Таможенная процедура “Экспорт” Экспорт (от англ. Export, от лат. Exporto — выношу, вывожу) — вывоз товаров и услуг за границу для реализации их на внешнем рынке.

Ст. 212 ТК ТС определяет содержание таможенной процедуры “Экспорт” ТПЭ:

1. Экспорт - таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории ТС и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.

2. Допускается помещение под таможенную процедуру экспорта товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры временного вывоза или переработки вне таможенной территории, без их фактического предъявления таможенным органам.

Различают экспорт товаров, т.е. вывоз материальных благ, возмездное предоставление иностранному партнеру услуг производственного характера или потребительского назначения, и экспорт капитала, т.е. вложение капитала за пределами данной страны (строительство и эксплуа­тация соответствующих предприятий и объектов с целью получения более высокой нормы прибыли).

В международной внешнеторговой практике разграни­чивают различные виды экспорта товаров в зависимости от их происхождения и назначения: - вывоз товаров, изготовленных (произведенных и перерабо­танных) в данной стране; - вывоз отечественных товаров, в особенности сырья или полуфабрикатов для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом; - временный вывоз за границу отечественных товаров (на выставки, ярмарки, аукционы и т.д.) с последующим их возвратом или вывоза временно ввезенных иностранных товаров (на выставки, ярмарки, аукционы и т.д.); - особой сферой экспорта в настоящее время становятся внутрифирменные поставки, а также вывоз продукции в порядке прямых производственных связей предприятий, прежде всего, в машиностроении.

В ч. 5 ст. 2 ранее действовавшего Федерального закона от 13.10.1995 № 157-ФЗ «О государственном регулирова­нии внешнеторговой деятельности» давалось определение экспорта, под которым понимался «вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной дея­тельности, в том числе исключительных прав на них, с тамо­женной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе.

Факт экспорта фиксиру­ется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдель-ные коммерческие опера­ции без вывоза товаров с таможенной территории Россий­ской Федерации за границу, в частности при закупке иностранным ли-цом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последую­щего вывоза переработанного товара за границу».

В приведенном определении можно выделить следую­щие сущностные признаки экспорта:

1) объектом экспорта являются товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; 2) экспортная операция осуществляется посредством вывоза выше перечис-ленных объектов с таможенной терри­тории РФ за границу; 3) такой вывоз осуществляется без обязательства об обратном ввозе; 4) факт экспорта подлежит фиксации в момент пересе­чения товаром таможенной границы РФ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятель­ности; 5) аналогичными экспорту товаров считаются отдель­ные коммерческие операции без вывоза товаров с таможен­ной территории РФ за границу (в частности, при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последу­ющего вывоза переработанного товара за границу).

*) Экспорту свойственны следующие характерные черты:

1) объектом экспортной процедуры являются товары Таможенного союза; 2) экспортная процедура связана с вывозом товаров Таможенного союза; 3) товары Таможенного союза вывозятся с целью их постоянного нахож-дения за пределами Таможенного союза.

Вывоз товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза допускается несколькими таможенными процедурами (например, временный вывоз, реэк­спорт). Однако в отличие от других таможенных процедур особенностью процедуры экспорта является постоянное нахождение товаров за пределами таможенной территории Таможенного союза.

По различным причинам может сло­житься ситуация, когда ранее экспортированные товары требуется ввезти обратно на территорию Таможенного союза. В этом случае лицо может воспользоваться проце­дурой реимпорта.

Правовое регулирование процедуры экспорта предусмо­трено: • Соглашением государств – членив ТС от 25.01.2008 г. о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран, применяемом по вопросам вывозных таможенных пошлин; • Таможенным кодексом Таможенного союза (ст. 212— 214); • Законом о таможенном регулировании (ст. 230—232); • Федеральным законом от 18.07.2006 № 117-ФЗ «Об экспорте газа», в соответствии с ч. 1 ст. 3 которого исключительное право на экспорт газа предоставля­ется организации — собственнику единой системы газо­снабжения или ее дочернему обществу, в уставном капи­тале которого доля участия организации — собственника единой системы газоснабжения составляет 100%; • Федеральным законом от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Феде­рации с иностранными государствами»; • Федеральным законом от 18.07.1999 № 183-Ф3 «Об экспортном контроле»; • постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 500 «О Порядке опре-деления таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Рос­сийской Федерации».

Форма и порядок заполнения таможенной декларации установлены:

• решением КТС от 20.05.2010 № 257; • приказом ФТС России от 27.09.2006 № 932 «О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации»; • приказом ГТК России от 30.03.2004 № 395.

На основании ст. 6 Закона об экспортном контроле списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента РФ по представлению Правительства РФ.

В настоящее время такие списки (перечни) утверждены указами Президента РФ: • от 14.02.1996 № 202 «Об утверждении списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль»; • 20.08.2007 № 1083 «Об утверждении Списка микро­организмов, токсинов, оборудования, и технологий, подле­жащих экспортному контролю»; • 08.08.2001 № 1005 «Об утверждении списка обору­дования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отноше­нии которых установлен экспортный контроль»; • 28.08.2001 № 1082 «Об утверждении списка хими­катов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отно­шении которых установлен экспортный контроль»; • 14.01.2003 № 36 «Об утверждении списка оборудова­ния и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль».

