Методика «Краткое избирательное воспроизведение текста».

Назначение методики (Е.В.Заика) [14, С. 271-278]: исследуются закономерности развития у школьников способности к краткому избирательному воспроизведению текста, т.е. такому воспроизведению, при котором указываются только элементы текста, строго соответствующие задаче воспроизведения (воспроизводится все, что требуется, и не воспроизводится ничего лишнего, ничего из того, что не требуется). Уровень развития способности к краткому избирательному воспроизведению, рассматриваемому, как функция памяти, сопоставляется с уровнем развития способности к краткому избирательному выписыванию тех же элементов материала в условиях работы с текстом, которое рассматривается как функция мышления. Другими словами, исследуется способность человека точно выделять соответствующий заданию материал и блокировать несоответствующий при решении двух видов задач: мнемической (воспроизведение по памяти) и познавательной (выписывание из текста).

Эксперимент состоит из двух серий, которые проводятся с разными группами испытуемых. Серии различаются только содержанием задачи, предъявляемой к избирательному краткому воспроизведению и выписыванию: в первой серии ставится задача выделения только самого главного в тексте, во второй – выделения некоторых конкретных фактов, составляющих лишь часть из описанного в тексте.

Обе серии эксперимента проводятся в три этапа. На первом этапе предъявляется текст испытуемым для полного произвольного запоминания (этот этап одинаков для обеих серий). На втором этапе осуществляется краткое избирательное воспроизведение той части текста, которая требуется в соответствии с предъявляемой задачей (эти задачи разные в обеих сериях). На третьем этапе осуществляется краткое избирательное выписывание требуемого материала в условиях работы с текстом.

Экспериментальный материал - текст «Обезьяна-стрелочник» (заметка из газеты):

«Все началось с того, что стрелочник Джеймс Уайт (1) из южноафриканского города Порт-Элизабет потерял обе ноги в результате железнодорожной катастрофы (2). Выйдя из больницы, Уайт серьёзно задумался о будущем (3): передвигаться нелегко, а потеря работы означает нищету. И тогда он начал дрессировать бабуина (4), которого назвал Джеком. Обезьяна сравнительно быстро научилась доставать воду из колодца, выполнять простую домашнюю работу и даже окапывать деревья в саду (5-7). После этого Уайт приступил к основному. В течение нескольких месяцев он приучил Джека переводить железнодорожную стрелку (8). Джек оказался настолько способным, что за девять лет (9), в течение которых помогал хозяину, не допустил ни одной ошибки (10)».

Текст прочитывается экспериментатором два раза.

Инструкция испытуемому: «Сейчас я прочту небольшой рассказ. Ваша задача – запомнить его. Постарайтесь запомнить его как можно лучше, ничего не упустив в нем и не исказив. Рассказ будет читаться два раза».

После прочтения текста ставится задача воспроизведения отдельных его элементов. С целью ограничения объемов воспроизведения испытуемому предлагается, отвечая на вопрос по тексту, уложиться всего лишь в пять строчек, отведенных для ответа.

В первой серии эксперимента ставится задача воспроизведения только основного содержания текста: «А теперь напишите самое главное, что было в рассказе, только основное, существенное».

Во второй серии ставится задача воспроизвести несколько конкретных фактов: «А теперь напишите, какие действия обезьяна научилась выполнять. Перечислите только те действия, которые обезьяна выполняла».

После предъявления задачи воспроизведения испытуемым обеих серий эксперимента говорится: «Воспроизводить нужно очень кратко. Обязательно вложиться только в пять строчек тетрадного листа, написанных обычным почерком. Более длинные ответы не принимаются, а короче – пожалуйста!».

После того, как воспроизведение осуществлено, листочек забирается. Испытуемому предъявляется бланк с текстом и просят выполнить то же задание, что предъявлялось при воспроизведении, только на этот раз глядя в текст: «А теперь ты можешь посмотреть в текст. Еще раз напиши, пожалуйста, пять строчек, которые бы четко отвечали на вопрос: что составляет главное содержание текста (для первой серии эксперимента) или: какие действия научилась выполнять обезьяна (для второй серии)».

Время воспроизведения материала и выписывания суждений из текста – 8 мин.

Эксперимент проводился небольшими группами по 4-5 человек.

При обработке результатов воспроизведения и выписывания суждений обращается внимание на две их характеристики:

Полнота отражения в них требуемого содержания. В первой серии эксперимента полным считался ответ типа: «Лишившийся ногжелезнодорожник выдрессировал обезьяну, которая научилась вести работу подому и даже переводить стрелки» (подчеркнуты четыре основных момента, в совокупности выражающих основное содержание текста). Во второй серии полным считался ответ, в котором перечислялись четыре действия: доставать воду из колодца, выполнять простую домашнюю работу, окапывать деревья в саду, переводить железнодорожную стрелку. Воспроизведение (выписывание) считается полным, если в нем отражены все (четыре в 1-й серии и четыре во 2-й) перечисленных момента.

Количество ответов первого и третьего видов в сумме характеризуют способность учащихся обеспечивать полноту воспроизведения и выписывания нужной информации (независимо от наличия или отсутствия избыточной информации), а количество первого и второго видов ответов в сумме характеризуют их способность блокировать лишнюю, не относящуюся к заданию информацию (независимо от полноты или неполноты актуализации требуемой информации).

Ответы пятого, шестого, седьмого типов классифицировались как невыполнение задания.

В зависимости от сочетания полноты – неполноты и наличия – отсутствия дополнительных (избыточных) суждений, ответы испытуемых делятся на следующие виды воспроизведения:

1. Содержащие полный ответ на вопрос при отсутствии избыточной информации.

2. Содержащие неполный ответ на вопрос при отсутствии избыточной информации.

3. Содержащие полный ответ на вопрос при наличии избыточной информации.

4. Содержащие неполный ответ на вопрос при наличии избыточной информации.

5. Не содержащие даже частичного ответа на вопрос при наличии избыточной информации (например, «Обезьяну звали Джек и она была верным другом своему хозяину – железнодорожнику» или «Один человек, лишившийся ног, сумел научить свою обезьяну переводить стрелки часов»).

6. Ответы-интерпретации или обобщения (например, «Воспитай себе друга» или «Обезьяны бывают очень смышлеными и умеют много чего делать»).

7. Отказ от выполнения задания.

После выполнения заданий с испытуемыми проводилась беседа, в которой выяснялись основные трудности, которые они испытывали в ходе эксперимента, а также впечатления от процедуры тестирования.

При обработке результатов подсчитывается общее количество ответов каждого вида отдельно для первой и второй серий эксперимента и для разных видов работы: воспроизведения по памяти и выписывания из текста.

Исследования автора методики показывают, что способность школьников обеспечивать полноту воспроизведения формируется раньше (примерно к пятому классу), способности обеспечивать блокировку лишнего материала (примерно к седьмому классу).

Наши рекомендации