Требования к пневматическому оборудованию

3.11.1. Пневматическое оборудование вагона должно обеспечивать выполнение следующих функций:

1) Обеспечение сжатым очищенным и осушенным воздухом всех пневматических систем, приборов, устройств;

2) Выполнение всех видов электропневматического торможения;

3) Подачу звуковых сигналов;

4) Управление открытием и закрытием дверей салона (в случае пневматического привода).

3.11.2. Для обеспечения сжатым воздухом приборов и аппаратов на поезде должны быть установлены высокопроизводительные компрессоры, предпочтительно безмасляного типа, с асинхронным приводом, оснащенные системой очистки воздуха. Количество компрессорных агрегатов должно определяться расчетным путем и согласовываться с ГУП «Петербургский метрополитен»*.

3.11.3. Магистраль тормозных цилиндров, напорная (тормозная) магистралидолжны быть оборудованы датчиками давления для контроля состояния пневмооборудования.

3.11.4. Головные вагоны должны быть оборудованы устройством для подключения напорной магистрали поезда к пневматической сети в условиях депо*. Место подключения должно располагаться в лобовой части головных вагонов*.

3.11.5. В кабине машиниста гибкие пневмопроводы должны укладываться в специальные каналы - тоннели.

3.11.6. Управление воздушными магистралями, выходящими из лобовой автосцепки головного вагона, должно выполняться концевым краном дистанционно, из кабины машиниста.

3.11.7. Стоп-кнопки, с электрическим контактом (или стоп-краны), в салонах должны быть размещены в недоступном для пассажиров исполнении, в концевых частях вагонов.

3.11.8. Рукоятки пневматических кранов должны быть окрашены светоотражающей краской по принятой на ГУП «Петербургский метрополитен» схеме*.

3.11.9. На вагонах должны быть установлены устройства контроля загрузки вагона для автоматического регулирования давления воздуха в тормозных цилиндрах в зависимости от населенности вагона (авторежим).

3.11.10. Воздушные резервуары должны быть изготовлены по ГОСТ 1561-75 «Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия», ГОСТ Р 52400-2005 « Резервуары воздушные для тормозов вагонов железных дорог. Общие технические условия».

Требования к материалам

3.12.1. Материалы для изготовления вагонов должны быть сертифицированы и отвечать требованиям: ТУ 14-1-4695-89, ТУ 16-505.437-82, ТУ 16-705.330-84, ТУ 16-705.465-87, ТУ 17-21-561-86, ГОСТ 5727-88, ГОСТ Р 52172-2003, ГОСТ Р 51057-2001, ТУ 4854-212-21352393-99, ТУ 2256-030-05761896-2002, ТУ 2215-001-54220761-2000, ТУ 2312-077-05034239-95, ТУ 2068474.296-92, санитарно-гигиенических норм, норм пожарной безопасности НПБ 109-96.

3.12.2. Провода и кабели, применяемые в вагонах метрополитена, должны соответствовать маркам проводов, указанным в приложении Ж или аналогичные (ГОСТ Р 54965-2012)*. Для цепей АСПС электрокабельные изделия должны быть с пределом пожаростойкости не ниже ППСТ6 (более 30 минут).

Маркировка

3.13.1. Маркировка вагона на наружных частях вагона, в салоне, кабине управления, должна соответствовать требованиям ПТЭ РФ, ГОСТ Р 50850 и КД, а также инструкции по электробезопасности.

3.13.2. На каждом вагоне, на обеих боковых наружных стенках кузова должен быть установлен приписной номер вагона (борто­вой)*.

3.13.3. На нижней поверхности лобовой части рамы кузова (по со­гласованию с ГУП «Петербургский метрополитен») и на съемных кожухах и крышках электрических аппаратов должен быть нанесен приписной номер вагона (бортовой)*.

3.13.4. На кузове вагона и в салоне около разобщительных кранов и оттормаживающих устройств должны быть нанесены светоотражающей краской соответствующие обозначения *.

3.13.5. В пассажирских салонах вагонов должна быть установлена табличка с указанием товарного знака, наименования предприятия-изготовителя, модели и заводского номера вагона, года изготовления.

3.13.6. На стеклах дверей салона должна быть нанесена надпись: «Не прислоняться», в виде, принятом на ГУП «Петербургский метрополитен»*.

Требования безопасности

Общие требования

4.1.1. Для обеспечения движения поезда в нештатных (аварийных) ситуациях должен быть реализован режим управления неисправным поездом, посредством блокирования машинистом работы отдельных систем и оборудования.

