Германские подводники, награждённые Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами
1. Корв-кап. Лют, Вольфганг 9.8.43 U-181
2. Корв-кап. Бранди, Альбрехт 23.11.44 U967
Всего было вручено 27 таких наград.
Германские подводники, награждённые Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями и Мечами
1. Корв-кап. Кречмер, Отто 26.11.41 U-99
2. Корв-кап. Топп, Эрих 17.8.42 U-552
3. Кап-лейт. Зурен, Рейнхард 1.9.42 U-564
4. Корв-кап. Лют, Вольфганг 15.4.43 U-181
5. Корв-кап. Бранди, Альбрехт 9.5.44 U-967
Корветтен-капитан Отто Кречмер получил эту награду в британском лагере для военнопленных, так как попал в плен ещё 17 марта 1941 года, когда U-99 была потоплена британскими эсминцами. Всего было вручено 150 таких наград.
Германские подводники получили 29 Рыцарских Крестов с Дубовыми Листьями из 853 вручённых. Гросс-адмирал Карл Дениц получил его 6.4.43 г.
Из 7318 Рыцарских Крестов подводникам были вручены 144: 123 – командирам лодок, 14 инженер-механикам, 7 – маатам (6 рулевым и 1 механику). 27.10.43 г. Рыцарским Крестом был награждён обер-лейтенант-инженер Карл Ландферманн, старший механик подводной лодки U-181.
Ранее 6 подводников были награждены Бронзовым Испанским Крестом с Мечами. Все они были вручены 6.6.39 г. Всего было вручено 26117 этих крестов всех степеней. Высшей степенью был Золотой Испанский Крест с Мечами и Бриллиантами.
1. Кап-лейт. Фрауэнгейм, Гюнтер U-25
2. Обер-лейт. Корт, Клаус U-31
3. Обер-лейт. Лемп, Фриц-Юлиус U-28
4. Обер-лейт. Лют, Вольфганг U27
5. Кап-лейт. Шульц, Вильгельм U-33
6. Обер-фенрих Цурн, Эрих U-26
ДОПОЛНЕНИЯ
Стр. 9 Морская школа – Мюрвик (германская военно-морская академия). Все кандидаты на офицерское звание учились в ней, и каждый офицер сохранял частичку её на всю оставшуюся жизнь. Лют учился здесь в 1934 – 35 годах, и покинуть школу ему было труднее, чем большинству остальных.
Стр. 11 Подводные лодки серии IIВ в Киле. Слева направо: U-10, U-9, U-11 и U-7.
Подводная лодка серии IID U-141.
Мостик лодки серии IXC.
Стр. 13 Гросс-адмирал Карл Дениц, главнокомандующий подводным флотом. В 1935 году Дениц стал командиром воссозданного в Германии подводного флота. Следующие 10 лет он руководил действиями подводных лодок, а в 1943 году стал главнокомандующим германским флотом. После смерти Адольфа Гитлера в 1945 году он стал фюрером. В Нюрнберге Карла Деница осудили за военные преступления, хотя на самом деле это была расправа за его военные успехи. Справедливо или нет, однако он провёл 10 лет в тюрьме Шпандау.
Стр. 17 Лодка U-124 возвращается из похода.
Стр. 20 Отто Веддинген – идеал. В 1914 году Веддинген, который командовал подводной лодкой U-9, в течение 1 часа потопил 3 британских броненосных крейсера. Кайзер Вильгельм II наградил его за это Железным Крестом, и экипаж нарисовал огромный крест на рубке лодки. Веддинген погиб в марте 1915 года, превратившись в героя и легенду. Никто, даже Вольфганг Лют, не могли с ним соперничать.
Стр. 26 Гюнтер Прин – реальность. Прин, первый из знаменитых подводных асов Второй Мировой войны, был блестящим тактиком и пламенным фашистом. Его ненавидели все подчинённые, однако до самой своей гибели в 1941 году он оставался любимчиком Деница.
Стр. 27 Прин после возвращения из Скапа Флоу. Там в октябре 1939 года Прин потопил линкор «Ройял Оук». Вероятно, это была самая отважная и самая опасная операция подводной лодки за всю войну. После этого он немедленно превратился в газетного героя, хотя ему это не нравилось. «Я командир подводной лодки, а не кинозвезда», – говорил Прин.
Стр. 30 Подводная лодка U-9, введённая в строй в августе 1935 года, стала второй из трёх лодок с этим бортовым номером. На борту рубки можно видеть Железный Крест Веддингена. Это была единственная эмблема на все 4 лодки Вольфганга Люта. Когда Лют в 1939 году стал её командиром, U-9 уже устарела. Но так как лодок не хватало, ей пришлось воевать на различных театрах.
Стр. 41 Небритый Лют стоит под левым ходовым огнём U-9. Можно видеть голый каркас Железного Креста Веддингена. (Подводные лодки не пользовались ходовыми огнями, однако на этой лодке они сохранились с мирных времён.)
