Тренировок (кг) до/после

ДЖО УАЙДЕР

Бодибилдинг

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ КУРС

Тренировок (кг) до/после - student2.ru

Тренировок (кг) до/после - student2.ru Тренировок (кг) до/после - student2.ru Тренировок (кг) до/после - student2.ru

Джо Уайдер „Бодибилдинг: фундаментальный курс"

Ответственный редактор И. П. Лозинский

Подписано в печать 12.02.1992 г. Формат 60x90 1/8. Бумага офсетная.

МП „Спартаке" СП „Уайдер спорт—СУ"

113054, Москва, ул. Валовая, 28.

ISBN 5-225-00335-4

© СП "Уайдер спорт-СУи, 1992 г.

WeiDGR

МОСКВА

СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ: ДЖО УАЙДЕР: КТО ОН?

Глава 1 ТЫ - КУЛЬТУРИСТ!

Глава 2 НАЧИНАЕМ!

Глава 3 УРОВЕНЬ И: ЕЩЕ ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ ТРЕНИРОВОК!

Глава 4 ВЫ СТАНОВИТЕСЬ ОПЫТНЫМ КУЛЬТУРИСТОМ

Глава 5 ЧЕТВЕРТАЯ СТУПЕНЬ: К СЛАВЕ!

Глава 6 ФОРМУЛА УСПЕХА

ДЖО УАЙДЕР: КТО ОН?

Андреас Каллинг, Мистер Интернэшнл

ВСТУПЛЕНИЕ

Этот вопрос я и сам частенько задавал себе, когда подростком у себя дома, в

Швеции, часами разглядывал знаменитый американский журнал "Культурист", где это имя встречалось едва ли не на каждой странице. Много позже мне посчастливилось близко узнать Джо и даже стать его другом, и сегодня мне самому задают этот же самый вопрос.

Итак, кто же он, Джо Уайдер? Пожалуй, одним словом и не отве-тишь. Во-первых, он величайший энтузиаст бодибилдинга из всех, кого когда-либо видел мир, во-вторых, удачливый бизнесмен и блестящий организатор,

в-третьих, автор и издатель лучших методических пособий по культуризму.

Но главная его заслуга состоит в созда-нии уникальной, поразительно эффек-

тивной системы занятий бодибилдин-гом, с помощью которой любой человек, в том числе и явно обделенный приро-дой, может добиться совершенных атлетических форм и феноменальной силы!

В наши дни миллионы людей самого разного возраста устремляются в трена-

жерные залы за здоровьем, красотой и силой, даже не подозревая, что каких-

нибудь полвека назад успех таких занятий вовсе не был запрограммирован. В те времена в вопросах телостроительства царил полнейший хаос, занимающиеся метались между противоречивыми "советами" враждующих школ и нередко доводили себя неправильными тренировками до травм и болезней, что привело в итоге к массированной врачебной кампании против занятий тяжестями.

Путь, которым Джо шел к созданию своей удивительной методики, достоин

пера романиста. В 17 лет он вел огромную по своему объему переписку

с выдающимися спортсменами и тратил на нее не менее пяти часов ежедневно! Растроганные юношеским фанатизмом Джо, чемпионы сообщали ему такие подробности своего опыта, которые не доверили бы никому другому. Каждую новую крупицу знания Джо проверял на самом себе в спортивном зале. Обладая незаурядным аналитическим даром, Джо

сформулировал основные положения бу-дущей системы уже в 19 лет!

Однако, когда он обратился в спортивные журналы, чтобы рассказать об

открытых им закономерностях культуристической Тренировки, то редакторы, узнав, что Джо хочет бросить вызов авторитетам, подняли его на смех. И тогда Джо решает выпустить собственное издание!

Через много лет скромный бюллетень, который Джо из-за недостатка средств

размножал на ротапринте и за свой счет рассылал по атлетическим клубам, вырос в главный культуристический журнал мира, способный кого угодно поразить своим 300-страничным ежемесячным объемом и блеском полиграфического исполнения! Тираж журнала составляет более 6,5 миллионов экземпляров, не считая версий на французском, итальян-

ском, испанском, японском и русском языках!

Сегодня Джо именуют не иначе как Тренер Чемпионов. И это, действитель-

но, так. Среди его учеников Стив Ривз, Арнольд Шварцнеггер, Фрэнк Зан, Серджио Олива, Франко Коломбо, Jly Ферриго, Майкл Ментцер, Кори Эверсон и многие другие, составившие славу современного бодибилдинга, не считая всех тех, кто постигает теорию и практику культуризма по его многочисленным учебным бестселлерам.