Исчерпывающий перечень условий помещения товаров под таможенную процедуру экспорта содержится в п. 1 ст. 213 ТК ТС: 1. Товары помещаются под таможенную процедуру экспорта при соблюдении следующих условий: а) уплаты вывозных таможенных пошлин, если не установлены льготы по уплате вывозных таможенных пошлин; б) соблюдения запретов и ограничений; в) представления сертификата о происхождении товара в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией тамо-женного союза в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.

*Товары Таможенного союза, помещенные под таможен­ную процедуру экспорта и фактически вывезенные с тамо­женной территории Таможенного союза, утрачивают статус товаров Таможенного союза. Из таможенных платежей при экспорте подлежат уплате: таможенный сбор за таможенное оформление, а также экспортные таможенные пошлины (для отдельных видов товаров).

Действие ТПЭ предусматривает обязательную процедуру валютного контроля за экспортными сделками. В этих целях используют паспорт экспортной сделки - документ валютного контроля, содержащий необходи-мые для осуществления валютного контроля сведения из контракта (догово-ра, соглашения) между резидентом и нерезидентом, предусматривающего экспорт товаров с территории РФ и их оплату в иностранной валюте и (или) валюте РФ.

4. Таможенная процедура “Таможенный транзит”

В соответствии с ранее действовавшим ТК РФ 2003 г. применялись понятия «таможенный режим международ­ного таможенного транзита» и «внут-ренний таможенный транзит». После вступления в силу ТК ТС в части, каса-ю­щейся понятия и содержания таможенного транзита, про­изошли некоторые изменения. Теперь для перемещения товаров под таможенным контролем применяется единая таможенная процедура — «таможенный транзит» (ст. 215-226 ТК ТС), как для перемещения между двумя таможен­ными органами, так и для перемещения из места прибытия в место доставки.

Руководствуясь положениями ст. 215(Общие положения о таможенном транзите) ТК ТС, можно выделить следующие характерные признаки таможенного транзита:

1) транзитная перевозка товаров осуществляется под таможенным контролем по таможенной территории ТС от таможенного органа отправления до тамо-женного органа назначения. Таможенный кон­троль начинается с оформления доставки ввозимых това­ров и заканчивается моментом окончательного офор-мле­ния завершения их доставки. Факт контроля фиксируется в декларации контроля доставки (ДКД); 2) транзитная перевозка осуществляется без уплаты таможенных пошлин, налогов; 3) транзитная перевозка осуществляется с применением запретов и ограниче-ний, за исключением мер нетариф­ного и технического регулирования. Тамо-женное законодательство не устанавливает каких-либо специальных ограни-чений относительно номенклатуры, количества и предназначения товаров, которые могут быть помещены под таможенную процедуру транзита. Ограничение сферы применения режима транзита основано на общем прави-ле, согласно которому допускается запрет на перемещение через таможен-ную границу определенных товаров; 4) в некоторых случаях транзитная перевозка товаров может осуществляться через территорию иностранного государства (государства, не являющегося членом Тамо­женного союза).

Таким образом, под таможенным транзитом понимается таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через терри­торию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможен­ного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исклю­чением мер нетарифного и технического регулирования (ст. 215 ТК ТС).

В зависимости от источников правового регулирования процедуры транзита товаров можно выделить следующие два уровня:

1) регулирование процедуры таможенного транзита в соответствии с международными соглашениями. Их основу составляют, прежде всего, международные дого­воры специально, посвященные вопросам международ­ного транзита. Перевозка грузов по таможенной процедуре таможен­ного транзита регламентирована гл. 32 ТК ТС, а также рядом соглашений между правительствами РФ, Респу­блики Беларусь, Правительством Республики Казахстан в рамках Таможенного союза.

Так, оформление документов определяется решением КТС от 17.08.2010 № 438 «О порядке совершения таможен­ными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита».

Существуют и международные документы, не относящи­еся специально к сфере международного транзита, однако, в той или иной мере затрагиваю-щие такие вопросы. Напри­мер, Всемирная почтовая конвенция 1994 г. поми-мо основ­ных вопросов, регламентирующих порядок транзита почто­вых отправлений, затрагивает и вопросы транзита товаров;

2) регулирование процедуры таможенного транзита в соответствии с национальным таможенным законода­тельством. Данный уровень правого регулирования харак­теризуется более подробной регламентацией процедуры транзита, в результате которой учитываются аспекты: - пра­вового статуса товаров, помещенных под процедуру тран­зита; - применение особых способов осуществления таможенного контроля; - потребности участников транзит­ной операции; - особенности транзитной перевозки различ­ными видами транспорта; - специфические свойства отдель­ных товаров и др.

Обширную группу внутренних нормативных докумен­тов, направленных на правовое регулирование процеду­ры таможенного транзита, составляют ведомственные нормативные акты (например, приказ Минтранса России № 61, ГТК России № 591 от 01.09.1999 «О мерах, связан­ных с применением на территории Российской Федерации Таможенной конвенции о международной перевозке гру­зов с применением книжки МДП 1975 года (Конвенция МДП), с учетом принятых поправок» вместе с Положением о порядке допуска российских перевозчиков к процедуре МДП, а также Положением о Комиссии по рассмотрению спорных вопросов, связанных с подтверждением допуска к процедуре МДП российских перевозчиков, пользовав­шихся этой процедурой до 17.02.1999.

