Говорка об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажор)

онятие контракта купли-продажи

Непременным условием договора купли-продажи является переход права собственности на товар от продавца к покупателю, этим этот договор отличается от других, где предметом договора может быть или право пользования товаром, или предоставление услуг.

Основные обязательства для продавца:

- поставить товар;

- передать соответствующие документы право собственности на тоар покупателю.

Основные обязанности покупателя:

- уплатить цену за товар;

- принять поставку.

Общие обязанности продавца и покупателя:

- определить порядок исчисления убытков при нарушении обязательств одной из сторон;

- определить право продавца на получение процентов при отсрочке платежа;

- право освобождения от ответственности сторон;

- определить последствия расторжения договора;

- право одной из сторон на приостановление исполнения обязательств;

- обязанности по сокращению товара любой стороной, в любых случаях.

водная часть или преамбула

Преамбула предшествует тексту договора и имеет следующее содержание:

а) наименование и номер контракта;

б) место и дата заключения контракта;

в) фирменное наименование сторон;

г) местонахождения сторон, их почтовый адрес, а также наименование сторон в тексте контракта.

Иногда в преамбуле указываются протоколы намерений или предшествующих переговоров. В этом случае эти протоколы прилагаются к основному контракту.

редмет контракта

Предмет контракта – это наименование товара, его характеристика, ассортимент.

Если контрактом предусмотрена поставка товаров разных качественных характеристик или разного ассортимента, то обычно составляется спецификация, где идет перечисление видов или ассортимента товаров, которые являются приложением и неотъемлемой частью контракта, о чем делается соответствующая ссылка или оговорка в тексте контракта.

Например, поставка карамели – разное название и количество.

оличество товара

При определении количества товаров в контракте купли-продажи устанавливается:

· единица измерения количества

· порядок установления количества

· системы мер и весов.

Единица измерения количества. Количество товаров выражается мерами длины, веса, объема, единиц или штук, площади. Выбор единицы измерения количества зависит от характера товара и от сложившейся практики в международной торговле. Например, для обозначения количества хлопка используется мера - 1 кипа, для обозначения количества зерновых, металла, угля всегда используется мера веса тонна.

Порядок установления количества. Количество товара может устанавливаться в твердо фиксированных цифрах или в определенных пределах.

Установление системы мер и весов необходимо в контракте необходимо потому, что в разных странах используются разные системы мер и весов. Большинство стран использует разные системы мер и весов. Большинство стран использует метрическую систему. Но существует и национальная система мер и весов.

Если используются разные системы мер и весов, то в контракте указываются единицы измерения всех стран-участников договора. А если количество указывается в мешках, бочках, тюках и т.д., то необходимо указать количество товара в каждом наименовании товара.

В контракте оговаривается, включается ли тара или упаковка в количество поставляемого товара. В зависимости от этого различают вес товара вместе с упаковкой (брутто) и чистый вес товара без упаковки (нетто), а также брутто за нетто – это вес товара вместе с упаковкой, но когда стоимость этой упаковки приравнивается к стоимости товара, или пренебрегается, или когда вес упаковки очень мал (не более 1-2 % от веса товара).

ачество товара

Определение качества товара в контракте предполагает установление качественной характеристики товара, т.е. важнейшего свойства или совокупности свойств, определяющих степень пригодности товара для использования его по назначению.

Выбор способа определения качества зависит от характера товара или тактики торговли. Существуют следующие способы определения качества товара:

1. По стандарту – предполагает поставку товара по качеству, точно соответствующему определенному стандарту. Стандарт – нормативно-технический документ, в котором в частности дается качественная характеристика товара. В этом случае делается ссылка на номер и дату установления стандарта и организацию-разработчика.

2. По техническим условиям - применяется в тех случаях, когда на данный товар отсутствуют стандарты или когда к качеству товара устанавливаются специальные требования. Технические условия обычно определяют качество товаров, исполняемых на условиях индивидуального заказа. Например, уникальное оборудование, морские или речные суда. Технические условия могут быть представлены самим заказчиком или разработаны фирмой-поставщиком и подтверждены заказчиком.

