Вид груза и направление работы
§ РУДА различных металлов (железная, свинцовая, хромовая и пр.) от порошкообразного вещества до мелочи и комков. Пылящий груз. Некоторые ядовиты. Тара: мешки (бумага). Обычно по согласованию в перевозчиком предъявляется к перевозке навалом. Включена в список грузов, перечисленных в Приложении С Кодекса ВС ИМО, 1994 г. (если иное не указано в грузе конкретного наименования).
УПО - 0,3-0,8 м3/т - мешки.
§ РУДА ВАНАДИЕВАЯ- пыль может содержать ядовитые компоненты, поэтому следует, по возможности, ограничить контакт персонала с пылью во время грузовых работ. Груз обычно предъявляется к перевозке навалом. Включен в список грузов, перечисленных в Приложении В Кодекса ВС ИМО, 1994 г.
§ РУДА МАРГАНЦЕВАЯ - имеется несколько видов, отличающихся в основном содержанием марганца (от 23 до 70%), от мелкой пыли до комков размером 5-250 мм. Влагосодержание может достигать 15%. Тара: мешки (обычно бумага), УПО может колебаться в довольно широком диапазоне. По согласованию с перевозчиком обычно предъявляется к перевозке навалом, см. НАВАЛОЧНЫЕ грузы. В зависимости от свойств включена в списки грузов, перечисленных в Приложениях А или С Кодекса ВС ИМО, 1994 г.
УПО - 0,4-0,9 м3/т - мешки.
§ РУДА ПЕРЛИТОВАЯ - глиноподобное пылящее вещество светло-серого цвета, без запаха. Влагосодержание 0,5-1,0%. Гигроскопична. Тара: мешки (обычно бумага). По согласованию с перевозчиком часто предъявляется к перевозке навалом. Включена в список грузов, перечисленных в Приложении С Кодекса ВС ИМО, 1994 г.
УПО - 1,1-1,3 м3/т - мешки.
§ РУДА СВИНЦОВАЯ - порошкообразное вещество. Ядовита, при контакте с кислотами выделяет ядовитые пары, что следует учитывать при размещении груза. Тара: мешки (бумага). По согласованию с перевозчиком обычно предъявляется к перевозке навалом. Включена в список грузов, перечисленных в Приложении С Кодекса ВС ИМО, 1994 г.
УПО - 0,3-0,7 м3/т - мешки.
§ РУДА ХРОМОВАЯ - твердое плотное кристаллическое вещество, синевато-коричневого цвета, с размером частиц от 6 до 250 мм. Токсична при вдыхании пыли. Тара: мешки (бумага). Обычно по согласованию с перевозчиком предъявляется к перевозке навалом, см. НАВАЛОЧНЫЕ грузы. Включена в список грузов, перечисленных в Приложении С Кодекса ВС ИМО, 1994 г.
УПО - 0,4-0,55 м3/т - мешки.
Руды и их концентраты занимают значительное место в общем объеме мировых перевозок. Основная особенность руды и рудных концентратов, определяющая требования к размещению этих грузов на судне, — большая насыпная масса (масса 1 м3 свободно насыпанного материала) и малый погрузочный объем. При неправильном размещении руды и рудных концентратов легко может быть создана чрезмерная остойчивость судна и нарушена его прочность. Известны случаи серьезных аварий и даже гибели судов, перевозивших руду и рудные концентраты, вследствие неправильного размещения груза. При загрузке судов этими грузами необходимо строго руководствоваться Техническими правилами складирования, хранения и морской перевозки руды (марганцевой, цинковой, серного колчедана и др.), Техническими условиями перевозки концентратов железной и титановой руд на морских судах, а также правилами перевозки цинкового и свинцового концентратов на судах. В соответствии с этими правилами к перевозке руды и рудных концентратов допускаются суда особо прочной конструкции, имеющие достаточно высокое междудонное пространство, специально приспособленные к безопасной перевозке данного груза. Некоторые виды руд и рудных концентратов выделяют испарения, вредные для здоровья людей, а другие обладают способностью к самосогреванию. Поэтому рекомендуется во время рейса производить поверхностную вентиляцию грузовых помещений. Характерной особенностью некоторых руд и большинства рудных концентратов является их способность переходить в разжиженное состояние.
Перевозка руды
В структуре этой группы грузов ведущее место занимает руда, на долю которой приходится примерно 1/2 объема морских перевозок навалочных грузов. С увеличением добычи руды росло ее поступление на мировой рынок, которое за последние 20-25 лет почти утроилось, и соответственно заметно увеличилась переброска этого груза морским транспортом. Ведь 4/5 внешнеторговых поставок руды выполняется по морским трассам. Они проходят в разных районах океана от богатых железорудных месторождений до удаленных от них крупных центров металлургии.
Наиболее мощный грузопоток железной руды (свыше 70 млн. тонн) проходит из Австралии в Японию, куда вместе с тем поступает руда из Индии, стран Юго-Восточной Азии и Южной Америки. В европейские страны «Общего рынка» рудные грузопотоки направлены из Швеции, Бразилии и стран Западной Африки — Либерии и Мавритании. США получают руду морем из Канады, стран Латинской Америки и Западной Африки.
В последнее время заметно увеличилась дальность морских перевозок железной руды. Если в прошлом металлургические заводы строились обычно вблизи каменноугольных месторождений, то теперь главным критерием стали короткие расстояния от железорудных разработок до удобных для вывоза морем участков побережья, так как перевозка руды на специализированных крупнотоннажных судах экономически выгодна. Показательно, что металлургические компании стали приобретать крупные рудовозы, тем самым сосредоточивая у себя производственный процесс и доставку сырья, что свидетельствует о распространении диверсификации в экономике океана.
