Ii. основная часть занятия 4 страница
Имена собственные | Слова-действия | Слова-предметы |
Гена | загадал | на гармошке |
Галя | играла | овраг |
Гриша | перепрыгнула | говорила |
Гуля | громко | загадка |
Гоша | грелся | на пригорке |
III. Итог занятия
Дефектолог: Припомните названия птиц и животных, с которыми вы познакомились в зоопарке.
ЗАНЯТИЕ 24
Тема: Дифференциация звуков К – К’.
Цели и задачи:познакомить детей со звуками К – К’; учить дифференцировать звуки занятия, давать их сравнительную характеристику; обогащать словарь детей; формировать навыки грамматического оформления предложений, навыки языкового анализа и синтеза; развивать связную речь, логическое мышление, фонематический слух и восприятие.
Оборудование: буква К (запись на доске); стилизованное изображение; символы для обозначения звуков занятия; предметные картинки с изображением животных, продуктов питания, в названии которых есть звуки К – К’; пособие «Телефон»; предметные демонстрационные картинки – кит и кот; карточки со словами на каждого ребенка; сюжетная картинка «Колобок».
Ход занятия.
Оргмомент
1. Развитие слухового внимания.
Дефектолог: Послушайте рассказ о том, как животные варили компот.
Однажды кот, коза, корова, собака, кролик решили сварить компот. Они приготовили большую кастрюлю. Налили в нее воды. Поставили на огонь. Каждый положил в кастрюлю то, чем любил лакомиться больше всего. Коза нарезала капусту, кот покрошил колбасу, корова - арбузные корки, собака бросила кость, а кролик - морковь. Когда вода закипела, друзья решили попробовать...
Подумайте и скажите, каков был компот? Верно ли поступили животные? Правильно ли отобрали продукты для компота? Почему? А как, по-вашему, нужно варить компот?
2. Знакомство с темой занятия.
Дефектолог: Припомните и назовите животных из рассказа. А теперь назовите продукты, которые принесли животные. (Животные – коза, собака, кролик, корова, кот; продукты – капуста, колбаса, корки, кость, морковь.) Скажите, какие согласные звуки повторяются во всех словах. (Звуки К – К’.)
3. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1. Сравнительная характеристика звуков К – К’.
К – согласный, твердый, глухой, для обозначения звука используем синие наушники.
К’ – согласный, мягкий, глухой, для обозначения звука используем зеленые наушники.
2. Дифференциация звуков К – К’ в слогах.
Дефектолог: «Соедините» букву К с гласными и прочитайте слоги (запись на доске).
Э Я А О Е Ё У Ы Ю И |
3. Знакомство с героями занятия.
Дефектолог: Пока мы с вами составляли слоги, к нам заглянули герои стихотворения. Они прячутся и хотят, чтобы вы их отгадали.
... Вот что сказка говорит:
Жили-были кот и кит.
Кот огромный, просто страшный.
Кит был маленький, домашний.
Кит мяукал, кот пыхтел.
Кит купаться не хотел. ...
… ну, и кто же разберет:
где здесь КИТ, а где здесь КОТ?
Дефектолог выставляет на доску демонстрационные картинки с изображением кота и кита.
4. Дифференциация звуков К – К’ в словах.
Дефектолог: Рассмотрите картинки из пособия «Телефон» и определите, какие выберет для себя кот, а какие кит.
На кнопках или на диске телефона вместо цифр расположены картинки: свинка, мартышка, кенгуру, крокодил, медведь, цапли. Если на картинке изображен телефон с кнопками, на данном пособии можно также отрабатывать знания детьми пространственных отношений. Например: мартышка находится в верхнем правом углу, крокодил находится слева от мартышки...
5. Развитие логического мышления.
Дефектолог: Послушайте загадки и отгадайте их.
Погасили в доме свет –
Все равно покоя нет.
Ру-чу-чу, да ру-чу-чок.
Кто же там? ... (сверчок)
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой;
Утром в школу, днем домой. (Валенки)
За веревочку-узду
Через двор коня везу,
С горки вниз на нем лечу,
А потом его тащу. (Санки)
Он ходит в рыжей шубке,
Как пилки остры зубки.