3. По образцу – предполагает установление качества товара в соответствии с определенным образцом, который является эталоном, согласован и подтвержден сторонами. Обычно используют 3 единицы образца: одна хранится у продавца, вторая - у покупателя, третья – у нейтральной организации (например, у торгово-промышленной палаты или на фирме, которой доверяют и продавец, и покупатель). В контракте указывается эта третья сторона, а также срок хранения образца в течение определенного времени с даты поступления последней партии товара.

4. По предварительному осмотру – этот способ в контракте обозначается как метод определения качества «осмотрено-одобрено». При этом способе покупателю предоставляется право осмотреть всю партию товаров в установленный срок. Продавец гарантирует качество товара таким, каким его осмотрел и одобрил покупатель. И за качество фактически поставленного товара продавец не отвечает, если только в товаре не было скрытых дефектов, которые покупатель при осмотре товара установить не мог. По этому способу обычно продаются товары со склада или на аукционе.

5. По содержанию отдельных веществ в товаре. Этот способ предполагает установление в % или в количестве минимально или максимально допустимого содержания полезных или вредных веществ.

6. По выходу готового продукта, т.е. устанавливается определенное количество конечного продукта, полученного из сырья (в % или в абсолютных величинах).

7. По справедливому среднему качеству. Особенно широко используется при заключении контрактов на зерновые.

8. Метод «тель-кель» - в переводе «такой какой он есть». При этом продавец не несет ответственности за качество поставляемого товара, а покупатель обязан принять товар независимо от его качества, если только поставленный товар соответствует указанному в договоре. По этому способу определяют качество зерновых, цитрусовых, овощей и фруктов в основном от урожая ещё не снятого, т.е. на корню. Продавец отгружает товар после снятия урожая таким, какой он есть, без ухудшения качества товара в процессе хранения и нахождения его в пути, но в процессе произрастания товара мы не застрахованы от засухи и других факторов.

Довольно часто качество товара определяют применяя два и более способов. А если в контракте отсутствует указание на метод определения качества, то обычно считается, что качество товара должно быть средним, а не плохим (справедливого среднего качества).

рок и дата поставки

Под сроком поставки понимают время, когда продавец передает товар в собственность покупателю или лицу, действующему от имени покупателя.

Товар может поставляться одной поставкой или по частям, тогда указываются промежуточные сроки поставки товара.

Сроки поставки товара могут указываться различными способами:

а) календарным днем поставки;

б) периодом, в течение которого должна быть произведена поставка (иногда указывается приближенное время – ежемесячно, ежеквартально);

в) с применением принятого в торговле термина «немедленная поставка» или «поставка без задержки». Что означает, что поставка будет осуществлена после подписания контракта в течение 1-3 дней;

г) путем указанного числа дней, недель, месяцев, счет которых начинается с момента совершения одной (первой) из сторон предусмотренного в контракте действия. Например, в течение трех недель со дня получения производителем чертежей. Или со дня получения продавцом извещения;

д) иногда срок точно не установлен, а определяется согласованными условиями. Например, в течение лета, в течение навигации, после снятия урожая;

е) покупателю может бать предоставлено право потребовать отправки товара немедленно. Это не выгодно продавцу и выгодно покупателю;

ж) может быть предусмотрено право продавца поставить товар досрочно, но с согласия покупателя, т. к. это связано с оплатой.

Дата поставки – это дата передачи товара в распоряжение покупателя (а не в собственность).

В зависимости от способа поставки датой поставки можно считать:

- дату выдачи документа транспортной организацией, принявшей товар для перевозки;

- дату выдачи расписки транспортно-экспедиторской формой о приеме груза для дальнейшей отправки по назначению;

- дату выдачи складского свидетельства о передачи товара на хранение на складах за счет и риск покупателя, если тот своевременно предоставил транспорт на вывоз товара;

- дату подписания приемо-сдаточного акта представителями поставщика и покупателя о передачи права собственности на товар, которое подписывается после последней поставки товара, если их было несколько.

азисные условия поставки

Базисные условия поставки определяют – кто несет расходы по транспортировке товара от продавца к покупателю.