Особенности таможенного транзита в отношении това­ров, перемещаемых морским и воздушным транспортом, а также перевозки иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможен-ного органа устанавливаются федеральным органом исполни­тельной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по согласованию с федераль-ным органом исполни­тельной власти, уполномоченным в области транспорта (См. приказ ФТС России от 27.05.2011 № 1075 «Об установлении особенностей таможенного транзита в отношении товаров, перемещае­мых морским транспортом»).

Особенности регулирования таможенного транзита иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого устанавливаются федеральным орга­ном исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по согласованию с федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере ВЭД (ч. 3 ст. 233 Закона о таможенном регулировании).

Таможенный транзит в отношении товаров, перемещае­мых в междуна-родных почтовых отправлениях, трубопро­водным транспортом и по линиям электропередачи, приме­няется с учетом особенностей,установленных ТК ТС.

Особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории ТС, опре-де­ляются международным договором государств — членов ТС.

Условия помещения товаров под таможенную процедуру таможен-ного транзита предусмотрены в ст. 216 ТК ТС. Товары помещаются под таможенную процедуру таможен­ного транзита, если:1) товары не запрещены к ввозу на таможенную терри­торию ТС или вывозу с этой территории. Участники ВЭД, помещая товары под таможенную проце-дуру таможенного транзита, должны соблюдать запреты и ограничения, за исключением мер нетарифного и техни­ческого регулирования. Другими словами, на таможенный орган налагается обязанность проверять заявленный декла­рантом код ТН ВЭД. Указание недостоверного кода в транзитной декларации, при условии, если это повлекло освобождение от запретов и ограничений, образует состав административного правонарушения.

Республика Казахстан освободила свои таможенные органы от такой проверки (таким образом, возникает серьезная проблема, связанная с необхо-димостью гармонизации таможенного законода­тельства РФ и Республики Казахстан); 2) в отношении товаров представлены документы, под­тверждающие соблю-дение ограничений, связанных с пере­мещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов. Некоторые товары могут быть помещены под таможенный режим транзита при соблюдении дополнительных условий, установленных законодатель-ством. Так, в соответствии со ст. 25 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» при транзите культурных ценностей через территорию РФ таможенным органам РФ представляется документ, свидетельствующий о том, что культурные ценности ввозятся исключительно с целью транзита на условиях, определяемых таможенным законодательством РФ и ее междуна-родными договорами; 3) в отношении ввозимых товаров были осуществлены пограничный контроль и иные виды государственного кон­троля, если товары подлежат такому контролю в месте при­бытия; 4) представлена транзитная декларация; 5) в отношении товаров приняты меры обеспече­ния соблюдения таможен-ного транзита в соответствии со ст. 217(Меры обеспечения соблюдения тамо-женного транзита) ТК ТС; 6) обеспечена идентификация товаров в соответствии со ст. 109 (Идентифи-кация товаров и транспортных средств, помещений и других мест) ТК ТС; 7) транспортное средство международной перевозки оборудовано надлежа-щим образом в случае, если товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями.

В ТК ТС прямо указывается, что таможенный транзит не применяется в отношении товаров, перевозимых воздуш­ным транспортом, если воздушное судно во время совер­шения международного рейса в месте прибытия совершает промежуточную или вынужденную (техническую) посадку без частичной разгрузки (выгрузки) товаров.

Под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии со ст. 215 ТК ТС могут помещаться как товары Таможенного союза, так и иностранные товары.

Таможенный транзит применяется при перевозке ино­странных товаров:

1) от таможенного органа в месте прибытия до таможен­ного органа в месте убытия; 2) от таможенного органа в месте прибытия до внутрен­него таможенного органа; 3) от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия; 4) от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа.

Таможенный транзит применяется при перевозке това­ров ТС:

1) от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия; 2) от таможенного органа места убытия до таможен­ного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза.

Статья 217 ТК ТС к мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита относит: • обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностран-ных товаров в соответствии с гл. 12 (Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов) ТК ТС; • таможенное сопровождение; • установление маршрута перевозки товаров.

Пункт 2 ст. 217 ТК ТС устанавливает открытый пере­чень случаев, согласно которому обеспечение уплаты тамо­женных пошлин и налогов не требуется, о именно когда: • в качестве декларанта выступают таможенный пере­возчик или уполномоченный экономический оператор; • товары перемещаются железнодорожным и трубо­проводным транспортом или по линиям электропередач; • это установлено международными договорами; • товары перевозятся под таможенным сопровожде­нием; • в иных случаях, установленных ТК ТС и (или) меж­дународными договорами государств — членов Таможен­ною союза.