Стр. 52 Союзный конвой в Северной Атлантике. Сотни таких конвоев пересекли Атлантику за годы войны. В первые годы войны многие корабли всё-таки становились жертвами германских подводных лодок. U-138 в сентябре 1940 года атаковала идущий на запад конвой ОВ-216, который выглядел примерно так же.
Стр. 55 Спокойная минута на мостике U-138. Первый вахтенный офицер Франц Грамицки сидит справа. Над ним в центре виден молодой Теодор Петерсен. Все 4 человека слушают радиоприёмник, который стоит перед ними. Судя по всему, новости хорошие. Этот снимок сделан летом 1940 года, в «счастливые денёчки».
Стр. 62 Отто Кречмер. Он попал в плен через 18 месяцев после начала войны, но за это время потопил больше тоннажа, чем любой другой командир подводной лодки за всю войну. Вольфганг Лют шёл вслед за ним. Остальные командиры называли Кречмера «Молчаливый Отто». Враги его ненавидели и боялись, но всегда уважали.
Стр. 72 Вольфганг и Ильзе Лют. Из всего, что сделал Лют за свою жизнь, брак был самым важным и радостным событием. Он сделал его совершенно счастливым, а так как он был счастлив, ему казалось совершенно естественным, что и все вокруг тоже должны жениться.
Стр. 87 Попавший в плен в марте 1941 года Кречмер покидает борт британского эсминца «Уокер». Его потеря, а также гибель в том же месяце Гюнтера Прина и Иоахима Шепке означали конец «счастливых времён» для германских подводников.
Стр. 103 Эрих Топп – третий в списке подводных асов, командир U-552, «Лодки красного дьявола». В октябре 1941 года, за 6 недель до Пирл-Харбора, Топп потопил в Северной Атлантике американский эсминец «Рубен Джеймс». Эта атака возвестила о начале необъявленной войны между Соединёнными Штатами и Германией.
Стр. 108 Танкер компании «Сокони Мобил» «Астрал». «Астрал» пропал без вести в декабре 1941 года. В одном из журналов через 20 лет Вольфганга Люта обвинили в том, что он потопил это судно. Обвинили потому, что он потопил танкер за 5 дней до Пирл-Харбора.
Стр. 110 Вольфганг Лют на мостике U-43. Он выглядит замёрзшим, потому что ему действительно холодно. Во время последнего похода в качестве капитана U-43 в январе 1942 года его экипажу пришлось скалывать лёд с антенн и надстройки с помощью кувалд.
Стр. 116 Церемония подъёма флага на U-181 в мае 1942 года. Слева стоит Лют, перед ним выстроен экипаж лодки. Если верить большинству свидетелей, это было радостное событие. Лют зашёл так далеко, что разрешил жёнам моряков побывать на лодке, хотя это было грубым нарушением всех морских традиций.
Стр. 122 Свидетельство о пересечении экватора. Десятки таких «документов», написанных чернилами от руки, были выданы морякам в октябре 1942 года, когда U-181 пересекла экватор. Этот обычай соблюдался в годы войны очень редко.
Стр. 144 Лют на мостике U-181, когда она вернулась из первого боевого похода в январе 1943 года. На перископе развеваются 12 вымпелов, которые означают 12 судов, потопленных за время похода. 10 из них были потоплены в течение одного месяца.
Стр. 158 Потопление шведского сухогруза «Сицилия». Этот эпизод примечателен тем, что Лют действовал в полном соответствии с положениями устаревшего призового права. Он остановил судно предупредительным выстрелом, забрал шкипера на борт U-181 для допроса. Он дал команде полчаса, чтобы покинуть судно. Один из моряков U-181 сделал эти снимки в момент пуска торпеды в «Сицилию».
Стр. 162 Союзный конвой в конце войны, снимок сделан с борта самолёта сопровождения. Это снимок иллюстрирует то, что командирам подводных лодок пришлось испытать на собственной шкуре. Появление самолёта кардинальным образом изменило характер морской войны, а с 1943 года господство союзников в воздухе было неоспоримым.
Стр. 164 Подводная лодка, атакованная американской летающей лодкой РВМ в Южной Атлантике в мае 1943 года. U-43 под командой бывшего первого вахтенного офицера Люта Ханса-Иоахима Швантке погибла со всем экипажем в июле во время примерно такой же атаки.
Стр. 167 Акула Йозефа Дика свисает с поручней мостика. Поимка этой акулы оказалась желанным развлечением в долгом монотонном походе. Это означало, что самому Люту можно придумывать на одно развлечение меньше, чтобы спасти моряков от скуки. Он даже попытался подать эту акулу на обед, но кок не сумел приготовить рыбу, и жуткая стряпня отправилась за борт.
Стр. 169 Лют сфотографирован на мостике U-181. Он одет в стандартный костюм подводника в Индийском океане – шорты и ботинки. Борода уже заметно подросла. Слева виден 20-мм «Эрликон», установленный на ограждении мостика в качестве импровизированного усиления ПВО лодки. Лишь позднее немцы начали перестраивать мостики лодок и устанавливать на них многоствольные автоматы.
