Анализ информационных ресурсов территории

Задание №1

PEST– АНАЛИЗ

Политические факторы 1. Государственное (политическое) устройство Республика Карелия – республика в составе РФ с республиканской формой правления. Исполнительную власть в Республике осуществляют: - Глава Республики Карелия; - Правительство Республики Карелия. Выборы Главы Республики Карелия проводятся в соответствии с Федеральными Законами, Конституцией Республики Карелия. Глава республики избирается сроком на пять лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. 2. Текущее (туристское) законодательство и его возможные изменения Структура управления туризмом: Министерство по делам молодёжи, физической культуре, спорту и туризму в Республике Карелия. 3. Формы государственного регулирования и контроля за отраслевыми рынками (туризм) Наличие в республике информационно- туристского центра, республиканской государственной политики поддержки развития туризма. 4. Торговая и финансовая политики За финансовые и материальные ресурсы в республике отвечает Министерство Финансов Республики Карелия. Основным источником финансовых и материальных ресурсов являются денежные поступления от по- тока туристов, въезжающих на территорию республики, денежные средства, полученные от деятельности основных и сопутствующих производств, задействованных в туризме, а также поступающие инвестиции. 5. Международные отношения и связи Республика Карелия является членом Ассамблеи европейских регионов, входит в Совет Баренцева/ЕвроАрктического региона. В феврале 2000 г. был образован Евро- регион «Карелия» в составе Республики Карелия и региональных союзов коммун Финляндии – Северная Похьянма, Кайну и Северная Карелия. Приоритетными отраслями сотрудничества определены следующие отрасли: лесная отрасль, сельское хозяйство, транспорт, связь, здравоохранение, туризм, культура, охрана окружающей среды, приграничное сотрудничество. В 2000 г. на Саммите ЕС был утверждён проект «Северное измерение», целью которого стало постепенное формирование консолидированной стратегии по межрегиональному взаимодействию и сотрудничеству стран на Севере Европы, включая Российские Северные регионы. 6. Степень государственного влияния на экономику Отмечается устойчивый рост производства в большинстве отраслей экономики. Усиливается рост экспорта/импорта. Укрепилась деловая репутация региона. Повысилось доверие инвесторов. Созданы новые механизмы привлечения инвестиций. Отмечается постепенное снижение инфляции. 7. Экологические проблемы и способы их решения Относительно высокая степень загрязнения природной среды отмечается в промышленных центрах Республики Карелия – Петрозаводске, Сегеже, Костомукше, где расположены крупные промышленные предприятия. Ухудшение экологической обстановки наблюдается за счёт достаточной освоенности территории и потока туристов. Территория республики имеет достаточно развитую водную сеть. Поверхностные воды мало минерализированы, поэтому имеют слабую степень самоочищения. В последние годы водохозяйственная обстановка достигла стабильности. В целях контроля организован долговременный экологический мониторинг. Отмечается снижение сброса загрязняющих веществ, в том числе определённых международными соглашениями. Для улучшения экологической обстановки в республике большое значение имеет снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В республике ведётся работа по созданию сети охраняемых природных территорий. Экономические факторы 1. Тип экономики Экономика России – пятая среди стран мира по объему ВВП (на 2012г.). По номинальному объёму ВВП за 2012г. Россия занимает 8-е место. В настоящее время Республика Карелия сохраняет положительную динамику большинства важнейших экономических показателей. Отмечается устойчивый рост производства в основных отраслях экономики. Отмечается рост экспорта. Среди 27 регионов Севера России по макроэкономическим показателям Каре- лия стабильно входит в первую десятку. Основу экономики республики составляет промышленность, которая формирует более 40% ВВП. Несмотря на это, республика приравнена к районам Крайнего Севера и испытывает дополнительное воздействие специфических факторов на экономику, связанных с природно-климатическими условиями, что ведёт к повышенным издержкам производства и жизнеобеспечения населения северных районов. 