Тема 3.2. Транспортный налог

Раздел III. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

Региональными налогами и сборами признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соот­ветствии с Налоговым кодексом, вводимые в действие законами субъектов РФ и обязатель­ные к уплате на территории соответствующего субъекта.

В соответствии с Налоговым кодексом к региональным налогам и сборам относятся:

- налог на имущество организаций;

- транспортный налог;

- налог на игорный бизнес;

- региональные лицензионные сборы;

- лесной доход

Тема 3.1. Налог на имущество организаций

Налог на имущество предприятий – форма обложения налогом стоимости иму­щества, находящегося в собственности налогоплательщика – юридического лица.

Налог на имущество предприятий относится к прямым налогам, так как конечным его пла­тельщиком является предприятие, обладающее имуществом на праве собственно­сти.

Налог на имущество выполняет как фискальную функцию (способствует пополнению бюджетов субъектов РФ), так и регулирующую (путем модификации элементов налого­обложения дос­тигается наиболее благоприятный налоговый режим для налогопла­тельщиков, которым не­обходима поддержка государства в рамках действующей госу­дарственной налоговой поли­тики).

Налогоплательщики

Налогоплательщиками по налогу на имущество предприятий являются три катего­рии лиц:

  1. предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и орга­низа­ции, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридиче­скими лицами по законодательству РФ;
  2. филиалы и другие подразделения указанных предприятий, имеющие отдельный ба­ланс и расчетный (текущий) счет;
  3. компании, фирмы, любые другие организации (включая полные товарищества), об­разо­ванные в соответствии с законодательством иностранных государств, между­народные организации и объединения, а также их обособленные подраз­деления, имеющие имущество на территории РФ.

С 1 января 2004 года взимание налога на имущество предприятий регламентируется главой 30 «Налог на имущество организаций» части второй НК РФ.

Нормы гл. 30 НК РФ не распространяются на организации, применяющие специаль­ные на­логовые режимы (например, упрощенная система налогообложения), преду­смотренные гла­вами 26.1 и 26.2 НК РФ.

Льготы по налогу

В соответствии со ст. 381 НК РФ существенно сузился перечень организаций, осво­бож­денных от уплаты налога, и льготируемого имущества по сравнению с тем, который был предусмотрен статьями 4 и 5 Закона № 2030-1.

С 1 января 2004 г. стали платить налог на имущество:

– бюджетные учреждения и организации, органы законодательной (представитель­ной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Фе­дерального фонда обязательного медицинского страхования, которые пользовались льготой по налогу в соот­ветствии с пп. «а» ст. 4 Закона № 2030-1;

– предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продук­ции, которые пользовались льготой согласно пп. «б» ст. 4 Закона № 2030-1<*>;

<*> Если сельскохозяйственные организации являются в соответствии с главой 26.1 НК РФ «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» плательщиками единого сельскохозяйствен­ного налога, то они согласно п. 3 ст. 346.1 НК РФ освобождаются от уплаты налога на имущество.

– организации по выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов, кото­рые были освобождены от уплаты налога также согласно пп. «б» ст. 4 Закона № 2030-1;

– национально-культурные общества, пользовавшиеся льготой в соответствии с пп. «д» ст. 4 Закона № 2030-1;

– предприятия народных художественных промыслов, освобождавшиеся от уплаты налога согласно пп. «е» ст. 4 Закона № 2030-1;

– жилищно-строительные, дачно-строительные, гаражные кооперативы, садоводче­ские товарищества, пользовавшиеся льготой по пп. «з» ст. 4 Закона № 2030-1;

– общественные объединения, ассоциации, осуществляющие свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций, и не ведущие предпри­нимательской деятельности (пользовались льготой также по пп. «з» ст. 4);

– организации, использующие труд инвалидов, которые освобождались от уплаты налога согласно пп. «ж» ст. 4 Закона № 2030-1<*>;

<*> При этом с 01.01.2004 от уплаты налога в соответствии со ст. 381 НК РФ осво­божда­ются общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе соз­данные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых ин­валиды и их закон­ные представители составляют не менее 80%, и только в отношении имущества, используе­мого ими для осуществления их уставной деятельности. Органи­зация, использующая труд инвалидов, согласно п. 3 ст. 381 НК РФ освобождается от налога на имущество, если ее ус­тавный капитал полностью принадлежит обществен­ной организации инвалидов, среднеспи­сочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля оплаты труда – не ниже 25% фонда оплаты труда.