Мне не однажды приходилось бывать в резиденции Джо в Южной Калифор-

нии - это место, где собраны лучшие мускулы планеты. Джо не только финансирует выдающихся культуристов, но и привлекает их к исследовательским программам, которые ведет его собствен-

ный научный центр.

Да, методика Джо постоянно совершенствуется. Примечательно то, что за

истекшие полвека в ней не удалось ничего опровергнуть. Наоборот, много-

летние эксперименты подтвердили эффективность предложенных им приемов развития мускулатуры.

Нечего и говорить, система Джо оказалась замечательной находкой для

большого спорта. Сегодня она повсеместно используется в тех его видах, где

результат зависит от силы и выносливости мышц. Принципы бодибилдинга

благодаря Джо приобрели всеобщее значение и популярность!

Впрочем, сам Джо никогда не ставил рекорды выше здоровья. В бодибилдинге он всегда видел великолепное средство оздоровления. На эту тему им написано множество статей и книг, и надо сказать,

что на первых порах он казался окружающим по меньшей мере чудаком.

Признаком мужественности в годы юности Джо считались шестицентовая сигара и ватные накладные плечи, и тут Джо вздумал критиковать этот привычный стереотип!

Со временем новаторская точка зрения Джо пробила себе дорогу: старт

взяла грандиозная по своему масштабу физкультурная революция. Сегодня в

США вы не найдете ни одной корпорации, которая не имела бы атлетического зала и не поощряла своих сотрудников к тренировкам.

Оздоровительные центры из вялого, практически безнадежного бизнеса пре-

вратились в процветающие храмы новой религии! А что стало с кинематографом: приключения плэйбоев заменили приключения мускулов! Лучший из культуристов, Арнольд Шварцнеггер, даже стал министром американского спорта! Сбывается пророчество, сделанное Джо со-

рок лет назад: бодибилдинг будет признан королем спорта...

Честно говоря, я никак не могу привыкнуть к происходящим переменам,

ведь кажется совсем недавно, каких-нибудь 25 лет назад, когда я только начал заниматься культуризмом, меня обзывали "мясным магазином", а моя девушка уговаривала оставить это малопопулярное хобби...

Однако вернемся к Джо. В канун своего семидесятилетия он так же бодр

и полон энергии, как и полвека назад, когда, переписываясь с чемпионами,

только мечтал о тех временах, когда бодибилдинг утвердится как образ жиз-

ни новых поколений. Он пишет книги, организует соревнования, занимается

бизнесом, и, конечно же, неустанно пропагандирует бодибилдинг - шестой

по популярности вид спорта в мире!

Во всем, чем бы ни занимался Джо, он верен своему девизу, который много

лет назад написал на титуле первого номера своего журнала: "Стремись к

успеху, старайся превзойти себя, люби своих друзей, говори правду, будь верен, уважай родителей. Эти жизненные принципы помогут достичь совершенства, сделают сильным, дадут надежду и приведут к истинному величию!"

Прислушайтесь к его словам. Джо Уайдер знает, что говорит.

Глава 1

ТЫ - КУЛЬТУРИСТ!

О, бодибилдинг! Вряд ли найдется хотя бы один человек, которого этот спорт оставляет равнодушным. Никто, будь то мужчина или женщина, не может сдержать волнения при виде этих умопомрачительных мускулов, превращающих спортсмена в подобие античного божества!

Кстати, интересно бы знать, откуда взялось у людей желание выглядеть

именно так. Мне кажется, что ближе всего к истине слова, сказанные как-то

Арнольдом Шварцнеггером: "Мужчина хочет побеждать, а культуризм - это

ключ к любым победам..."

Не каждый, кто приходит в культуристический зал, посягает на титул "Мис-

тер Юниверс" или "Мистер Олимпия", но даже если он ставит перед собой

относительно скромные цели, например, избавиться от лишнего веса, улучшить свой внешний вид, укрепить здоровье, то и в этом случае он получает полное право именоваться культуристом. Поскольку быть культуристом означает сделать физическую культуру частью своей

жизни, в отличие от сотен тысяч, если не миллионов других людей, которые

позволяют своему здоровью медленно угасать с возрастом, ленятся заниматься спортом, часто предаются излишествам, а потом на приеме у врача жалуются на недомогание и слабую потенцию...