§ УГЛИ (древесный, активированный, сажа и пр.) - черный порошок или гранулы; пылящий, чрезвычайно гигроскопический груз, склонен к самосогреванию и самовоспламенению, повышенная температура и влагосодержание активизирует эти процессы. ОПАСНЫЕ грузы. КЛАСС 4.2. Тара: бочки, барабаны (металл), мешки (синтетика, бумага) влагопрочные, массой до 55 кг. Угли, предъявленные к перевозке, должны быть достаточно термообработаны и охлаждены перед упаковкой.
Некоторые виды угля (неактивированный, прошедшие специальные испытания и имеющие сертификат об этом) могут не относиться к классу 4.2. Угли, не относящиеся к классу 4.2, могут по согласованию с перевозчиком предъявляться к морской перевозе навалом; относятся к грузам, опасным при перевозке навалом. Включены в список грузов, перечисленных в Приложениях А и В (в зависимости от свойств) Кодекса ВС ИМО, 1994 г. (Циркулярное письмо MSC/Circ. 742 от 14. Об. 9б г).
Могут выделять метан, воспламеняющийся газ; смесь метана с воздухом, содержащая 5-16% метана, может привести к взрыву в атмосфере грузового помещения или смежных помещений от воздействия искры или открытого пламени, зажженная спичка или сигарета. Поскольку метан легче воздуха, он может накапливаться в верхних частях грузового помещения или других закрытых либо плохо вентилируемых помещениях. Если проницаемость переборок, ограничивающих грузовое помещение, нарушена, метан может проникнуть в служебные или жилые смежные помещения. Угли могут окисляться, вызывая снижение содержания кислорода и рост содержания диоксида углерода в атмосфере грузового помещения. Некоторые виды углей имеют склонность к самонагреванию, что может привести к их самовоспламенению в грузовом помещении.
Возможно образование самовоспламеняющихся и ядовитых газов, включая оксид углерода. Это газ, не имеющий запаха, немного легче воздуха, имеет пределы воспламенения 1275% на объем. Токсичен при вдыхании и обладает способностью воздействовать на содержание гемоглобина в крови с интенсивностью, превышающей интенсивность воздействия кислорода в 200 раз. Некоторые угли склонны вступать в реакцию с водой и образовывать кислоты, которые могут вызывать коррозию. Возможно также образование воспламеняющихся и ядовитых газов, таких как водород. Он не имеет запаха, намного легче воздуха, пределы его воспламенения в воздухе составляют 4-75% на объем.
УПО - 2,5-4,5 м3/т - мешки; УПО - 0,8-1,6 м3/т - навалом.
§ УГОЛЬ ДРЕВЕСНЫЙ- твердый, пористый высокоуглеродистый продукт, образующийся при пиролизе древесины. При контакте с водой склонен к самонагреванию, возможно самовоспламенение. Может вызвать снижение содержания кислорода в трюмах. В зависимости от степени подготовки груза к перевозке, его критериев опасности, относится или к ОПАСНЫМ ГРУЗАМ, класс 4.2, см. САМОВОЗГОРАЮЩИЕСЯ ВЕЩЕСТВА (перевозка навалом не допускается), или к материалам, опасным только при перевозке навалом, см. Приложение В Кодекса ВС ИМО, 1994 г. Применяется в производстве кремния, сероуглерода, активного угля и пр., а также, как топливо в быту.
Перевозки угля
До второй мировой войны каменный уголь был главным массовым грузом международных морских перевозок. Он в основном экспортировался из Европы почти во все районы земного шара. С конца пятидесятых годов доля каменного угля в топливных ресурсах мира существенно уменьшилась, что повлекло за собой сокращение масштабов и изменение направлений его перевозок по морским путям. В настоящее время морем транспортируется около 4% (примерно 100 млн. тонн) мировой добычи каменного угля.
В экспорте угля среди западных стран лидируют США, видное место занимают Канада и Австралия. В соответствии с этим наиболее крупные морские грузопотоки угля направлены из США и Канады в страны Западной и Южной Европы, Японию и Южную Америку. Большие грузопотоки угля следуют из Австралии в Японию. На долю Японии приходится почти 50% общего объема морских перевозок угля.
Согласно Правил в категорию подвижной техники, перевозимой на морских судах, входят:
· самоходная техника (СТ) - легковые и грузовые автомобили, тракторы, экскаваторы, подъемно-транспортные, строительные, дорожные, сельскохозяйственные и другие колесные (КТ) и гусеничные (ГТ) самоходные машины;
· прицеп (трейлер) (ПР) - высоко - или низкорамная прицепная платформа, имеющая оси впереди и сзади, используемая для транспортировки грузов по магистральным дорогам (магистральное транспортное средство);
· полуприцеп (семитрейлер) (ПП) - высокорамная платформа, имеющая только заднюю ось. с опорой передней части на седельное устройство тягача, соединяемое с ним шкворнем, используемая для транспортировки грузов по магистральным дорогам;
· автопоезд (АП) - состав из автомобиля с одним или двумя прицепами на жесткой сцепке. (Для целей расчета средств крепления каждое звено автопоезда рассматривается как отдельное транспортное средство):
· сочлененный автопоезд (СП) - комбинация тягача с полуприцепом;
· комбинация транспортных средств (КТС) - означает автомобиль, соединенный с одним или более буксируемыми транспортными средствами. (Для целей расчета средств крепления каждое звено комбинации рассматривается как отдельное транспортное средство);
· ролл-трейлер (РТ) - низкорамный полуприцеп без тормозов и сигнальных огней, соединяемый с тягачом специальным устройством - гузнехом, используемый для транспортировки и хранения грузов на территории порта и на судах.