Продолжите утверждение, выбрав правильный ответ. В третьем классе на урок планируется усвоение:

В третьем классе на урок планируется усвоение:

а) 4-7 слов;

б) 6-8 слов;

в) до 10 слов.

18. Распределите в 2 колонки (1 и 3 классы) содержание материала по разделу «Слово».

1) Мотивированное значение слова.

2) Синонимы. Антонимы.

3) Сходство и различие слов русского и украинского языков.

4) Обогащение и активизация словаря учащихся.

5) Усвоение указательных слов.

6) Усвоение признаков предметов по цвету, вкусу, величине, форме.

7) Практическое усвоение имен существительных в Д., Т., П. падежах.

8) Наиболее употребительные устойчивые сочетания слов («Доброе утро! Всего хорошего! и др.).

9) Слова русского и украинского языков, не совпадающие по значению или звучанию, написанию.

10) Словарь.

19. Распределите в 2 колонки (2 и 4 классы) содержание материала по разделу «Слово».

1) Обогащение и активизация словарного запаса школьников.

2) Многозначность слова.

3) Усвоение форм прошедшего времени глаголов взять, брать, понять.

4) Слова с прямым и переносным значением.

5) Усвоение наиболее употребительных синонимов и антонимов.

6) Наиболее употребительные устойчивые сочетания (Красная строка. Вешать нос. Задирать нос. Язык без костей.).

20. Установите, какие добавляются требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся 3 класса по теме «Слово» по сравнению со 2-ым классом.

1) Ученик соотносит слово и изображение предмета, действия, признака.

2) Толкует значение слова с мотивированным значением по образцу.

3) Составляет, дополняет тематическую группу слов по рассмотренной теме для развития речи.

4) Группирует слова, устойчивые сочетания слов по данным определениям.

5) Делит ряд слов на 2-3 группы по значению.

6) Совершенствует текст, заменяя неудачно использованные слова.

21. Установите, какие добавляются требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся 4 класса по теме «Слово» по сравнению с 3-им классом.

1) Ученик составляет, дополняет тематическую группу слов по рассмотренной теме для развития речи.

2) Находит среди данных примеры употребления слова в прямом и переносном значении.

3) Различает похожие, но не одинаковые слова русского и украинского языков.

4) Объясняет значение слова, устойчивого сочетания.

5) Использует слова той или иной тематической группы, устойчивые сочетания слов для составления предложения и группы связанных между собой предложений на указанную тему.

6) Исправляет ошибки в употреблении слов, значения которых различаются в русском и украинском языках.

II. Практические задания

Вариант 1

1. Определите, какие 3 проблемы стоят перед учителем при проведении словарной работы на уроках русского языка а начальных классах. Обоснуйте значимость данного вида работы для развития речи школьников (см. Коваль А. П. Специфика обучения русскому языку младших школьников. – К.: Рад. школа, 1990. - С. 173 – 179).

2. Разработайте задания, способствующие обогащению словаря младшего школьника, воспользовавшись книгой Гудзик И.Ф., Гурской В.В. Русский язык. 2 класс. – К.: Освіта, 2004. – С. 8 – 9,14, а также книгами Стативка В.И., Самонова Е.Н. Русский язык. 1 класс. – К.: «Генеза», 2012. – С. 28.; Лапшина И.Н., Зорька Н.Н. Русский язык. 1 класс. – К.: Освіта, 2012. – С. 24).

3. Подберите дидактический материал, который бы лег в основу аналитических, синтетических упражнений, упражнений на сравнение текстов или предложений (см.Методика навчання української мови в початковій школі: Навчально-методичний посібник для студентів вищих навчальних закладів / За наук. ред. М.С. Вашуленка. – К.: Літера ЛТД, 2010. - С. 143-144).

Вариант 2

1. По страницам учебника ( Гудзик И.Ф. Русский язык, 3 класс. – К.: Освіта, 2004) определите лексическую тему урока, запишите слова для усвоения. Определите обучающую цель урока, на котором изучается лексическая тема.

2. Покажите на конкретном примере применение различных способов семантизации слов.

3. Напишите фрагмент урока «Введение нового слова в речевую практику младшего школьника». Сделайте вывод, как реализуется принцип коммуникативной направленности при изучении лексической темы.

Теоретический материал к теме «Развитие лексических навыков учащихся в начальной школе»

Учебный лексический минимум – это новые слова, изучаемые на уроке в связи с каждой темой.

Наши рекомендации