Таможенным законодательством установлены отдель­ные требования к оборудованию транспортных средств при перевозке грузов по процедуре таможенного транзита (под таможенными пломбами и печатями): • таможенные пломбы должны быть наложены про­стым и надежным способом; • товары не могут быть извлечены из опломбирован­ной части грузовых помещений транспортного средства международной перевозки или вложены в них без остав­ления видимых следов их вскрытия или без повреждения таможенных пломб и печатей; • должны отсутствовать потайные места, в которых товары могут быть спрятаны; • места, в которых могут находиться товары, должны быть легко доступны для таможенного осмотра товаров.

Таможенным законодательством ТС и таможенным законодательством РФ устанавливается разрешительный порядок предоставления таможенной процедуры транзита. Он предполагает подачу запроса на использование процедуры транзита и выдачу разреше­ния. Выражается это в принятии таможенным органом транзитной декларации (ст. 182 (Транзитная декларация) ТК ТС).

Вместе с транзитной декларацией в таможенный орган в обязательном порядке должны быть представлены: - инвойс (документ о стоимости товаров), - товарно-­транспортная накладная.

На первый взгляд, обновления таможенного законода­тельства, затраги-вающего рассматриваемый вопрос, не про­изошло. Однако отличия все-таки появились: если раньше транзитная декларация заполнялась таможенным органом на основании документов, полученных от перевозчика (при этом, заполненные транзитные формы и (или) их электрон­ные копии представля-лись декларантом в добровольном порядке), то в настоящее время деклариро-вание и представ­ление электронной копии стало обязательным (п. 6 ст. 180 ТК ТС), а также была введена ответственность декларанта за заявление недостоверных сведений.

В качестве транзитной декларации могут исполь­зоваться транспор-тные (перевозочные), коммерческие и (или) другие документы, которые предусмотрены раз­личного рода международными договорами, в частности «книжка МДП» и все ее приложения.

При открытии процедуры таможенного транзита работ­ник таможенного органа, помимо проверки наличия необ­ходимых документов, должен проверить полномочия лица, подающего документы. Таможенное деклариро-вание товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, осущест­вляют лица, указанные в п. 1 и 3 ст. 186 ТК ТС. Декларан­том таможенной процедуры таможенного транзита может быть не только перевозчик и экспедитор, но и лицо госу­дарства - члена ТС, заключившее внеш­неэкономическую сделку, либо имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами.

Был расширен список сведений, сообщаемых в ходе декларирования. Так, например, раньше стоимость товаров не входила в их перечень, теперь входит.

Перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить тамо-женные операции, связанные с таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой транзита, в течение трех часов после предъявления това­ров таможенному органу в месте прибытия транспортного средства в пункте пропуска на таможенной границе. Зако­нодательство ТС дает возмож-ность странам-участницам определить иной срок для товаров, пере­мещаемых морским транспортом.

Открытие процедуры таможенного транзита осущест­вляется путем проставления направляющего штампа на товарно-транспортной накладной.

При декларировании операции таможенного транзита особое внимание необходимо обратить на сроки доставки товаров, поскольку их несоблюде-ние влечет возникновение неблагоприятных последствий для декларанта, а именно: может привести к возбуждению производства дела об адми­нистрати-вном правонарушении.

Если ТК РФ 2003 г. возлагал обязанность по уплате таможенных пошлин в случае недоставки иностранных товаров на перевозчика (экспедитора), то согласно ст. 227 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, пере­мещаемых под таможенную процедуру таможенного тран­зита, возникает у декларанта в момент регистрации тран­зитной декларации.

Обязанности перевозчика в процедуре таможенного транзита, независимо от того, является ли он декларантом; определены в ст. 223 ТК ТС.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, прекра­щается у декларанта при завершении данной таможенной процедуры или в случаях, установленных п. 2 ст. 80 ТК ТС.

Моментом начала действия таможенной процедуры таможенного транзита считается момент подачи декла­рантом транзитной декларации в таможенный орган. Завершение таможенной процедуры таможенного тран­зита осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 225 (Завершение процедуры таможенного транзита)ТК ТС и с учетом положений ст. 237 Закона о таможенном регулировании. Таможенная процедура таможенного тран­зита завершается после доставки товаров в место доставки, установлен-ное таможенным органом отправления.

Место доставки товаров устанавливается в соответствии со ст. 220 (Место доставки товаров) ТК ТС. Оно определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транс-портных (перевозочных) документах. Местом доставки товаров является зона таможенного кон­троля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. Для товаров, перемещаемых железнодоро-жным транс­портом, местом доставки является зона таможенного кон­троля на станции назначения (подъездных путях).

ТК ТС предус­матривает исключение из общего правила, а именно: в случаях, установленных законодательством государств - членов ТС, таможенный орган отправ­ления вправе устанавливать места доставки независимо от сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах.

Российская Федерация воспользовалась ого­воркой, и теперь российские таможенные органы отправле­ния вправе устанавливать место доставки вне зависимости от сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах, в случаях, если: 1) таможенное декларирование в соответствии с Зако­ном о таможенном регулировании производится специали­зированным таможенным органом; 2) на территории в регионе деятельности таможенного органа, определенного в качестве места доставки, установ­лен режим чрезвычайного положения, либо введены дру­гие ограничения для ввоза отдельных категорий товаров в соответствии с законодательством РФ; 3) в иных случаях, установленных Правительством РФ.

После прибытия в место доставки до завершения тамо­женной процедуры таможенного транзита товары размеща­ются в зоне таможенного контроля.