Расходы по доставке товаров продавца включаются в цену товара и условия называются базисными потому, что устанавливают базис цены товара и включают следующие расходы:

· подготовка товара к отгрузке, т. е. проверка качества, количества и упаковки товара;

· отгрузка товаров на погрузочные средства;

· перевозка товаров;

· погрузка/разгрузка товаров;

· страхование груза в пути;

· хранение товаров в пути и перегрузке;

· выгрузка товаров в пункте назначения;

· доставка товаров от пункта назначения на склад покупателя;

· оплата таможенных пошлин.

В базисных условиях по поставке товаров определяют цены типа «франко», которые означают, что покупатель свободен от рисков и расходов по доставке товаров до пункта, обозначенного за словом «франко». Например, «франко» – склад поставщика, «франко» – вагон, станция отгрузки, «франко» – завод

Среди обязанностей продавца и покупателя можно выделить:

- основные

- обязательные

- общие

Так, продавец при всех базисных условиях обязан:

§ посчитать товар в соответствии с условиями контракта в пути назначения;

§ своевременно уведомить покупателя о готовности товара к отгрузке или об отгрузки;

§ оплатить расходы по проверке количества и качества отгруженного товара;

§ обеспечить за свой счет обыкновенную упаковку товара, если она нужна;

§ предоставить покупателю «чистый» документ, удостоверяющий поставку товара на согласованных условиях (под «чистым» понимается документ, не имеющий отметок о дефективном состоянии упаковки или тары, если упаковка или тара нарушена, то обязательно создается комиссия по расследованию причин и т. д.);

§ оплатить таможенные пошлины и налоги при экспорте;

§ получить за свой счет экспортную лицензию;

§ предоставить покупателю по его просьбе и за его счет свидетельство о происхождении товара и нести риск и расходы до момента предоставления товара в распоряжение покупателя в месте, установленным базисным условиям и указанный в контракте срок.

Покупатель при всех базисных условиях обязан:

¨ принять товар в определенном месте и в указанный срок и уплатить цену товара;

¨ нести все расходы и риски, которым может подвергаться товара, если он был несвоевременно принят покупателем;

¨ оплатить все расходы и сборы при получении документов о распоряжении товара;

¨ оплатить все таможенные пошлины и налоги, взимаемые при ввозе товаров;

¨ обеспечить за свой счет и риск получение импортной лицензии для воза товаров в страну.

ена

При установлении цены в контракте определяется: единица измерения цены; базис цены; валюта цены; способ фиксации цены; уровень цены;

Определение единицы измерения цены зависит от характера товара и от сложившейся практики торговли. Цена устанавливается:

- за определенную количественную единицу товара (вес, длина, площадь, единица, объем)

- за счетную единицу (десяток, сотня, дюжина)

При поставке товаров разного качества и ассортимента цена устанавливается за единицу товаров каждого вида, сорта или марки в отдельности. Если цена этих товаров разная и количество их больше шести, то составляется спецификация в виде приложения к контракту, как неотъемлемая его часть.

Если в основу цены положена высокая единица, то определяют характер веса (брутто, нетто, брутто за нетто) и оговаривают – включает ли цена за товар стоимость тары и упаковки.

Базис цены устанавливает – входит ли транспортные, страховые, складские и другие расходы по доставке товаров в цену.

Валюта цены может быть выражена в валюте страны-экспортера, страны-импортера или в валюте третьей страны. Причем, учитывают торговые обычаи при выборе валюты цены. Так, цены на каучук и цветной металл в международных контрактах учитывается только в фунтах стерлингов (если даже из России в Украину), а нефтепродукты и пушнину – в долларах США.

Способ фиксации цены – экспортер стремится зафиксировать цену в более устойчивой валюте, а импортер – наоборот. Цена может быть зафиксирована следующими способами:

- в момент заключения контракта;

- в момент на протяжении срока действия контракта;

- к моменту исполнения контракта.

В зависимости от способа фиксации различают следующие виды цен: твердая; подвижная; скользящая; цена с последующей фиксацией.

Твердая цена устанавливается в момент подписания контракта и не подлежит изменению в течение срока его действия.

