Расчет и построение чертежа гребного винта
Расчет КВН при заданном диаметре винта
Мощность, подведенная к движителю , кВт
Диаметр винтов D, м.
D = =1.58.
Коэффициент попутного потока .
Коэффициент засасывания на швартовном режиме .
=0,030
Коэффициент момента двигателя (движителя) .
Площадь диска винта , м2
Коэффициент попутного потока от барж толкаемого состава .
;
в этой формуле величины , Т относятся к баржам кормового ряда толкаемого состава, L – длина толкача.
Дальнейший расчет производится в таблице методом последовательных приближений. Первое приближение выполняется при скорости судна u, определенной в задании на проект.
Если при заданной скорости суммарная тяга КВН окажется больше, чем сопротивление, расчет необходимо повторить при несколько большей скорости судна; в противном случае скорость судна необходимо уменьшить и расчет вновь повторить.
Расчет заканчивается при условии отличия суммарной тяги от сопротивления не более чем на 1%.
Расчет КВН с заданным диаметром винта
Исходные данные:. | |||||
№ | Расчетные величины | Разм. | Численные значения | ||
1 | Скорость судна | м/с | 10 | ||
2 | Скорость КВН | м/с | 7.493 | ||
3 | Относительная поступь | - | 0.72 | ||
4 | Шаговое отношение PP/D=f( ) (по диаграмме) | - | 1.0 | ||
5 | Коэффициент упора (по диаграмме) | 0.02 | |||
6 | Упор движителя | кН | 53.39 | ||
7 | Осевая вызванная скорость | м/с | 0.997 | ||
8 | Коэффициент засасывания | - | 0.075 | ||
9 | Суммарная тяга движителей | кН | 1032,19 | ||
10 | Сопротивление | кН | 1041 |
Условия выполнены, превышение не более 1%
Проверка дискового отношения винтов
Проверка на прочность
Минимально необходимое дисковое отношение винтов из условия прочности лопастей вычисляется по формуле:
где =0,065 для углеродистой стали, =0,055 для нержавеющей стали или бронзы, =2,5 для ледоколов, =1,75 для судов, работающих в битом льду, =1,5 для буксиров – толкачей, =1,15 для грузовых и пассажирских судов.
Упор винтов в насадках определяется путем расчетов по следующим формулам. При этом предварительно рассчитываются следующие параметры:
- коэффициент нагрузки по упору
- коэффициент засасывания насадки
- упор винта внутри насадки , кН
Минимально необходимое дисковое отношение винтов из условия прочности лопастей равно:
Винт прочен
Проверка на кавитацию
Минимально необходимое дисковое отношение винтов из условия отсутствия второй стадии кавитации на лопастях винтов вычисляется по формуле:
где ра=101 кН/м2 – атмосферное давление, »0,5Т –глубина погружения оси винта под ватерлинию; =1,72 кН/м2 – давление насыщенных паров воды.
Минимально необходимое дисковое отношение винтов из условия отсутствия второй стадии кавитации на лопастях винтов равно:
Так как минимально необходимое меньше принятого по диаграмме (0,58), вторая стадии кавитации не наступает.
Расчет и построение чертежа гребного винта
Для построения чертежа гребного винта необходимо выполнить следующие предварительные расчеты.
Диаметр гребного вала , мм
где эмпирический коэффициент для гребного вала в районе винта k=150; коэффициент усиления =1; временное сопротивление материала вала =400-600 мПа.
мм
Диаметр ступицы ,м.
м
Средняя ширина лопасти , м
м
Максимальная ширина лопасти м
С=1,10 для винтов в КВН серии Каплана (для КВН).
Условная максимальная толщина лопасти по оси винта ,м.
м
Максимальная толщина на конце лопасти ,м.
м
мм
Толщина принимается не менее 5 мм для обычных судов.
Отклонение образующей конца лопасти в корму ,м (для КВН отклонение конца лопасти в корму не выполняется ).
Текущие значения толщины лопасти по линии наибольших толщин .
где - относительный радиус рассматриваемого сечения лопасти (R – радиус винта).
Параметры, необходимые для построения профилей сечений лопасти винта, оформляются в таблице и рассчитываются по формулам:
- текущий радиус сечения лопасти , мм
- абсцисса носика профиля винта КВН Каплана , мм
- абсцисса хвостика профиля Каплана , м
- абсцисса линии наибольших толщин Каплана , м
- аппликата центра кривизны носика ,мм
- радиус кривизны носика , мм
- аппликата центра кривизны хвостика ,мм
- радиус кривизны хвостика , мм
На сечениях, близких к концевым, расчетные величины , , , могут оказаться меньше 2 мм. В этом случае их величины назначаем равными 2 мм.
Расчет движителя при выборе силовой установки
0,3 | 0,5 | 0,7 | 0,9 | 1,0 | |
, мм | |||||
, мм | 52,1895 | 38,9825 | 25,7755 | 12,5685 | 5,965 |
, мм | 182,964056 | 219,791 | 229,7906 | 212,9629 | 194,4888 |
, мм | -182,96406 | -219,791 | -229,791 | -212,963 | -194,489 |
, мм | 52,530632 | 62,19444 | 52,34407 | 22,97953 | 0,97944 |
, мм | 20,1712418 | 11,20747 | 4,858682 | 1,124881 | 0,2386 |
, мм | 9,23545392 | 5,574498 | 3,004392 | 1,227188 | 0,542815 |
, мм | 14,1130846 | 5,399076 | 2,103796 | 1,254085 | 0,817205 |
, мм | 4,74037229 | 3,069872 | 2,104054 | 1,250189 | 0,68001 |
м