Для завершения таможенной процедуры таможен­ного транзита перевозчик обязан предъявить таможен­ному органу назначения товары, транзитную декларацию, а также имеющиеся у него иные документы: • в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, - в течение часа с момента их прибытия в место доставки товаров, а в случае прибытия товаров вне установленного времени работы таможенного органа - в течение двух часов с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа; • в отношении товаров, перевозимых с использова­нием водных, воздушных судов и железнодорожного транс­порта, — в течение времени, установлен-ного технологиче­ским процессом порта, аэропорта или железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, если иной срок не установлен законодательством госу­дарств - членов Таможенного союза.

Таможенный орган назначения обязан в течение одного часа с момента представления перевозчиком документов, указанных в п. 3 ст. 225 ТК ТС, зарегистрировать подачу документов и прибытие транспортного средства в место доставки товаров и незамедлительно после регистрации выдать пере-возчику письменное подтверждение о прибы­тии транспортного средства.

Таможенный орган назначения завершает таможенную процедуру таможенного транзита в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов после регистрации докумен­тов, путем проставления отметки на транзит-ной декларации или иных документах, признаваемых в качестве транзитной декларации, о завершении таможенной процедуры тамо­женного транзита.

Если раньше про­цедура таможенного транзита завершалась выдачей «Сви­детельства о доставке товаров», то теперь это происходит путем регистрации в журнале и проставления штампа «Товар поступил». Таможенный орган назначения обя­зан в течение часа с момента представления пере-возчиком документов, указанных в п. 3 ст. 225 ТК ТС, зарегистри­ровать подачу документов и прибытие транспортного сред­ства в место доставки товаров и незамедлительно после регистрации выдать перевозчику письменное подтвержде­ние о прибытии транспортного средства.

В течение трех часов после завершения таможенной про­цедуры таможенного транзита перевозчик или иное заинте­ресованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хране­ние или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, если иной срок не установлен таможенным законодательством ТС или законодательством государств - членов ТС в отношении товаров, перевозимых железнодорож­ным или водным транспортом.

Действующим таможенным законода­тельством в целях завершения процедуры таможенного транзита не предусматривается обязательное заяв-ление иной таможенной процедуры или совершение таможенных операций, связанных с временным хранением товаров (п. 5 ст. 225 ТК ТС). Такое реше-ние лицо, обладающее полно­мочиями в отношении товаров, должно принять в течение трех часов после завершения процедуры таможенного тран­зита.

Для некоторых участников таможенных правоотноше­ний устанавливается особый порядок завершения таможен­ной процедуры таможенного транзита товаров. Например, в том случае, если процедура таможенного транзита товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутрен­него таможенного органа осуществляется уполномоченным экономическим оператором при применении им специаль­ных упрощений, предусмотренных подп. 1 и 3 п. 1 ст. 41 ТК ТС и ст. 87 Закона о таможенном регулировании №311-ФЗ от 27.11.2010. (1. Уполномоченному экономическому оператору могут быть предоставлены следующие специальные упрощения:а) временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора; б) выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 197 настоящего Кодекса; в) проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора; г) иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза.

2. Специальные упрощения, предусмотренные настоящей статьей, применяются только в случаях, если уполномоченный экономический оператор вправе выступать декларантом товаров, в отношении которых предполагается применение таких специальных упрощений.

3. Перечень товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предусмотренные настоящей статьей, определяется решением Комиссии таможенного союза.)

При перевозках товаров железнодорожным или водным транспортом перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их тамо­женным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 12 часов после завершения таможен­ной процедуры таможенного транзита.

В случае непредвиденных обстоятельств или иных обстоятельств, препятствующих перевозке товаров в соот­ветствии с таможенной процедурой таможенного транзита, перевозчик обязан: • принять все необходимые меры для обеспечения сохранности транзитных товаров и транспортных средств; • незамедлительно сообщить в ближайший таможен­ный орган об обстоятель-ствах дела, месте нахождения това­ров и транспортных средств; • перевезти товары или обеспечить их перевозку (если его транспортное средство повреждено) в ближайший тамо­женный орган РФ либо иное место, указанное таможенным органом.

В свою очередь на таможенный орган, получивший сооб­щение об этих обстоятельствах, налагается обязанность известить таможенный орган отпра-вления и таможенный орган назначения о возникших обстоятельствах, препя-т­ствующих перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Таможенный орган, в регионе деятельности которого имели место авария, действие непреодолимой силы или иные обстоятельства, препятствующие перевозке товаров, не позднее суток со дня получения соответс-твующего сооб­щения обязан обеспечить таможенный контроль за пере­грузкой транзитных товаров в иное транспортное средство и их доставкой на ближайший склад временного хранения либо в ближайшую зону тамо-женного контроля.

Если существует реальная угроза уничтожения, безвоз­вратной утраты или существенной порчи товаров, перевоз­чик может самостоятельно принять решение о выгрузке или о перегрузке товаров. В этом случае он должен привести доказательства того, что его действия были обуслов­лены необходимостью сохранения транспортного средства или товаров.