Подвижная цена фиксируется при заключении контракта и в дальнейшем может быть пересмотрена, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки изменяется. Обычно, если цена изменяется на 2-5%, то она не пересматривается.

Скользящая цена определяется к моменту исполнения контракта путем пересмотра базисной цены, указанной в контракте, с учетом изменений в издержках. Эта цена применяется на товары, как правило, требующие длительного срока изготовления.

Цена с последующей фиксацией определяется в процессе исполнения контракта и оговариваются условия фиксации этой цены.

Уровень цены ориентируется на цены публикуемые и расчетные.

Публикуемые – это цены, сообщаемые в специальных фирменных источниках информации. И они отражают в основной уровень мировых цен. К публикуемым относят цены:

© справочные;

© биржевых котировок;

© аукционов;

© статистических справочников;

© фактических сделок;

© предложений крупных фирм.

Кроме того, при установлении конечной цены используются различные виды скидок, которых, как известно, около двадцати, размер их зависит от характера сделки, условий поставки и платежа. Наиболее распространенные скидки:

- для постоянных покупателей (» 20%);

- дилерские (» 20%);

- специальные, для привилегированных покупателей – VIP-скидки (» 20%);

- сезонные (от 30% – до продажи цены);

- за возврат купленного товара у этой же фирмы (» 30%).

латежи

При определении условий платежа в контракте устанавливается: валюта платежа; срок платежа; способы платежа.

Валюта платежа может быть установлена в валюте страны-экспортера, страны-импортера или третьей страны, и отличаться от валюты цены.

Срок платежа если не устанавливается прямо или косвенно, то платеж обычно производится через определенное число дней после уведомления продавцом покупателя о том, что товар передается в его распоряжение.

Способы платежа: наличный; с авансом; в кредит; сочетание этих платежей. Платежи можно производит в различных валютах по выбору сторон. Валюта, в которой производится платеж за товар, называется валютой платежа или валютой расчета. Если валюта платежа не совпадает с валютой цены за товар, то указывается по какому курсу валюта цены будет переведена в валюту платежа. Обычно выбирается курс валюты, который действует в стране, где производится платеж.

паковка

Когда по роду товара упаковка необходима, то в контракте оговаривается:

ª вид и характер упаковки;

ª ее качество;

ª размер;

ª оплата;

ª возможность возврата или невозврата тары;

ª нанесение на упаковку соответствующей маркировки.

Определение вида упаковки зависит от особенностей товара.

Различают внешнюю упаковку, так называемую тару (ящики, коробки) и внутреннюю упаковку, в которой находится товар.

И к внутренней, и к внешней упаковке устанавливаются требования стандартов или технических условий, которые указываются в контракте. В большинстве случаев не только внутренняя, но и внешняя упаковка переходит в собственность покупателя одновременно с товаром, хотя бывают случаи возврата тары производителю или продавцу.

Способы оплаты упаковки устанавливаются сторонами и могут предусматривать включение или невключение цены упаковки в цену товара.

орядок отгрузки

Покупателю важно знать время фактической отгрузки товара, чтобы своевременно подготовиться к его приемке, поэтому в контракте обычно предусмотрено обязанность продавца уведомить покупателя о готовности товара к отгрузке или о проведенной отгрузке.

В контракте устанавливается порядок выполнения этой обязанности. Как правило, в контракте устанавливается определенный срок до начала поставки, в течение которого продавец обязан уведомить покупателя о готовности товара к отгрузке или об отгрузке.

дача-приемка

Под продажей понимают передачу товара продавцом во владение покупателя в соответствии с условиями контракта купли-продажи. В результате такой передачи получатель имеет возможность осуществлять полный контроль над товаром. Если сдача товара осуществляется перевозчику, то обычно считается, что товар фактически передан покупателю, если это сопровождается выдачей документов от перевозчика, исключающих контроль над товаром.

Передача товара покупателю производится за счет продавца. В расходы по сдаче товара включают стоимость взвешивания, подсчет количества мест, маркировку, упаковку, возможные таможенные сборы.