Стр. 174 Второй боевой поход U-181 с марта по октябрь 1943 года. Он продолжался 203 дня, и Вольфганг Лют потопил 10 торговых судов. Он был награждён Рыцарским Крестом с Бриллиантами. Он и его экипаж стали героями, но Битва за Атлантику к этому времени была проиграна. В течение нескольких дней U-181 удерживала рекорд продолжительности похода, но в это время в море ещё оставалась U-196. Именно она побила рекорд Люта и удерживала его до конца войны.
Стр. 182 U-181 вернулась в Бордо в октябре 1943 года после рекордного похода. На рубке написана цифра, означающая потопленный тоннаж, а на перископе подняты 48 вымпелов (впрочем, обе цифры оказались неверными).
Стр. 183 Ещё один снимок мостика U-181, сделанный с верхней палубы. Экипаж смешал строй, что вполне понятно при подобных обстоятельствах.
Стр. 193 Унтер-офицеры U-181. Когда в 1942 году лодка вошла в строй, они не знали друг друга. После 18 месяцев совместной службы и 2 долгих походов они стали больше чем братьями, это были члены «одной большой семьи».
Стр. 194 Вольфганг Лют во время своей последней ночи с экипажем U-181, ноябрь 1943 года. Он демонстрирует им то, что показывал фюреру 2 недели назад, хотя на сей раз пивной бутылки у него на макушке нет.
Стр. 210 Похоронная процессия. Вольфганг Лют застрелен часовым 2 дня назад. 6 офицеров почётного караула едва видны за гробом, но Карла Деница, идущего сзади, можно легко узнать. За ним идёт Ильзе Лют.
Стр. 259 Вольфганг Лют и врач U-181 Лотар Энгель. Энгель и большая часть экипажа только что получили Железные Кресты. На шее Люта впервые появился новенький Рыцарский Крест с Бриллиантами, но его частично скрывает борода.
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru
Оставить отзыв о книге
Все книги автора
[1]Последней германской лодкой, потопленной во Второй Мировой войне, стала U-2365, уничтоженная британской авиацией на подходах к Кристиансанду 8 мая 1945 года. Прим. пер.
[2]Набор 1933 года. Прим. пер.
[3]Вероятно, речь идёт о звании фенриха. Прим. пер.
[4]Материнский дом. Пер. с нем.
[5]Чтобы лучше ознакомиться с жизнью и бытом Мюрвика, можно прочитать прекрасную книгу Г. Грюммера «Скитания», Москва, Воениздат, 1982 г. Прим. пер.
[6]Не слишком понятно, о чём говорит автор. До 1940 года «Кенигсберг» имел 2 одиночных 88-мм зенитных орудия, не считая 37-мм автоматов. Предположить, что зелёный лейтенантик стал сразу командиром зенитного дивизиона, трудно. Прим. пер.
[7]Ещё одно свидетельство наивности автора книги. «Собственная инициатива» командира военного корабля в вопросе выбора флага?! И такое говорит выпускник военно-морской академии?! Или, американский капитан может «по собственной инициативе» поднять на атомном авианосце занзибарский флаг? Прим. пер.
[8]Тоже довольно смелая оценка итогов Ютландской битвы. Прим. пер.
[9]Автор ошибочно относит её к океанским лодкам, то есть явно путает с лодками серии IX или серии I. Иногда эти лодки всё-таки называют «самыми маленькими из океанских лодок», однако они являются прямым развитием прибрежных лодок типа UB-III, строившихся в годы Первой Мировой войны. Хотя «семёрки» и действовали в Атлантике, но всё-таки полноценными океанскими лодками не являлись. Прим. пер.
[10]«Более 600» – это мягко сказано. Всего было построено 704 лодки серий VIIA – VIIF. Прим. пер.
[11]В действительности германские верфи были просто не в состоянии построить больше кораблей, чем разрешалось договором. Прим. авт.
[12]Неудачная попытка автора обыграть английский каламбур. As – ас, но Ass – задница. Однако Лют не мог так сказать, поскольку по-немецки задница – Arsch. Может быть, Лют ударился в историю и вспомнил мелкую римскую монету, то есть обозвал своего капитана дешёвкой? Прим. пер.
[13]«Лодка снова атакует». Прим. авт. Автор допустил любопытную ошибку. Приведённое название не соответствует правилам немецкой грамматики, где с заглавных букв пишутся лишь имена существительные. Это название должно выглядеть так: «Boot greift wieder an». Но зато приведённый автором вариант вполне соответствует крикливому американскому стилю, где главным является все. Прим. пер.
[14]Прелестно сказано насчёт «нечестно». Со стороны гитлер-юнге Деница такая забота о соблюдении норм международного права просто умиляет. Прим. пер.
[15]Почему фашистский салют называют «немецким приветствием», лично мне абсолютно непонятно. Прим. пер.
[16]В первый день войны, между прочим! Прим. пер.
[17]Объяснения Лемпа выглядят, как детский лепет. Он-де топил «вспомогательный крейсер». Англичане за пару часов после объявления войны успели вооружить «Атению» и выгнать на середину океана?! Прим. пер.