Таможенным органом после изучения обстоятельств слу­чившегося составляется акт об аварии или о действии непре­одолимой силы в трех экземплярах. Первый экземпляр акта остается в таможенном органе, вто-рой направляется в тамо­женный орган отправления для снятия перевозки транзит­ных товаров с контроля, третий выдается перевозчику.

В течение суток со дня помещения транзитных това­ров и транспортных средств на склад временного хранения (в зону таможенного контроля) либо установления факта их уничтожения или безвозвратной утери таможенный орган, в регионе деятельности которого произошла авария или действие неп-реодолимой силы, оформляет заверше­ние процедуры таможенного транзита товаров и по опера­тивным каналам связи информирует об этом таможенные органы отправления и назначения.

В случае дальнейшего перемещения транзитных товаров перевозчик должен представить в таможенный орган назна­чения наряду с документами, указанными в п. 3 ст. 225 ТК ТС, третий экземпляр акта об аварии или действии непре­одолимой силы.

В случае невозможности или нецелесообразности даль­нейшего переме-щения транзитных товаров лица, обладаю­щие правом распоряжения товара-ми, обязаны заявить дру­гую таможенную процедуру в соответствии с тамо-женным законодательством РФ.

Общие положения, касающиеся декларирования товаров в соответствии с выбранной таможенной процедурой (гл. 27 ТК ТС), применяются в том числе и к таможенной процедуре таможенного транзита. Транзитная декларация является одним из видов таможенной декларации. По-прежнему в качестве транзитной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, а также документы, предусмотренные международными договорами, в частности книжка МДП и прилагаемые к ней документы.

Состав сведений, подлежащих указанию в транзитной декларации, не претерпел существенных изменений, за исключением: а) в транзитной декларации должны содержаться сведения о коде товара в соответствии с ТК ТС на уровне не менее первых шести знаков (в соответ-ствии с Таможенным кодексом РФ - четырех знаков), а также сведения о документах, подтверждающих соблюдение ограничений при перемещении товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов; б) не требуется указания в транзитной декларации ряда сведений, предус-мотренных Таможенным кодексом РФ (о водителях транспортных средств, о предполагаемом сроке таможенного транзита). Подача таможенному органу отправления транзитной декларации должна сопровождаться представлением ее электронной копии (в настоящее время это является правом, а не обязанностью).

Декларантом таможенной процедуры таможенного транзита (в Таможенном кодексе РФ - лицо, получающее разрешение на таможенный транзит) может быть не только перевозчик и экспедитор (если он является лицом государства - члена ТС), но и лицо государства - члена ТС, заключившее внешнеэкономическую сделку, либо лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами.

Одно из условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита - принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита. Перечень мер не изменился (обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенное сопровождение и установление маршрута), однако теперь маршрут может устанавливаться только как дополнительная мера к первым двум мерам.

Расширен перечень случаев, когда не требуется принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита. В соответствии с положениями ТК ТС не требуется принятия мер, если декларантом является таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор, а также в случае, если товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи.

С учетом опыта таможенной службы Республики Беларусь в ТК ТС включено положение, в соответствии с которым таможенное сопровождение может осуществляться не только должностными лицами таможенных органов, но также иными организациями в соответствии с законодательством государства - члена ТС.

Таможенное сопровождение - это сопровождение транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в целях обеспечения соблюдения порядка и условий таможенного транзита. Таможенный орган вправе принять решение о таможенном сопровождении в случаях, определяемых на основе системы управления рисками, а также неоднократного невыполнения перевозчиком обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процеду-рой таможенного транзита, в том числе непредставления либо недостаточ-ности обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Устанавливаются особенности завершения таможенной процедуры таможенного транзита: - товары предъявляются таможенному органу не во всех случаях, а только по его требованию; - после завершения таможенной процедуры таможенного транзита в течение 3 ч перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможен-ные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием.

Согласно Закону РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-01 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (в ред. от 6 декабря 2011 г.), при помещении под таможенный режим транзита культурных ценностей необходимо представ-лять документы, свидетельствующие о том, что культурные ценности ввозятся исключительно на условиях транзита через территорию РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 306 (с изм. от 28 марта 2008 г.) "Об утверждении Положения о транзите вооружения, военной техники и военного имущества через территорию Российской Федерации" транзит вооружения, военной техники и военного имущества, обладающих опасными свойствами (токсичность, взрывоопас-ность, высокая радиационная способность и др.), осуществляется при наличии разрешения ФТС России, согласованного с министерствами и федеральными службами РФ, в зависимости от вида транспорта. При этом под транзитом понимается любое перемещение через территорию РФ вооружения, военной техники и военного имущества, принадлежащего иностранным государствам (иностранным лицам), в том числе воздушным и водным транспортом. Классификатор вооружения, военной техники и военного имущества, транзит которых осуществляется через территорию России, предусмотрен распоряжением Правительства РФ от 14 июля 2000 г. № 973-р. Перегрузка транзитных товаровс транспортного средства, на котором товары были ввезены на таможенную территорию РФ, на транспортное средство, на котором товары будут вывезены с этой территории, допускается с разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого осущес-твляется данная грузовая операция. Если транзитные товары могут быть перегружены с одного транспортного средства на другое без повреждения наложенных таможенных пломб и печатей, такая перегрузка допускается с предварительного уведомления таможенного органа. Складирование (хранение, дробление или накопление партий и другие подобные операции) транзитных товаров на таможенной территории РФ допускается с соблюдением требований и условий, установленных ТК ТС.

