Особенности и недостатки видов транспорта
· Автомобильный транспорт. Преимущества: используется для перевозки на короткие расстояния; высокая маневренность; доставка «от дверей до дверей» с необходимой степенью срочности; обеспечивает регулярность поставки; возможны поставки малыми партиями; наименее жесткие требования к упаковке товара. Недостатки: высокая стоимость перевозок; срочность разгрузки; возможны хищения груза и угона автотранспорта; сравнительно малая грузоподъемность.
· Железнодорожный транспорт. Преимущества: перевозка больших партий грузов при любых погодных условиях; сравнительно быстрая доставка груза на большое расстояние; перевозки регулярны; удобно организуются погрузочно-разгрузочные работы; сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов, а также наличие скидок. Недостатки: малая скорость передвижения; ограниченное количество перевозчиков, хищения и потери; низкая возможность доставки к пунктам потребления (в ряде случаев должен дополняться автомобильным).
· Морской транспорт. Преимущества: низкие грузовые тарифы; высокая провозная способность (фактически недостаток для МБ). Недостатки: низкая скорость; ограниченная возможность доставки к пунктам потребления; жесткие требования к упаковке и креплению грузов; малая частота отправок; зависимость от погодных и навигационных условий.
· Внутренний водный транспорт. Преимущества: низкие грузовые тарифы (самый дешевый транспорт при перевозках грузов весом более 100 т. на расстояние более 250 км.). Недостатки: малая скорость доставки; ограниченная возможность доставки к пунктам потребления; малая частота отправок; низкая географическая доступность.
· Воздушный транспорт. Преимущества: наиболее высокая скорость доставки; возможность доставки в отдаленные районы; высокая сохранность грузов. Недостатки: высокие грузовые тарифы; ограниченность размера партии; зависимость от метеоусловий (приводит к непредсказуемости графиков поставки).
· Трубопроводный транспорт. Преимущества: низкая себестоимость; высокая пропускная способность. Недостатки: узкая номенклатура подлежащих транспортировки грузов (жидкости, газы, эмульсии).
Концепция складской логистики
Складская логистика - оптимизация операций, непосредственно связанных с переработкой и оформлением грузов и координацией со службами закупок и продаж, расчет оптимального количества складов и места их расположения.
Задачи складской логистики:
1. Рациональная планировка склада при выделении рабочих зон, способствующая снижению затрат и усовершенствованию процесса переработки груза;
2. Эффективное использование пространства при расстановке оборудования, что позволяет увеличит мощность склада;
3. Использование универсального оборудования, выполняющего различные складские операции;
4. Минимизация маршрутов внутрискладской перевозки с целью сокращения эксплуатационных затрат и увеличения пропускной способности склада;
5. Осуществление унитизации партии отгрузок и применение централизованной доставки;
6.Максимальное использование возможностей информационных систем.
Резервуары
Резервуар – склад для хранения жидких грузов.
Разновидности:
1. горизонтально- канонический (цилиндрический): V = 75 м3:
· выпуклые стены;
· вогнутые стены;
2. вертикально-цилиндрический: V = 3000 м3;
3. сферический;
4. гиперболический (произвольной формы).
Тележки
Существует три основных типа грузовых тележек:
· Ручные тележки - используются для развоза относительно небольших по массе и габаритам грузов. Ручные тележки просты в эксплуатации, универсальны, отличаются низкой стоимостью. Их грузоподъемность варьируется от 100 до 700 кг. В конструкции ручных тележек используются пневматические или литые колёса.
· Гидравлические тележки – это самый популярный вид складских тележек. Такие тележки предназначены для перевозки паллетированного груза и отличаются простотой в эксплуатации, универсальностью, устойчивостью к нагрузкам. Грузоподъёмность гидравлической тележки составляет 2-3 тонны. При выборе гидравлической тележки следует обратить особое внимание на такую важную деталь, как колёса и ролики. На концах вил тележки может быть по одному ролику (вариант single) или по два ролика (вариант tandem).
· Электротележки (самоходные тележки) - самый сложный и дорогой тип транспортного складского оборудования. Электрические вилочные тележки используются в основном на крупных складах с большим грузопотоком, где существует постоянная необходимость быстрого перемещения грузов на значительные расстояния.
Разновидности тележек: для длинномерных грузов; штабелёр; двухосная тележка-платформа; стингл; тандем (рисунки в конспекте).
Таможенные склады
ТС — тамож. режим, при кот-ом ввезенные тов-ы хранятся под тамож. контролем без взимания тамож. пошлин и налогов в период хранения, а тов-ы, предназнач. д/вывоза, хранятся под тамож. контролем с предоставл-ем льгот, предусм-ых действующим тамож. законодат-вом. Значение:
- тов, помещ-ый под этот режим, с 1 стор, полностью попадает под действие общ.тамож. и налог. регул-ния, а с др. стор, предост-ся возм-ть уплач-ть тамож. пошлины либо подвергаться нетариф. мерам регул-ния только по факту конкрет. сделки;
- помещение тов на тамож. склад облегчает осущ-ние внешнеторг. операций;
- исп-ние ТС позволяет осущ-ть крупн закупки, когда предлож-е на внеш. рынке представ-ся наиб. выгодным, а продавать тогда, когда спрос на внутр. рынке зарубеж. стран будет наиб. благопр-ым;
- ТС исп-ся д/предоставл-я пок-лям тов-ов, поступ-щих в порядке замены, гарантийного послепродажн. обслуж-ния и т.п.;
- ТС имеет свои преимущ-ва д/имп-ров и д/эксп-ров.