– Российский фонд федерального имущества, фонды имущества субъектов Россий­ской Федерации, районов, городов, которые освобождались от уплаты налога в соот­ветствии с пп. «н» ст. 4 Закона № 2030-1.

Кроме того, в облагаемую базу теперь включается стоимость имущества, ранее не призна­вавшегося объектом налогообложения:

– объекты жилищно-коммунальной сферы, полностью или частично находящиеся на ба­лансе налогоплательщика, не включавшиеся в облагаемую базу согласно пп. «а» ст. 5 Закона № 2030-1<*>;

<*> Согласно п. 6 ст. 381 НК РФ объекты жилищно-коммунальной сферы не призна­ются объектом налогообложения, если они полностью либо частично финансируются за счет бюджетных средств.

– имущество, используемое для производства, переработки и хранения сельскохо­зяйст­венной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы, которое освобожда­лось от нало­гообложения согласно пп. «б» ст. 5 Закона № 2030-1.

По-прежнему пользуются льготами:

– коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации (пп. «а» ст. 4 За­кона № 2030-1 и п. 14 ст. 381 НК РФ);

– специализированные протезно-ортопедические предприятия (пп. «в» ст. 4 Закона № 2030-1 и п. 13 ст. 381 НК РФ);

– организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здра­воохране­ния и социального обеспечения (пп. «г» ст. 4 Закона № 2030-1 и п. 7 ст. 381 НК РФ).

Объект налогообложения

Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, учиты­ваемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установлен­ным порядком ведения бухгалтерского учета.

Объектами основных средств, а следовательно, объектами налогообложения, явля­ются также имущество для передачи в лизинг, предоставляемое по договору проката и прочее имущество, принятое к бухгалтерскому учету на счет 03 «Доходные вложения в материаль­ные ценности».

Не являются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты приро­до­пользования (водные объекты и другие природные ресурсы), зачисленные на баланс органи­зации в качестве объектов основных средств.

Также не признаются объектами налогообложения движимое и недвижимое имуще­ство, используемое для нужд гражданской обороны, обеспечения безопасности и ох­раны правопо­рядка в РФ, находящееся в ведении федеральных органов власти, в ко­торых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

Налоговая база

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признавае­мого объ­ектом налогообложения. При определении налоговой базы такое имущество учитывается по остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установлен­ным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике.

Иными словами налоговая база по объекту – это сальдо по дебету счета 01 или 03 минус сальдо по кредиту счета 02 по этому объекту.

В соответствии с новым порядком налоговая база определяется отдельно в отноше­нии имущества:

  1. по месту нахождения организации (месту государственной регистрации);
  2. каждого обособленного подразделения организации, выделенного на отдельный ба­ланс;
  3. каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения ор­гани­зации или обособленного подразделения, выделенного на отдельный ба­ланс;
  4. имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Среднегодовая (средняя) стоимость имущества для целей налогообложения опреде­ляется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин ос­таточной стои­мости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и по­следнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, уве­личен­ное на 1.

Налоговый период

Налоговый период – календарный год. Отчетный период – 1 квартал, 1-е полугодие, 9 ме­сяцев календарного года.

Налоговая ставка не более 2,2%.

В каждом отчетном периоде налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу на имущество, а по окончании года по итогам налогового периода уплачивают налог с уче­том ранее произведенных авансовых платежей.

Налоговые декларации по налогу на имущество организаций представляются в от­четных периодах – не позднее 30 дней после окончания отчетного периода, и не позд­нее 30 марта после окончания налогового периода.

Пример.

Стоимость имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения органи­зации, за 1 квартал 2006 года составила:

- на 01.01.2006 – 200 000 руб.

- на 01.02.2006 – 280 000 руб.

- на 01.03.2006 – 320 000 руб.

- на 01.04.2006 – 400 000 руб.

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, со­ставляет (200 000 + 280 000 + 320 000 + 400 000) / (3 мес. + 1) = 300 000 руб.

При ставке налога 2,2% сумма авансового платежа за 1 квартал составит ¼*2,2%*300 000 руб. = 1650 руб.

Допустим, что стоимость имущества составила :

- на 01.05.2006 – 350 000 руб. - на 01.06.2006 – 450 000 руб. - на 01.07.2006 – 408 000 руб. - на 01.08.2006 – 380 000 руб. - на 01.09.2006 – 420 000 руб. - на 01.10.2006 – 400 000 руб. - на 01.11.2006 – 370 000 руб. - на 01.12.2006 – 350 000 руб. - на 31.12.2007 – 330 000 руб.