Прожорливый зверек,
Гроза мышей ... (хорек)
Как только отправляются
Они зимой гулять.
Жильцы в дома вселяются,
И в каждый - сразу пять. (Перчатки)
Витамин зарыт в снегу.
На болоте, на лугу.
(Клюква)
6. Развитие, умений составлять словосочетания из двух слов.
Дефектолог: Помогите коту и киту составить словосочетания из двух слов. Кот будет называть слова-признаки, а кит слова-предметы (запись на карточках).
Слова, названные котом | Слова, названные китом |
КРАСНЫЙ | КНИГА |
УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ | КЕПКА |
СЛАДКИЙ | ВЕТКА |
ТОНКИЙ | МОРКОВКА |
ВЫСОКИЙ | ГОРКА |
КЛЕТЧАТЫЙ | СКАЗКА |
7. Физминутка.
Дефектолог: На занятии вы много отгадывали, писали, теперь можно немного отдохнуть.
Дефектолог читает стихи, дети повторяют за ним текст и выполняют движения.
Кирочки, Кирюшки,
Девочки и мальчики!
Берегите на морозе
Носики и пальчики!
Варежки – на ручки,
Валенки – на ножки.
Берегите на морозе
Носики и пальчики!
8. Дифференциация звуков занятия на уровне предложения.
Дефектолог: Вы не забыли словосочетания, которые мы составляли перед выполнением гимнастики? Назовите словосочетания по памяти и дополните их до предложений.
Например: сладкая морковка – заяц грызет сладкую морковку.
9. Запись предложений на доске и обозначение звуков занятия.
10. Дифференциация звуков занятия на уровне текста.
Дефектолог: Кит и кот очень довольны, вы отлично усвоили, чем отличаются звуки занятия. Научились отличать их от других звуков, и различать между собой. Кот и кит хотят разыграть перед вами сценку из своей любимой сказки «Колобок». Помогите героям, припомните содержание сказки и запишите ее в виде ответов на вопросы кита и кота.
- Кто жил в доме? - Кто испек Колобка?
- Куда бабка положила Колобка? - Что случилось потом?
- Перечислите, кого встречал Колобок на своем пути?
- Кто последний говорил с Колобком и обманул его?
- Почему лиса смогла перехитрить Колобка? - Что случилось с Колобком?
III. Итог занятия
Дефектолог: Назовите из последних предложений слова для кита, а потом для кота. Дайте советы коту и киту, как им жить? Кому из них где нужно находиться?
ЗАНЯТИЕ 25
Тема: Дифференциация звуков К – К’, Г – Г’.
Цели:закреплять знания о звуках К – К’, Г – Г’, произношение и навыки различения звуков К – К’, Г – Г’ в слогах, словах; развивать навыки фонематического анализа и синтеза; закреплять знания норм орфографии; развивать внимание, логическое мышление.
Оборудование: буквы К – Г (запись на доске); разрезные картинки: Карлсон и Гном; зеркала (на каждого ребенка); предметные картинки с изображением сказочных героев.
Ход занятия.
Оргмомент
1. Развитие слуховой памяти (задание 7. с. 21).
Дефектолог: Припомните и скажите, как кудахчут куры? (Кудах-тах-тах, кудах-тах-тах.) А как гогочут гуси? (Га-га-га, га-га-га.) Подберите и запишите 3-5 родственных слов к словам: «куры», «гуси». С каких звуков начинаются слова «куры» и «гуси»?
2. Сформулировать тему занятия и записать ее на дocкe.
II. Основная часть
1. Развитие зрительного внимания и логического мышления.
Дефектолог: Составьте из частей разрезные картинки и назовите героев занятия.
Дефектолог раздает детям, части разрезанных картинок, изображающих Карлсона и Гнома.
2. Сравнение звучания звуков занятия.
Дефектолог: предлагает детям произнести звуки занятия по порядку перед зеркалом и дать характеристику каждому звуку; найти в таблице все буквы Г и К и нарисовать под ними соответствующие символы (задание 2, с. 19).
3. Запись сравнительной характеристики звуков К – К’ – Г – Г’ в тетрадь.