Немалая притягательность культуризма заключается в том, что только от

самого занимающегося зависит степень его успеха. Принципы бодибилдинга,

которые будут изложены в этой книге, настолько просты, что уповать на какихто там персональных тренеров просто глупо. Культурист сам решает, как ему тренироваться, какой диеты придерживаться. Он сам в конечном счете определяет свою спортивную судьбу. Сам, в полном смысле слова, создает себя!

Надо признать, что достичь поставленных целей в культуризме не легко, и

если вы купили этот методический учебник, полагая, что он автоматически

обеспечит вам успех, то зря потратились. Главным условием преуспевания в

бодибилдинге, как и в любом другом деле, является характер. Он - залог

побед, впрочем, часто и основное препятствие к ним. Поэтому первое, чем

вам необходимо обзавестись перед занятиями, так это осознанной решимо-

стью во что бы то ни стало добиться своего. И если подобное качество у вас

уже есть, то помноженное на знания из этой книги, оно, действительно, приведет к победе.

Культуризм - это не только мускулы. Тренировки выработают у вас упорство, готовность к жертвам, умение ставить перед собой задачи и добиваться их выполнения, трудолюбие, стремление доминировать и одерживать верх. И все это впоследствии останется с вами навсегда. По этому поводу Jly Ферриго, многократный чемпион в бодибилдинге и популярнейший киноактер, говорит: "Уроки, полученные от занятий культу-

ризмом, обязательно помогут в любой другой деятельности: бизнесе, спорте,

учебе, работе автомехаником или карьере актера, как это случилось со мной.

Потому что в сравнении с культуризмом остальное кажется детской забавой. Когда я впервые принял участие в 12-часовых съемках, то после напряженных тренировок и жесточайших диет, посчитал все развлечением, хотя окружающие валились с ног и заговаривались от усталости..."

О ТЕХ, КТО ПРЕУСПЕЛ

Следующие страницы я посвящаю спортсменам, которые сумели показать

выдающиеся результаты, преодолев, казалось бы, невозможное, и теперь входят в немногочисленную элиту кулыуристов-профессионалов.

Надеюсь, что этот рассказ вдохновит вас, и вы начнете тренироваться с

удвоенным усердием. Более того, я верю, что когда-нибудь услышу от вас историю о том, как нужно преодолевать трудности, и помещу ее в свою новую книгуучебник. Дерзайте!

Лy Ферриго

О выдающихся спортсменах иногда можно прочитать, что, мол, в детстве

или подростковом возрасте они вовсе не производили впечатления будущих чемпионов. В случае с Ферриго мне придется начать с тех же самых слов, и в

них не будет преувеличения. Дело в том, что трехлетним мальчиком Jly перенес простудное заболевание, закончившееся потерей слуха.

Из-за глухоты он никак не мог научиться внятно говорить. Плохой слух и

мало понятная речь сделали его изгоем в школе. Он стал постоянной мишенью насмешек и даже издевательств. Лу пытался утешиться в мире фантазий. Дома, в одиночестве, он воображал себя Суперменом - героем любимых комиксов. Иногда Батмэном - не менее славным, чем Супермен. Однако даже в своих мечтах он не смел посягнуть на великолепного Громадину. Этот популярный персонаж комиксов отличался

неимоверным ростом и чудовищной силой. "Ну, а я был слабым болезненным ребенком, - рассказывал мне Лу. - В 13 лет при росте 172 см я весил 57 кг.

Как-то я попытался поднять штангу и едва избежал травмы..."

Jly так стыдился своего тела, что начав заниматься бодибилдингом, целых три года тренировался втайне ото всех в подвале дома, где жила его семья. "В

конце концов я решил плюнуть на свой стыд, - вспоминал Лу. - Я начал чувствовать, что занятия с гантелями и парой маленьких гирь уже не приносят никакой пользы. Я перерос свой подвал, мне была нужна штанга и все то разнообразное оборудование, что установлено в коммерческих залах. Так я вышел из подвала и, стиснув зубы, отправился на поиски ближайшего атлетического клуба..."

Лу было тогда 16 лет, и через два года он уже стал "Мистером Америка" среди юношей. Через четыре - "Мистером Юниверс". Еще через год Лу завоевал титул "Мистер Интернэшнл" и снова титул "Мистер Юниверс". В 1974 и 1975 годах он принимал участие в конкурсах "Мистер Олимпия" и уступил только одному человеку - Арнольду Шварцнег-геру.