Средняя стоимость имущества за 1-е полугодие составляет:

(200 000 + 280 000 + 320 000 + 400 000 + 350 000 + 450 000 + 408 000) / (6 мес. + 1) = 344 000 руб.

Сумма авансового платежа по итогам 1 полугодия: ¼*2,2%*344 000 = 1892 руб.

Средняя стоимость имущества за 9 месяцев составляет:

(200 000 + 280 000 + 320 000 + 400 000 + 350 000 + 450 000 + 408 000 + 380 000 + 420 000 + 400 000) / (9 мес. + 1) = 360 000 руб.

Сумма авансового платежа по итогам 9 месяцев: ¼*2,2%*360 000 = 1984 руб.

Средняя стоимость имущества за налоговый период составляет:

(200 000 + 280 000 + 320 000 + 400 000 + 350 000 + 450 000 + 408 000 + 380 000 + 420 000 + 400 000 + 370 000 + 350 000 + 330 000) / (12 мес. + 1) = 358 000 руб.

Сумма налога, исчисленного по итогам налогового периода, составляет 2,2%*358 000 = 7876 руб.

Сумма авансовых платежей, исчисленных в течение налогового периода составила: 1650 + 1892 + 1984 = 5526 руб.

Таким образом, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового пе­риода, составляет: 7876 – 5526 = 2350 руб.

Тема 3.2. Транспортный налог

Общие положения

Транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается Налого­вым ко­дексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в со­ответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уп­лате на территории соответствующего субъекта Российской Федера­ции.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Фе­дерации определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, по­рядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также преду­сматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогопла­тель­щиком.

Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога (далее – налогоплательщики) при­знаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации заре­гистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретен­ным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспорт­ным средством до момента официального опубликования гл.28 НК РФ, нало­гоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистриро­ваны указанные транспортные средства, уведом­ляют налоговый орган по месту своего жи­тельства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, ав­тобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, само­леты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мото­сани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие вод­ные и воз­душные транс­портные средства (далее – транспортные средства), заре­гист­рированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации.

2. Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 ло­шади­ных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвали­дами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полу­ченные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в ус­тановленном зако­ном порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в соб­ст­венно­сти (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организа­ций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых пере­возок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоко­возы, ско­товозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения ми­неральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслужива­ния), зарегистриро­ванные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и исполь­зуемые при сельскохозяй­ственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или опе­ратив­ного управления федеральным органам исполнительной власти, где законода­тельно преду­смотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Налоговая база

1. Налоговая база определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транс­портных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двига­теля транс­портного средства в лошадиных силах;

1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактив­ного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (сум­мар­ная пас­портная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транс­портного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для кото­рых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;

3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в под­пунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, - как единица транспортного средства.

2. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1, на­лого­вая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1, налоговая база оп­ределяется отдельно.

Налоговый период

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соот­ветст­венно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или ва­ловой вме­стимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошади­ную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактив­ного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или еди­ницу транспортного средства.

Налоговые ставки, указанные в п.1, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъек­тов Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении ка­ждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использова­ния транс­портных средств.

Порядок исчисления налога

Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога само­стоя­тельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися фи­зиче­скими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые пред­ставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную реги­страцию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Сумма налога, если иное не предусмотрено ст.362, исчисляется в от­ношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налого­вой ставки

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного сред­ства с ре­гистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в тече­ние налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом ко­эффициента, оп­ределяемого как отношение числа полных месяцев, в течение кото­рых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу ка­лендарных месяцев в на­логовом периоде. При этом месяц регистрации транс­портного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации при­нимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспорт­ного средства в течение одного календарного месяца ука­занный месяц принимается как один полный ме­сяц

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обя­заны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных сред­ствах, заре­гистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых заре­гистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их ре­гистра­ции или снятия с регистрации.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обя­заны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспорт­ных средст­вах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего ка­лендар­ного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Сведения, указанные в пунктах 4 и 5, представляются органами, осуществляющими госу­дарственную регистрацию транспортных средств, по формам, ут­верждаемым фе­деральным органом исполнительной власти, уполномоченным по кон­тролю и надзору в области налогов и сборов.

Наши рекомендации