними интерьерами гостиниц, с меню ресторанов и баров, получить разнообразную справочную информацию.

Таким образом, перечисленные выше основные современные тенденции развития индустрии гостеприимства направлены в конечном итоге на решение основных задач:

- поиск собственных конкурентных преимуществ;

- создание стабильной клиентуры через умение найти своего клиента;

- поиск и создание новых путей развития, постоянное обновление собственной политики с учетом динамично развивающегося рынка гостиничных и туристских услуг.

http://truport.ru/foo_page2/asrppgb_9.html

Кафедра гостиничного и туристического бизнеса

Зав. кафедрой – проф. Попов Леонид Алексеевич.

Специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами).

Кафедра создана в 1993 году. С 2011 года кафедра находиться в составе факультета «Высшая школа спортивной и туристской индустрии». Миссия кафедры заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов мирового уровня для индустрии гостеприимства и туризма, способных добиваться эффективных результатов в научной и производственной деятельности.

Основные направления научных исследований: экономическая стратегия комплекса индустрии гостеприимства, туризма и рекреации в РФ и за рубежом; актуальные проблемы развития современной индустрии гостеприимства и туризма; формирование рынка услуг оздоровительного туризма в РФ и стратегия его развития, планирование и прогнозирование в индустрии гостеприимства и туризма; менеджмент в индустрии гостеприимства и туризма; предпринимательская деятельность в индустрии гостеприимства и туризма; новые технологии ведения бизнеса в гостеприимстве и туризме; автоматизация предприятий индустрии гостеприимства: области применения, возможные направления повышения эффективности внедрения и эксплуатации автоматизированных систем управления; методики экономического и статистического анализа деятельности предприятий индустрии гостеприимства; исследование экономической эффективности новых форм и способов информационного обеспечения предприятий индустрии гостеприимства; управление качеством индустрии гостеприимства; реклама и PR в туризме; государственное регулирование туристической деятельности; маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе; современные стандарты обслуживания в сфере гостеприимства; экономические стратегии гостиничного предприятия; совершенствование организационных процессов в современных гостинично-ресторанных комплексах; развитие регионального туризма в РФ; туристско-рекреационный потенциал регионов РФ; повышение эффективности деятельности предприятий индустрии гостеприимства и туризма; формирование стратегий развития гостиничной индустрии; механизм повышения эффективности качества услуг гостеприимства и туризма.

Научные руководители: д-р экон. наук, проф. В. П. Белянский, д-р экон. наук, проф. М. Ю. Лайко, д-р экон. наук, проф. Д. Т. Новиков, канд. экон. наук, проф. Л. А. Попов, к. экон., проф. С.С. Скобкин, к. экон., проф. М.В. Кобяк., д. экон., проф. Т.В. Сорокина.

Текст 3.

http://tourlib.net/books_tourism/ganopolsky24.htm

Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование

Наши рекомендации