После этой неудачи Лу отошел от соревновательного бодибилдинга. Он

был в превосходной спортивной форме и решил заработать на профессиональ

ном футболе. Дела быстро пошли в гору, хотя никогда до этого он не играл в

футбол. Но вскоре Лу получает травму: рвется ахиллово сухожилие. Его выставляют из команды - будто сама судьба заставляет его вернуться в лоно бодибилдинга.

Ферриго возвращается к тренировкам в конце 1976 года, а к исходу лета 1977

года набирает такую форму, что все, включая соперников, прочат ему победу

на конкурсе "Мистер Олимпия". Однако за две недели до начала соревнований Лу получает несколько озадачившее его предложение попробовать себя в роли киноактера. Когда речь заходит о подробностях, то выясняется, что играть Лу должен... Громадину. Подобное стечение

обстоятельств настолько поразило Ферриго, что он без колебаний вычеркнул

себя из списков участников конкурса и едва ли не бегом бросился на съемочную площадку.

Когда фильм был закончен, то в широкий прокат его не пустили: слиш-

ком непредсказуемым казался результат. Фильм продали телевидению, и гонорары вышли прямо-таки мизерными. Казалось, что Лу совершил промах,

отказавшись от конкурса, который мог серьезно поправить его финансовые дела. Но тут вдруг выяснилось, что телезрители без ума от фильма и требуют

продолжения! Так фильм вырос в целый сериал и главную роль в нем исполнил Лу! Телефильм "Громадина" с успехом шел несколько лет. Когда он закончился, то права на повторный показ тотчас были раскуплены. Нечего и говорить, что Ферриго стал очень богатым человеком.

"Своим успехом я целиком обязан бодибилдингу, - говорит Лу. - Трениров-

ки приучили меня к настойчивости и трезвой оценке своих возможностей. Но

главное в том, что бодибилдинг радикально изменил мою самооценку. Я

перестал быть беспомощным младенцем в жизни, приобрел уверенность в

своих силах. Победы в конкурсах постепенно отучили меня от страха перед

внешним миром, который жил во мне с детских лет. Другими словами, я стал

нормальным человеком.

Подростком я сделал свой выбор, решив заниматься культуризмом. Конеч-

но, я тогда не мог думать о своей будущей популярности, но я выбрал

спорт, а этот выбор не может быть неправильным!.."

Арнольд Шварцнеггер

Большинство специалистов в бодибилдинге сходятся во мнении, что Арнольд

- величайший культурист мира. Трудно поверить, но если Арнольд принимал

участие в каких-либо соревнованиях, то обязательно их выигрывал! К тому же он опроверг все устоявшиеся представления о карьере культуриста-профессионала. До Арнольда было известно, что первую победу на конкурсе масштаба "Мистер Юниверс" можно одержать после десяти лет тренировок. Арнольд одержал такую победу уже через пять лет.

В юности, в Австрии, Арнольд занимался многими видами спорта. В том

числе футболом, плаванием, лыжами, тяжелой атлетикой и всюду добивался

отличных результатов. "Я хотел быть лучшим в каком-нибудь виде спорта, -

вспоминал позже Арнольд, - но душа почему-то ни к чему не лежала. Но когда я впервые взял в руки штангу и сделал серию подъемов на бицепс, то сразу понял: это мое!" Через пять лет упорных, не всегда правильных тренировок юноша из Австрии завоевал титул "Мистер Юниверс".

За первым международным успехом последовали другие. Всего Шварцнеггер

выиграл пятнадцать чемпионатов мира, не считая бессчетных побед на менее

значительных конкурсах вроде "Мистер Интернэшнл" или "Мистер Европа".

Выиграв шесть раз подряд титул "Мистер Олимпия" (1970-1975 гг.), Арнольд

объявил о своем уходе из спорта. Следующие пять лет он успешно занимался

бизнесом, вкладывая деньги в недвижимость. Его положение предпринимателя настолько упрочилось, что он из собственных средств финансировал конкурсы профессионалов, в том числе состязания

"Мистер Олимпия" 1976-1979 гг, а также все конкурсы профессиональных

культуристов в 80-е годы.

Примерно в середине 80-х он состоялся как киноактер, сыграв экзотическую

роль дикаря Конана. Для этой роли Арнольду нужно было продемонстриро-

вать все великолепие своей мускулатуры. Он начал тренировки и вновь вошел в спортивный азарт. Всего за семь недель Арнольд вернул себе форму и удивил весь культуристический мир, заявив, что примет участие в конкурсе "Мистер Олимпия". И он завоевал титул в седьмой раз!

