Основные транспортные процедуры

Место транспортной функции в государственном снабжении.

Транспортная функция включает организацию процесса доставки купленной по государственному контракту продукции в место расположения государственного покупателя или в иное указанное им место ее хранения.

Доставка закупленной продукции осуществляется определенным видом транспорта, принадлежащего либо производителю (продавцу), либо торговому посреднику, либо специализированной транспортной организации, либо самому государственному покупателю.

Обычно порядок транспортировки закупаемого государственной организацией товара прописывается в условиях государственного контракта, в противном случае государственный заказчик должен заключать еще и специальный контракт только на процесс доставки закупленного товара, причем на конкурентных условиях, т.е. осуществлять все те же процедуры организации и проведения конкурентных торгов, но уже не непосредственно на покупку товара, а лишь на сам процесс его транспортировки.

Экономическое различие между доставкой купленной продукции по государственному контракту и собственными транспортными средствами государственного покупателя состоит в том, что по своему составу затраты на транспортировку путем оплаты транспортных услуг превышают собственные аналогичные затраты на величину прибыли, которая заложена в цену транспортной услуги. Но при транспортировке на существенные расстояния обычно расходы на оплату транспортных услуг оказываются ниже, чем расходы на транспортировку, осуществляемую самим покупателем, из-за более эффективного использования транспорта специализированными транспортными организациями.

Исходно государственный заказчик (покупатель) обязательно делает выбор между двумя способами доставки закупаемой продукции:

• собственная доставка — доставка купленного товара собственными силами и транспортными средствами;

• рыночная доставка — доставка путем возложения транспортных обязанностей на продавца по государственному контракту.

В процессе разработки условий государственного контракта государственный заказчик принимает решение, как будет осуществляться процесс транспортировки купленной продукции, исходя из двух оснований:

· возможность доставить купленную продукцию собственными силами и транспортными средствами

· сравнительный уровень затрат на транспортировку купленной продукции указанными способами.

В том случае, если государственная организация вообще не располагает нужными по размерам или грузоподъемности транспортными средствами для доставки закупаемой ею продукции, которая может быть самой разнообразной по размеру и по весу и потому требовать для своей доставки разные виды транспортных средств, она вынуждена использовать транспортные возможности поставщика товара или даже в каких-то случаях прибегать к услугам наемного транспорта и оплачивать его по тем ценам (транспортным тарифам), которые сложились на рынке.

В процессе государственной снабженческой деятельности торговая и транспортная функции чаще всего выступают как единое целое в самом содержании государственного контракта. В силу нерыночного характера государственного покупателя ему нет особой необходимости экономить на транспортных расходах, а потому его всегда устроят транспортные условия поставщика, если только они вписываются в предельные условия государственного контракта, т.е. если государственная организация имеет возможность оплатить товар по его цене, сформировавшейся в процессе государственного торга.

Основные транспортные процедуры

Любой снабженческий процесс включает следующие последовательные основные транспортные функции:

• выбор транспортного средства;

• выбор перевозчика;

• заключение договора на перевозку груза и получение грузоотправительных документов;

• погрузка продукции на транспортное средство;

• процесс транспортировки до склада покупателя.

Выбор транспортного средства означает выбор между различными видами транспорта, используемого для доставки груза, а внутри вида транспорта — выбор транспортного средства, если в этом имеется необходимость. В общем случае выбор вида транспорта определяется видом перевозимой продукции, расстоянием перевозки, местонахождением поставщика и покупателя, транспортными тарифами и т.п.

Обычно государственная организация располагает какими-то автотранспортными средствами: легковыми автомобилями или грузовым транспортом, а потому может перевезти купленный груз со склада поставщика или от пункта его доставки поставщиком в данном регионе.

В общем случае практика показывает, что наличие такого рода автотранспорта оказывается для государства намного более выгодным, чем частная доставка. В данном случае расходы на закупку автотранспорта и его последующее содержание позволяют существенно сокращать совокупные транспортные расходы в процессе государственного снабжения на стадии прямых отношений между государственными заказчиками и поставщиками товаров.

Если товар доставляется до государственного покупателя транспортной организацией, он заключает с ней договор на перевозку покупаемой продукции в форме государственного контракта, но только по результатам проведения государственного торга на данную перевозку. Процессы покупки продукции и заключения договора на ее перевозку желательно совершать параллельно, поскольку купленную продукции необходимо сразу вывозить, так как она необходима для процесса ее использования, или же придется платить за ее хранение поставщику и т.п.

Данная ситуация согласования процессов покупки продукции и организации ее транспортировки упрощается, если такого рода процесс закупки товара и его обособленной транспортировки совершается неоднократно или же взаимосвязанные государственные контракты на поставку и на перевозку заключаются один раз сроком, например, на год, а внутри этого периода все снабженческие действия.

Договор перевозки груза — основной юридический документ, которым оформляются отношения между участником рынка (отправителем груза) и транспортной организаций (перевозчиком) по поводу транспортировки грузов. В этом договоре перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в назначенный им пункт и в установленные сроки, а также выдать этот груз получателю. Отправитель должен уплатить за это перевозчику установленную плату. Заключение договора перевозки подтверждается выдачей отправителю груза специального документа, называемого транспортной накладной.

Погрузка продукции. В зависимости от способа доставки груза его погрузка на транспортное средство может производиться либо государственным покупателем, например, когда продукция перевозится «самовывозом», либо только грузоотправителем. Обычно все это оговаривается в договоре перевозки и затраты на погрузку в выгрузку товара включаются или не включаются в плату за транспортные услуги со стороны государственного покупателя как грузополучателя.

Процесс транспортировки и его условия. Если государственный покупатель сам транспортирует закупленную продукцию, то он сам несет и ответственность за нее по срокам ее доставки, по сохранности в процессе перевозки, погрузки и разгрузки и т.п.

Если же транспортировка осуществляется поставщиком по государственному контракту, то ответственность несет сам поставщик. Действия государственного покупателя в этом случае сводятся преимущественно к контролю за сроками транспортировки купленного товара, осуществлению проверки его сохранности и пригодности для использования при поступлении товара к месту его хранения и др.

Наши рекомендации