К – согласный, твердый, глухой, отметим синими наушниками, для обозначения на письме нужен синий закрашенный кружок.
К’ – согласный, мягкий, глухой, отметим зелеными наушниками, для обозначения на письме нужен зеленый закрашенный кружок.
Г – согласный, твердый, звонкий, отметим синим колокольчиком, для обозначения на письме нужен синий незакрашенный кружок.
Г’ – согласный, мягкий, звонкий, отметим зеленым колокольчиком, для обозначения на письме нужен зеленый незакрашенный кружок.
4. Дифференциация звуков занятия на уровне слога.
Дефектолог: Угадайте слоги, составленные при помощи гласных и символов, запишите их (запись на доске).
Слоги:
5. Дифференциация звуков занятия на уровне слова (задание 8. с. 21).
Дефектолог: Помогите Карлсону и Гному. Соедините слова с буквами Г – К так, чтобы получились пары слов. Запишите слова парами, сравните слова по произношению, написанию и значению. Образец: колос – голос.
КОРА ГОЛОС КОЛОС КАЛЬКА
КРОТ ГОРА ГАЛЬКА ГОД
КУБКИ ГОЛ ГРОТ КОЛ
КОТ КУСТЫ ГУБКИ ГУСТЫ
Сравните слова в парах по звучанию, написанию и значению.
6. Физминутка (см. занятие 24).
7. Развитие зрительного внимания, памяти. Закрепление правописания собственных имен существительных.
Дефектолог: Рассмотрите картинки с изображением сказочных героев и назовите их имена.
Картинки: Красная Шапочка, Дюймовочка, Кот в Сапогах, Гуси-Лебеди, Баба-яга, Курочка Ряба.
Дефектолог: Припомните, как пишутся собственные имена существительные. Запишите слова (запись на доске) и укажите в них наличие звуков занятия.
8. Развитие зрительного анализа на уровне слова.
Дефектолог: Подберите для гнома и Карлсона по 5 слов с их любимыми звуками так, чтобы эти слова обозначали живые существа. Например: Для Карлсона – корова, комар... Для Гнома – газель, горилла.
III. Итог занятия
Дефектолог: Назовите слова, которые вы записали. Дайте характеристику встречающимся звукам занятия.
ЗАНЯТИЕ 26
Тема: Дифференциация звуков К – К’, Г – Г’.
Цели: закреплять знания о звуках К – К’, Г – Г’, навыки правильного произношения и различения звуков К – К’, Г – Г’ в словах, словосочетаниях, предложении и тексте; развивать навыки фонематического анализа и синтеза, внимание, логическое мышление, связную речь.
Оборудование: буквы К – Г (запись на доске), предметные картинки – Карлсон и Гном; картинки с изображением предметов, необходимых для занятий спортом; парные картинки – черно-белое и цветное изображения сказочного героя.
Ход занятия
I. Оргмомент
1. Развитие логического мышления.
Дефектолог: Рассмотрите картинки с изображением предметов и определите, к какой группе их можно отнести. (Предметы для занятий спортом.)
Предметные картинки: кегли, гантели, скакалка, гиря, коньки, санки, ролики, боксерские перчатки.
2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1. Припоминание сходства и различий между звуками К – К’, Г – Г’
2. Развитие зрительного восприятия.
Дефектолог: Рассмотрите фотографии, которые получили Карлсон и Гном от своих друзей – сказочных героев. Помогите им определить, кто изображен на неудачных фотографиях.
Дефектолог раздает детям по два черно-белых изображения сказочных героев, оставляя у себя цветные пары от этих карточек. Дети называют героев, в случае затруднения, дефектолог выставляет парную цветную картинку.
Картинки: Гуси-Лебеди несут Иванушку, старик Хоттабыч сидит около лампы, Курочка Ряба сидит на гнезде, Хаврошечка гладит корову, принцесса сидит на кровати с горошиной, Дюймовочка плывет на листе кувшинки, Гулливер тянет на веревках корабли.
3. Дифференциация звуков занятия на уровне словосочетания (работа с карточками).
Дефектолог: Составьте вместе с Гномом и Карлсоном словосочетания из слов первого и второго столбика, назовите «любимые» звуки героев.