Арнольд, несомненно, непревзойденный культурист.

Франко Коломбо

Доктор Франко Коломбо родился на Сардинии в очень бедной семье. За

душой у него не было ничего кроме честолюбия, да и жизненный выбор был

невелик: либо пасти овец, либо стать членом одной из многочисленных мес-

тных банд, облагающих "налогом" зажиточных соотечественников. Коломбо выбрал овец, не ведая, что выбрал судьбу: бегая за овцами по каменистым склонам, он обрел выносливость и незаурядную силу. Эту силу он несколько раз успешно пробовал в драках, которые были частыми в деревне, и потому, не имея никаких особенных навыков, решил поучаствовать в турнире по боксу в соседнем городишке. Там он одержал победу и был приглашен заезжим менеджером в профессиональный клуб. В итоге Коломбо стал чемпионом Италии по боксу! Столь почетный титул не изменил его жизнь к лучшему, и Коломбо поехал в Западную Германию, где, как он слышал, неплохо платят на автомобильном конвейере. Там он снова занимался боксом, и, как талантливый спортсмен, был нарасхват в клубах про-

фессионалов. Последний тренер Франко решил еще больше увеличить силу удара своего подопечного, тем более, что уже несколько боев Франко заканчивал эффектными нокаутами. Он показал Коломбо,

как нужно тренироваться со штангой для увеличения силы. Мощь удара выросла настолько, что во время поединка Коломбо едва не убил соперника. Случившееся стало для Франко самым настоящим потрясением. Он дал себе слово никогда больше не прикасаться к боксерским перчаткам. Он бросил работу и отправился обратно в Италию. Но без спорта Коломбо уже не мог и

решил заняться бодибилдингом. За короткий срок Франко Коломбо стал чем-

пионом Италии, завоевал титул "Мистер Европа", а также победил на нескольких чемпионатах по тяжелой атлетике. Настоящий триумф ждал Коломбо в США. Приехав в эту Мекку бодибилдинга, Коломбо начал особенно усиленно тренироваться. Он победил на конкурсе "Мистер Юниверс", а спустя год и на конкурсе "Мистер Олимпия". Одновременно Франко всерьез увлекся медициной. Получив диплом врача, он открыл частную практику. Обладая незаурядной врачебной интуицией, Франко

сделал себе имя. Одновременно он не оставлял бодибилдинг, и даже написал

несколько книг, одна из которых вышла особенно удачной и выдержала немало переизданий. Отличная карьера, особенно если вспомнить, что началась она с овец!

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Ниже я привел список из пятнадцати выдающихся спортсменов с указанием

их веса и объема бицепса до и после тренировок. Сравните цифры со своими

измерениями, и вы поймете, что вы можете ждать от культуризма.

Вес До/после Бицепсы

тренировок (кг) до/после

Тренировок

Имя спортсмена (см)

(завоеванный титул)

1. Билл Перл (Мистер Юниверс) 69/117 30/51

2. Ларри Скотт (Мистер Олимпия) 64/106 25/51

3. Серджио Олива (Мистер Олимпия) 80/121 32.5/55

4. Фрэнк Зан (Мистер Олимпия) 65/100 26/47.5

5. Робби Робинсон (Мистер Юниверс) 75/109 35/52.5

6. Кен Уоллер (Мистер Юниверс) 75/117 32.5/50

7. Том Платц (Мистер Юниверс) 66/105 29/47.5

8. Бойер Ко (Мистер Юниверс) 71/106 29/51

9. Билл Грант (Мистер Уорлд) 63/97 24/50

10. Деннис Тинерино (Мистер Юниверс) 67/117 26/52.5

11. Андреас Каллинг (Мистер Интернэшнл) 67/97 29/47.5

12. Стив Дейвис (Мистер Уорлд) 142/100" 40/47.5

13. Гарри Леонард (Мистер Америка) 72/109 35/50

14. Род Кунц (Мистер США) 75/105 29/50

15. Юсуп Уилкоц (Мистер Юниверс) 74/111 30/51

_______________________________

* Примечание. Стив Дейвис, страдающий ожирением, в результате занятий нормализовал свой вес, одновременно значительно увеличив мышечную массу.

Вот такие результаты бывают, если последовательно применять научно

обоснованные методы тренировок. Как вы видите, генетические предпосылки спортсменов в начале пути неодинаковы, но природа отступила перед бодибилдингом, и показатели сравнялись, приблизившись к универсальным величинам - критериям красоты телосложения.