4.1.2. Вагон должен иметь систему блокировки пуска поезда при открытых раздвижных дверях салона с контролем их закрытия.

4.1.3. Вагон должен иметь систему защиты, исключающую возможность открытия раздвижных дверей салона при движении электропоезда. Исключение возможности открытия дверей на станции со стороны противоположной платформе должно обеспечиваться системой безопасности.

4.1.4. Конструкция вагона должна обеспечивать возможность передвижения пассажиров вдоль состава при их эвакуации с выходом на путь через кабину управления. Пути эвакуации определяются по принятой на ГУП «Петербургский метрополитен» схеме *.

4.1.5. На вагон должны быть нанесены знаки безопасности по ГОСТ Р 12.4.026-2001.

4.1.6. Межвагонный переход должен быть оборудован переходными площадками.

4.1.7. В верхней части наружной лобовой стены головного вагона должны быть установлены красные сигнальные фонари ограждения, включенные в схему питания от аккумуляторной батареи.

4.1.8. На лобовых частях головных вагонов, под лобовым стеклом, должны быть установлены блок-фары освещения пути и путевых устройств на основе полупроводниковых источников света, имеющие режимы «ближнего» и «дальнего» света, блок питания которых должен быть подключен к бортовой сети вагона.

4.1.9. Оборудование вагона, кожухи и трубопроводы должны иметь сигнальную окраску и знаки безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.4.026-2001 и ГОСТ 14202-69*.

4.1.10. При изготовлении вагонов должны применяться материалы соответствие которых должно быть подтверждено сертификатами и декларациями о соответствии (Федеральный закон от 27.12.2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральный закон от 18.07. 2009 г.№ 189 – ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О техническом регулировании»», Федеральный закон от 21.07. 2011 г. № 255 – ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О техническом регулировании»», Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года № 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии"). Также должно быть подтверждено качество ответственных узлов и деталей вагонов в соответствии с ПРИЛОЖЕНИЕМ Д, принятом на ГУП «Петербургский метрополитен».

Сертификаты и декларации соответствия должны являться неотъемлемой частью сопроводительной документации на ЭМ-АТП.

4.1.11. Для эвакуации пассажиров на креслах – колясках в тоннель в торцевых дверях лобовой части головного и хвостового вагонов должны быть предусмотрены специальные трапы, приспособленные для эвакуации пассажиров на креслах – колясках*.

Электробезопасность

4.2.1. Соединения в электрических цепях должны осуществляться кабелями и проводами, уложенными в металлических трубах, коробах, металлических рукавах, гофрированных пластиковых трубах, с раздельной прокладкой кабелей и проводов цепей с питанием от контактного рельса и цепей с питанием от статического преобразователя и аккумуляторной батареи. Раздельная прокладка указанных цепей должна осуществляться также и при вводе в аппараты.

4.2.2. Заполнение сечения труб кабелями и проводами не должно превышать 60%.

4.2.3. Конструкции аппаратов и электропроводок должны удовлетворять требованиям ГОСТ Р 50850-96.

4.2.4. Защитные чехлы на проводах и жгутах не должны допускать попадание влаги, пыли и снега на электрическую проводку. Защитные чехлы должны быть пропитаны огнезащитным составовом.

4.2.5. Электрическое оборудование вагона должно иметь автоматическую защиту от аварийных режимов в цепях управления и в цепях вспомогательного оборудования. Защита должна быть селективной и исключать повреждение электрооборудования при возникновении аварийных режимов.

Защита силового оборудования должна быть селективной, автоматической и эффективно срабатывать во всем диапазоне эксплуатационных скоростей движения и изменений уровня питающего напряжения в тяговом и тормозных режимах. Защита не должна допускать повреждения оборудования при возникновении аварийных режимов. Должно быть предусмотрено бесконтактное отключение инверторами тяговых двигателей при значении тока меньшем, чем уставка срабатывания быстродействующего выключателя (электронная защита тяговых двигателей должна иметь ток уставки ниже тока уставки срабатывания быстродействующего выключателя).

4.2.6. При отсутствии нормативного зарядного давления в напорной магистрали работа тягового привода в режиме тяги должна быть исключена. Информация о неисправности должна выводиться на монитор машиниста в активном режиме.

4.2.7. Электрическая схема вагона должна предусматривать следующую защиту электрооборудования:

4.2.7.1. Силовой цепи в тяговом режиме - от коротких замыканий и перегрузок с помощью главного предохранителя с повышенной циклоустойчивостъю, коммутационной способностью и быстродействующей защиты.

