Принцип работы тормозной системы
Принцип работы тормозной системы рассмотрен на примере гидравлической рабочей системы.
При нажатии на педаль тормоза нагрузка передается к усилителю, который создает дополнительное усилие на главном тормозном цилиндре. Поршень главного тормозного цилиндра нагнетает жидкость через трубопроводы к колесным цилиндрам. При этом увеличивается давление жидкости в тормозном приводе. Поршни колесных цилиндров перемещают тормозные колодки к дискам (барабанам).
При дальнейшем нажатии на педаль увеличивается давление жидкости и происходит срабатывание тормозных механизмов, которое приводит к замедлению вращения колес и поялению тормозных сил в точке контакта шин с дорогой. Чем больше приложена сила к тормозной педали, тем быстрее и эффективнее осуществляется торможение колес. Давление жидкости при торможении может достигать 10-15 МПа.
При окончании торможения (отпускании тормозной педали), педаль под воздействием возвратной пружины перемещается в исходное положение. В исходное положение перемещается поршень главного тормозного цилиндра. Пружинные элементы отводят колодки от дисков (барабанов). Тормозная жидкость из колесных цилиндров по трубопроводам вытесняется в главный тормозной цилиндр. Давление в системе падает.
Эффективность тормозной системы значительно повышается за счет применения систем активной безопасности автомобиля.
Требования к тормозному управлению
1.2.1. Нормативы эффективности торможения и устойчивости автотранспортного средства при торможении рабочей тормозной системой для автотранспортных средств полной массы и автотранспортных средств в снаряженном состоянии с учетом массы водителя и одного пассажира (испытателя) приведены:
- в табл. 1 — для автотранспортных средств, производство которых начато после 01.01.81;
- в табл. 2 — для автотранспортных средств, производство которых было начато до 01.01.81.
Нормативы коэффициента неравномерности тормозных сил колес оси Кн для автопоездов категорий М1, М2 и М3 приведены в табл. 3.
Примечания:
1. Перечень показателей эффективности торможения рабочей и другими тормозными системами, а также устойчивости автотранспортного средства при торможении для различных типов автотранспортных средств и методов проверки приведен в п. 2.1.
2. Для автотранспортных средств, оборудованных устройствами регулирования тормозных сил колес передних и задних осей, нормативами эффективности торможения при любом весовом состоянии автотранспортного средства являются нормативы, установленные для автотранспортных средств полной массы.
1.2.2. При торможении рабочей тормозной системой с начальной скоростью торможения 40 км/ч линейное отклонение автотранспортного средства должно быть не более:
- 1,25 м — для автотранспортных средств, габаритные длина и ширина которых равны или менее соответственно 5 м и 2 м;
- 1,5 м — для автотранспортных средств, габаритная длина которых более 5 м или габаритная ширина которых более 2 м, но не превышает 2,5 м;
- 1,75 м — для автотранспортных средств, габаритная ширина которых более 2,5 м, но не превышает 3 м.
1.2.3. Асинхронность времен срабатывания тормозного привода звеньев автопоезда Ат не должна превышать 0,3 с.
1.2.4. Значение коэффициента совместимости звеньев автопоезда К должно быть не менее 0,9.
1.2.5. Стояночная тормозная система должна обеспечивать значение общей удельной тормозной силы не менее 0,16 или неподвижное состояние автотранспортного средства полной массы на дороге с уклоном не менее 16%, для автотранспортных средств в снаряженном состоянии на дороге с уклоном не менее 23% — категории М и не менее 31% — категории N. Сила на органе управления стояночной тормозной системы при оценке ее эффективности торможения должна быть не более 392Н (40 кгс) для автотранспортных средств категории М и 588 Н (60 кгс) для автотранспортных средств остальных категорий.
Таблица 1
Тип автотранспортного средства | Категория автотранспортного средства | Vo, км/ч | Pп, Н (кгс) не более | Sт1, м не более | Jуст,м/с2. | Ўт, не менее | КН,не более | tср, не более |
Одиночные автотранспортные средства | М1 | 402 | 490(50) | 12,9 (12,2) | 6,8 | 0,64 | 0,09 | 0,5 |
М2 | 686(70) | 17,0 (13,6) | 0,55 | 0,8 | ||||
М3 | 17,4 (16,8) | 5,7 | 0,11 | |||||
N1 | 19,0 (15,1) | 0,46 | 0,7 | |||||
N2 | 20,1 (17,3) | 0,8 | ||||||
N3 | 19,7 (16,0) | 6,2 | ||||||
Автопоезда, тягачами которых являются автотранспортные средства категорий М-N | М1 | 490(50) | 16,5 (13,6) | 5,9 | 0,47 | 0,09 | 0,5 | |
М2 | 686(70) | 20,6 (15,2) | 5,7 | 0,42 | 0,8 | |||
М3 | 19,5 (18,4) | 5,5 | 0,51 | Табл3 | 0,9 | |||
N1 | 21,8 (17,7) | 4,6 | 0,38 | 0,11 | 0,7 | |||
N2 | 21,3 (18,8) | 5,5 | 0,46 | Табл3 | 0,9 | |||
N3 | 20,8 (18,4) |
1. Для автотранспортных средств в снаряженном состоянии нормативы тормозного пути приведены в скобках.