БОДИБИЛДИНГ: ВЫДУМКИ

ПРОФАНОВ

До середины 60-х культуризм не был по-настоящему популярен. Средства

массовой информации еще не "открыли" бодибилдинг, и как часто бывает в таких случаях, появились нелепые слухи, которые никто не опровергал и которым многие искренне верили. Время от времени противники нашего вида спорта, начинали тотальные походы, отзвуки которых слышны и поныне. Со временем число тех, кто был готов воевать с бодибилдингом, поубавилось, однако отдельные критики все еще живы. Не бойтесь встречи с ними. Сейчас вы узнаете, как противостоять их однообразным нападкам: мы вместе разберем наиболее застарелые "аргументы" всей этой антикультуристической мифологии.

1. У культуристов закрепощенные мышцы.Вот, пожалуй, самая упорная

выдумка о бодибилдинге. Для начала сделаем экскурс в 50-е годы. Тогда вокруг культуризма шли особенно жаркие споры. Наши противники настаивали на проведении научных исследований, уверенные в том, что их

результаты станут убийственным разоблачением культуризма.

Одно из первых солидных исследований было проведено в университете

штата Айова (с полными результатами вы можете ознакомиться в сборнике

Рисерч Квотерли, том 21, №1, стр. 83-93). Экспериментатор профессор

Кэйпен разделил добровольцев на две группы: первая занималась обычными

видами спорта, преимущественно легкоатлетическими, а вторая группа тренировалась со штангой. В конце эксперимента было проведено тестиро-

вание и обнародован следующий вывод: занимавшиеся тяжестями не обнаруживают никаких признаков закрепощенности суставов. Напротив, гибкость суставов возросла. В дальнейшем многими другими исследованиями было подтверждено, что упражнения с отяго-

щениями не вызывают мышечной закрепощенное™.

Изучение этого вопроса проводилось на самом серьезном уровне, поскольку

он приобрел принципиальное значение для большого спорта. Профессиональ

ные спортсмены - спринтеры, гимнасты, пловцы, борцы и боксеры - увидели, что с помощью культуристических упражнений можно реально увеличить силу мышц, однако они опасались, что ценой этого будет утрата гибкости. Изучение проблемы силами спортивной медицины привело к тем же итогам.

Кстати, вы сами можете провести несложный эксперимент. Если до заня-

тий культуризмом вы не занимались спортом, то при прямых коленях вряд

ли достанете до пола кончиками пальцев. Через несколько недель тренировок

вы уже будете доставать до пола ладонями. Джон Гримек, первый победитель конкурса "Мистер Америка" (1940 г.) мог коснуться пола локтями! И тем не менее я должен сказать, что миф о мышечной закрепощенности культуристов родился не на пустом месте. Мне не раз и не два приходилось встречать в спортивных залах неуклюжих, скованных гигантов, едва умеющих завязать шнурки на собственных ботин-

ках. Однако причина вовсе не в том, что их суставы утратили гибкость. Все

объясняется мышечным стрессом, точнее его избыточностью, за которой на-

чинаются подобные явления. Все искусство культуризма можно све-

сти к релаксации, умению отдыхать, Ведь рост мышц происходит не на

тренировках, а между ними, когда мышца отдыхает и набирается сил. Многие забывают об этом и тренируются в погоне за результатом до изнеможения, не давая мышцам необходимого отдыха.

В результате тренировки становятся для всего организма чудовищным стрессом с патологическими последствиями. Одним из них является утрата тонкой координации и общая скованность. Даже незначительный стресс сопровождается такими явлениями: вспомните себя, когда вам впервые пришлось выступать

публично. Что же говорить о тех горекультуристах, что подвергают себя многомесячному сильнейшему стрессу? Именно они навлекли на бодибилдинг несправедливые обвинения.

2. Культуристы не могут называться спортсменами. Даже если считать, что результат в спорте обязательно должен измеряться сантиметрами, метрами, секундами, килограммами, то соревнования по бодибилдингу не являются исключением. Правда, судьи здесь не прибегают к точным измерениям с помощью фотофиниша, весов или секундомера. Но разве в фигурном катании, спортивной гимнастике или синхронном плавании они не на глаз оценивают выступление спортсмена? Что же касается самих культуристов, то демонстрация позы требует не меньше напряжения и собранности, чем, например, прыжок с трамплина. Ну а тренировка определенно отнимает у культуристов куда больше сил, чем в любом другом виде спорта, поскольку только культурист тренирует все без исключения мышцы. Можно привести длинный перечень выдающихся имен в одибилдинге, которые одновременно являются символами высоких достижений в самых разных видах спорта. Так, Робби Робинсон пробегал 100 ярдов за 9,4 сек. Он и сегодня* уверен, обставит любого, если, конечно,