Слова-признаки | Слова-предметы |
КРАСНЫЙ ГОЛОСИСТЫЙ ВЫСОКАЯ КОПЧЕНАЯ | КОЛБАСА ГОРА ГАЛСТУК ПЕТУШОК |
4. Физминутка (см. занятие 24 ).
5. Дифференциация звуков занятия на уровне предложения (задание 9. с. 21).
Дефектолог: Прочитайте слова и составьте из них предложения.
Белка, спешить, к, гнезду.
Она, скакать, за, еловые, шишки.
Забраться, белка, в, тёплое, гнездо.
В, лес, закружила, вьюга.
Будет, вкусная, еда, у, зверёк, в, кладовая.
Белка, выбраться, из, гнезда.
6. Развитие навыков языкового анализа и синтеза. Работа на уровне текста.
Дефектолог: Прочитайте предложения из предыдущего задания. Скажите, можно ли составить из этих предложений рассказ? Поменяйте порядок предложений так, чтобы можно было бы прочесть рассказ «Белочка».
III. Итог занятия (задание 10, с. 21-22)
Дефектолог: Вставьте буквы Г – К в слова. Прочитайте рассказ. Назовите из текста слова со звуком К, а теперь с парным ему звонким согласным.
ЗАНЯТИЕ 27
Тема: Дифференциация звуков К – К’, X – X’.
Цели: закреплять знания о звуках К – К’, X – X’, навыки правильного произношения и различения звуков К – К’, X – X’ в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях; развивать навыки слогового анализа слов, фонематического анализа и синтеза; учить составлять словосочетания и предложения; закреплять знания норм орфографии; работать над развитием связной речи; развивать внимание, логическое мышление.
Оборудование: буквы К – X (запись на доске); предметные картинки: Хрюша и Каркуша; зеркала (на каждого ребенка); предметные картинки с изображением космических кораблей; карточки с написанными слогами в форме деталей космических кораблей; таблицы со слогами для составления слов.
Ход занятия.
Оргмомент
1. Развитие слогового анализа и синтеза.
Дефектолог: Составьте из слогов слова по схемам. С каких звуков начинаются все эти слова? (Со звуков К, К', X).
са но мяк
ко лесо ки сет хо рек
ты сель зяин
2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1. Сравнительная характеристика звуков К – К’, Х – Х’.
- в звуковых рядах;
- в рядах слогов;
- в рядах слов.
Работу по различению звуков К – К’ – X – X’ можно проводить с использованием карточек, на которых написаны буквы.
3. Знакомство с героями занятия через развитие зрительного восприятия.
Дефектолог: Составьте имена героев занятия из стилизованных букв, записанных на карточках. (Каркуша и Хрюша.)
Дефектолог демонстрирует детям карточки со стилизованными изображениями букв К и X.
4. Уточнение и обогащение словаря.
Дефектолог: Ребята, посмотрите, во что одеты наши гости. Скажите, куда они решили отправиться? (Герои одеты в костюмы космонавтов. Они решили отправиться в космическое путешествие.) Как вы думаете, что нужно приготовить для космического путешествия? (Дети называют, дефектолог выставляет на доску картинки с соответствующими предметами. Например: фонарик, снаряжение, продовольствие, веревку...) Вот вам корзина для космического продовольствия. Рассмотрите продукты, представленные на полках, и отберите необходимое. Запишите слова в два столбика (запись на доске): в первый – со звуками К – К’, во второй – со звуками X – X’.
Картинки: холодец, консервы, халва, хлеб, конфеты, колбаса, молоко, крупа, сухари.
5. Развитие звукового анализа и синтеза.
Дефектолог: Хрюша и Каркуша хотят отправиться в путешествие на космическом корабле. Но в их машинах не хватает некоторых деталей.
Помогите Хрюше и Каркуше поставить недостающие детали на место. Прочитайте слоги на карточках и подберите к ним пары.
Слоги: ка – … , хо – …, ки – …, ах – …, ек – …, – … .
6. Уточнение словаря по теме «Космос».
Дефектолог: Хрюша и Каркуша готовы к полету. Давайте проверим их снаряжение. Рассмотрите костюм космонавтов и назовите все предметы со звуками занятия.