2. Инвестиционный климат Республика Карелия по суммарной оценке инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности занимает 4-ое место после Санкт-Петербурга, Мурманской и Ленинградской областей. Уровень инвестиционной привлекательности Карелии на 2,8 % выше среднего по России. 3. Уровень инфляции (стоимость жизни, товаров и услуг) Согласно информации Карелиястата уровень инфляции в Карелии по данным за январь-май 2012 г. составил 102, 6 % (по России – 103, 1 %). Уровень инфляции за 2011 г. составил – 105,4 %. 4. Национальная валюта и ее курс к ведущим мировым валютам (Евро, Доллар США) Национальная валюта – рубли. Динамика курса рубля к Евро и Доллару США на текущий период составляет: $=33.43/евро=45.52.   5. Состояние потребительского спроса (туристские потоки) По итогам 2010 г. общее количество посетителей Республики Карелия составило 1, 62 тыс. чел. В это число входят граждане России – 1167 тыс. чел, граждане стран СНГ – 23 тыс. чел, граждане стран дальнего зарубежья – 460 тыс. чел. 6. Ресурсы и в.т.ч. энергоресурсы (импорт\экспорт) Сальдо туристского баланса (положительное\отрицательное) В силу приграничного положения внешне- торговые связи республики в наибольшей степени ориентированы на рынки стран Европейского Союза (удельный вес в экспорте превышает 65 %), в частности – Финляндии. На первом месте – это продукция отраслей лесопромышленного комплекса. Рынками сбыта карельской целлюлозно-бумажной продукции (газетная бумага, крафт-бумага) также являются страны Азиатского региона – Турция, Иран, Индия, Китай и некоторые страны Европы – Великобритания, Германия, Эстония. Главным и единственным потребителем леса является Финляндия, испытывающая серьёзную потребность в поставках сырья из-за рубежа. Основными потребителями необработанного алюминия, железной руды являются европейские страны. Большое значение имеют межрегиональные связи Республики Карелия, поскольку российский рынок также имеет высокую привлекательность для продукции карельских предприятий. Основными регионами, с которыми республика осуществляет торгово-экономические связи, являются г. Москва, г. Санкт-Петербург, Ленинградская область. Главными товарами, поставляемыми из Карелии, являются, минералы, тракторы, оборудование для бумаги и запчасти к нему. Из продовольственных товаров – рыбная продукция, овощи, зерно, мясо.
Социальные факторы 1. Демография (численность, состав населения) Численность населения Республики Каре- лия по данным Госкомстата составляет 636 932 чел. Из них городские жители – 503,9 тыс. чел, (около 78 % населения), оставшиеся 141,3 тыс. чел – сельские жите- ли (22 %). В Карелии, как и во многих регионах Рос- сии, существуют демографические проблемы. Уровень смертности превышает уровень рождаемости почти два раза. Этнический состав населения – русские, карелы, белорусы, украинцы, финны, вепсы. 2. Структура доходов и расходов населения Изменение уровня жизни в республике, определяемого по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП), широко используемого ООН в качестве ориентира раз- вития территории, на протяжении послед- них лет имело позитивную направленность. На увеличение ИРЧП оказали влияние индексы дохода и образования. Экономическое развитие республики увеличивает и потенциал социальных возможностей. В республике реализуются программы, направленные на улучшение положения семьи, детей, лиц пожилого возраста, инвалидов и малоимущих граждан. В Карелии стабилизируется положение на рынке труда. Трудовой потенциал Республики Карелия насчитывает 480 тыс. чел. Не- посредственно в сфере туризма задействовано не более 4 тыс. чел. 3. Базовые ориентиры и ценности Традиции Карелии определяются культурным наследием четырёх коренных народов, исторически проживающих в этом регионе– карелов, вепсов, финнов, русских. Они смогли создать и сохранить уникальную и самобытную культуру. Карелия – родина карело-финского эпоса «Калевала» – литературного памятника мирового значения. Это родина рунопевцев и былинных сказателей. На территории сохранились старинные карельские, вепсские и поморские по- селения с самобытной архитектурой. 4. Образ жизни и менталитет Карелия представляет собой уникальный культурный регион, на формирование которого повлияло пограничное положение между граничащими станами. Основным объединяющим фактором в процессе формирования культуры края стала православная религия. 