Проведение с транзитными товарами иных операций допускается только в случае, если их совершение вызвано реальной угрозой уничтожения, утраты, безвозвратной утери или существенной порчи товаров и (или) транспортных средств.

Предельный срок таможенного транзита не может превышать срок, определяемый из расчета 2000 км за один месяц. Товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, перевозятся по таможенной территории ТС без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита.

5. Таможенная процедура “Таможенный склад”

В хозяйственной практике участников ВЭД процедура таможенного склада используется достаточно часто. Бла­годаря ее применению удается отсрочить уплату ввозных таможенных пошлин и налогов, а также избежать примене­ния мер нетарифного регулирования.

Процедура таможенного склада может быть применима в следующих ситуациях: - если внешнеторговым контрактом предусматриваются периодические поставки какой-либо продукции, то российская компания-импортер, может изначально аккумулировать доставляемые ино­странные товары на таможенном складе, а затем по мере производственной необходимости осуществлять фраг­ментарную таможенную очистку этой продукции. В дру­гом случае российская компания, осуществляющая ВЭД, может стремиться осуществить закупки товара за рубежом по более выгодной цене с последующей его перепродажей на внутреннем рынке Таможенного союза. Однако пре­жде чем осуществить реализацию импортируемого товара, помещает его на таможенный склад с тем, чтобы уровень цен на указанном рынке принес большую прибыль коммер­санту; - если участник ВЭД ввозит иностранные товары на таможенную территорию Таможенного союза, разме­щает их на таможенном складе, но ситуация на внутрен­нем рынке оказывается неблагоприятной для последующей перепродажи товаров, тогда, стремясь предотвратить небла­гоприятные экономические последствия, бизнесмен прини­мает решение осуществить реэкспорт товаров и тем самым избежать уплаты таможенных пошлин и налогов.

В соответствии со ст. 229 ТК ТС под таможенным скла­дом понимается таможенная процедура, при которой ино­странные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

В соответствии со ст. 233 ТК ТС таможенным складом считается специально определенное и обустроенное соору­жение, помещение и (или) открытая пло-щадка, предназна­ченные для хранения товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада.

Таможенные склады бывают открытого или закрытого типа. Таможенные склады открытого типа, предназнача­ются для хранения любых товаров и могут быть исполь­зованы любыми лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров. Таможенные склады закрытого типа предназнача­ются только для хранения товаров владельца таможенного склада. Законодательством государств — членов Таможен­ного союза могут определяться отдельные категории това­ров, которые допускается хранить на таможенных складах закрытого типа. До настоящего времени российским тамо­женным законодательством категории товаров, разрешае­мых к хранению только на таможенных складах закрытого типа, не определены.

Требования по расположению, обустройству и обору­дованию таможенных складов, а также порядок их учреж­дения и функционирования в Российской Федерации определяются ст. 80 Закона о таможенном регулировании, а порядок учреждения и функционирования закреплен в ст. 75—79 того же закона.

ФТС Рос­сии ведет реестры владельцев таможенных складов и обе­спечивает их периодическую публикацию, в том числе с использованием информацион-ных технологий.

Правовое регулирование процедуры таможенный склад осуществляется посредством: • ст. 229-238 ТК ТС; • ст. 238—243 Закона о таможенном регулировании; • решения КТС от 20.09.2010 № 375; • распоряжения Правительства РФ от 26.11.2003 № 1712-р «О перечне товаров, не подлежащих помещению под таможенный режим таможенного склада» и др.

Условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада изложены в ст. 230 ТК ТС. Под тамо­женную процедуру таможенного склада могут помещаться только иностранные товары, за исключением товаров:

1) срок годности и (или) реализации которых на день их таможенного декларирования в соответствии с таможен­ной процедурой таможенного склада составляет менее 180 календарных дней; 2) перечень которых определяется решением КТС от 20.09.2010 № 375.

Под таможенную процедуру таможенного склада могут помещаться товары, ранее помещенные под иные таможен­ные процедуры (таможенный транзит, переработка на тамо­женной территории, временный ввоз (допуск), реэкспорт, беспошлинная торговля, свободная таможенная зона, сво­бодный склад).

Срок хранения товаров на таможенном складе не может превышать трех лет со дня помещения товаров под тамо­женную процедуру таможенного склада. Конкретная про­должительность хранения товаров на таможенном складе определяется лицом, помещающем товары на хранение на таможенном складе. Отметим, что минимальная про­должительность хранения товаров на таможенном складе в таможенным законодательством Таможенного союза не установлена.

Хранение на таможенном складе товаров Таможенного союза, помещенных под таможенную процедуру экспорта, разрешается в течение шести месяцев.

При наличии обязательного письменного разрешения таможенного органа и обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов допускается помещение под таможенную процедуру таможенного склада без фактического размеще­ния на таможенном складе товаров, которые из-за своих больших габаритов не могут быть размещены на таможен­ном складе. В связи с этим необходимо четко различать два термина, а именно: «помещение товаров на таможенный склад» и «помещение товаров под таможенную процедуру таможенного склада». В случае помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада без их фак­тического размещения на таможенном складе, речь будет идти о юридической фикции.