[18]Тоже довольно смелое заявление. Лодка U-9 относилась к серии II, которая, как и серия VII, была прямым наследником германских лодок Первой Мировой войны, а именно – типа UF. Однако автор совершенно ошибочно относит U-9 к серии IIA. На самом деле это был уже немного улучшенный вариант – серия IIB. Прим. пер.
[19]Интересным аспектом этой проблемы было отношение к кресту на рубке. Лют не любил неофициальных эмблем, на которые были падки его товарищи: храпящего быка Прина, подковы Кречмера, эдельвейса Мора и тому подобного. Он ничего не позволял рисовать на своих лодках. «Sein, nicht sheinen», – часто повторял Лют. «Поступки громче слов». Однако он не посмел стереть Железный Крест с рубки U-9. Прим. авт.
[20]Все даты и координаты взяты из военных дневников лодок, на которых плавал Лют. Прим. авт.
[21]Лишнее уточнение. На лодках серии II нет кормовых аппаратов. Прим. пер.
[22]Достаточно стандартная уловка гитлеровских подводников, оправдывающих атаки нейтральных судов. Это какой сумасшедший, кроме нейтрала, будет через полгода после начала войны в зоне военных действий следовать с открытыми огнями? Прим. пер.
[23]Вообще-то залив находится на восточном побережье Шотландии. Даже выпускнику американской военно-морской академии не грех иногда смотреть на карты. Прим. пер.
[24]Опять атака нейтрального судна! Прим. пер.
[25]Наибольшее количество пройденных миль значится в бортовых журналах лодок, которыми командовал капитан-лейтенант Генрих Тимм, а не Лют. На U-251 Тимм побывал в Карском море, а на U-862 – на подходах к Сиднею. Однако Тимм не может похвастаться каким-либо серьёзными успехами. Прим. авт.
[26]Автор в очередной раз демонстрирует географическую и экономическую безграмотность. Основная часть шведской руды перевозилась на Балтике. И захват норвежских портов мог выгнать германские транспорты в Норвежское, но никак не Северное море. Прим. пер.
[27]Умри, Денис, лучше не выдумаешь! Обозвать новейший тяжёлый крейсер старым линкором… Я уже не знаю, как это прокомментировать. Хотя формально крейсер «Блюхер» вошёл в строй 20 сентября 1939 года, из-за многочисленных недоделок к началу операции «Везерюбунг» он даже не прошёл испытаний, не говоря уже об учебных стрельбах. Лишь отчаянная нехватка кораблей заставила немцев привлечь к операции совершенно небоеспособный крейсер. Он получил более 20 попаданий снарядами и 1-2 торпеды и затонул в Осло-фиорде. При этом погибло более 250 моряков и десантников. Прим. пер.
[28]И вновь автора подводит некомпетентность. Дела обстояли чуточку не так, скорее, даже совсем наоборот. Вот, каковы причины гибели германских лодок. U-1 была торпедирована британской лодкой «Порпойз», то есть неудачная атака немцев здесь не при чём. U-64 была застигнута врасплох и потоплена бортовым самолётом «Уорспайта». Случай вообще уникальный – самолёт-разведчик с линкора топит подводную лодку. И лишь U-49 действительно была потоплена британскими эсминцами «Брейзен» и «Фиэрлесс». Прим. пер.
[29]Эсминец «Гром» был уничтожен германской авиацией в Вест-фиорде 5 мая. Прим. авт.
[30]На самом деле торпеда G7e не прошла положенных испытаний. Инспектор торпедного вооружения адмирал Геттинг и директор Экспериментального института торпедного вооружения адмирал Вер после операции «Везерюбунг» пошли под суд. Прим. пер.
[31]«План Жёлтый». Прим. пер.
[32]В который раз выпускник хвалёного Аннаполиса потрясает нас своими знаниями! Вероятно, весь мир, кроме американской военно-морской академии, знает, что на германских лодках серии II нет кормовых аппаратов. Прим. пер.
[33]Лют становится крупным специалистом по уничтожению нейтральных судов. Прим. пер.
[34]История, слишком сильно смахивающая на откровенное вранье. Ни один подводник не сочтёт паршивый тральщик целью, более выгодной, чем вооружённое торговое судно, которое вполне может оказаться вспомогательным крейсером. И что это за сильное течение, которое вмиг унесло U-9 от целей? Гольфстрим, мне кажется, проходит довольно далеко от берегов Бельгии. Прим. пер.
[35]Честное слово, начинаешь подозревать Люта в патологической ненависти к нейтралам. Шведы, эстонцы, латыши… Наверное, топить их было легче, чем британские транспорты. Прим. пер.
[36]Опять носовые аппараты! Ну не было на U-9 кормовых аппаратов, что за глупое уточнение. Прим. пер.
[37]Маат в германском флоте эквивалент унтер-офицера. Прим. пер.
[38]Французы будут говорить о «подписании перемирия». Прим. пер.