5. Имидж территории Республика Карелия имеет благоприятное экономико-географическое положение. Это определяется её близостью к центральным индустриально развитым регионам России и Западной Европы. На территории региона имеются наличия воднотранспортной системы, значительные запасы природных ресурсов, наличие природных и историко-архитектурных памятников, природных заповедников, освоенные туристские марш- руты. 6. Модели поведения и потребительские предпочтения Модель поведения и потребительские пред- почтения зависят от дифференциации населения по основным социально- экономическим характеристикам – это уровень образования, уровень дохода, социальное положение, соц. окружение. 7. Этнические и религиозные особенности Несмотря на то, что основу составляет православная религия, в регионе сосредоточены представители различных конфессий – христианство, католицизм, лютеранство, ислам, иудаизм. Технологические факторы 1. Развитие науки и инноваций В Петрозаводске функционирует Карельский Научный Центр Российской Академии Наук (КарНЦ РАН). В его составе семь академических институтов. Фундаментальные научные исследования составляют более 80 % от всех проводимых в КарНЦ РАН исследований. Карельские учёные осуществляют исследования в 15 областях технологий, утверждённых Президентом РФ. В 2008 г. Правительством республики осуществлена организационная работа по под- готовке и участию в 4-х международных выставочных мероприятиях. На XIV Международной выставке «Высокие технологии. Инновации. Инвестиции» в г. Санкт-Петербург были представлены инновационные проекты предприятий республики 2. Уровень развития техники и высоких технологий Число инфраструктурных элементов инновационной системы составляет более трёх десятков и является в настоящий момент достаточным для региона. Однако следует отметить, что работа многих из них могла бы быть более активной при наличии финансовой поддержки со стороны государства и частных инвесторов. 3. Уровень развития туристских, рекреационных и сервисных технологий В настоящее время существующий туристский потенциал в Республике Карелия по оценочным данным используется на 16 %. Туризм является одним из наиболее приоритетных направлений развития республики. Основной целью развития туризма является формирование современного высоко- эффективного и конкурентоспособного туристского комплекса услуг, обеспечивающих широкие возможности для удовлетворения потребностей как жителей Карелии, так и российских и иностранных граждан. 4. информации, коммуникации, развитие Интернета В регионе существует информационный туристский центр Республики Карелия с интернет порталом www.ticrk.ru. 5. Уровень развития транспорта и связи В Карелии присутствует наличие всех видов транспорта: железнодорожного, авиа, авто, водного. Что позволяет соединить республику, как с соседними регионами, так и с соседствующими европейскими регионами. Также в республике задействованы крупные операторы сотовой связи и провайдеры: - Карельский филиал ОАО «Ростелеком»; - Северо-Западный филиал ОАО «Мега- фон»; - Северо-Западный филиал ОАО «МТС»; - Северо-Западный филиал «Билайн»; - «ПетерСтар»; - «Связьсервис»; - «Петерлинк». 6. Уровень развития рекламных и медийных технологий По Карелии издаются различные туристские путеводители, каталоги, карты. Ежегодно организуются выставки и ярмарки, направленные на узнаваемость и развитие территории, как туристского объекта. Республика Карелия принимала в международных и внутрироссийских туристских выставках. Общее количество таких выставок пятнадцать, среди них: - ITB (Берлин); - WTM (Лондон); - ITM, MITT и MITF (Москва); - INWETEX (Санкт-Петербург). 7. Общая креативность бизнеса Основным в этом направлении надо выделить создание «Стратегии развития туристской деятельности в Республике Карелия» на долгосрочную перспективу. Разработка туристских кластеров на ее территории. Подготовка заявки на создание туристско-рекреационной особой экономической зоны. По результатам в августе-декабре 2006 г. Федерального конкурса «На право создания на территории регионов России туристско-рекреационных особых экономических зон» конкурсная заявка Республики Карелия получила одну из самых высоких экспертных оценок. За годы выполнения программы реализовано более 15-ти проектов по развитию туризма в Карелии с бюджетом более 5 млн. евро. Республика принимает активное участие в работе Координационного Совета по раз- витию индустрии туризма «Регионы России», что способствует расширению возможностей по информационно-рекламному продвижению туристского потенциала Карелии и привлечению инвестиций на развитие инфраструктуры туризма.