Приблизительный перечень слов: скафандр, комбинезон, рукавицы, кислородный баллон, маска, веревка...
7. Физминутка.
Дефектолог: Наши друзья благодарят вас за помощь в подготовке к полету. Теперь присядем на дорогу, а будущие космонавты выполнят гимнастику перед долгим полетом.
Поднимаем плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Тише, тише, высоко
Прыгать на носках легко.
8. Работа со словами-паронимами.
Дефектолог: Каркуша и Хрюша прибыли на загадочную планету. Тут живут необыкновенные существа ХАКАТЫ. Пришельцы с Земли быстро с ними подружились и научили своей любимой игре: подбирать похожие слова и объяснять их различия. Поиграйте вместе с друзьями. Подберите похожие слова и объясните различие между словами каждой пары.
Слова: сох – …, мука – …, казак – …, хлоп – …, бук – …, ход – … .
9. Работа по построению словосочетаний и предложений.
Дефектолог: Хакаты тоже решили научить своих новых друзей чему-то новому. Они долго думали и остановились на игре «Превращалки». Превратите неверное слово в верное и, подобрав к нему признак, составьте словосочетание.
Слова: ворост, каратофель, ркокодил, тетух, хяхта, вених, лопук.
Приблизительный перечень словосочетаний: тонкий хворост, крупный картофель, голосистый петух, широкий лопух, огромный крокодил, новый веник, красивая яхта.
10. Работа по дифференциации звуков занятия на уровне текста.
Дефектолог: Путешествие подошло к концу. Хрюше и Каркуше пора возвращаться на Землю. А чтобы не забыть о своем путешествии, Каркуша предложила записать рассказ о нем. Помогите Каркуше. Запишите (запись на карточках) рассказ о путешествии наших друзей, укажите наличие звуков К – К’, X – X’.
Учащиеся 1-го класса составляют рассказ устно, а ученики 2, 3-го классов составляют рассказ, затем объясняют сложные случаи написания слов и записывают его самостоятельно.
Приблизительный рассказ:
Космическое путешествие
Однажды Каркуша и Хрюша решили отправиться в космическое путешествие. Они собрали продовольствие и снаряжение, приготовили космический корабль. Когда все было готово, отправились в путь. Космический корабль Хрюши и Каркуши опустился на необыкновенную планету, где жили Хакаты. Хозяева планеты тепло встретили пришельцев. Погостив немного у Хакатов, поросенок и ворона вернулись обратно. Друзья долго вспоминали свое космическое путешествие.
III. Итог занятия
Дефектолог: Назовите из своего рассказа слова для Каркуши, а затем для Хрюши.
ЗАНЯТИЕ 28
Тема: Дифференциация звуков Д – Д’.
Цели и задачи: познакомить детей с характеристиками звуков Д – Д’; учить дифференцировать звуки Д – Д’ в слогах, словах, словосочетаниях, текстах; обучать соотнесению звука с символом и буквой; формировать навыки слогового анализа; закреплять знания о правописании собственных имен существительных; развивать навыки образования существительных при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением; тренировать в употреблении предлогов НАД, ПОД, ИЗ-ПОД, в составлении схем предложений; формировать навыки употребления, слов-автонимов; развивать слуховое внимание, восприятие, память.
Оборудование: карточки со словами для составления цепочки; символы для обозначения звуков занятия на письме; кубики с записанными на их гранях слогами; пособие «Стилизованные буквы»; индивидуальные карточки с заданиями; пособие «Дед Мороз и горы».
Ход занятия.
I. Оргмомент
I. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.
Дефектолог: Составьте из слов цепочку так, чтобы в каждом последующем слове было на одну букву меньше, чем в предыдущем.
Слова (запись на карточках):дочки, удочки, дудочки, очки, почки, ночки, кружочки.
Дефектолог: Какие слова лишние? Почему?
2. Развитие слухового внимания.
Дефектолог: Послушайте стихотворение и назовите звуки занятия.
Дятел жил в дупле пустом.
Дуб долбил, как долотом.
День долбил, два долбил –
Дырку в дереве пробил.