[39]Сусальная история, в которую трудно поверить. Автор постоянно называет Петерсена Obersteuermann, то есть старший рулевой. Но это должность, а не звание. Предположение, что Петерсен был обер-маатом, то есть старшим унтер-офицером, не более чем моё предположение. В то же время, автор сам подчёркивает, что сначала Петерсен не был офицером. Дружба между унтером и капитан-лейтенантом… Да ещё в германском флоте… Этого не может быть, потому что просто не может быть никогда. Даже фенрихов, то есть кандидатов на офицерское звание, отделяла от лейтенанта целая пропасть. И никакая теснота отсеков лодки не могла эту пропасть ликвидировать. Прим. пер.
[40]Весьма пренебрежительная характеристика прибора, который стал причиной гибели сотен германских лодок и десятков тысяч подводников. Прим. пер.
[41]Это, интересно, как? Стрельба с глубины 100 метров по данным гидроакустики? Для Фолклендской войны 1982 года вполне нормально, но в 1940 году лодки стреляли либо с перископной глубины, либо вообще из надводного положения. Как-то странно преподают тактику в Аннаполисе. Прим. пер.
[42]Ложь. Вспомогательный крейсер «Чешир» (построен в 1927 году, 10520 GRT, 15 узлов, 6 – 152-мм орудий, 2 – 76-мм зенитки) в 1943 году был переоборудован в войсковой транспорт и благополучно прослужил до конца войны. Прим. пер.
[43]Ой, как интересно! Новая страница в германской истории! Я-то всегда считал, что это Гитлер внезапно расправился с Ремом, Карлом и другими главарями штурмовиков. Вот он, уровень американского образования! Прим. пер.
[44]Несколько непривычная формулировка объясняется тем, что Рыцарский Крест – не самостоятельная награда, а только степень Железного Креста. Поэтому краткое выражение «получить Рыцарский Крест» не совсем точно, оно звучит как «получить Первый Класс» Чего? Но всё-таки так говорят. Прим. пер.
[45]Например, Рыцарский Крест получил старший артиллерист линкора «Бисмарк» Адальберт Шнейдер за потопление линейного крейсера «Худ». За годы войны в подводном флоте Рыцарский Крест получили 121 командир лодки, 2 первых вахтенных офицера, 14 механиков и 7 унтер-офицеров. Прим. пер.
[46]Теодор Петерсен вспоминает: «Из всех лодок Люта U-43 для меня была самой лучшей и самой надёжной. Хотя иногда она брыкалась, как старая лошадь, мы всегда знали, что всё в порядке, и с нами ничего не может случиться». Прим. авт.
[47]Весьма своеобразный взгляд на обеспечение операций. То-то глупый Дениц развернул систему метеорологических станций от Гренландии до Бразилии, используя береговые посты, малые суда, подводные лодки. Американская военно-морская академия знает лучше, что и как следовало делать. Между прочим, когда в 1941 году линейные крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау» совершили вылазку в Атлантику, метеоролог эскадры был награждён Железным Крестом, так как именно его прогноз помог адмиралу Лютьенсу выбрать время и место прорыва через линию британских патрулей. Впрочем, командиры лодок действительно не любили подобные задания. Прим. пер.
[48]Автор по какой-то неизвестной причине полагает, что в сомкнутом строю конвой шёл лишь под прикрытием военных кораблей. Так как в 1940 году у англичан не хватало эскортных кораблей, среднюю часть океана конвои пересекали без охранения, но конвой расформировывался лишь при подходе к пункту назначения, то есть у берегов Северной Америки. Безграмотность горе-историка просто ужасает. Прим. пер.
[49]Статистика показывает, что в феврале 1941 года в строю находилось самое малое количество германских лодок за всю войну. Прим. авт.
[50]Система дешифровки получила кодовое название «Ультра».Прим. авт.
[51]Интересно, кто и куда планировал высадку десанта? Немцы в Америку, или наоборот? Прим. пер.
[52]Сцена в фильме «Das Boot» когда люди на мостике лодки плачут, глядя на тонущий танкер, является чистейшим вымыслом. Во время атаки расстояние до цели слишком велико, поэтому любые ощущения притупляются. Однако по прошествии некоторого времени может наступить шок, особенно у новичков. Прим. авт.
[53]Южная оконечность Исландии
[54]Совершенно непонятно, о чём идёт речь. «Худ» был потоплен утром 24 мая. Первую радиограмму Лютьенс отправил в 6.32. О намерении прервать поход и возвращаться в Сен-Назер он радировал в 8.01. В 19.00 адмирал уже получил ответ из штаба флота. Прим. пер.
[55]Для американца этот словесный пассаж не говорит ничего, но для нас очень знакомая риторика. Сталин и Гитлер – близнецы-братья. Не так ли? Прим. пер.
[56]SC-42 потерял 13 судов во время ожесточённой битвы, разыгравшейся к западу от Исландии. Это был один из редких случаев, когда «Ультра» не сумела предупредить Адмиралтейство. Прим. авт.
[57]Ограниченность места на подводных лодках не позволяла ввести в штат «национал-социалистического офицера-руководителя», или, по-русски, замполита. Но таковые имелись на всех кораблях Кригсмарине крупнее торпедного катера. Прим. пер.
[58]Переведена и издана в России. Прим. пер.