Под приемкой понимают проверку соответствия качества, количества, комплектности товара его характеристикам, техническим условиям или стандартам, указанным в договоре.

И сдача, и приемка - это две стороны одного и того же действия передачи товара, которая в контракте выражается словами, что товар поставлен продавцом и принят покупателем. Также устанавливается порядок сдачи-приемки, место приемки, срок, методы проверки качества и количества товара, кем осуществляется сдача-приемка товара.

Виды сдачи-приемки товара:

- предварительная;

- окончательная.

Цель предварительной сдачи-приемки – осмотр товара на предприятии продавца по количеству и качеству, а также правильность упаковки и маркировки. На этом этапе покупатель может забраковать товар в случае обнаружения определенных недостатков.

Цель окончательной сдачи-приемки – установить фактическое выполнение поставки в установленном месте и в надлежащий срок, результаты такой приемки являются обязательными для обеих сторон и кладутся в основу расчетов по сделке, а также окончательными, после которых предъявленные претензии не принимаются. При этом следует учесть, что сроки сдачи приемки по количеству и качеству не совпадают. Количественная приемка производится немедленно по прибытию товара, для качественной отводится более длительный срок и определяются методы сдачи-приемки: выборочный и сплошной.

Осуществляется приемка следующим составом представителей:

а) представителями сторон;

б) представителем указанной в контракте компетентной организации страны-экспортера, которая выдает сертификат о качестве товара;

в) не заинтересованной стороной, назначенной по соглашению сторон.

екламация

Рекламация – претензии, предъявляемые покупателем продавцу в связи с несоответствием количества и качества поставленного товара условиям контракта. Стороны устанавливают порядок и сроки предъявления рекламации, права и обязанности сторон и способы урегулирования претензий.

Рекламация предъявляется в письменной форме и содержит: наименование товара, его количество, местонахождение, суть претензий, конкретные требования по их урегулированию.

Рекламация посылается заказным письмом с приложением доказательных документов (акта экспертиза, сертификата качества, акта сдачи-приемки, упаковочных листов и т.д.).

Делается ссылка на номер контракта, датой предъявления рекламации считается дата почтового штемпеля отправителя.

Срок предъявления рекламации по количеству и качеству товара разный, по качеству более продолжительный, так как скрытые дефекты в товаре трудно обнаружить сразу.

По истечении указанного в контракте срока рекламации не принимаются.

Предъявление покупателем рекламации не означает отказ от дальнейшей приемки последующих партий товара по этому контракту. Покупатель при этом обязан:

1) Поместить товар на свой склад в одном месте, обособленно от другого товара и сообщить продавцу место нахождения товара и сроки готовности его к осмотру.

2) Составить акт экспертизы по всем обнаруженным дефектам и если возможно предоставить продавцу по его просьбе вместе с актом экспертизы, образцы забракованного товара.

3) Предоставить продавцу правильно оформленную рекламацию в срок указанный в договоре.

Продавец обязан:

1) Проверить товар на месте или поручить это не заинтересованной компетентной организации, тем самым обосновать претензии к покупателю.

2) Рассмотреть рекламацию и сообщить по ней свое решение не позже срока, установленного в контракте.

3) Если в течение этого срока продавец не дает ответа по существу претензий, то рекламация считается признанной продавцом и покупатель имеет право обратиться в хозяйственный суд (арбитражный) с отнесением расходов по иску на счет продавца.

Способы урегулирования рекламации:

1) Восполнение недогруза товара отдельной поставкой или со следующей партии товара.

2) Возврат забракованного товара или возвращение его стоимости деньгами или бартером.

3) Исправление дефектов в товаре на месте, за счет продавца.

4) Замена товара другим соответствующим условием контракта, а все транспортные и другие расходы по замене товара оплачивает продавец.

5) Предоставление продавцом скидки с цены бракованного товара или уценка товара.

6) Установить сумму за дефектный товар и учесть ее при расчетах по последним поставкам по тому же контракту или следующему.

арантии

Гарантии– это условия по которому продавец принимает ответственность за качество товар втечении определенного гарантийного срока.

Определяется объем гарантии, гарантийный срок и обязанности продавца в случае обнаружения дефектов.

