Рекламная деятельность на транспорте

Реклама является одной из крупнейших отраслей современной мировой экономики. Вместе с тем, на отечественном транспорте развитию рекламной индустрии пока не придают сколько-нибудь существенного внимания. Обусловлено это, в первую очередь, избытком спроса на пассажирские и грузовые перевозки, а также крайне слабым развитием конкурентного сектора транспортного рынка.

Наиболее распространенным видом деятельности транспортных организаций в этой сфере является предоставление права нанесения на подвижной состав, а также размещение на своей территории рекламной информации других предприятий. Рекламные акции самих транспортных и транспортно-экспедиторских компаний ограничиваются разовыми акциями в форме спонсорской деятельности, предоставления материальной помощи при чрезвычайных ситуациях и т. п. Средства массовой информации практически не информируют потребителей о наличии рынка транспортных услуг, за исключением крайне редких телевизионных рекламных роликов и поздравлений к профессиональным праздникам. Даже рынок автомобильных пассажиро- и грузоперевозок, где уровень конкуренции достаточно высок, предлагает только частные объявления в газетах о выполнении местных грузовых перевозок и круглосуточных услуг такси.

Таким образом, транспортная отрасль нуждается в становлении и последующем развитии рекламной деятельности, целью которой должно стать информирование потребителей об ассортименте и уровне предоставляемых услуг, повышение доверия к транспортным предприятиям, привлечение инвестиций в развитие отрасли.

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СФТО

Агентская сеть СФТО

Понятие системы обслуживания давалось в п. 1.4. Необходимость создания системы фирменного транспортного обслуживания (СФТО) обусловлена проведением на железнодорожном транспорте России новой экономической политики на основе маркетинговой стратегии, ориентированной на повышение коммерческой эффективности транспортной деятельности. Созданная СФТО должна стать средством достижения основной цели, стоящей перед железнодорожным транспортом, – обеспечение устойчивого функционирования железных дорог на рынке транспортных услуг.

Основные цели создания СФТО:

- увеличение доли железных дорог на транспортном рынке благодаря наиболее полному удовлетворению требований клиентов к уровню качества перевозок и связанных с ними услуг;

- повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта по сравнению с другими видами транспорта и расширение зоны сбыта продукции;

- снижение себестоимости перевозок и, как следствие, транспортных издержек клиентов за счет устранения многочисленных посредников.

Главными принципами функционирования Системы фирменного транспортного обслуживания являются доступность, оперативность, комплексность в сочетании с высоким качеством обслуживания и гарантией выполнения взятых на себя обязательств.

С этой целью внесены изменения в структуру управления отраслью. В основу системы положена организационно-технологическая структура с вертикальной трехуровневой схемой.

Нижний уровень СФТО представлен сетью агентств, работники которых (агенты) непосредственно взаимодействуют с пользователями услуг железнодорожного транспорта. В крупных транспортных узлах создаются региональные агентства фирменного транспортного обслуживания (РАФТО),которые предназначены прежде всего для улучшения взаимодействия с наиболее крупными грузоотправителями.

Второй уровень – Дорожные центры фирменного транспортного обслуживания (ДЦФТО) – основной исполнительный орган системы, обеспечивающий организацию транспортного обслуживания в соответствии с требованиями клиентуры. ДЦФТО выполняют свои функции на основании получаемой от агентов информации, маркетинговых исследований и изучения запросов товаропроизводителей с учетом возможностей других видов транспорта на перевозку грузов.

Третий уровень – это отраслевой центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО),осуществляющий координирующую деятельность на всех уровнях системы, организующий маркетинговые исследования на федеральном уровне, обеспечивающий единство технологических решений, реализацию гибкой тарифной политики, формирование сводного заказа на перевозки и ряда других функций.

Должностные обязанности агента СФТО:

– организация и контроль исполнения заказов грузовладельцев на железнодорожные перевозки и установленные платные услуги;

– обеспечение развития взаимосвязей с пользователями транспортных услуг, изучение формирования платежеспособного спроса на грузовые перевозки и дополнительные услуги;

– учет конъюнктуры и тенденций развития транспортного рынка, тарифов и спроса на предоставляемые транспортные услуги с учетом изменений в налоговой, ценовой и таможенной политике государства;

– маркетинговые исследования, паспортизация клиентов, определение и согласование договорных тарифов, изучение транспортной составляющей в цене продукции, создание условий для расширения оказываемых транспортных услуг и удовлетворения их спроса;

– анализ информации о надежности клиента, учет дебиторской задолженности за перевозку грузов и оказанные услуги;

– подготовка, оформление и визирование необходимых документов для заключения договоров с юридическими и физическими лицами об организации перевозок грузов и оказании дополнительных услуг от имени железной дороги;

– прием заявок, выполнение необходимых расчетов и оформление платежных документов;

– участие в организации рекламы, пропаганде достоинств и преимуществ перевозок грузов железнодорожным транспортом по сравнению с другими видами транспорта;

– проведение информационно-справочной работы с клиентами о правилах, сроках доставки и условиях перевозки грузов, тарифах, оформлении договоров, заявок и перевозочных документов.

Агентства фирменного транспортного обслуживания располагаются на станциях, выполняющих грузовую работу, дистанциях погрузочно-разгрузочных работ, в отделениях дорог, в городах и на предприятиях, где зарождаются и погашаются крупные грузопотоки. В число основных функций АФТО входят:

- прием, обобщение заявок грузоотправителей на перевозки грузов и заявок пользователей на оказание дополнительных транспортных услуг;

- доведение до потребителей транспортных услуг правил и условий перевозок грузов, порядка оформления договоров, оплаты перевозок и дополнительных услуг, расчетов с перевозчиком и т. д.;

- организация перевозок и внедрение в пределах зоны ответственности агентства транспортного обслуживания по принципу доставки груза "от двери грузоотправителя – к вагону, от вагона – к двери грузополучателя";

- информирование грузоотправителей и грузополучателей о местонахождении груза (при наличии соответствующего договора);

- информирование клиента о необходимости изменения условий договора при форс-мажорных обстоятельствах;

- реализация тарифной политики и контроль правильности ее применения в пределах зоны ответственности агентства;

- оказание помощи клиенту в выборе услуг и организация их выполнения;

- оформление договоров на перевозку грузов и оказание дополнительных услуг от имени дороги в пределах компетенции агентства;

- маркетинговые функции, оперативное взаимодействие с ДЦФТО.

Наши рекомендации