[59]Вымпелы, обозначающие потопленные суда
[60]Как это можно сделать – не представляю, но такой факт действительно имел место. Лодка выбросила белый флаг после атаки самолёта и покорно ожидала прибытия британских кораблей. Бомбардировщик «Хадсон» сбросил 4 глубинные бомбы в 8.30, но лишь вечером прибыл траулер «Ноферн Чиф». Я уж не говорю о том, что «семёрка» со своим 88-мм орудием вполне могла этот траулер потопить. Под названием «Граф» эта лодка даже успела повоевать в составе Королевского Флота. Прим. пер.
[61]Петерсен стоял рядом с Лютом, когда тот услышал эту новость. Лют сказал, подняв бровь: «А что ты ждал от члена католического набора?» Он рассказал, что в 1927 году католическая партия центра в обмен на поддержку в рейхстаге при обсуждении вопроса о выделении средств на строительство «Крейсера А», получила обещание, что в морском училище будет класс, полностью укомплектованный католиками. Это неверно. Скорее всего, Лют просто слишком не любил католиков и охотно повторил услышанную сплетню. Прим. авт.
[62]Новым вторым вахтенным офицером был назначен Гельмут Мюнстер. Хотя Мюнстер не имеет прямого отношения к этой истории, Петерсен решил, что он заслуживает упоминания хотя бы за свою упрямую поддержку космогонической теории, согласно которой мы живём на внутренней поверхности пустотелой сферы. Прим. авт.
[63]И опять нейтральное судно! Да сколько можно?! Или Лют питал какую-то необъяснимую ненависть к шведам? Вообще-то начинаешь даже подозревать автора в неточном прочтении немецких источников. Ведь полуграмотные российские переводчики примерно таким же образом очень часть превращают голландцев – Dutch – в датчан. Прим. пер.
[64]Довольно смелое сравнение. Как читатель сам увидит из справочных приложений, не настолько лодки серии IXD2 были крупнее лодок серии IXА. Прим. пер.
[65]Автор в очередной раз демонстрирует свою безграмотность. Пытаясь подражать просвещённым мореплавателям, он называет этот мыс «cape». Англичане действительно несколько ключевых мест на карте называют просто: Канал, Скала, Мыс. Но я подчёркиваю: Ла-Манш – это Channel, а не channel. Гибралтар – это Rock, а не rock. И мыс Доброй Надежды точно так же Cape, а не cape. Прим. пер.
[66]Группа «Полярный медведь»
[67]Ещё один мелкий ляп. Не существовало специального типа «Муссон». Так назывались лодки, базировавшиеся по соглашению с японцами в Пенанге. Они действовали в Индийском океане. U-181 к таким не относилась. Под командованием Люта она вообще близко не подходила к Пенангу. Прим. пер.
[68]Остальными офицерами U-181 были: первый вахтенный офицер Теодор Петерсен, который наконец-то получил офицерские погоны; второй вахтенный офицер Готтфрид Кениг, тоже только что ставший лейтенантом – ранее он плавал мичманом[Всё-таки наверное фенрихом, ну не было и нет в германском флоте мичманов. Прим. пер.
[69]Достаточно невнятный рассказ. Всё-таки можно заподозрить, что Энгель был не более чем фельдшером в офицерских погонах. Если бы он был дипломированным врачом, был бы использован термин Arzt. Прим. пер.
[70]Это что за такие особые подводные лодки плавают в аудиториях Аннаполиса? Автор, видимо, путает U-181 с итальянскими лодками Х флотилии МАС, на палубе которых действительно стояли цилиндры для человекоуправляемых торпед «Майяле». На лодках серии IX пять запасных торпед хранились в специальных контейнерах под верхней палубой. Прим. пер.
[71]Фенрихов! Himmelsreich und Donnerwetter!!! Автор почему-то любит вставлять немецкие словечки в английский текст там, где это совершенно не обязательно, но даже не пытается сохранить специфические термины и звания германского флота, не имеющие никаких аналогов во флоте американском. Прим пер.
[72]Мы будем использовать привычный нам термин «фашизм», не отделяя строго итальянских фашистов от германских нацистов. Прим. пер.
[73]Автор, к месту и не к месту вставляет немецкие термины в английский текст. Но здесь он почему-то ставит чисто американский термин «хайвэй». Я позволил себе заменить его немецким, так как полагаю, что «автобан» более соответствует теме. Прим. пер.
[74]Иезуитский пассаж. Да, фашизм предусматривал и автобаны, и заботу о рабочем классе. Но! Существуют идеологии людоедские по определению – национал-социализм и коммунизм относятся к их числу. Расовый (классовый) вопрос является их основополагающим столпом. Если его убрать – рухнет и сама идеология. Фашист (коммунист) изначально сориентирован на решение расового (классового) вопроса, и чем он занимается в свободное от его решения время – строительством дорог или подъёмом целины – уже не суть важно. И строительство, и подъем – только инструмент для решения основной задачи – истребления расово (классово) чуждых элементов. В риторике вполне современных фашистов (коммунистов) нет-нет, да и проскакивают обещания после захвата власти развесить на фонарных столбах «всех, кто не с нами». Прим. пер.