А – открытый склад общего пользования – имеет 1 владельца, открытый, долгосрочный. Любой может хранить там свой товар в таможенном режиме на основе договора о самоокупаемости. Лицензия выдаётся региональной таможне.
Б– закр. ТС – имеет 1владельца, к-ый хранит там свой товар в таможенном режиме.
В– временно закр. ТС – как и предыдущий, но является закрытым во временном режиме(4-18мес).
Г – склад-магазин – по беспошл. торговле на выезде из РБ.
Проектирование складов
Осн. операции, выполняемые на выделенных участках:
Участок разгрузки (на рис. 1. - железнодорожная рампа):
механизированная разгрузке транспортных средств;
ручная разгрузка транспортных средств.
Приемочная экспедиция (размещается в отдельном помещении склада):
приемка прибывшего в нерабочее время продукции по количеству мест и ее кратковременное хранение до передачи в основной склад. Грузы в приемочную экспедицию поступают из участка разгрузки.
Участок приемки (размещается в основном помещении склада):
приемка товаров по количеству и по качеству. Грузы на участок приемки могут поступать из участка разгрузки и из приемочной экспедиции.
Участок хранения (главная часть основного помещения склада):
размещение груза на хранение;
отборка груза из мест хранения.
Участок комплектования (размещается в основном помещении склада):
формирование грузовых единиц, содержащих подобранный в соответствии с заказами покупателей ассортимент товаров.
Отправочная экспедиция (связывает транспорт и покупателя логистическим процессом:
кратковременное хранение подготовленных к отправке грузовых единиц, организация их доставки покупателю.
Участок погрузки (на нашей схеме - автомобильная рампа): погрузка транспортных средств (ручная и механизированная).
Затворы, питатели
Затворы (рисунки в конспекте): простой крышечный; лотковый; тарельчатый; барабанный ( м. б. секторный); червячный.
Питатели - устройство, представляющее собой короткий конвейер для подачи сыпучего или кускового материала из бункера (рудоспуска, породоспуска) в транспортное средство или в перерабатывающую машину:
· Для подачи крупного камня применяют колосниковые, лотковые и пластинчатые питатели. На колосниковых питателях одновременно происходит отсев мелких фракций и подача крупных кусков камня в дробилку. Лотковые питатели представляют собой наклонные качаюшиеся лотки, установленные под выходным отверстием бункера. В результате качания наклоненного лотка материал постепенно перемещается к опущенному концу его. Пластинчатые питатели предназначены для равномерной подачи крупных кусков камня в дробилку. Пластинчатый питатель представляет собой бесконечную многорядную цепь, опирающуюся на верхние и нижние ролики, смонтированные в подшипниках на раме.
· Для подачи мелкокускового камня применяют ленточные тарельчатые и вибрационные питатели. Вибрационный питатель представляет собой короткий наклонный лоток, подвешенный к выходному отверстию бункера. Материал ссыпается на него из бункера. При вибрации лотка питателя материал слоем определенной толщины сползает по лотку. Тарельчатые питатели наиболее распространены в цементной промышленности.
Грузозахватные устройства
· виловой;
· крюковой;
· толкатель;
· сталкиватель;
· магнитные и электромагнитные устройства
78. Козловые краны(рисунки в конспекте)
Козловые краны со стационарной кабиной используются для обслуживания складов, штучных, длинномерных и других грузов, грузовых дворов, выполнения погрузочно-разгрузочных работ на контейнерных площадках ж/д станциях, открытых площадках промышленных предприятий, полигонов по производству железобетонных изделий. Такой тип кранов рекомендован на прирельсовых площадках и открытых складах для перегрузки навалочных грузов.
Кран козловой со стационарной кабиной - оборудован ручными противоугонными захватами и сигнализаторами ветра.
Кран козловой с передвижной кабиной - оборудован ограничителями грузоподъемности с регистратором параметров.
79. Мостовые краны(рисунки в конспекте):
Ø Кран-балка, или однобалочный подвесной мостовой или опорный кран (грузоподъемность 3,2 т., легко монтируется и демонтируются, но ограничен двутавром);
Ø Мостовой двухбалочный кран (грузоп-сть 20т. Можно исп-ть на полуоперативных площадках).
80. Стеллажные краны(рисунки в конспекте)
Стеллажный кран-штабелер используется для обслуживания стеллажей. Представляет собой тележку, которая передвигается по монорельсу в проходе между стеллажами. Тележка снабжена вертикальной колонкой, оборудованной направляющими для подающей платформы. На платформе установлены грузоподъемник и кабина оператора. Кабина полуоткрытого типа оснащена козырьком. Механизм подъема - электропривод.