Срок гарантии может быть от нескольких месяцев до нескольких лет.

Гарантийный срок может исчисляться с даты:

а) поставки товаров;

б) передача товара потребителю;

в) пуска оборудования в эксплуатацию;

г) получение покупателем от продавца уведомления в письменной форме о том, что оборудование готово к отправке.

Если втечении срока гарантии, оборудование окажется дефектным то:

1) Продавец обязан за свой счет по выбору покупателя или устранить дефекты или заменить дефектное оборудование новым и поставить его без промедления в установленное место поставки.

2) Если устранение дефектов производится по согласованию между сторонами силами покупателя, то продавец обязан возместить ему связанные с этим расходы.

3) Если недостатки не могут быть устранены обеими сторонами, то покупатель вправе отказаться от контракта и потребовать от продавца возместить все суммы, уплаченные за товар, включая определенный процент годовых на эту сумму, если бы она находилась в банке, и все понесенные убытки.

15. Условия, обеспечивающие выполнения контракта; санкции:

1) Условия, содержащие гарантии достаточные для защиты интересов сторон в случае нарушения условий договора одной из сторон. Это санкции в виде штрафов, пени, неустоек, которые выплачиваются сторонами, не выполнивших своих обязательств.

2) Условия о том, что ни одна из сторон не может передавать права по договору третьей стороне без письменного согласия партнера.

3) Условия о том, что после заключения контракта вся предшествующая переписка теряет силу или имеет силу в виде протоколов о намерении сторон, которые являются неотъемлемой частью контракта.

4) Условия договора, которые определяют порядок изменения, продления или аннулирования договора.

говорка об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажор)

Форс-мажорные условия разрешают переносить срок исполнения договора или вообще освобождают стороны от полного или частичного выполнения обязательств без всяких санкций.

Случаи наступления форс-мажора (длительного или кратковременного) следует максимально полно описать. В интересах обеих сторон точно определить, какие обстоятельства они относят к форс-мажорным. Длительный форс-мажор – это война, блокада, валютные или другие ограничения правительства. Кратковременный форс-мажор – пожар, наводнение, стихийное бедствие, землетрясение, замерзание моря, порта, поздняя навигация и т.д.

При наступлении форс-мажора срок исполнения договора отодвигается соразмерно времени в течение которого действовал форс-мажор и его последствия.

Если такие обстоятельства будут продолжительными, больше согласованного сторонами срока, то каждая из сторон имеет право отказаться от исполнения условий контракта и никаких убытков другой стороне не возмещает. Обычно для скоропортящихся товаров отсрочка исполнения договора составляет не более 15-30 дней, а на оборудование - не более 3-6 месяцев.

Если форс-мажор является гласным, то фирма может не уведомлять другую сторону о начале форс-мажора. Но в случае, если форс-мажор не гласный, то в письменном виде обязательно надо уведомить другую сторону, причем как о его наступлении, так и прекращении.

рбитраж

Арбитраж служит для разрешения споров, возникающих между сторонами, которые не могут быть урегулированы мирным путем.

Международный арбитраж состоит из двух арбитров и одного суперарбитра или председателя. Такие арбитражные комиссии создаются при торговых палатах, товарных биржах, союзах предпринимателей.

Два арбитра должны быть той же национальности, что и стороны и один арбитр – третьей национальности. Срок обращения в арбитраж определяется числом рабочих дней после установленного факта несогласия сторон, о чем есть договоренность в контракте. При обращении в арбитраж покупатель не имеет права прекращать приемку товара и платежи в соответствии с контрактом.

После принятия решения арбитражем каждая сторона обязана их выполнить в установленные сроки, в противном случае будут применены международные санкции к нарушителю решения арбитража.

ранспортные условия

В транспортных условиях указываются:

· место погрузки-выгрузки товара;

· пункт передачи груза;

· распределение расходов по погрузке-выгрузке товара между продавцом и покупателем;

· порядок информации о продвижении груза;

· условия назначения агентов по сопровождению груза или его передаче;

· ставки, условия и порядок оплаты перевозчика.

Наши рекомендации