[75]Автор в очередной раз демонстрирует младенческую наивность относительно нравов и образа жизни тоталитарных государств. Зачем вступать в КПСС или НСДАП после того как ты уже получил чины и ордена? Вступают-то именно для того, чтобы все это получить. Лют явно не собирался в командующие флотом, поэтому партийность не являлась для него предметом первой необходимости. Да и вообще в фашистской Германии при желании можно было отыскать беспартийного фельдмаршала. В СССР такое было невозможно по определению. Партийность и военная карьера у коммунистов всегда были связаны неразрывными узами. Прим. пер.
[76]Например, 8 октября британский эсминец «Эктив» у юго-западного побережья Африки потопил лодку U-179 со всем экипажем. Лодкой командовал Эрнст Собе, который прослужил в Кригсмарине уже 20 лет. Хотя перед войной он командовал 7-й подводной флотилией, U-179 была его первой лодкой. 25 сентября Собе торпедировал и потопил своё первое судно – британский сухогруз «Сити оф Атенс». Прим. авт.
[77]Так называемая «глубина А» равнялась 80 метрам. Это была стандартная глубина аварийного погружения, используемая для отсчёта глубин в бортовом журнале. Однако для U-181 максимальная глубина погружения равнялась 200 метрам. Прим. авт.
[78]Я подозреваю, что это просто 140 метров. Немцы пользовались метрической системой. Прим. пер.
[79]160 метров
[80]Единственную расшифровку этой смутной фразы дал бывший подводник. Вероятно, пресловутая вода из-под паел как раз и вытекла из дифферентных цистерн. Но в таких случаях дифферентовку осуществляют, гоняя матросов из носового отсека в кормовой и обратно. Предположить, что моряки на руках передавали какие-то грузы… Очень и очень маловероятно, да и просто трудно осуществимо. Прим. пер.
[81]Лично я все два года службы в армии пользовался только жестяными мисками – и ничего. А для немца, во время войны (!), это наказание. М-да. Прим. пер.
[82]Хотя приказ о награждении был подписан 13 ноября, радиограмма вполне могла быть получена на лодке через 2 дня. Относительно служебной карьеры Люта – смотрите приложения. Прим. пер.
[83]Ныне Мозамбик
[84]Продырявить прочный корпус из пистолета… Может быть, в Аннаполисе строили картонные лодки, и автор знаком лишь с ними? Прим. пер.
[85]Это хорошо во время короткого похода в Северную Атлантику. У берегов Мозамбика торпеды должны цениться несколько выше. Тем более, что во время артиллерийских упражнений лодке там никто не угрожает. Ссылки на португальские «корабли и самолёты» – не более чем риторическое упражнение. Прим. пер.
[86]Прекрасный образец американской литературы. Если вчитаться повнимательней в любой роман американского автора, то бросится в глаза интересная особенность. Пытаясь раскрыть психологию героя, американские писатели изображают каких-то психопатов. А вся духовная жизнь рядового американца сводится к бурчанию в животе после тухлых сосисок. Добро бы они ограничились своим огородом, так ведь нет, и весь остальной мир американцы пытаются мерить этой же самой убогой линейкой. Отсюда и повторяющиеся попытки изобразить Люта пироманьяком. Уж не знаю, кем был на самом деле кавалер Бриллиантов, только наверняка не шизофреником. Прим. пер.
[87]Что-то у меня вызывает сомнение чтение названия на корме с расстояния полкилометра. Прим. пер.
[88]Нормальная численность экипажа лодки серии IXD2 – 57 человек. Прим. пер.
[89]Ныне Познань, Польша.
[90]Напомню, что перед войной этот город официально назывался «вольный город Данциг», но фактически являлся германским анклавом на территории Польши. Прим. пер.
[91]Точнее – генерал-губернаторства, как её называли в Рейхе. Когда читаешь об осквернении памятников советским воинам, так и хочется сказать: «Да на черта было освобождать поляков?!» Оставить бы их попечению губернатора Франка и группенфюрера Бах-Зелевского! Или того же Грейзера, наконец… Тогда эти новоявленные шляхтичи (если бы им удалось выжить, разумеется) поняли бы, какой подарок им поднесли наши солдаты. Прим. пер.
[92]А почему вообще ярый фашист Лют должен был сторониться ярого фашиста Грейзера? Прим. пер.
[93]Фенрихом! Прим. пер.
[94]Немного экстравагантное, но никого не удивляющее сегодня путешествие автостопом. Хотя для 1937 года это действительно было в диковинку.
[95]Зимний сад – пер. с нем. Ещё одно свидетельство невнимательности автора. «Зимним садом» немцы называли площадку для зенитных автоматов в кормовой части рубки. В 1943 году действительно «Зимний сад» начал расширяться, так как на лодках появились сначала спаренные, а потом и счетверённые «Эрликоны». Но на приводимых в книге фотографиях U-181, вернувшейся в Бордо, ясно видно, что её мостик вообще не перестроен! То есть усиление зенитного вооружения произошло после рекордного похода, и о какой «огромной рубке» говорит автор, совершенно непонятно. В тот период U-181 имела первоначальную достаточно компактную рубку. Прим. пер.