это не профессиональный спринтер. -Мистер США" Роджер Коллард был

без ума от футбола и оставался в команде своего университета во время

тренировок перед важнейшими национальными соревнованиями в бодибил-

динге. Больших успехов в футболе добился "Мистер Америка" Майк Кац,

который защищал честь Нью-Йорка в команде столичного профессионального клуба "Нью-Йорк Джетс", ну а два "Мистера Юниверс" Кен Уоллер и Jly Ферриго забрались еще выше: в профессиональную футбольную лигу Канады. Андреас Каллинг - чемпион Швеции по борьбе дзюдо, Арнольд Шварцнеггер - чемпион Европы в керлинге. Билл

Перл до того, как стать "Мистером Америка" и "Мистером Юниверс" заво-

евал чемпионский титул в борьбе среди военнослужащих американского флота. Фрэнк Зан - чемпион Европы по стрельбе из лука...

3. После прекращения тренировок мышцы культуристов превращаются в жир.Этой выдумке почти сто лет, и родилась она в конце прошлого века,

когда журналы начали публиковать фотографии силачей того времени - боль-

ших любителей пива и толстяков. На самом деле, когда культурист перестает

тренироваться, а происходит это редко, большинство не оставляет упражнений с тяжестями и в пожилом возрасте, он возвращается к тому типу телосложения, с которого начал тренировки. Если онбыл худощавым, то снова становится таким, если полным, то набирает вес. Не часто, но встречаются исключения, когда астеничный в прошлом культу-

рист, прекратив занятия, вдруг начинает полнеть. Это бывает связано с большим аппетитом, который сохраняется как бы по инерции после прекращения тренировок, хотя организм уже и не нуждается в значительном количестве белков и калорий. Рецепт один: есть поменьше.

4. Культуристов не интересуют женщины, у них гомосексуальные наклонности. Думаю, я не ошибусь, если скажу, что в девяти случаях из десяти причиной занятий культуризмом становятся чьи-то стройные ноги. И в дальнейшем женщины остаются, как правило, самым сильным побудительным мотивом к покорению вершин в бодибилдинге. Это

объясняется тем, что тренировки повышают уровень полового гормона в крови со всеми вытекающими отсюда последствиями. Нечего и говорить о том, что сила, энергия и неутомимость делают культуриста неотразимым половым партнером. К тому же в отличие от большинства мужчин, не занимающихся спортом, вялых и путающихся в жизни, культурист всегда переполнен жаждой жизни и радостью. Ясно, что мужчина с такими качествами очень привлекателен для женщин. Я никогда не встречал никого, кто был бы более любвеобилен чем культуристы, и кто бы у женщин пользовался большим успехом. Что касается гомосексуализма, то среди культуристов людей с подобными отклонениями не больше, чем в остальном роду человеческом.

5. Мышцы заменяют культуристам мозги. Мы вряд ли найдем среди суперзвезд культуризма кого-либо, кто не имеет диплома о высшем образовании. Кое-кто имеет и научные степени. Но вообще-то мне кажется, что интеллект человека зависит главным образом от внешних обстоятельств. Кто-то родился в семье, где высшее образование является правилом, ну а кто-то в квартале, где меньше всего думают о книжной учености. Вероятно, занятия культуризмом мало что изменят в семейных планах в первом случае и не заставят пойти в школу во втором. Впрочем, иногда наш спорт, действительно, становится причиной невежества и ограниченности. Поставив все на карту бодибилдинга, связывая с ним надежды на скорое обогащение, отдельные спортсмены сужают свой мир до размеров атлетического зала. Такие люди вызывают у меня скорее жалость, чем симпатию. Не случайно Арнольд в своем напутствии начинающим культуристам говорит: "Помни, что главные события в жизни происходят за стенами твоего клуба".

