Рассмотрим порядок подачи, регистрации и отказа в регистрации таможенной декларации

Дата и время подачи таможенной декларации (ст. 190 ТК ТС), ее электронной копии и необходимых документов фиксируются таможенным органом, в том числе с использованием информационных технологий. Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более двух часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением ЕЭК/КТС.

Решение об отказе в регистрации таможенной декларации может быть принято таможенным органом по следующим основаниям, если: 1) таможенная декларация подана таможенному органу, не правомочному регистрировать таможенные декларации; 2) таможенная декларация подана не уполномоченным лицом; 3) в таможенной декларации не указаны необходимые сведения, предусмотренные ст. 180—182 ТК ТС; 4) таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме; 5) в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с ТК ТС должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.

В случае если таможенная декларация не зарегистрирована таможенным органом, то такая декларация считается неподанной. Момент регистрации таможенной декларации имеет важное юридическое значение, поскольку после осуществления данной операции таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Допускается с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта изменить и дополнить сведения, заявленные в таможенной декларации при одновременном соблюдении следующих условий: - если вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, за исключением случаев корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и ограничений; - если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра и (или) не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в отношении товаров; - если изменяемые и дополняемые сведения касаются только товаров, указанных в зарегистрированной таможенной декларации.

Таким образом, перечисленные условия направлены на то, чтобы исключить какую-либо возможность для декларанта уйти от административной ответственности, например, за недобросовестное декларирование, либо неде- кларирование товаров.

Внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением ЕЭК/КТС. Внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Действует запрет, в соответствии с которым таможенные органы не вправе по собственной инициативе, поручению или просьбе лица заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, указанные в таможенной декларации, за исключением тех сведений, внесение которых отнесено к компетенции таможенных органов, корректировки таможенной стоимости товаров и (или) изменения после выпуска товаров иных сведений, влияющих на определение размера сумм таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений, производимых в соответствии с положениями таможенного законодательства Таможенного союза.

Появление предварительного таможенного декларирования товаров в ТК ТС, вызвано необходимостью выведения таможенного администрирования на качественно новый уровень. Предварительное таможенное декларирование товаров позволяет существенно сократить время на проведение таможенного контроля и в конечном счете оптимизировать накладные расходы, увеличить объемы товарооборота и тем самым оказать содействие торговле в целом. Применение предварительного таможенного декларирования товаров дает возможность получать информацию о товарах еще до их представления таможенным органам, позволяет выявить возможные «риски» и за счет этого направить усилия таможенной службы исключительно на то, что конкретно следует проверять, не задерживая при этом товары.

Статьей 193 ТК ТС закрепляется способ таможенного декларирования, благодаря которому таможенная декларация может быть подана в отношении иностранных товаров только в одном случае — до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза.

При предварительном таможенном декларировании в таможенной декларации могут отсутствовать сведения, которые по своему характеру не могут быть известны декларанту до ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза и (или) их предъявления таможенному органу. Такие сведения должны быть внесены в таможенную декларацию до принятия решения о выпуске товаров в порядке, определенном решением КТС от 20.05.2010 № 256.

Для таможенных целей декларантом могут предоставляться заверенные копии транспортных (перевозочных), коммерческих документов или сведения из этих документов в электронном виде. После предъявления товаров таможенный орган сопоставляет сведения, содержащиеся в копиях указанных документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов, в том числе в электронных документах.

В соответствии со ст. 193 ТК ТС устанавливаются три основания, при наличии которых предварительная таможенная декларация утрачивает юридическую силу, а декларанту вменяется в обязанность подать вновь такую декларацию, но уже в общем порядке: - товары не были предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, либо иному таможенному органу, определенному в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации; - в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, введены запреты и ограничения (таможенный орган отказывает в выпуске таких товаров); - декларант по своему волеизъявлению отзывает таможенную декларацию в порядке, предусмотренном ст. 192 ТК ТС, если после ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза декларантом было обнаружено несоответствие стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных.

Выпуск товаров, в отношении которых была принята предварительная таможенная декларация, осуществляется таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров.

Неполная таможенная декларация подается в тех случаях, когда декларант не располагает всеми необходимыми для заполнения таможенной декларации документами и сведениями по не зависящим от него причинам. При этом главными условиями принятия неполной таможенной декларации таможенным органом будут наличие в ней сведений, необходимых для: - выпуска товаров; - исчисления и уплаты таможенных платежей; - подтверждения соблюдения установленных законодательством Таможенного союза запретов и ограничений; - проведения идентификации товаров по совокупности их количественных и качественных характеристик.