Вывод. Проведённый анализ по Республике Карелии показывает, что регион занимает выгодное географическое положение – граничит не только с соседними регионами РФ, но и с территориями Евросоюза, что сказывается положительно на экономике региона. Стабильная политическая обстановка. Экономика региона находится на развитом уровне, производится экспорт/импорт, как в российские регионы, так и за рубеж. Разнообразие этнического состава региона, сказался на культуре, традициях, обычаях, религии Карелии. Богатая природа, значительное количество памятников природы, заповедников, исторических памятников, туристских маршрутов. Развита система транспортного сообщения. За счёт этого территория привлекает, как туристский объект. Но наряду с этим существует и ряд проблем, связанных с недостаточным финансированием и инвестированием от государства и дополнительных источников (например, иностранных инвесторов). Несмотря на все принимаемые меры, богатый туристский потенциал Карелии задействован в настоящее время не более чем на 30 %. Туристская индустрия республики предоставляет широкие возможности для выгодного вложения капитала и предпринимательской инициативы.

Задание №2

SWOT-анализ

Сильные стороны 1. Выгодное географическое положение; 2. Большое количество известных природных и культурно-исторических памятников; 3. Наличие природных ресурсов; 4. Наличие рекреационных ресурсов; 5. Развитые экономически важные промышленные предприятия; 6. Наличие перспективных видов туризма; 7. Налаженная транспортная связь. Слабые стороны 1. Недостаточное вложение и инвестирование; 2. Несовершество нормативно-правовой базы туризма; 3. Недостаточная информационная доступность; 4. Малая известность на международном рынке; 5. Влияние сезонности на туристские потоки; 6. Доминирование точечных (известных) туристских объектов; 7. Конкурирующее положение с соседствующими регионами; 8. Отсутствие достаточного количества кадров и низкий уровень подготовки кадров; 9. Низкий уровень обслуживания; 10. Низкий уровень обслуживания
Возможности 1.Усиление существующих и создание новых конкурирующих преимуществ; 2. Привлечение инвестиций; 3. Развитие современной инфраструктуры; 4. Развитие приоритетных видов туризма; 5. Совершенствование маркетинговой поли- тики; 6. Совершенствование информационных порталов; 7. Совершенствование рекреационных баз. Угрозы 1. Малая популярность региона; 2. По данным журнала «Forbs» Россия находится в десятке самых опасных стран для туризма; 3. Влияние сезонности; 4. Не соответствие цена/качество; 5. Конкуренция среди популярных направлений.

Вывод.Наличие природного и культурного потенциала в регионе, выгодного географического расположения, наличие популярных видов туризма и отдыха позволяет завоевать серьёзные позиции, как на региональном, так и на международном туристском рынке, однако105 действительность оставляет желать лучшего. На равнее с сильными сторонами выявляются и слабые стороны, такие как малая популярность региона среди иностранных туристов из-за низкого уровня маркетинга и продвижения региона, как турпродукта; конкуренция с близ лежащими регионами, такие как Санкт-Петербург, Финляндия; представленная инфраструктура в соотношении цены и качества оставляет желать лучшего. Важными задачами по развитию туристской отрасли в Карелии являются:

· реализация программ по развитию туризма в регионе на государственном уровне;

· усиление работы по рекламно-информационному продвижению турпродукта с целью повышения конкурентоспособности туристской отрасли Республики Карелия на российском и международном рынках туруслуг;

· вовлечение мощного потенциального ресурса туристского "межсезонья";

· совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма;

· обеспечение безопасности туристов и их информационное обеспечение на туристских маршрутах;

· повышение самостоятельной туристской привлекательности республики.

Задание № 3.

Дать характеристику и оценить ключевые факторы конкурентоспособности территории в табличной форме (примерная форма – таблица 3)

Таблица 3.