ПРИНЦИПЫ ТРЕНИРОВКИ

Итак, вы решили, что культуризм - это именно то, что вам нужно и вот-вот

начнете занятия. Но прежде вам нужно понять несколько простых истин, касающихся мышечной физиологии. Вы должны знать, что мышца не

может расти в объеме бесконечно. Количество мышечных волокон генетиче-

ски запрограммировано, и с прекращением роста организма оста-

навливается и рост мышц. Ваша задача заключается в том, чтобы добиться

гипертрофии мышечных волокон, т. е. их утолщения, которое и создает эффект роста мышцы. Гипертрофия происходит в ответ на силовой стресс. Под действием прогрессирующих нагрузок мышечные волокна постепенно начинают утолщаться. Однако как это происходит, до сих пор не ясно. Десятилетиями считалось, что во время тренировки клетки, из которых составлены мышечные волокна, распадаются, а во время отдыха восстанавливаются в избыточном количестве. Но последние исследования не подтвердили эту точку зрения. Сегодня физиологи придерживаются теории заторможенного катаболизма. Катаболизм - это распад старых, отживших свое клеток, процесс, который непрерывно идет в нашем организме, и

не только в мышцах. В противовес ему происходит анаболизм - рост новых

клеток. В здоровом организме эти два процесса сбалансированы. В итоге тело сохраняет более-менее постоянный вес. Казалось бы, для увеличения мышечной массы нужно сдвинуть баланс в сторону анаболизма. Исследования показали, добиваться этого нужно путем уменьшения уровня катаболизма. Выяснилось, что тренировки с тяжестями не увеличивают анаболизм (его уровень практически не поддается воздействию), а снижают катаболизм, что в конечном счете и приводит к увеличению объема

и силы мышц. Культуристу, быть может, и не так уж важно знать, какая теория верна. Главное для него в том, что к росту мускулатуры приводит принцип силового стресса, о котором мы подробно поговорим во второй главе.

ВОЗРАСТ

Особенность мышц заключается в том, что они практически в любом

возрасте откликаются на физическую нагрузку. Разве лишь после 45-50 лет

эти процессы замедляются. Так что никаких принципиальных ограничений в

бодибилдинге не существует. Среди чемпионов есть и девятнадцатилетние, и те, кто впервые взял в руки гантели после тридцати. Американец Кейси Вайетер может служить примером своеобразного рекорда молодости в культуризме: титул "Мистер Америка" он завоевал в 19 лет. Эд Корни, наоборот, пришел в спорт, когда его молодость была позади: в 33 года.

Через десять лет тренировок он занял третье место на конкурсе "Мистер

Олимпия". Вик Даунз вообще считал себя человеком далеким от спорта, но

эмигрировав в Канаду из Англии и оставшись без средств к существованию,

он решил попробовать себя в культуризме. В атлетический клуб он, как и Корни, пришел в 33 года. Спустя четыре года он стал "Мистером Канада", а еще через два года - "Мистером Юниверс". И наконец давайте вспомним знаменитого Билла Перла, кумира 50-х, который пика своей формы достиг в 50 лет!

Как вы видите, возраст не помеха для спортивной борьбы. Конечно, после 45 лет вам не так-то просто рассчитывать на победу, но и в этом случае вы можете быть уверены, что культуризм сделает вас спортивным и крепким. Если же вам недавно исполнилось двадцать, то перед вами открыты все пути к Олимпу!

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

КУЛЬТУРИЗМА

Вы так много хорошего узнали о культуризме, что у вас, возможно, поя-

вилась некоторая доля сомнения. В самом деле, неужели на солнце культу-

ризма нет пятен? Сразу скажу, что те, кто влюблен в культуризм, не замечают его недостатков. Более того, недостатки эти под определенным углом зрения оказываются достоинствами. Но давайте приступим к делу.

Однообразие. Да, культуристы из года в год занимаются одним и тем же. Если вы рассматриваете культуризм только как средство достижения какой-то третьей цели, то одинаковость условий, в которых вы тренируетесь, и монотонность упражнений быстро заведут вас в тупик. Поэтому я хочу дать вам совет: не делайте из культуризма работу, не занимайтесь им только потому, что это модно. Если вы чувствуете, что не влюблены искренне в поэзию мускулатуры, если у вас не ускоряется сердцебиение, когда вы входите в зал и видите все эти штанги, гантели и тренажеры, лучше оставьте бодибилдинг в покое. Как и в любом другом занятии, в культуризме нужна искренность отношения. Она в свою очередь порождает творческий подход, который только и дает феноменальные результаты. Ни один увлеченный культурист никогда не пожалуется вам на однообразие занятий. Наоборот, каждое новое занятие и после многих лет тренировок буквально повергает культуристов в экстаз. Не случайно у Арнольда как-то вырвалось: "...Это

можно сравнить только с сексом!"

Таким образом, от вас будет зависеть, видите вы в одинаковости тренировоч-

Наши рекомендации