[96]«У меня был товарищ» – пер. с нем.
[97]Эх, если бы на лодке в дальнем походе можно было устраивать строевые смотры! Прим. пер.
[98]Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями и Мечами
[99]Тремя остальными были: Отто Кречмер (получивший свои Мечи и Дубовые Листья в лагере для военнопленных в Канаде), Эрих Топп и Рейнхард Зурен. Прим. авт.
[100]Флотилии подводных лодок, базирующиеся во Франции. Прим. авт.
[101]Довольно смелое предположение. Нейтральное судно, вышедшее из нейтрального порта… На каких, собственно, основаниях? Прим. пер.
[102]Очень интересно получается – топить судно артиллерией у него времени нет, а вот на подобные китайские церемонии вдруг нашлось. Прим. пер.
[103]В огороде бузина, а в Киеве дядька. При чём здесь шведский консул в Лоренцо-Маркише? Словом, если нельзя, но очень хочется… Мы уже отмечали, что Лют слишком часто предпочитал топить нейтральные суда. Прим. пер.
[104]Более правильно сказать: «Если бы была правдивой». В мае 1943 года действительно вошли в строй 6 так называемых «зенитных ловушек», вооружённых 1 – 37-мм орудием и 2 счетверёнными 20-мм автоматами. Но когда U-441 попыталась принять бой с английскими самолётами в Бискайском заливе, она потеряла половину команды, в том числе всех офицеров. Тяжело повреждённую лодку в базу привёл корабельный врач. Прим. пер.
[105]Очень часто неопытные переводчики говорят «Лагос», не задумываясь, какое отношение столица Нигерии имеет к Битве за Атлантику. Прим. пер.
[106]Речь идёт о самонаводящейся электрической торпеде Mark 24, которая поступила на вооружение союзных самолётов летом 1943 года. Прим. пер.
[107]30 июля 1943 года вообще стало чёрной датой германского подводного флота. В этот день союзники потопили в море 6 германских лодок – U-43, U-375, U-461, U-462, U-504, U-591. Лишь в самом конце войны при массированных налётах стратегической авиации на германские порты два или три раза ежедневные потери превысили эту цифру, но в море столько лодок больше не гибло ни разу. Прим. пер.
[108]Всё обстоит с точностью до наоборот. Где это видано, чтобы при угрозе воздушной атаки экипаж лодки выходил на палубу, поглазеть по сторонам? Да и самый беглый взгляд на карту убеждает в обратном. С каких аэродромов, и какие самолёты могли атаковать U-181? Прим. пер.
[109]Помните, мы уже говорили, что основная лодка гитлеровского флота – серия VII – была переделкой прибрежной лодки эпохи Первой Мировой? Прим. пер.
[110]Опасения Кроуфорда, несомненно, имели под собой какие-то основания, но этот рассказ давно уже перешёл в разряд морского фольклора. Такие истории рассказывали по всему восточному побережью США, а в Бостоне или Нью-Йорке даже показывали пресловутые билеты. Прим. авт.
[111]А неплохо жили союзники! Вы можете представить нашего моряка в пижаме, хотя бы и сегодня? Прим. пер.
[112]Все попытки внести ясность в инцидент с «Клан Макартуром» натыкались на глухое противодействие. Причина последнего взрыва так и остаётся неизвестной из-за бюрократической волокиты и Закона об охране государственной тайны. Прим. авт.
[113]Вообще-то PBY «Каталина» – это патрульный гидросамолёт. Прим. пер.
[114]KQ87 и KQ52 – условные квадраты карты. Прим. пер.
[115]Такое подозрение высказал радист U-181. В одной из книг цитируется разговор радиста Пауля Вюрмбаха с преемником Люта Фрейвальдом, в котором Вюрмбах предполагает, что союзники используют радиопеленгацию. Прим. авт.
[116]Герману Герингу вручили специальный Рыцарский Крест из золота, но его вручили не за отвагу, и никто больше его не получил. Прим. авт.
[117]Вероятно, Лют думал о Мертене совершенно иначе. Однажды он довольно раздражённо сказал Петерсену: «Мертен получил свой Рыцарский Крест, ни разу не побывав в бою с конвоем». Это неправда, однако фраза прекрасно показывает, сколь самолюбивы были подводники. Прим. авт.
[118]Название школы было изменено в 1943 году. Прим. авт.
[119]Речь идёт о так называемой капитуляции в Реймсе перед западными союзниками. Настоящая капитуляция была подписана в Потсдаме 9 мая. Прим. пер.
[120]Потрясающий пример словесной проституции! Назвать концлагерь «рабочим лагерем»… И говорить о «побегах» уже после капитуляции Германии… Нет слов. Прим. пер.
[121]С чего бы это? Требование, совершенно нормальное для любого устава караульной службы. Без него часовой превращается в городового. Прим. пер.
[122]«Стой!» «Кто идёт?»