Наименование фактора Характеристика Фактора Оценка Фактора
Фактор аттрактивности - природные ресурсы; - рекреационные ресурсы; - памятники природы, истории, архитектуры; - разнообразие видов туризма; - круглогодичный курорт. Высокая Высокая Высокая   Высокая Высокая
Экономические факторы - развитие экономических связей с соседними регионами; - близость международных маршрутов; - рост инфляции; - инвестиционный уровень; - качество туристских услуг; - конкуренция с другими регионами; - утечка денежных потоков из региона. Средняя   Средняя Низкая Низкая Низкая Низкая Низкая
Факторы безопасности - угроза терактов; - внутренние межэтнические конфликты; - безопасность туристов; - медобслуживание. Низкая Средняя   Низкая Средняя
Экологические факторы -наличие нетронутых природных ландшафтов; - наличие национальных парков, заказников; -наличие экологических маршрутов; -принятие мер по улучшению экологии. Высокая   Высокая   Высокая Средняя
Технологические факторы -средства связи; - транспорт; - гостиничное хозяйство; - предприятия питания; Средняя Средняя Низкая Низкая
Политические факторы -стабильность в стране и в регионе; - визовый режим; - имидж страны и региона. Высокая   Средняя Средняя

ВЫВОД:

В Республике Карелия есть прекрасные возможности для развития различных видов туризма, охоты и рыбалки, отдыха в коттеджах и на турбазах, лечения в санаториях в летний и зимний сезон, активного отдыха, сплава на плотах и байдарках, удовлетворения интересов любителей путешествий. Конкурентоспособность Карелии проявляется за счёт наличия уникальных природных архитектурных и культурно-исторических объектов, разнообразия видов туризма, экологических маршрутов, природных и рекреационных ресурсов.

Задание № 4

Анализ информационных ресурсов территории

Эл. ресурс www.karelia.ru www.ticrk.ru www.kareliaguide.ru
Требования
Внешний вид и содержание Сайт – Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия. Средняя аттрактивность сайта. Гармонично подобрана цветовая гамма. Присутствуют логотип сайта, представлены иллюстрированные изображения. На сайте представлена информация по региону в рубриках.     Сайт – Туристский портал Карелии. Высокая аттрактивность. Привлекает внимание цветовая гамма. Сайт содержит достаточное количество иллюстрованной и мультимедийной информации, рубрики и под- рубрики.   Сайт – Путеводитель по Карелии. Низкая аттрактивность главной страницы. Неудачно подобраны цвета странницы. Есть иллюстрации, рубрики. Нет мультимедийных изображений. Ощущение непонятности главной страницы.
Информативность и простота изложения информации Сайт информативен. Прост в изложенной информации. В некоторых разделах есть иллюстрации, карты, таблицы. Нет мультимедийных изображений. Использована система рубрик, в которых представлена вся не- обходимая информация Информативен. Сочетание текстовой структуры сайта с «цветовыми пят- нами». Информация доступно изложена. Малоинформативен. Некоторые рубрики пустые, нет информации. Есть «цветовые пятна» - иллюстрации.
Оперативность и удобство пользования сайтом Удобен в использовании. На всех страницах есть ссылка на главную страницу. Быстрая загрузка данных. Удобен и прост в использовании. На каждой странице есть доступ возврата на главную страницу. Быстрая загрузка данных. Есть доступ на главную страницу. Данные загружаются не быстро (при отсутствии мультимедийных файлов).
Интерактивность сайта На сайте есть поисковая система для поиска необходимой информации, что достаточно удобно в выборе информации. Есть поисковая система. Интерактивные карты. Поисковая система не работает.
Интернациональность (многоязычие) сайта Доступен на русском, английском и финском языках. На русском и английском языках. Сайт на русском язык.
Пути продвижения сайта Госкомитет Республики Карелия по развитию ИКТ. Существует техническая поддержка сайта. Поддержка сайта http://interso.ru Поддержка htt://karelia. drugiegoroda.ru
Задействование электронных каналов   Поисковые системы о предоставлении информации по Карелии на Яндексе, Гугле. В Википедии есть ссылка на сайт. Поисковые системы: Гугл, Яндекс. Отзывы на трипад- вайзере. Поисковые системы: Яндекс, Гугл.

Вывод. В ходе изучения информационных ресурсов Республики Карелия к наибольшим соответствиям требований ЮНВТО можно отнести сайт www.ticrk.ru – туристский портал региона. Из всех представленных сайтов он в большей степени отвечает таким требованиям, как аттрактивность, привлекает своё внимание, обладает достаточной и достоверной информацией о регионе, удобен в использовании. На сайте представлены медийные и иллюстрированные изображения, дающие точное представление о республике.

Задание №5

Наши рекомендации