4.2.7.2. Силовой цепи в тормозном режиме - от коротких замыканий и перегрузок с помощью электронных средств защиты, в том числе от замыкания на корпус.

4.2.7.3. Вспомогательных высоковольтных цепей - с помощью плавких предохранителей с повышенной циклоустойчивостью и коммутационной способностью или автоматических выключателей (тип автоматических выключателей согласовывается с ГУП «Петербургский метрополитен»)*.

4.2.7.4. Вспомогательных низковольтных цепей, цепей управления - с помощью автоматических выключателей, тип которых уточняется на этапе конструирования.

4.2.8. Срабатывание предохранителей в диапазоне от минимального до предельного отключаемого тока плавкой вставки должно происходить без разрушения корпуса.

4.2.9. Элементы защиты аккумуляторной батареи должны быть размещены непосредственно на ящике аккумуляторной батареи*.

4.2.10. Кожухи и корпуса электрических аппаратов, к которым в процессе работы прикасается обслуживающий персонал, должны быть соединены с корпусом вагона неизолированным медным проводником сечением не менее 4 мм2 (пульт управления, панели с автоматическими выключателями, контейнер с электрокомпрессором, контейнер с электрооборудованием и др.).

4.2.11. В местах касания проводов или защитных гофр (с проводами) металлоконструкций должна быть установлена дополнительная армировка. В местах прохода через металлоконструкции – дополнительные резиновые уплотнители.

4.2.12. Гибкие провода идущие от двигателя и межвагонных соединений, должны быть заключены в защитные чехлы.

4.2.13. Концы кондуитов должны быть снабжены специальными гайками с резиновыми уплотнителями.

4.2.14. Конструкция разъемов цепей управления должна предусматривать наличие блокирующих устройств, исключающих возможность их самопроизвольного разъединения.

4.2.15. Конструкция подвагонного оборудования должна быть спроектирована так, что бы предотвратить возможность падения на путь съёмных его частей и элементов, либо предусматривала применение страховочных устройств.

Пожаробезопасность

4.3.1. Пожарная нагрузка вагона должна быть не более 35кг/м2

4.3.2. Предел огнестойкости огнезадерживающей перегородки аппаратного отсека должен быть не менее 35 мин.

4.3.3. Вагоны поезда должны быть оборудованы автоматической системой пожарной сигнализации типа АСПС или аналогичной.*

4.3.4. Вагоны поезда должны быть оборудованы системой автоматического пожаротушения с применением самосрабатывающих порошковых огнетушителей ОСП-1 или аналогичных *, расположенных в шкафах и контейнерах с электрооборудованием. Места установки и тип ОСП в шкафах и контейнерах согласовывается с ГУП «Петербургский метрополитен»*.

4.3.5. Деревянные детали, в основном, не должны применяться в конструкции вагонов, вместо них должны использоваться детали из трудногорючей прессмассы. Применяемые деревянные детали должны подвергаться огнезащитной пропитке.

4.3.6. В кабине на головных вагонах должны быть установлены огнетушители ОУ-3 и ОП-4 по ГОСТ Р 51057-2001 по 1 шт., в салонах головных и промежуточных вагонов - огнетушитель ОУ-3 по 1 шт. Расположение огнетушителей согласовывается с ГУП «Петербургский метрополитен» *.

4.3.7. В кабине или салоне головного вагона должен быть предусмотрен специальный пломбируемый ящик, закрывающийся замком с трехгранным ключом, в котором должны быть размещены инструменты и инвентарь по перечню, утвержденному ГУП «Петербургский метрополитен» *.

4.3.8. Для обеспечения оперативной эвакуации пассажиров во вре­мя пожара или другой аварийной ситуации должно быть предусмотрено дистанционное разблокирование торцевых дверей всего состава из кабины управления.

4.3.9. Клицы и герметичные вводы проводов из электроаппаратов должны быть выполнены из трудногорючих материалов.

4.3.10. Вагоны должны быть обустроены элементами ФЭС (фотолюминесцентными эвакуационными системами) согласно п. 6.3.5 ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные».

4.3.11. Знак «Огнетушитель» в вагонах должен быть выполнен с элементами ФЭС согласно п. 6.4.8 ГОСТ Р 12.2.143-2009.

4.3.12. Конструкции крепления огнетушителей должны обеспечивать надежную их фиксацию и обеспечивать их быстрое извлечение.

4.3.13. Элементы отделки стен, потолка, покрытие пола должны быть трудногорючими и иметь сертификаты по пожарной безопасности.

Наши рекомендации