Проведение спортивно – развлекательного мероприятия

В назначенное стартовым протоколом время, команды приходят на старт в сопровождении своих капитанов, вместе с которыми они и проходят всю дистанцию. Можно продумать призовые баллы за преодоление учителем какого-либо этапа. Конечно, лучше, чтобы дети сами управляли соревновательным процессом: вели по дистанции, общались с судьями, выбирали участников на этапы. Но не всегда этого удается достичь. И поэтому в сложной ситуации на помощь должен приходить учитель. Необходимо следить, чтобы распределение обязанностей между соревнующимися на технических этапах проходило честно и не создавалась ситуация, когда часть ребят пройдёт всю дистанцию, активно участвовав, а другая просто окажется в роли зрителей.

Туристские этапы:

1. Старт. Проверка снаряжения.Команда выходит на старт за 10 минут. Судьи проверяют необходимое снаряжение, знание правил безопасности в лесу и выдают карту с нарисованной дистанцией и ЗМК.

2. Бивак, укладка рюкзака, установка палатки.Команда на этапе самостоятельнораспределяет обязанности по укладке рюкзака, снятия и установки палатки. Для укладки рюкзака необходимо выбрать самые нужные (на их усмотрение) предметы, из числа предоставленных судьями, и правильно уложить в рюкзак. Например: спальник и коврик взять надо обязательно, они укладываются под спину, а вот фен, утюг и большую подушку брать не нужно.

Заранее установленную палатку надо снять и установить на место. Палатка ставится на 2 стойки и 10 колышков. Количество участников данного этапа определяет сама команда. При снятии палатки судья проверяет организованность команды при установке, правильность и быстроту (кроме 5 – 6 классов, где скорость не главное). Уточним: палатка, рюкзак и все предметы для укладки рюкзака судейские, команды их не приносят и не уносят.

3.Параллельная переправа. Технически сложный этап, так как приходится преодолевать препятствие без специального оборудования (без организации самостраховки), поэтому следует организовывать его не очень длинным, примерно 8-10 м на ровной поверхности и не очень высоко от земли (нижние перила на высоте 0,7 – 1 м и верхние перила – на уровне груди).

Задача участника – переправиться по параллельной переправе на другую сторону. Передвигаться необходимо приставными шагами, стоя на нижней перильной веревке, держась за верхнюю. Судья (учитель физкультуры) обязательно страхует каждого участника. В зачет идут результаты команды, состоящей из пяти мальчиков и пяти девочек класса. Им выставляются штрафы, их оценивают судьи на этапе. Прохождение этапа остальными участниками не является обязательным, но рекомендуется для выполнения.

На данном этапе возможны штрафы: двое на веревке, заступ за контрольную линию (спрыгнул с перил, не зайдя в безопасную зону), срыв (ноги сорвались с перил и участник повис только на руках).

4. Бревно с перилами.Бревно, над которым навешивают перила, желательно сделать длиной до 5 – 7 м. Участники по очереди проходят по нему, держась за перильную веревку. Задача участников, их количество, страховка, судейство – как на этапе «Параллельная переправа».

5. Топография, краеведение, азимут. Для определения топознаков команде даётся пять или более карточек со знаками. Целесообразно выполнение задания поручить двум - трем участникам из класса. Еще двое уходят на определение азимута. Если у команды по каким-то причинам нет компаса, на этапе должен находиться судейский компас. Оставшиеся участники отвечают судье на вопросы по краеведению. При составлении заданий обязательно следует учитывать возрастные возможности учащихся.

Данный этап предусматривает межпредметную связь и требует от учащихся проявления знаний по географии, биологии, краеведению, математике, физике.

6. Транспортировка пострадавшего. Команда на этапе выполняет задания судьи по оказанию первой доврачебной помощи и транспортирует пострадавшего. На этот этап следует поставить судью из медицинского персонала школы.

Обычно для оказания помощи предлагаются следующие условные травмы: переломы конечностей, травмы позвоночника, кровотечение, обработка ран. После наложения повязки или шины пострадавшего транспортируют на носилках, сделанных из подручных средств (жердей и курток). При планировании переноски пострадавшего следует предусмотреть уклонную поверхность, чтобы сформировать навыки переноски в любых условиях.

Пока юноши переносят пострадавшего по указанному маршруту, девушки отвечают на вопросы судьи о первой доврачебной помощи.

7. Гать (преодоление «заболоченного» участка по кладям из жердей).Команде из четырёх мальчиков и четырёх девочек необходимо по кладям из жердей пройти «заболоченный» участок. Границы участка маркируются. На этапе устанавливаются до 5-6 опор, имитирующих кочки и сухие островки. Команде выдается 8 жердей. Расстояние между опорами – 2,5 м, длина жердей до 3 м. Участники могут проходить заболоченный участок, наступая только на опоры или уложенные на эти опоры жерди. На одной опоре могут находиться не более двух участников. Судьи ставят штрафы за заступы в опасную зону, падение в «болото».

8. Маятник.Команда из пяти мальчиков и пяти девочек преодолевает условный завал способом «маятник». Условный завал делается через небольшую канаву, границы маркируются.

Следует подыскать место, где можно закрепить веревку вверху. Для удобства захвата веревки на ней вяжут узлы на разной высоте для ребят разного возраста.

Возможные штрафы: заступ за контрольную линию, срыв – касание двумя ногами земли в опасной зоне.

9. Финиш.На финише команда сдает свою карту и ЗМК, вкоторых судьями указано количество штрафов на каждом этапе. Главный секретарь сразу подсчитывает штрафные баллы и ведет предварительный протокол, своевременно объявляя по громкой связи лидеров соревнований.

Итоговый протокол вывешивается после подсчета и проверки всех результатов. Награждение победителей проводится на школьной линейке. При подготовке и организации соревнований надо помнить, что мероприятие должно решать не только задачи, направленные на получение знаний, умений по туристскому многоборью и необходимых туристских навыков, но и воспитание морально-волевых качеств, гражданственности и укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни. Только такая совместная работа учащихся, учителей и родителей может помочь в достижении поставленных целей по обучению, воспитанию и оздоровлению учащихся.[9]

Вывод по второй главе

Практическая направленность и соревновательный характер мероприятий проводимых в походе научат школьников основам пешего туризма, включающим в себя умение обращаться со скалолазным снаряжением, оказание первой медицинской помощи, ориентирование на местности, а также многому другому.

Участие в пешеходном походе способствует повышению интереса к туризму и здоровому образу жизни как альтернативе пагубных привычек (алкоголь, наркотики, курение). Сами условия туристической жизни: длительное пребывание на природе, разнообразные физические нагрузки, преодоление препятствий – создают обстановку для проявления школьниками нравственных и волевых качеств личности (дружбы и товарищества, взаимопомощи и взаимоподдержки, организованности и дисциплинированности, смелости, стойкости и ответственности, чувства долга). Походная обстановка вызывает необходимость быстро усвоить и научиться применять определённые трудовые навыки, которые одновременно с физической и волевой закалкой помогают в эстремальных ситуациях.[1]

Заключение

Таким образом, в соответствии с поставленной целью и задачами:

1. Изучена и проанализирована педагогическая и научно-методологическая литература по теме исследования.

2. Выявлены методологические аспекты организации туризма со школьниками

3. Определена роль туризма в учебно-воспитательной работе в средней школе

4. Организовано спортивно – развлекательное мероприятие в походе для школьников старших классов

Наши рекомендации