Для получения разрешения декларант обращается с письменным обращением в таможенный орган, в регионе деятельности которого предполагается осуществлять хра­нение товаров после их помещения под таможенную проце­дуру таможенного склада, до подачи таможенной деклара­ции. В таком документе декларант указывает наименование товаров и их характеристики, причины помещения под таможенную процедуру таможенного склада без размеще­ния на таможенном складе, точное место хранения товаров, включая указание почтового адреса, а также меры, которые будут приняты декларантом для обеспечения сохранности товаров.

Таможенный орган выдает разрешение на помещение товаров под таможенную процедуру таможенного склада в течение трех рабочих дней со дня обращения декларанта в таможенный орган. В разрешении указываются место хра­нения товаров, сведения о необходимости предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей.

Таможенный орган вправе отказать в выдаче разреше­ния только в случаях: • наличия задолженности по уплате таможенных пла­тежей; • привлечения лица к административной ответственности за административные правонарушения в области тамо­женного дела, предусмотренные ч. 1 ст. 16.9, ст. 16.13, 16.14 и ч. 2 и 3 ст. 16.23 КоАП РФ два и более раза в течение одного года до дня обращения в таможенный орган.

В зависимости от наличия либо отсутствия разрешения таможенных органов на операции, которые могут быть совершаемы с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада, все такие операции можно разделить на две группы.

К операциям, совершаемым с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада без разрешения таможенных органов, относятся:

• операции, необходимые для обеспечения их сохранности (осмотр, измерение товаров, перемещение их в пределах таможенного склада), при условии, что эти операции не повлекут за собой изменения состояния товаров, нарушения их упаковки и (или) средств идентификации; • заключение сделок, предусматривающих передачу прав владения, пользования и (или) распоряжения этими товарами.

К операциям, совершаемым с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада с разрешения таможенных органов, относятся: • простые сборочные операции; • операции по отбору проб и образцов; • операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке, включая дробление партии, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции по улучшению товарного вида.

К перечисленным выше операциям устанавливается требование, в соответ-ствии с которым никакие операции, совершаемые с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада, не должны изменять характеристики этих товаров, связанные с изменением классификационного кода по ТН ВЭД.

Кроме того, товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны размещаться на таможенных складах, оборудованных в соответствии с условиями хранения таких товаров.

При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада товары хранятся в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

С момента регистрации таможенным органом таможенной декларации у декларанта возникает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного склада. У владельца таможенного склада аналогичная обязанность возникает с момента раз­мещения товаров на таможенном складе.

У декларанта обязанность по уплате ввозных таможен­ных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного склада прекращается при размещении това­ров на таможенном складе либо при помещении товаров под иную таможенную процедуру, если хранение товаров осуществлялось не на таможенном складе. У владельца таможенного склада аналогичная обязанность прекраща­ется при выдаче товаров с таможенного склада в связи с их помещением под иную таможенную процедуру.

У декларанта сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается: • день утраты товаров (если этот день не установлен, то день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под тамо­женную процедуру таможенного склада), если товары были утрачены до размещения их на таможенном складе; • день утраты товаров или их передачи иному лицу до помещения товаров под иную таможенную процедуру (если этот день не установлен - день регистрации тамо­женным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру таможен­ного склада), если хранение товаров осуществлялось не на таможенном складе, день такой утраты.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов у декларанта не возникает, если уничтожение или безвозмездная утрата товаров произошли вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо естествен­ной убыли при нормальных условиях перевозки (транспор­тировки) и хранения.

У владельца таможенного склада сроком уплаты ввоз­ных таможенных пошлин, налогов считается: • день утраты товаров (если этот день не установлен - день размещения товаров на таможенном складе), если товары были утрачены; • день размещения товаров на таможенном складе, если товары были выданы с таможенного склада без представле­ния в отношении таких товаров документов, подтверждаю­щих помещение их под таможенную процедуру.

Владелец таможенного склада не уплачивает ввозные таможенные пошлины и налоги, если уничтожение или безвозмездная утрата товаров произошли вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения.

Законодательством государств — членов ТС могут определяться случаи предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под эту таможенную процедуру без их фактического размещения на таможенном складе.

Действие таможенной процедуры таможенного склада начинается с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации, а завершается помещением товаров под иную таможенную процедуру до истечения срока хранения товаров на таможенном складе. После помещения товаров под иную таможенную процедуру эти товары подлежат вывозу с таможенного склада в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем их помещения под иную таможенную процедуру.

В случае прекращения функционирования таможенного склада товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада, должны быть в течение 60 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о прекращении функционирования этого склада, перемещены на другой таможенный склад либо помещены под иную таможенную процедуру.

За нарушение порядка помещения товаров на таможенный склад на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций ст. 1(3.14 КоАП предусматривает административную ответственность, наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1500 руб.; на должностных лиц — от 2000 до 10 000 руб.; на юридических лиц — от 5000 до 20 000 рублей.

Наши рекомендации