Неполное таможенное декларирование не освобождает декларанта от соблюдения требований таможенного законодательства Таможенного союза, а также порядка исчисления и уплаты таможенных платежей, как при подаче полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Неполная таможенная декларация подается не только на иностранные товары, но и на товары Таможенного союза. Особенности порядка неполного таможенного декларация регулируются положениями ст. 212 Закона о таможенном регулировании.

Если таможенный орган принял неполную таможенную декларацию и выпустил товары, то на декларанта не должна возлагаться обязанность подавать в таможенные органы другую, но уже полную декларацию. Недостающие сведения направляются декларантом в таможенный орган отдельным письмом.

Последующее представление недостающих сведений осуществляется в сроки, установленные таможенным органом. Так, для иностранных товаров срок не может превышать 45 дней со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом (при этом обязательство оформляется по форме, утвержденной приказом ФТС России от 05.09.2006 № 842), а для товаров Таможенного союза срок предоставления недостающих сведений декларантом устанавливается исходя из времени, необходимого для транспортировки товаров в место убытия, и не может превышать 8-мь месяцев со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом.

Периодическая таможенная декларация применяется в целях упрощения таможенных операций. В соответствии с такой декларацией у декларанта появляется возможность подать только одну таможенную декларацию на все товары (имеющие одинаковое наименование и один код по Единой ТН ВЭД Таможенного союза), которые планируется регулярно ввозить на территорию Таможенного союза одним и тем же лицом по одному внешнеторговому контракту. Декларирование должно осуществляться в одном и том же таможенном органе. Периодическое таможенное декларирование применяется в отношении всех товаров в течение срока поставки, не превышающего 30 календарных дней.

Периодическая таможенная декларация должна подаваться в таможенный орган предварительно, однако не ранее чем за 15 дней до начала планируемого периода поставки.

На декларанта возлагается обязанность заявить таможенному органу по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, уточненные сведения о товарах, заявленных в периодической декларации на товары: - не позднее 10 рабочих дней после окончания периода поставки при декларировании ввозимых товаров; - не позднее двух месяцев после фактического вывоза всей партии товаров, заявленной в периодической декларации на товары, при декларировании вывозимых товаров.

В тех случаях, когда уполномоченный экономический оператор осуществляет производственную деятельность, ему предоставляется вправо осуществлять периодическое таможенное декларирование иностранных товаров после их ввоза в Российскую Федерацию. Особенность декларирования товаров при этом будет состоять в том, что в периодической декларации на товары могут быть указаны все товары, прибывшие в адрес уполномоченного экономического оператора в период начиная с первой поставки товаров и до истечения сроков их временного хранения, а в случае выпуска товаров до подачи декларации на товары — до истечения сроков на подачу декларации на товары. И еще, периодическая декларация на товары может быть подана на товары, помещаемые под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления.

При таможенном декларировании товаров путем подачи периодической декларации на товары ввозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей такой декларации исходя из ставок, действующих на день ее регистрации.

Интересной новацией в сфере таможенного декларирования товаров является введение «упрощений», связанных с декларированием профессионального оборудования средства массовой информации (СМИ). Например, для проведения и освещения официальных и иных мероприятий в СМИ в качестве декларации на товары может использоваться форма Перечня товаров, утвержденной решением КТС от 20.05.2010 № 263. Использование такой формы возможно при помещении указанного оборудования под процедуру временного ввоза (допуска) или временного вывоза на срок до одного года, если в отношении этих товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.

В качестве документов, которые подтверждают сведения, заявленные в перечне товаров, достаточно представить в таможенный орган обязательство об обратном ввозе, в котором должна содержаться следующая информация: о полномочиях лица, подающего таможенную декларацию; конкретном оборудовании и его кодах в соответствии с ТН ВЭД; количестве, индивидуальных признаках, таможенной стоимости, целях и сроках использования оборудования. Данное обязательство подписывают уполномоченные лица организации, осуществляющей производство и выпуск СМИ.

При декларировании оборудования СМИ в таможенные органы может подаваться только перечень товаров и обязательство об обратном ввозе, других документов подавать не требуется.