2. Если автотранспортное средство согласно руководству по эксплуатации не может развить указанную в табл.1 начальную скорость торможения, то торможение должно проводиться с максимальной скоростью данного автотранспортного средства.
Таблица 2
Тип автотранспортного средства | Категория автотрансп. средства | Vo, км/ч | Рп, Н (кгс), не более | Sт1 ,мне более | Jуст,м/с2. | tср, не более | Ўт, не менее |
Одиночные автотранспортные средства и автопоезда | м, | 402 | 490 (50) | 16,2 (14,5) | 6,1 | 0,6 | 0,53 |
м, | 686 (70) | 21,2 (18,7) | 5,5 | 1,0 | 0,46 | ||
Мз | 21,2 (19,9) | 5,0 | |||||
Одиночные автотранспортные средства | N. | 23,0 (19,0) | 5,4 | 0,41 | |||
N. | 23,0 (18,4) | 5,7 | |||||
Nз | 23,0 (17,7) | 6,1 | |||||
Автопоезда, тягачами которых являются автомобили категорий N | N. | 25,0 (22,7) | 4,7 | 1,2 | |||
N. | 25,0 (22,1) | 4,9 | |||||
Nз | 25,0 (21,9) | 5,0 |
1. Для автотранспортных средств в снаряженном состоянии нормативы тормозного пути приведены в скобках.
2. Если автотранспортное средство согласно руководству по эксплуатации не может развить указанную в табл.2 начальную скорость торможения, то торможение должно проводиться с максимальной скоростью данного автотранспортного средства.
Примечание.
Обозначения в табл. 1 и табл. 2:
- начальная скорость торможения,
- сила на органе управления,
- тормозной путь,
- установившееся замедление,
- общая удельная тормозная сила,
- коэффициент неравномерности тормозных сил колес оси,
- время срабатывания тормозной системы. ГОСТ 25478-91
Таблица 3
Тип автопоезда | Тягач | Первый прицеп | Полуприцеп | Последний прицеп | |||
1-я ось | последующая ось | 1-я ось | последующая ось | 1-я ось | последующая ось | ||
Двухзвенный полуприцеп | 0,09 | 0,13 | 0,09 | 0,13 | - | - | - |
Трехзвенный полуприцеп | 0,09 | 0,13 | 0,09 | 0,13 | - | 0,11 | 0,15 |
Двухзвенный седельный | 0,09 | 0,13 | - | - | 0,15 | - | - |
Трехзвенный седельно-прицепной | 0,09 | 0,13 | - | - | 0,13 | 0,11 | 0,15 |
Трехзвенный сдельно-прицепной прицеп, который выполнен на базе полприцепа | 0,09 | 0,13 | - | - | 0,13 | 0,09 | 0,15 |
1.2.6. Стояночная тормозная система прицепа (полуприцепа) при отсоединении его от тягача должна обеспечивать неподвижное состояние прицепа (полуприцепа) на уклоне, значения которого установлены в п. 1.2.5 для соответствующей категории одиночного автотранспортного средства, к которой относится тягач.
1.2.7. Вспомогательная тормозная система, за исключением моторного замедлителя, должна обеспечивать значение установившегося замедления в диапазоне скоростей 35-25 км/ч не менее 0,5 м/с2 для автотранспортных средств полной массы и 0,8 м/с2 для автотранспортных средств в снаряженном состоянии с учетом массы водителя и одного пассажира. Моторный замедлитель должен находиться в работоспособном состоянии.
1.2.8. Нарушение герметичности пневматического или пневмогидравлического тормозного привода не должно вызывать падение давления воздуха при неработающем двигателе более, чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) от величины нижнего предела регулирования регулятором давления в течение:
- 30 мин — при свободном положении органов управления тормозной системы;
- 15 мин — после полного приведения в действие органов управления тормозной системы.
1.2.9. Давление сжатого воздуха в ресиверах пневматического или пневмогидравлического тормозного привода должно находиться в пределах, установленных в технической и нормативно-технической документации.
1.2.10. Не допускается наличие непредусмотренного конструкцией контакта трубопроводов тормозного привода с элементами автотранспортного средства, подтекание тормозной жидкости, деталей с трещинами и остаточной деформацией.
1.2.11. Система сигнализации и контроля тормозных систем, манометры пневматического и пневмогидравлического тормозного привода, устройство фиксации органа управления стояночной тормозной системы должны находиться в работоспособном состоянии.