Последовательность рисования фигуры коня
Поэтапное рисование стилизованных животных и птиц
В мезенской росписи преобладают зооморфные изображения - знаменитые бегущие кони, олени, птицы. На внутренней стороне каждой мезенской прялки имеется сюжетный рисунок (дерево с птицей, охотник с ружьем, пароход с матросами).
Характерной чертой росписи является многоярусность. Можно выделить три яруса как бы подземный, земной и небесный миры. Часто можно выявить семь ярусов, что связывают с семиричным строением мира. На мезенских прялках дерево чаще всего изображается с большой птицей на вершине. Бывает несколько деревьев. Можно увидеть на прялках лодки и корабли.
Самый распространенный сюжет прялок - это кони. Окрашенные одна в черный, другая в красный цвет лошади нередко следуют друг за другом, олицетворяя, по всей видимости, загробный и сущий миры. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами, между ног и под ногами коней, а также особенности изображений самих фигур животных.
Кони мезенских росписей отличаются от реального прототипа. Большинство их имеет красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловища черных коней покрывались нередко сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим их необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобно тем, как рисовались на птицах тех же прялок.
Нередко кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях нарисованы борющиеся друг с другом всадники. Рассматриваемые сюжеты мезенской росписи нужно трактовать не как бытовые, а как религиозные, языческие в своей основе сюжеты. Конструкция прялок уподоблялась древу жизни, расчлененному на несколько ярусов-миров.
Конь дополнительно несет солнечное значение. По верованию древних он возносит Солнце на небо каждое утро.
Олень приносит счастье, веселье, связан с праздником громовика Ильи-пророка (древний аграрно-охотничий культ).
Образ птицы в фольклоре имеет особое значение. Наиболее часто изображаемыми были лебедь и утка.
Утка особая птица - она уносит Солнце каждый вечер в подземный мир, сохраняя порядок вещей.
Лебедь связан со стихиями неба и воды, сулит урожай, свет, богатство.
Последовательность рисования фигуры коня
Мезенские русские животных больше всего похожи на рисунки первобытных людей. Вот так же тысячелетия назад охотники, укрывшиеся от непогоды в каменных пещерах, оставляли на стенах своих жилищ изображения животных - бизонов, коней, быков.
Трудно представить себе большее обобщение, чем конь, изображенный любым из старых мезенских мастеров: кирпично-красное пятно, как бы соединенное из трех частей: четырехугольника туловища и вытянутой шеи, переходящей в морду.
Следующая последовательность рисования фигуры коня хорошо понимается и легко усваивается учащимися:
- посередине ограниченного по высоте пространства чертим длинную линию;
- от каждого конца линии проводим вверх линии с наклоном вправо и соединяем их горизонтальной прямой линией (получился четырехугольник);
- пририсовываем наклонную линию для шеи;
- рисуем головку;
- из нижних уголков туловища проводим изогнутые линии для передней и задней ноги;
- для изображения ног, находящихся в середине, проводим изогнутые линии от середины четырехугольника;
- пририсовываем хвост, состоящий из трех-четырех наклонных, близко находящихся друг к другу линий;
- расписываем голову, шею и туловище красным цветом, а ноги и хвост - черным;
- заканчиваем рисование фигуры коня короткими штрихами черного цвета у гривы и ног, штрихи напоминают "реснички") и уздечки из двух линий.
Олень и лось
Олень (лось) - знак дождя. Он вызывает дождь, цепляя рогами тучи. Также олень символ зарождения всего нового, зарождения богатства духовного. "Стадо" оленей всегда располагается в орнаменте выше "табуна" лошадей.
Рисовать оленя или лося можно по-разному: каждый может найти наиболее удобный для себя прием, а также это может определиться и возможностями вашей кисточки. Например, можно начать рисование с наведения линии загривка или капли-морды, а можно сделать так, как это делали старые мастера.
Уточка
Водоплавающие птицы символизируют души наших предков. Утка к тому же символ ночного подводного движения солнца.
Кистью (белка или колонок) №2 сверху вниз делается мазок замалевок. Отдельно пририсовывается клювик, а затем черным дорисовываются "реснички" на грудке, хвост, лапки, верхняя линия клюва.
Лебедь
Коротким мазком вниз намечается линия шеи. Затем к нему добавляется нижняя линия туловища. Если она не получилась в один прием, то дополняется новым, еще одним подобным мазком. "Капельки" могут стать как хвостом, так и крылом птицы.
Птицы, выполненные только черным цветом, создают впечатление второго плана, дали, вносят декоративное разнообразие. Из одинаковых замалевков могут получиться разные птицы (гусыня и лебедь).