Выпуск товаров

В подп. 5 п. 1 ст. 4 ТК ТС содержится определение термина «выпуск товаров». Под выпуском товаров понимается действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ТС помещению под таможенные процедуры.

ТК ТС предусматривает ряд условий для осуществления выпуска товаров: - таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с ТК ТС и (или) иными международными договорами государств — членов Таможенного союза; - лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру; - в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги, либо предоставлено обеспечение их уплаты.

Предельный срок выпуска таможенными органами товаров не может превышать два рабочих дня со дня регистрации таможенной декларации.

Особенность выпуска экспортируемых товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, а также товаров, помещаемых под процедуру временного вывоза, заключается в том, что их выпуск производится не позднее четырех часов с момента регистрации таможенной декларации.

По мотивированному основанию срок выпуска товаров может быть продлен, — с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, — на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, но не может превышать 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. К таким основаниям относятся: - на соответствующие банковские счета не поступили уплаченные суммы ввозных таможенных пошлин и налогов; - декларантом не были представлены в таможенный орган лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений; - проведение таможенным органом дополнительной проверки таможенной стоимости товаров или кода товаров в соответствии с Единой ТН ВЭД Таможенного союза; - запрос дополнительных документов и сведений в отношении товаров, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, или проведение проверки товаров в форме их таможенного досмотра, проверка поступившей информации о возможных нарушениях таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательства РФ о таможенном деле; - представление письменного заявления декларанта о продлении срока выпуска товара в связи с необходимостью уплаты таможенных пошлин, налогов, дополнительно начисленных в соответствии с решением таможенного органа, — до уплаты таможенных пошлин, налогов.

Если таможенные органы принимают решение о необходимости проведения таможенной экспертизы, то выпуск товаров может быть произведен и до получения результатов названной экспертизы при условии, что декларантом предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в сумме таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам такой экспертизы.

Если таможенным органом было выявлено совершение административного правонарушения или преступления, выпуск товаров может быть осуществлен до завершения производства по делу или завершения административного процесса, если такие товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза.

Таможенный орган вправе отказать в выпуске товаров, если: - были нарушены условия выпуска товаров; - был пропущен срок представления таможенному органу товаров, в отношении которых была подана предварительная таможенная декларация или же в течение этого срока были введены запреты и ограничения; - таможенными органами были обнаружены признаки, указывающих на то, что к товарам могут применяться запреты и ограничения и декларантом, не были представлены доказательства, подтверждающие их соблюдение; - были установлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза, содержащие признаки административного правонарушения или уголовного преступления и декларируемые товары были изъяты.

Условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых: - предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами; - ограничения по пользованию и (или) распоряжению связаны с представлением документов, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 195 ТК ТС, после выпуска товаров; - государством — членом Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных ЕТТ.

Условно выпущенными считаются также товары, помещенные под таможенную процедуры таможенного склада, беспошлинной торговли, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), реэкспорта, таможенного транзита, уничтожения либо помещены под специальную процедуру на территории РФ.

Условно выпущенные товары считаются иностранными товарами и находятся под таможенным контролем. Для приобретения статуса товаров Таможенного союза условно выпущенные товары не должны повторно помещаться под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Условно выпущенные товары запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, — запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме.

Некоторые категории условно выпущенных товаров могут использоваться только в пределах территории государства — члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществлен их выпуск.

С наступлением определенных событий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, условно выпущенные товары прекращают свое существование в качестве таковых. К таким событиям относятся: - уплата причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, — в отношении товаров, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 200 ТК ТС (условно выпущенные товары приобретают статус товаров Таможенного союза); - представление документов, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 195 ТК ТС, — в отношении товаров, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 200 ТК ТС (условно выпущенные товары приобретают статус товаров Таможенного союза); - уплата ввозных таможенных пошлин в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ввозных таможенных пошлин, установленных ЕТТ, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров, — в отношении товаров, указанных в подп. 3 п. 1 ст. 200 ТК ТС (условно выпущенные товары приобретают статус товаров Таможенного союза); - вывоз товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза; - уничтожение товаров или помещение их под таможенную процедуру отказа в пользу государства.

Международными договорами и (или) решениями ЕЭК/КТС могут быть установлены иные обстоятельства, при которых условно выпущенные товары приобретают статус товаров Таможенного союза.

Наши рекомендации