3. Сформулировать тему занятия и записать ее на_доске.
II. Основная часть
Д – согласный, твердый, звонкий, на письме обозначаем синим звонком и синим незакрашенным кружком.
Д’ – согласный, мягкий, звонкий, на письме обозначаем зеленым звонком и зеленым незакрашенным кружком.
2. Развитие слогового анализа и синтеза (задание 2, с. 22).
Дефектолог: Соберите для Деда Мороза кубики: составьте из них имена детей и узнайте, кому приносил подарки Дедушка Мороз.
Слова: Демьян, Денис, Дима, Эдик, Владик, Даша, Александр.
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
| |||||||||
|
| ||||||||||
3. Дифференциация звуков занятия в слогах.
Дефектолог: Дед Мороз возвращается домой, его путь далек. Нужно дедушке добраться до холодных стран. Помогите ему. «Поднимитесь» вместе с Дедом Морозом на горы, а потом «спуститесь» с гор, читая слова по слогам.
Дефектолог выставляет пособие «Дед Мороз и горы».
4. Дифференциация звуков занятия в словах. Образование существительных при помощи суффиксов
с уменьшительно-ласкательным значением (задание 3. с. 22).
Дефектолог: Образуйте слова при помощи суффиксов -ОК-, ИК-, -ЧИК-, -ЁК-.
Образец: завод – заводик.
ДРУГ – … ДУБ – … ДОМ – …
ДЕНЬ – … ЛЁД – … ХОЛОД – …
5. Физминутка.
Дефектолог: Выполните упражнения пальчиковой гимнастики «Крокодил», «Птичка», «Птенчики и гнездо», «Петушок», «Лодка», «Пароход».
6. Работа со словами-антонимами.
Дефектолог: Прочитайте слова и подберите к ним слова с противоположным значением. Например: мальчик – девочка.
ГОРОД – … БАБУШКА – … ЗИМА – …
НОЧЬ – … ЗЛОЙ – … ДЕШЕВЫЙ – …
СТАРЫЙ – … КОРОТКИЙ – …
7. Работа по дифференциации звуков занятия на уровне словосочетания.
Дефектолог: Прочитайте словосочетания и найдите ошибки (запись на карточках). Запишите словосочетания верно (запись на доске) и укажите наличие звуков занятия.
Словосочетания: молоденькое дубок, легкая дыхание, старенькие домик, многоэтажная дом, удобная диванчик.
8. Дифференциация Д – Д’ в предложении.
Дефектолог: Прочитайте предложения и вставьте подходящие по смыслу предлоги: НАД, ПОД, ИЗ-ПОД.
Самолет летел ...лесом.
Девочка бежала ... зонтом.
Медвежонок выглядывает ... дерева.
Дима лежал ... одеялом.
Пароход прошел ... мостом.
Желуди лежали ... дубом.
9. Дифференциация звуков Д – Д’ на уровне текста (запись на карточках).
Родник
...ень был ...ёплый. ...има и Воло...я гуляли около ...ачи. Мальчики по...ошли к высокому ...ереву. У ...ерева они уви...ели ро...ник. ...има и Воло...я решили по...ойти поближе. Они наклонились и ла...онями стали пить во...у. Она была холо…ная. Мальчики быстро утолили жаж...у и пошли ...омой.
III. Итог занятия
Дефектолог: Прочитайте получившийся рассказ по цепочке и назовите слова со звуками занятия. Дайте характеристику звукам занятия.
ЗАНЯТИЕ 29
Тема: Дифференциация звуков Т – Т’.
Цели и задачи: познакомить детей со звуками Т – Т’; научить их дифференцировать звуки Т – Т’ изолированно, в слогах и в словах; формировать навыки звукового анализа и синтеза; обогащать словарь детей; развивать слуховые дифференцировки; обучать грамматическому оформлению предложений; тренировать в восстановлении рассказа по предложенному плану; развивать зрительное и слуховое восприятие.
Оборудование: символы для обозначения звуков; слоговые таблицы; картинки с изображением лап, мордочек и хвостов; картинки для составления предложений; картинки с изображениями профессий людей; индивидуальные карточки.